"Элементы театрализации в практике преподавания ОДНКНР"
методическая разработка (5 класс)
Мастер-класс: теория по теме, примеры использования, примеры работы в группах слушателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементы театрализации в практике преподавания ОДНКНР
Человек формируется в деятельности,
чем она разнообразнее,
тем разнообразнее его личность.
А.С. Макаренко
В соответствии с реализацией ФГОС современное образование направлено на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности. Педагоги стремятся использовать на уроках инновационные технологии, различные формы и методы подачи материала, сделать урок интересным.
Театральная педагогика обладает ресурсами, позволяющими активно развиваться базовым компетенциям в процессе коллективной творческой деятельности. Эта деятельность создает условия для социокультурной адаптации личности, что является важным шагом на пути ее профессионального, личностного самоопределения и дальнейшей самореализации. Художественно-творческая среда является образовательным пространством, внутри которого возможно активное становление, развитие и применение компетенций.
Театральная педагогика-это система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающих в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах, и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.
Особенность способа познания в театральной педагогике:
- Общая педагогика – естественно-научный (интеллект).
- Театральная педагогика – эмоционально-целостный, телесно-физический (интеллект, эмоции, чувства, телесные ощущения).
Формы ее разнообразны. Мы же будем говорить о применении методов театральной педагогики в практике преподавания ОДНКНР.
По мнению К.С. Станиславского, театральная деятельность – средство для социализации и развития детей, поскольку подобная деятельность естественна для них.
Выделяют следующие приемы использования элементов театрализации на уроках:
- персонификация — реально живший персонаж участвует в уроке как помощник учителя (учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию);
- ролевое прочтение текста — рассматривается как подготовительный этап к инсценированию произведения или как самостоятельный;
- ролевые игры;
- сценка — небольшое представление — способ передачи учащимся информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов;
- сценически — игровые упражнения (учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение героев, место и время действия, могут использоваться сценические этюды, пантомима, составление словесного портрета героя, дети работают над развитием речи, пластики, игровых способностей);
- драматизация — самостоятельное инсценирование произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов (читель с детьми работает над сценической выразительностью: определение движений, действий, мимики, жестов персонажа, его интонации.
Существуют такие элементы театрализации, как актерская и режиссерская деятельность, а также инсценирование. Учащиеся выступают как актеры или как режиссеры. Работа в качестве актеров помогает школьникам понять, что чувствует персонаж в той или иной ситуации, мотивы и цели его поступков, разгадать в произведении то, о чем автор порой не говорит. Режиссерская работа заставляет проанализировать все детали и взаимодействия в эпизоде, определить его место в целом произведении, объяснить поведение действующих лиц.
Важную роль в театрализации играет оформительская работа. В нее включаются такие задания: создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев; музыкальное оформление произведений. Вся работа детей не должна остаться без внимания. В классе необходимо проводить защиту творческих работ учащихся, только тогда эти задания будут эффективны. Придумывая афиши, обложки, ученик понимает тему результативнее и глубже.
Инсценирование — перевод текста в сценический вариант для постановки на сцене (толковый словарь Ожегова). Театрализация может использоваться на каком-либо этапе урока, а может быть урок-спектакль. Но чаще спектакль, фестиваль, праздник – это формы внеурочной деятельности.
Требования, применяемые к театрализованной игре:
Психологические: игра должна обладать значимостью для каждого ученика, то есть должна быть мотивирована; обстановка, в которой происходит игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества, содержание игры должно быть интересно, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, ученик должен иметь возможность для самовыражения и самореализации.
Педагогические: игровое действие должно опираться на знания, умения, навыки, приобретенные ранее на уроках; цель игры должна определяться в соответствии с задачами учебного процесса; участники игры должны быть обеспечены соответствующим методическим материалом, документацией и т.п.; игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения и не должна быть преобладающей (подавляющей) в учебном процессе.
Театральная деятельность – это возможность каждому ребенку испытать свои силы, ситуацию успеха. Формируются чувства удовлетворения, меняется уровень самооценки. Театрализованные игры позволяют формировать представления об окружающем мире, что является необходимым условием для развития мышления.
Учащиеся получают:
- опыт личной ответственности за общее дело, учатся ставить ближайшие цели и задачи (в том числе и творческие), планировать свою деятельность, осуществлять контроль, анализировать результаты, соотносить их с задачами, ставить новые цели и задачи;
- умение выражать свои мысли и чувства в той или иной художественной форме;
- опыт коллективной работы, в процессе которой учащиеся получают опыт решения как организационных, технических, так и творческих, художественных задач, что в дальнейшем пригодится им в любой сфере деятельности;
- привычку нестандартного творческого подхода к решению любых задач.
На уроках ОДНКНР театрализация органично вплетается в канву урока, это обусловлено культорологическим принципом построения курса. Любые межпредметные связи, интеграция не просто желательны, а необходимы.
Использовать элементы театрализации начинаем еще в процессе изучения ОРКСЭ в 4 классе. Для учащихся это является естественным, т.к. учителя начальной школы в своей практике широко применяют игровые и имитационно-ролевые технологии.
Используется 2 вида деятельности:
-запланированная;
-импровизация.
Учащиеся больше любят вторую, т.к. это всегда неожиданно, радость ожидания, сюрприз.
Традиционно провожу выразительное чтение текста, чтение по ролям с обязательным анализом, но чаще используем менее привычные, а значит, более интересные детям формы.
Для удобства обратимся к тематическому планированию курса и рассмотрим, какие элементы театрализации можно использовать конкретно при изучении той или иной темы.
- В мире культуры.
Пресс-конференция, интервью, экскурсия, разговор по телефону, создание словесного портрета…
- Нравственные ценности российского народа.
Персонификация, Кто я, инсценирование, интервью, пантомима, живые картины, частушки, ролевая игра, кукольный театр, создание словесного портрета, ода любимому герою, …
- Религия и культура.
Экскурсия, интервью, инсценирование, праздник, персонификация, состязания, песня, танец, живые картины…
- Как сохранить духовные ценности.
Экскурсия, персонификация, пресс-конференция, интервью…
- Твой духовный мир.
Ролевые игры, разговор по телефону, инсценирование, живые картины, кукольный театр…
Когда театрализованная деятельность планируется, то обсуждается каждый шаг, создаются пары и группы по подготовке различных этапов, распределяются роли (не только актерские), каждому находится дело. Если задумывается что-то серьезное, то привлекаются родители, дается больше времени на подготовку.
Большое внимание на уроках ОДНКНР уделяется краеведческому компоненту. И здесь тоже используются элементы театрализации.
Практика:
Работа в группах.
1 группа
Кто я. Представление героя, которого нужно угадать (например, Иван Сусанин, Сергий Радонежский), Создание памятника герою (например, Илья Муромец, Ольгудек).
2 группа
Живые картины, пантомима
Представление пословицы
3 группа
Инсценирование (например, Колядки, Святки, Пасха, обряд поклонения березе-Шачил)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"
Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...
«НИКОЛАЙ И АЛЕКСАНДРА» Литературно-музыкальная композиция /с элементами театрализации/
Данный сценарий нацелен на формирование патриотических чувств и сознания учащихся. ...
План конспект урока английского языка в 6 классе с применением элементов театрализации.
План конспект урока английского языка в 6 классе с применением элементов театрализации.УМК: «Enjoy English-6» авторы: Биболетова М.З.; Добрынина Н.В. и другие,издательство «Титул», 2009 год...
Элементы театрализации на уроках литературы
Опыт использования элементов театрализации в преподавании литературы....
Методика организации командной игры с элементами театрализации для учащихся подростковой школы «Под сенью дружных муз»
Аннотация. Современная школа ищет пути внедрения передовых технологий. Интерактивные технологии коллективной творческой деятельности учащихся и их наста...
разработка урока с элементами театрализации "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Объяснение нового материала используя театрализованное представление....
«Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания обучающихся в практике преподавания предметов ОРКСЭ и ОДНКНР»
Тема доклада: «Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания обучающихся в практике преподавания предметов ...