Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 8 класс
рабочая программа (8 класс)
Программа разработана на основе:
- требований ФГОС основного общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования школы;
- концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А. «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_sotsiokulturnye_istoki_8_klass.docx | 45.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»
«РАССМОТРЕНО» Протокол от 30.08.2020 №1 заседания предметного МО Руководитель МО: _______________ А.Ю.Симакова | «СОГЛАСОВАНО» Протокол от 31.08.2020 №1 заседания МС Председатель МС: _______________ Л.И.Васильева | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ от 31.08.2020 № 534-ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
уровень образования: основное общее образование (8 класс)
Составитель: Соломонова Наталья Ивановна, учитель ИЗО.
Программа разработана на основе:
- требований ФГОС основного общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования школы;
- концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А. «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.
Ханты-Мансийск – 2021
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
Учебный курс «Истоки» в 8 классе призван, аккумулировав весь предыдущий опыт присоединения к универсалиям отечественной культуры, открыть новый этап в истоковедении. Учащимся предстоит открыть волнующий и многогранный мир творческой деятельности человека -художественной, научной, управленческой, просветительской и т.д. ради познания ее духовного, нравственного и общественного предназначения. Такой содержательный и педагогический ракурс «Истоков» соответствует важнейшей задачи современного этапа модернизации российского образования -переходу старших классов к профильному обучению. «Истоки» содействуют не только осознанной подготовке к выбору того или иного профиля, но и делают акцент на общие ценностные ориентации любого вида творчества. Это поможет увидеть глубинные истоки различных творческих сфер, осознать их духовно-нравственные основы, принять многовековую традицию общественного служения.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, составлять конспект и тезисы конспекта);
- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
- готовность к сотрудничеству, групповой и коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результатами изучения курса являются:
- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
- умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
- владение навыками для установления и выявления причинно-следственных связей;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- составление, описание важнейших памятников культуры народов, выражение своего отношения к ним.
Достигнуть поставленной цели помогают активные формы обучения –
социокультурные тренинги. Содержание тренингов и методика их проведения позволяют расширить социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых идеях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию. Основными видами тренингов в 8 классе являются: ресурсный круг, в том числе на развитие целостного восприятия, активный выбор, мнемотехника, ранжирование, имеющее целью определение последовательности этапов.
Главными целями курса в 8-м классе являются:
* дальнейшее обогащение полученных представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
* приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников - явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;
* закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности (рационального, образного, метафорического, духовного) и, через этот опыт — ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде:
* развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Истоки» 8 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс, ресурсный круг, рефлексия
- викторина- творческая работа
Учащиеся получат возможность для:
• в образовательном отношении – освоения социокультурного и духовно – нравственного контекста творчества как важнейшей и уникальной деятельности человека;
• в воспитательном отношении –мотивации выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимание смысла и миссии творчества;
• в личностно – развивающем отношении – обогащении социального и нравственного опыта множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческого творчества.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 класс (33 часа)
Введение (1 час)
Форма и дух творчества. Мир образов. Мир разума.
Творчество: дух и формы (14 часов)
Творец, творчество и творение. Творчество и созерцание. Творчество и обновление. Талант, озарение и вдохновение – непременные спутники творчества. Старание и его роль в творчестве.
Языки творчества. Язык духа. Исихазм в русской культурной традиции. Нил Сорский.
Языки разума. Подвижничество ученого. Н. М. Карамзин.
Язык образа. Взгляд художника. В. В. Верещагин.
Язык звуков. Индивидуальность и неповторимость человеческого голоса. Л. А. Русланова.
Язык жестов. Жесты, сопровождающие речь, заменяющие ее, регулирующие общение. Молчание.
Мотивы творчества. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Закон как форма, Благодать как дух. Ограниченность Закона и безграничность Благодати.
Любовь как мотив творчества. Любовь к ближнему, любовь к Отечеству.
Управление как творчество. Законотворчество. Закон и Правда. Обычаи сообщества и Заповеди Божии. Долг и идеал. Честь и бесчестье.
Всякое творение ведает творца. Плоды творчества. Творческий человек как Со-Творец.
Истоки образа (10 часов)
Три мира, окружающих человека – сакральный, природный и человеческий. Мир образов как отражение трех миров. Диалог творца и зрителя.
Образы Божественного мира. Икона. Храм. Иконостас.
Художественное творение мира природного. Цвет, свет и форма. Пейзаж и натюрморт. Мир горний и дольний в творчестве художника. Мифопоэтические образы. Мир узорочья.
Образы мира человеческого. Миры цивилизаций. Выразительные человеческие типажи.
Образы мира невидимого. Град-Китеж. Метафорическое восприятие человека. Голова, сердце, руки – традиции «прочтения».
ДО-видение как дар художественного видения мира.
Истоки творчества разума (6 часов)
Сущность научного творчества. Пути научного творчества.
Знания донаучные, вненаучные и научные. Систематизация и согласование как признаки научного знания. Факты, понятия, закономерности и теории. Гипотезы.
Эмпирический и теоретический уровни знания. Рациональный, интуитивный, эволюционный, цикличный и аналоговый пути познания мира.
Место науки в жизни человечества. Моральная ответственность ученого.
Техническое творчество. Творчество изобретателя: истоки, дела, благодарность.
Творчество просветителя. Книжники и летописцы древности. Учителя. Издатели. Духовные наставники.
Творчество и Истина.
Активный экзамен (1 час)
Заключение (1 час)
Творческий человек. Мотивы творчества. Форма, смысл, мотивы и дух – содержание творчества. Верность, терпение, смысл и труд – спутники творчества.
III ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Тема 1. Введение | 1 | |||
1. | Форма и дух творчества. Мир образов. Мир разума. | 1 | ||
Тема 2. Творчество: дух и формы | 14 | |||
2. | О Творце, творчестве и творении. | 1 | ||
3. | Спутники творчества. | 1 | ||
4. | Языки творчества. Язык духа. | 1 | ||
5. | Язык разума. | 1 | ||
6. | Язык образа. | 1 | ||
7. | Языки звуков | 1 | ||
8. | Язык жеста | 1 | ||
9. | Как прочитать жест | 1 | ||
10. | Мотивы творчества. К творчеству призвала любовь. | 1 | ||
11. | К творчеству призвало сердце. К творчеству призвало Отечество. | 1 | ||
12. | Истоки законотворчества. Жить по закону. | 1 | ||
13. | Жить по обычаю. | 1 | ||
14. | Жить по справедливости. | 1 | ||
15. | Жить по правде | 1 | ||
Тема 3. Истоки образа | 10 | |||
16. | Творение образов Божественного мира. Икона. | 1 | ||
17. | Храм как образ Божественного мира | 1 | ||
18. | Образы Божественного мира. | 1 | ||
19. | Образы мира природного. Инструментарий художника. | 1 | ||
20. | Образы мира дольнего. | 1 | ||
21. | Образы мира мифопоэтического. Мир «узорочья». | 1 | ||
22. | Образы мира человеческого. | 1 | ||
23. | Как каждое сословие творило свой образ. | 1 | ||
24. | Как творили образ невидимого. | 1 | ||
25. | Посмотрим на самого себя. | 1 | ||
Тема 4. Истоки творчества разума | 6 | |||
26. | О сути научного Творчества. О прямых путях и путях извилистых. | 1 | ||
27. | Знания донаучные и вненаучные. | 1 | ||
28. | Научные знания. | 1 | ||
29. | Во имя чего наука познает мир. | 1 | ||
30. | Техническое творчество. Изобретатель. | 1 | ||
31. | Творчество просветителя. Духовные просветители. | 1 | ||
Тема 5. Активный экзамен. | 2 | |||
32. | Познай свои возможности. Активный экзамен. | 1 | ||
Тема 6. Заключение | ||||
33. | Истоки творчества. | 1 | ||
ВСЕГО | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по внеурочной деятельности для 5 класса в рамках ФГОС "Занимательная грамматика"
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувс...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Разговорный английский"
Данный курс направлен на обеспечение необходимого и достаточного уровня коммуникативных умений учащихся в устной и письменной речи, их готовности и способности к речевому взаимодействию на английском ...
Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" для 5 класса
Курс предназначен для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 16 часов (1 час в неделю) в первом полугодии. Содержание учебного материала курса, п...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Спорт – это жизнь»
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Спорт – это жизнь» . Предназначена для 5 классов....
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ» ДЛЯ 10 КЛАССА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1-4 класс на 2022 -2025уч.г.
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компе...
Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" для 5 класса
Курс предназначен для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 16 часов (1 час в неделю) в первом полугодии. Содержание учебного материала курса, п...