Рабочая программа курса внеурочной деятельности Социокультурные истоки для 6 класса
рабочая программа (6 класс)
Программа разработана на основе:
- требований ФГОС основного общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования школы;
- концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А. «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_sotsiokulturnye_istoki_solomonovan.i-6_klass.docx | 42.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»
«РАССМОТРЕНО» Протокол от 30.08.2018 №1 заседания предметного МО Руководитель МО: _______________ Иноземцева И.А.. | «СОГЛАСОВАНО» Протокол от 31.08.2018 №1 заседания МС Председатель МС: _______________ Васильева Л.И. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ от 31.08.2018 № 551-ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
уровень образования: основное общее образование (6 класс)
Составитель: Соломонова Наталья Ивановна, учитель ИЗО.
Программа разработана на основе:
- требований ФГОС основного общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования школы;
- концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А. «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.
Ханты-Мансийск – 2018
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
У учащихся необходимо сформировать базовый социокультурный ряд:
Святая Русь. Стольный град Москва. Ядро земли Русской; Северная Фиваида. Края и земли. Верность Отечеству. Рубежи нашего Отечества. Образ Отечества. Малая родина. Мой город- Сургут. Памятные и приметные места, улицы города, жизнь и быт горожан. Слово и образ малой родины. Главные события детства, отрочества и юности. Зрелость, пожилые и старые годы. Жизненный круг. Годичный круг праздников. Самый светлый праздник.
1. Личностными результатами, формируемыми при изучении курса являются:
– дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений,
образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
–приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным)пластам
выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;
– закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного
восприятия действительности и через этот опыт – ощущения укорененности в российской социокультурной среде;
– развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности
в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью,
направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий
по решению учебных и познавательных задач.
Метапредметными результатам, формируемыми при изучении курса
являются:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно ; способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения; овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, коллективный проект ) и следовании этическим нормам и правилам поведения .
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и
позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнѐра.
Предметными результатами, формируемыми при изучении курса,
являются:
- усвоение понятий: вечные ценности, образ Отечества, духовность, век,
жизненный круг, седмичный круг;
- имеют представление о духовно – нравственном идеале русского
народа,
- знакомятся с памятниками древней архитектуры, письменности,
живописи, праздниками и традициями народа,
- приобретают опыт публичной презентации, создания и защиты
проектов.
Достигнуть поставленной цели помогают активные формы обучения –
социокультурные тренинги. Содержание тренингов и методика их проведения позволяют расширить социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых идеях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию. Основными видами тренингов в 6 классе являются: ресурсный круг, в том числе на развитие целостного восприятия, активный выбор, мнемотехника, ранжирование, имеющее целью определение последовательности этапов.
Новыми видами активных форм обучения являются метод номинальной группы. Системная работа, проводимая во 2, 3, 5 классах дает возможность шестиклассникам выйти на качественно иной уровень организации работы в группе. Если в начале учебного года ученики вспоминают и закрепляют алгоритм работы в четверке, то, начиная со второй четверти, им предлагается выполнить ряд заданий (вт.ч. по работе в коллективном проекте) в группе большего состава (7-8 человек).
Увеличение числа участников группы предполагает более высокий уровень овладения социокультурными категориями и ценностями, способность организовать взаимодействие.
Для того, чтобы работа проходила успешно, учащиеся должны уметь:
–слушать друг друга;
–проявлять терпимость к иной точке зрения в ходе обсуждения;
–приходить к единому мнению;
–структурировать время, выделенное на выполнение задания;
–доказательно представлять результаты работы классу;
–делегировать полномочия лидера членам группы с целью самоутверждения
каждого.
Необходимым условием перехода к работе в группе большего состава является наличие мотивации к взаимодействию, которое возникает только в том случае, если у учеников имеется достаточный ресурс успеха от совместно осуществляемой деятельности. Уровень мотивации повышается по мере развития коммуникативных и управленческих умений школьников, общего эмоционального фона уроков. Подробное алгоритмическое описание каждого тренинга, которое выдается каждой паре учащихся на уроке, помогаетуспешной реализации системы активных форм обучения и социокультурному развитию учащихся.
Способ проверки планируемых результатов – защита проектов. Активный
экзамен позволяет определить уровень социокультурного развития учащихся по всем основным аспектам качества социокультурного образования (содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный). Проведение активного экзамена в форме защиты проектов дает возможность не только объективно, на основе самооценки, взаимооценки, экспертной оценки, увидеть и оценить развитие каждого ученика, но и выйти за рамки микрогруппы, создать единый контекст восприятия, осмысления, прочувствования изучаемых социокультурных категорий и ценностей у всех без исключения учащихся класса.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6 класс (35 часов)
Тема 1. Слово и образ Отечества(12 часов).
Содержание темы | Формы организации и виды деятельности |
Отечество – Святая Русь. Столица. Ядро земли русской – Золотое кольцо России. Северная Фиваида. Поморье и земля Новгородская. Поволжье и Сибирь. Рубежи и пределы Отечества – границы государства. | ФО: групповая, индивидуальная, игровая, беседа, мини-исследование. ВД: формирование умения построения и реализации новых знаний; формирование деятельностных способностей. |
Тема 2. Слово и образ малой родины (11 часов).
Содержание темы | Формы организации и виды деятельности |
Формируется социокультурное понятие о малой родине, об образе родного края. Семейство русских городов. С чего начинается город. Духовная жизнь города. Жизнь и быт горожан: улицы, дворы, памятные места города. Образы деревни: типы поселений. | ФО: групповая, индивидуальная, игровая, беседа, мини-исследование. ВД: развитие умения планировать деятельность на длительную перспективу; формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и практическому применению полученных знаний. |
Тема 3. Слово и образ времени (9 часа).
Содержание темы | Формы организации и виды деятельности |
Жизненный круг: младенчество, детство, отрочество, юность, семилетие зрелости. Годичный круг времени: праздники, времена года. Малые круги жизни: день и час. | ФО: групповая, индивидуальная, игровая, беседа, мини-исследование. ВД: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации содержания полученной информации; развитие способности к рефлексии. |
III ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Количество часов |
Тема 1. Слово и образ Отечества | 12 | |
«Отечество» (Вводное занятие) | 1 | |
«Святая Русь» | 1 | |
«Столица», «Стольный град Москва» | 1 | |
«Столица», «Стольный град Москва» | 1 | |
«Ядро земли Русской» (Золотое кольцо России) | 1 | |
«Северная Фиваида» | 1 | |
«Поморы. Земля Новгородская» | 1 | |
«Поволжье. Сибирь» | 1 | |
«Рубежи и пределы» | 1 | |
«Рубежи и пределы» | 1 | |
Обобщающее занятие «Образ Отечества» | 1 | |
Обобщающее занятие «Образ Отечества» | 1 | |
Тема 2. Слово и образ малой родины | 11 | |
«Малая моя Родина…» | 1 | |
«Город. Семейство русских городов» | 1 | |
«С чего начинается город?» | 1 | |
«Духовная жизнь города» | 1 | |
«Жизнь и быт горожан» | 1 | |
«Города легендарные» | 1 | |
«Образы деревни» | 2 | |
«Ритмы жизни деревни» | 1 | |
«Памятные и приметные места. Гора. Дерево» | 1 | |
«Камень. Родник. Источник» | 1 | |
«Остров. Озеро. Лукоморье» | 1 | |
Тема 3. Слово и образ времени | 9 | |
«Жизненный круг» | 1 | |
«Отрочество и юность» | 1 | |
«Семилетия зрелости» | 1 | |
«Семилетия зрелости» | 1 | |
«Годичный круг времени» | 1 | |
«Зима. Весна. Лето. Осень» | 1 | |
«Всему свое время» | 1 | |
«Малые круги жизни» | 1 | |
«День и час» | 1 | |
Живя минутой, не забывай о вечном | 1 | |
«Наше отечество» | 1 | |
Слово и образ отечества | 1 | |
ВСЕГО | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На пути к открытию рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов
программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»
Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1-4 класс на 2022 -2025уч.г.
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компе...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 7 класс
Программа разработана на основе: - требований ФГОС основного общего образования; - требований к результатам освоения основной образоват...
Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 8 класс
Программа разработана на основе: - требований ФГОС основного общего образования; - требований к результатам освоения основной образоват...
Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 9 класс
Программа разработана на основе: - требований ФГОС основного общего образования; - требований к результатам освоения основной образоват...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс...