Рабочая программа курса внеурочной деятельности Социокультурные истоки для 6 класса
рабочая программа (6 класс)

Соломонова Наталья Ивановна

 

Программа разработана на основе:

 

-  требований ФГОС основного общего образования;

         -  требований к результатам освоения основной образовательной

            программы основного общего образования школы;

        - концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

        - авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А.      «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»

«РАССМОТРЕНО»

Протокол от 30.08.2018 №1

заседания предметного МО

Руководитель МО:

_______________ Иноземцева И.А..

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол от 31.08.2018 №1

заседания МС

Председатель МС:

_______________ Васильева Л.И.

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ от 31.08.2018

№ 551-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

уровень образования: основное общее образование (6 класс)

Составитель: Соломонова Наталья Ивановна, учитель ИЗО.

Программа разработана на основе:

-  требований ФГОС основного общего образования;

         -  требований к результатам освоения основной образовательной

            программы основного общего образования школы;

        - концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

        - авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А.      «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.

Ханты-Мансийск – 2018


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

У учащихся необходимо сформировать базовый социокультурный ряд:

Святая Русь. Стольный град Москва. Ядро земли Русской; Северная Фиваида. Края и земли. Верность Отечеству. Рубежи нашего Отечества. Образ Отечества. Малая родина. Мой город- Сургут. Памятные и приметные места, улицы города, жизнь и быт горожан. Слово и образ малой родины. Главные события детства, отрочества и юности. Зрелость, пожилые и старые годы. Жизненный круг. Годичный круг праздников. Самый светлый праздник.

1. Личностными  результатами,  формируемыми при изучении курса являются:

– дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений,

образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

–приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным)пластам

выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;

– закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного

восприятия действительности и через этот опыт – ощущения укорененности в российской социокультурной среде;

– развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и

выбирать наиболее эффективный способ;

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности

в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью,

направленной на достижение поставленных целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий

по решению учебных и познавательных задач.

Метапредметными результатам, формируемыми при изучении курса

являются:

умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно ; способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения; овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, коллективный проект ) и следовании этическим нормам и правилам поведения .

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную

позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и

позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения

конфликтов;

  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований

собственных действий и действий партнѐра.

Предметными результатами, формируемыми при изучении курса,

являются:

  • усвоение понятий: вечные ценности, образ Отечества, духовность, век,

жизненный круг, седмичный круг;

  • имеют представление о духовно – нравственном идеале русского

народа,

  • знакомятся с памятниками древней архитектуры, письменности,

живописи, праздниками и традициями народа,

  • приобретают опыт публичной презентации, создания и защиты

проектов.

Достигнуть поставленной цели помогают активные формы обучения –

социокультурные тренинги. Содержание тренингов и методика их проведения позволяют расширить социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых идеях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию. Основными видами тренингов в 6 классе являются: ресурсный круг, в том числе на развитие целостного восприятия, активный выбор, мнемотехника, ранжирование, имеющее целью определение последовательности этапов.

 Новыми видами активных форм обучения являются метод номинальной группы. Системная работа, проводимая во 2, 3, 5 классах дает возможность шестиклассникам выйти на качественно иной уровень организации работы в группе. Если в начале учебного года ученики вспоминают и закрепляют алгоритм работы в четверке, то, начиная со второй четверти, им предлагается выполнить ряд заданий (вт.ч. по работе в коллективном проекте) в группе большего состава (7-8 человек).

Увеличение числа участников группы предполагает более высокий уровень овладения социокультурными категориями и ценностями, способность организовать взаимодействие.

Для того, чтобы работа проходила успешно, учащиеся должны уметь:

–слушать друг друга;

–проявлять терпимость к иной точке зрения в ходе обсуждения;

–приходить к единому мнению;

–структурировать время, выделенное на выполнение задания;

–доказательно представлять результаты работы классу;

–делегировать полномочия лидера членам группы с целью самоутверждения

каждого.

 Необходимым условием перехода к работе в группе большего состава является наличие мотивации к взаимодействию, которое возникает только в том случае, если у учеников имеется достаточный ресурс успеха от совместно осуществляемой деятельности. Уровень мотивации повышается по мере развития коммуникативных и управленческих умений школьников, общего эмоционального фона уроков. Подробное алгоритмическое описание каждого тренинга, которое выдается каждой паре учащихся на уроке, помогаетуспешной реализации системы активных форм обучения и социокультурному развитию учащихся.

Способ проверки планируемых результатов – защита проектов. Активный

экзамен позволяет определить уровень социокультурного развития учащихся по всем основным аспектам качества социокультурного образования (содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный). Проведение активного экзамена в форме защиты проектов дает возможность не только объективно, на основе самооценки, взаимооценки, экспертной оценки, увидеть и оценить развитие каждого ученика, но и выйти за рамки микрогруппы, создать единый контекст восприятия, осмысления, прочувствования изучаемых социокультурных категорий и ценностей у всех без исключения учащихся класса.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» С  УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6 класс (35 часов)

Тема 1.  Слово и образ Отечества(12 часов). 

Содержание темы

Формы организации и виды деятельности

Отечество – Святая Русь. Столица. Ядро земли русской – Золотое кольцо

России. Северная Фиваида. Поморье и земля Новгородская. Поволжье и Сибирь.

Рубежи и пределы Отечества – границы государства.

ФО: групповая, индивидуальная,  игровая, беседа, мини-исследование.

ВД: формирование умения построения

и реализации новых знаний; формирование деятельностных

способностей.

Тема 2. Слово и образ малой родины (11 часов). 

Содержание темы

Формы организации и виды деятельности

Формируется социокультурное понятие о малой родине, об образе родного

края. Семейство русских городов. С чего начинается город. Духовная жизнь

города. Жизнь и быт горожан: улицы, дворы, памятные места города. Образы

деревни: типы поселений.

ФО: групповая, индивидуальная, игровая, беседа, мини-исследование.

ВД: развитие умения планировать деятельность на длительную перспективу; формирование деятельностных

способностей и способностей к

структурированию и

практическому применению

полученных знаний.

Тема 3. Слово и образ времени (9  часа). 

Содержание темы

Формы организации и виды деятельности

Жизненный круг: младенчество, детство, отрочество, юность, семилетие

зрелости. Годичный круг времени: праздники, времена года. Малые круги жизни:

день и час.

ФО: групповая, индивидуальная,  игровая, беседа, мини-исследование.

ВД: формирование деятельностных

способностей и способностей к

структурированию и

систематизации содержания

полученной информации; развитие способности к рефлексии.

III   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Количество часов

Тема 1.  Слово и образ Отечества

12

«Отечество» (Вводное занятие)

1

«Святая Русь»

1

«Столица», «Стольный град Москва»

1

«Столица», «Стольный град Москва»

1

«Ядро земли Русской» (Золотое кольцо России)

1

«Северная Фиваида»

1

«Поморы. Земля Новгородская»

1

«Поволжье. Сибирь»

1

«Рубежи и пределы»

1

«Рубежи и пределы»

1

Обобщающее занятие «Образ Отечества»

1

Обобщающее занятие «Образ Отечества»

1

Тема 2. Слово и образ малой родины

11

«Малая моя Родина…»

1

«Город. Семейство русских городов»

1

«С чего начинается город?»

1

«Духовная жизнь города»

1

«Жизнь и быт горожан»

1

«Города легендарные»

1

«Образы деревни»

2

«Ритмы жизни деревни»

1

«Памятные и приметные места. Гора. Дерево»

1

«Камень. Родник. Источник»

1

«Остров. Озеро. Лукоморье»

1

Тема 3.  Слово и образ времени

9

«Жизненный круг»

1

«Отрочество и юность»

1

«Семилетия зрелости»

1

«Семилетия зрелости»

1

«Годичный круг времени»

1

«Зима. Весна. Лето. Осень»        

1

«Всему свое время»        

1

«Малые круги жизни»

1

«День и час»        

1

Живя минутой, не забывай о вечном

1

«Наше отечество»

1

Слово и образ отечества

1

ВСЕГО

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На пути к открытию рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов

программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1-4 класс на 2022 -2025уч.г.

Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компе...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 7 класс

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной образоват...

Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 8 класс

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной образоват...

Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 9 класс

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной образоват...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс...