Технологическая карта урока "Ознакомительное чтение". Внеурочная деятельность 10 класс
план-конспект занятия (10 класс)
В процессе обучения учащиеся должны овладеть тремя видами чтения:
1) чтением текстов с извлечением их основного содержания (ознакомительное чтение);
2) чтением с извлечением полной информации из текста (изучающее чтение);
3) чтение с получением самого общего представления о теме и круге вопросов; рассматриваемых в тексте/текстах (просмотровое чтение).
Овладение умениями ознакомительного чтения, необходимость работы над их развитием вызвано тем, что оно включает наибольшее количество приемов, общих с другими видами чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_vneurochnogo_zanyatiya_oznakomitelnoe_chtenie_10_klass.docx | 35.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литература
Класс: 10
Тип урока: Изучение нового материала
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо с применением ИКТ
Технологическая карта изучения темы с использование УУД
Системно-деятельностная модель урока (д.п.н. А.В.Хуторской):
1) ученик изучает объект (в том числе эвристически),
2) создаёт в результате свой образовательный продукт,
3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,
5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.
Тема | |
Цели | Образовательные: формировать умения осознанно читать, понимать и анализировать художественный текст; совершенствовать навыки анализа эпизода; совершенствовать навыки работы с текстом, умения сопоставлять эпизоды, отвечать на вопросы по содержанию текста; способствовать развитию связной речи, вербального, наглядно - образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Эстетические потребности, ценности и чувства. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке, планировать свои действия в соответствии с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, речевая регуляция деятельности. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме. - Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы, осознанно строить сообщения в устной и письменной форме. |
Планируемый результат | Предметные: Знать содержание романа И. С. Тургенева « Отцы и дети», художественные особенности романа, эстетические взгляды писателя. Уметь анализировать художественный текст, эпизод, уметь работать с текстом, определять идею, композицию, роль эпизода в раскрытии образа героев Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, речевая регуляция деятельности ( регулятивные УУД); слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме( коммуникативные УУД); находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы, осознанно строить сообщениия в устной и письменной форме (познавательные УУД) |
Основные понятия | Текст, герои, художественные приёмы ,художественные взгляды писателя, эпизод. |
Межпредметные связи | Литература, музыка |
Ресурсы: - основные - дополнительные | В. Я Коровина. «Литература» 10 класс, часть 1 Репродукции дворянских усадьб 19 века. Бетховен « Лунная соната», отрывок из романа Куприна « Гранатовый браслет» ( Письмо Желткова) |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний (2 мин) Цели: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; привлечение учеников к прочтению и изучению романа Тургенева, понимание ценности чувства любви. -уточнение типа урока; -уточнение тематических рамок урока. | Слушают слово учителя, музыку Бетховена, письмо Желткова из « Гранатового браслета» Куприна . Определяют тип урока. | ЭТАП урока: ВЫЗОВ. Организует слушание музыки и чтение письма Организует чтение эпиграфа урока. Фронтальный опрос. Организует уточнение типа урока. Уточняет тематические рамки. | Задание - внимательно слушать музыку и письмо Желткова, чтобы после ответить на вопрос: Какая тема объединяет музыку и прочитанный отрывок ? Эпиграф к нашему уроку «Тайны человеческой жизни велики, а любовь — самая недоступная из этих тайн». ( И. С. Тургенев). -Какой теме будет посвящён урок? - Раскройте значение эпиграфа? Как вы его понимаете? | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь воспринимать произведения искусства и выражать свои впечатления о них. Умение слушать собеседника. (Коммуникативные УУД). | |
II. Формулирование темы урока, постановка цели – активизация деятельности учащихся (3 мин) Цели: организовать формулирование темы и постановку цели урока учащимися. | Записывают тему урока, эпиграф ( со слайда) | Организует формулирование темы и цели урока учащимися. | Прочтите эпиграф к уроку.( Слайд 1) -Какой теме будет посвящён наш урок? (Тема любви в романе Тургенева) -Какую цель ставим на уроке? ( Выяснить, какую роль в жизни героев романа сыграла любовь? Выдержал ли Базаров испытание любовью?) | Уметь формулировать тему и цель урока, правильно воспринимать и записывать эпиграф к уроку, знать содержание произведения, его художественные особенности, уметь анализировать эпизод. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (любовь, принципы, испытание - тема любви). (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя. Речевая регуляция деятельности (внимание акцентируется на теме диалога). (Регулятивные УУД). |
1II. Изучение нового, мотивация к дальнейшей деятельности (15 мин) Цели: формирование собственной позиции-размышление; -организовать анализ нужных эпизодов, беседу по теме урока ; -организовать процесс анализа текста, пробуждение интереса к получению новой информации; | Отвечают на вопросы, зачитывают необходимые фрагменты текста. Самостоятельно выписывают цитаты и делают письменные выводы. -найти необходимые цитаты; -подготовить историю жизни А. Одинцовой -проследить за изменениями, произошедшими с Базаровым после встречи с Одинцовой, - выписать необходимые цитаты. Анализируют поведение Базарова и Одинцовой во время их встреч, сцену признания в любви, отмечая те изменения, которые происходят с героями. Концентрируют своё внимание на задании. Размышляют. Анализируют. Делают вывод по этому виду работы Заполняют таблицу Самостоятельное прочтение страниц романа ( сцена прощания, последняя встреча Одинцовой и Базарова) Выписывают ключевые слова.
| ЭТАП урока: ОСМЫСЛЕНИЕ. Организует фронтальную беседу, чтение необходимых фрагментов текста. Организует обмен впечатлениями о герое («Корзина идей»). Фронтальный опрос. Организует анализ эпизодов. Организует анализ романа с помощью эвристической беседы. Фронтальный опрос. | -Что думает о любви,о женщине Базаров в начале романа? - Найдите необходимые цитаты. - Почему Базаров и Аркадий едут в город? ( Слайд 4-5) - Какое впечатление произвела Одинцова на Базарова при первой встрече?- зачитать ( Слайд 6) -Почему Базаров не смог отвернуться от Одинцовой ? Чем были для Базарова дни, проведённые в имении Одинцовой?( Слайд 7-10) Анализ эпизода объяснения в любви( гл.18)(Слайд 11 -12) Каким испытаниям подвергает автор своего героя? Выдержал ли Базаров испытания? Приготовьтесь поделиться своими впечатлениями, покажите, как менялось отношение Базарова к любви, к Одинцовой? -Расскажите о своих впечатлениях о Базарове, об Одинцовой. -Какие слова находит Тургенев, чтобы показать любовь героев?(страсть, известная черта) - Сравните поведение, чувства героев. Базаров (Слайд 9) « Страсть в нём билась сильная и тяжёлая» Одинцова: « Заставила себя дойти до известной черты». Продолжите ряд сопоставлений. -Перечитайте самостоятельно сцену прощания , при чтении отметьте для себя слова и выражения, которые передают трагизм любви и судьбы Базарова. Обмен мнениями: Любовь Базарова: победа или поражение? ( Слайд14) -Определяем особенность художественного языка писателя, лиризм страниц, посвящённых любви героев. | Уметь определять чувства, вызванные прочтение и анализом текста. Работа с источником Уметь находить и классифицировать тропы, используемые автором в стихотворении и определять их роль. | Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Уметь владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Инициативное сотрудничество. Аргументация своей позиции. (Коммуникативные УУД). Поиск и выделение необходимой информации, её сбор, обработка и анализ. Искать и выделять необходимую информацию. Сравнение, сериация. (Познавательные УУД) Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Эмоционально – нравственная отзывчивость (Личностные УУД), Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. Соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. (Регулятивные УУД).
|
IV. Закрепление полученных знаний (10 мин) Цель: организовать работу над совершенствованием монологической речи, умением строить сопоставление. | Учатся строить сопоставление. Работа в парах. Заполнение таблицы « Внутреннее состояние Базарова и Одинцовой» Делают вывод. Оценка выводов. | Обсуждает с учениками критерии сопоставления , организует выбор ключевых сцен, эпизодов. | -Слушаем подготовленный ответ на вопрос и даём ему обоснованную оценку. Физкультминутка | Уметь анализировать текст в соответствии с заданной темой урока, строить сопоставление и делать вывод, учитывая авторскую позицию и выражая собственное мнение. Уметь оценивать ответы товарища. | Рефлексия способов и условий действий. Уметь осознано и произвольно строить сообщения. (Познавательные УУД). Проявлять активность при взаимодействии. (Коммуникативные УУД). |
V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: - проверить умение проверить умение ориентироваться в тексте, умение работать с информацией, организовать выполнение самопроверки, самооценки, взаимопроверки | Учатся строить письменное высказывание. « Сумел ли Базаров раскрыть недоступную тайну любви?» или « Победа или поражение Базарова?»( 5-10 предложений). Самопроверка, взаимопроверка, оценка работ.( слайд 15) . | Обсуждает с учениками, как правильно построить письменный ответ на вопрос, организует написание ключевых слов, напоминает критерии оценивания работ. Даёт задание написать ответ на вопрос оценить свою работу и работу товарища. | -Вспомните общие правила ответа на вопрос? К каким размышлениям, выводам привели вас наблюдения за темой урока? -В конце урока сдайте тетради с выполненным заданием. Физкультминутка | Уметь анализировать текст в соответствии с заданной темой урока, строить письменное высказывание, определяя авторскую позицию и выражая собственное мнение. Уметь оценивать содержание ответа товарища. | Регулятивные УУД. Уметь планировать своё действие в соответсвтвии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать её результаты, анализировать собственную работу Познавательные УУД. Удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; оценивать весомость приводимых доказательств; оценивать результаты деятельности своей и чужой. Уметь осознанно строить письменное речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, создавать способы решения проблемы. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Личностные УУД. Проявлять доверие. доброжелательность, , внимательность, помощь; применять правила делового сотрудничества. Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: целостно обобщить полученную информацию; -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Задание на дом: «Тайны человеческой жизни велики, а любовь —самая недоступная из этих тайн» | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по схеме, что узнали, знают, смогли. Записывают домашнее задание. | ЭТАП урока: РЕФЛЕКСИЯ. Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности, предлагает домашнее задание. | -Какую цель мы ставили на уроке? Достигли её? -Смогли ли определить , чем была для Базарова любовь ? -Расскажите по схеме (Я знаю – запомнил - смог), чему научились на уроке. -Оцените свою деятельность на уроке, нарисовав кружочек красного, зелёного или жёлтого цвета. | Уметь анализировать художественное произведение по заданной теме, писать ответ на вопрос с элементами анализа. | Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действий на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД). |
Особенности технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМПЧ) в том, что она развивает культуру работы с текстом, помогает учащимся овладевать различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно. Эта технология пробуждает творческую активность.
В технологической карте отражены отличительные черты технологии: сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста, применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека. Учебное занятие строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов-осмысление-рефлексия.
В карте урока нашли отражение приёмы технологии: «Корзина идей», составление таблицы, «Знаю - хочу узнать – узнал», «Ключевые слова», «Написание эссе»
Самоанализ урока литературы в 10 классе.
Роман И. С. Тургенева « Отцы и дети» по учебнику В. Я Коровиной.
Урок продолжает изучение творчества И. С. Тургенева. На занятии по данной теме у учащихся формировались умения: анализировать художественное произведение, определять тему эпизода¸его роль в раскрытии образов героев, находить главную мысль и ключевые слова, следить за развитием сюжетной линии, определять особенности стиля писателя. Эти умения стали базовыми при изучении стихотворения.
На уроке реализовывались познавательная цель: ознакомление с идейным содержанием повести и особенностями трактования в нём темы любви ;развивающие цели: развитие логического мышления, языкового чутья, критического мышления через изучающее чтение и письмо; воспитательные цели: дух толерантности, умении слушать и слышать чужое мнение.
Урок проводился в классе, где у учеников хорошие способности, применялась технология критического мышления, которой соответствовала структура: вызов-осмысление-рефлексия. На этапе вызова ставилась задача актуализации имеющихся знаний, пробуждение личного интереса к получению новой информации, активизация деятельности и чувств учащихся, для чего использовалась стратегия «Знаю - хочу-узнать – узнал». Учитель стимулировал деятельность учеников, давал возможность фиксировать новую информацию.
На этапе осмысления ставилась задача получить новую информацию, сформулировать собственную позицию по заданной теме, уверенность в ценности своих идей, с уважением выслушивать различные мнения. Были использованы приёмы «Корзины идей», «Кластера», «Верных и неверных утверждений». Всё это позволяло работать с художественным текстом, систематизировать полученный материал в виде опорных записей, активизировать внимание.
На этапе рефлексии учащиеся закрепляли полученные знания, целостно обобщали материал, заслушивались монологические ответы учащихся по теме, развивающие коммуникативные навыки учащихся.
Цели и задачи урока достигнуты. Стратегия, использованная на уроке, ориентирована на развитие навыков вдумчивой самостоятельной работы с учебной литературой, познавательного интереса у учащихся, на умение ставить цели и поэтапно их достигать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников"
Матриал представлен технологической картой занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников". А так же приложение сказки учеников по теме треугольн...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Тема занятия: личностные компетенции учащихся на интегрированном уроке иностранного языка....
Технологическая карта оценки эффективности внеурочной деятельности у обучающихся.
Анализ результатов...
Технологическая карта оценки эффективности внеурочной деятельности у обучающихся 4А класса-группы.
Анализ...
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Рукоделие" 4 класс
Технологическая карта занятия и презентация к занятию по внеурочной деятельности "Рукоделие" на тему "Вышивка изонить"...
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности в 6 классе ( "Занимательная математика") " Магические квадраты".
Данное занятие преследует следующие цели: знакомство с историей возникновения "магических" , "волшебных" квадратов; научить составлять квадраты 3-го порядка; развитие наблюдательно...
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Моделирование. Мир оригами»
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Моделирование. Мир оригами»Научиться выполнять рыбку в технике оригами с помощью базовой формы «Двойной треугольник»...