«Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания обучающихся в практике преподавания предметов ОРКСЭ и ОДНКНР»
статья (5 класс)

Тема доклада: «Опыт, проблемы и   перспективы духовно-нравственного воспитания обучающихся в практике преподавания предметов                         

                                         ОРКСЭ и ОДНКНР»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания обучающихся в практике преподавания предметов ОРКСЭ и ОДНКНР»

Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения относится к категории проблем, которые не теряют своей актуальности в любую эпоху. Сегодня наиболее остро стоит проблема возрождения и сохранения культурных традиций, воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения. Современные учёные, психологи, педагоги – практики (Т.И.Петракова, И.В. Метлик, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин, А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, О.Л. Янушкявичене и др.) отмечают роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в сохранении и развитии духовности современного общества.

На сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения ориентируют основополагающие документы: «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», а также Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения. Так, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяется одна из приоритетных задач общества и государства – «воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, ответственного гражданина России». [2, с.12].

Следовательно, современное общество нуждается в образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только глубокими знаниями, но и особенными чертами личности: добротой, щедростью души, толерантностью, способностью строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Задача формирования такой личности возложена на современное образование, прежде всего на школу.

Признанием важности духовно-нравственного воспитания школьников является внедрение в учебные планы предметов: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется для обучающихся 4 класса, так как в младшем школьном возрасте происходит социализация ребёнка, при переходе в подростковый период обостряются ценностные вопросы, актуальными для подростка становятся попытки понять себя и мир. Перед ребёнком наиболее остро встают вопросы, на которые ему очень хочется получить ответы (например, как сделать замечание подруге так, чтобы не поссориться с ней; как общаться с одноклассниками, если они унижают твоё достоинство; как относиться к девочке, которая нравится… и др.). Часто ребенок не может откровенно поговорить об этом с родителями, но ему очень хочется высказаться, получить ответ на свои вопросы через проживание ситуации и обращение к личностному опыту других. Высказывая свою точку зрения, соглашаясь или не соглашаясь с мнением товарищей, он как бы «примеряет» полученное знание на себя и делает осознанный выбор в пользу того или иного поступка.

В рамках преподавания предмета ОРКСЭ задача учителя ― помочь школьникам сориентироваться в многообразии культурных традиций, сделать осознанный выбор в мире ценностей, привить детям опыт нравственного самоанализа. Раскрывая содержание общечеловеческих ценностей, важно актуализировать опыт самих детей, подвести к пониманию глубинного смысла духовных идей в ходе совместных размышлений, практических упражнений и игр.

При изучении модулей ОРКСЭ считаем целесообразным обращение учителя к различному литературному материалу: библейским текстам и притчам, поучительным рассказам, сказкам и т.д. Художественная литература, обладая огромным воспитательным потенциалом, позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Через работу с текстами духовно-нравственного содержания у детей выстраиваются чёткие нормативно-ценностные показатели роста личности. Опыт показывает, что учащиеся положительно воспринимают сказки духовно-нравственного содержания, притчи, жизнеописания пророков и святых, анализируют поучительные рассказы Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, стихотворения детских поэтов, размышляют над ценностно-смысловым содержанием пословиц и поговорок разных народов и др.

Поскольку младшие школьники наиболее восприимчивы к игровым видам учебной деятельности, при изучении и закреплении темы целесообразно использовать игровые приёмы и групповые формы работы, наглядные материалы (презентации, электронные приложения к учебному пособию А. В. Кураева, видеоклипы духовно-нравственного содержания, содержательные в ценностно-смысловом плане электронные ресурсы сайта «Светочь» и др.).

Вовлечение обучающихся в творческую деятельность, на наш взгляд, является одним из эффективных приёмов, используемых учителем. Так, на уроках ОРКСЭ дети с удовольствием рисуют, выражая в рисунке своё эмоциональное состояние, или раскрашивают шаблоны, моделирующие этические ситуации (например, при знакомстве с традициями православных Светлой Пасхи учащиеся раскашивают пасхальные яйца, куличи и сюжетные рисунки, связанные с пасхальными традициями).

Ещё один методический приём, способствующий повышению познавательной мотивации учащихся, позволяет реализовать в процессе урока принцип оптимального сочетания словесных и наглядных методов обучения. Суть его в следующем: демонстрируется иллюстрация со сказочным героем (Айболит, Русалочка или Золушка, первоначально скрытые фоном преезнтации), который приготовил им вопросы, связанные с темой урока, а при ответе на вопрос показывается какая-то деталь, как в пазле. После того, как дети ответят на все вопросы, появляется сам герой. Также можно задать вопрос, побуждающий к диалогу: «Как вы думаете, почему сегодня в гости пришел именно этот герой?». Ответы учащихся помогут учителю оценить уровень усвоения темы.

Логическим продолжением ОРКСЭ является предмет ОДНКНР, включённый в учебный план в 5–6 классах. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» позволяет расширить знания обучающихся о культурно-исторических особенностях народов России, развивать чувство патриотизма и уважение к религиозным традициям представителей разных национальностей.

Преподавание предмета предусматривает использование различных приёмов работы: чтение текста учебника в сочетании с морально-нравственными беседами, обсуждение и анализ ситуаций (кейс-метод), создание текстов (сказок, рассказов, вариантов концовок обсуждаемого текста и т.д.), дидактические игры, презентация проектов и др.

Проигрывание конкретных жизненных ситуаций – эффективный приём, способствующий усвоению школьниками норм и ценностей, правил поведения. Ситуации, предложенные учителем на уроке, должны поставить подростков перед выбором способов поведения (например, «Придумай несколько вариантов концовок к прочитанной истории, чтобы все были счастливы, а виновник осознал свою ошибку», «Разыграй со своими одноклассниками сценку выхода из конфликтной ситуации» и др.).

Как показывает практика, работа в парах и группах, общение на основе диалога способствуют накоплению учащимися индивидуального социального опыта, поэтому на уроках важна атмосфера созидательного действия, организация партнерского взаимодействия и общения.

В целом использование разнообразных методических приёмов и технологического инструментария в преподавании предметов ОРКСЭ и ОДНКНР способствует эффективному раскрытию духовно-нравственного потенциала учеников.

Таким образом, введение предметов ОРКСЭ и ОДНКНР в российских школах повышает эффективность воспитательного процесса: происходит обогащение эмоциональной и познавательной сфер обучающихся, меняются их нравственные установки, развиваются творческие способности.


Статья «Система духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ»

Система духовно-нравственного воспитания детей

с ограниченными возможностями здоровья

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Одним из направлений реформирования образовательного процесса является его переход в многообразии воспитательного пространства к воспитанию духовно-нравственных качеств личности, ценностного отношения к культурному наследию своего края, гражданственности, патриотизма. В данном процессе важнейшая роль принадлежит общеобразовательной школе, которая осуществляет передачу от поколения к поколению накопленных народом ценностей (знаний), привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций и др. Таким образом, духовно–нравственное воспитание тесно связано с гражданским, патриотическим, эстетическим, трудовым, а также с социальной активностью.

В нашей школе разработана программа духовно-нравственного воспитания «Возрождение». Программа предусматривает формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника, способного сознательно выстраивать и оценивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Приоритетным направлением программы является духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским традициям, воспитание гражданственности, патриотизма, семейных ценностей.

Основной задачей педагогического коллектива является воспитание и развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.

Воспитательная система по духовно-нравственному воспитанию и развитию «Возрождение» осуществляется по таким направлениям:

- урочная деятельность;

- внеурочная деятельность;

- семейное воспитание;

- внешкольная деятельность;

- изучение культурологических основ православной культуры

Урочная деятельность в образовательном учреждении ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1» соответствует концепции и программе учебного предмета «Православная культура», который передает современным школьникам знания о духовно-нравственной культуре России (христианской православной культуре) как средстве формирования базовой культуры личности. Целевая программа и содержащиеся в ней воспитательные задачи интегрированы в содержание учебного комплекта, включающего методическое пособие для учителя (программа, планы, разработки уроков); наглядное пособие «Иллюстрации», музыкальное пособие «Звуковая палитра», учебное пособие для обучающихся. Учитель Острикова И.В. ежегодно проводит открытые уроки по православной культуре «Иван Федоров-мастер дел печатных», «Светоч христианско-православной веры», «Аз и Буки для всех науки», «Храм Христа Спасителя», интегрированные уроки «Когда мы едины, мы непобедимы», недели православной культуры, внеклассные мероприятия и праздники «Свет рождественской звезды», «Широкая Масленица», «Вход Господень в Иерусалим», «Пасха – торжество торжеств».

Программа реализуется образовательным учреждением с социальными партнерами школы: Центром духовного просвещения имени архимандрита Игнатия Бирюкова при Комитете образования администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район», Валуйское Благочиние; Управлением социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа; историко-художественным музеем, «Домом детского творчества», детской районной библиотекой.

Воспитанники нашей школы выступали с концертами перед ветеранами Великой Отечественной войны и воинами, прошедшими Афганистан и Чечню, перед шефами школы – работниками пограничной службы г. Валуйки.

Традиционно организуются и проводятся экскурсионные поездки по памятным местам города, района и области. Посетили с. Холки Свято-Троицкий мужской монастырь Чернянского район, Белгородской области, храм Игнатия Богоносца в городе Валуйки, Свято-Никольский храм, дом-музей генерала армии Н.Ф. Ватутина в с. Ватутино, Валуйского района, историко-художественный музей г. Валуйки.

Обучающиеся школы принимают активное участие в работе школьного краеведческого музея, изучая народные традиции, местный фольклор, предметы быта.

Проводится работа с семьями обучающихся по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. На родительских собраниях обсуждались вопросы «Семья и семейные традиции» - 6 класс, «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка» - 7 класс.

Во время летних православных праздников «Вознесение Господне», Успенье Пресвятой Богородицы», обучающиеся вместе с родителями посещают храм, освящают воду, мед, яблоки.

Конечной целью работы педагогического коллектива школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию будет подготовка выпускника, обладающего необходимыми знаниями, широким кругозором, творчески мыслящего, способного реализовать себя в дальнейшем процессе обучения в учебных заведениях нашей области.

Образ выпускника

Почитать родителей, старших, следовать их добрым наставлениям.

Беречься от худых дел, скверных слов и дурных мыслей.

Ничего дурного не желать и не брать, быть правдивым, противостоять сквернословию и другим негативным факторам социальной среды, вести здоровый образ жизни.

Не гордиться и не превозноситься.

Быть строгим к себе, а к окружающим снисходительным, обладать социальной ответственность за свои действия и поступки.

Уметь быть благодарным.

Уметь прощать обидчиков и забывать обиды.

Быть твердым в испытаниях и не впадать в отчаяние.

Сорадоваться в радостях ближних и сопереживать их в горе.

Стремиться в познаниях Истины.

Уважать религию и религиозные чувства окружающих людей.

Уметь трудиться и уважать труд других.

Ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои поступки.

Заботиться о благе и духовности своей семьи.

Быть образованным, целеустремленным, любознательным, умеющим получать знания и использовать их на практике.

Приумножать свои знания во благо, а не во зло.

Быть ответственным за судьбу Родины, общества, семьи.

Бережно относиться к историческому и духовному наследию России.

Уважать права и свободы других людей, выполнять Конституцию России, Федеральные и религиозные законы.

Выполнять свой гражданский долг перед Отечеством.



Предварительный просмотр:

«Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания обучающихся в практике преподавания предметов ОРКСЭ и ОДНКНР»

Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения относится к категории проблем, которые не теряют своей актуальности в любую эпоху. Сегодня наиболее остро стоит проблема возрождения и сохранения культурных традиций, воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения. Современные учёные, психологи, педагоги – практики (Т.И.Петракова, И.В. Метлик, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин, А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, О.Л. Янушкявичене и др.) отмечают роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в сохранении и развитии духовности современного общества.

На сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения ориентируют основополагающие документы: «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», а также Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения. Так, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяется одна из приоритетных задач общества и государства – «воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, ответственного гражданина России». [2, с.12].

Следовательно, современное общество нуждается в образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только глубокими знаниями, но и особенными чертами личности: добротой, щедростью души, толерантностью, способностью строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Задача формирования такой личности возложена на современное образование, прежде всего на школу.

Признанием важности духовно-нравственного воспитания школьников является внедрение в учебные планы предметов: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется для обучающихся 4 класса, так как в младшем школьном возрасте происходит социализация ребёнка, при переходе в подростковый период обостряются ценностные вопросы, актуальными для подростка становятся попытки понять себя и мир. Перед ребёнком наиболее остро встают вопросы, на которые ему очень хочется получить ответы (например, как сделать замечание подруге так, чтобы не поссориться с ней; как общаться с одноклассниками, если они унижают твоё достоинство; как относиться к девочке, которая нравится… и др.). Часто ребенок не может откровенно поговорить об этом с родителями, но ему очень хочется высказаться, получить ответ на свои вопросы через проживание ситуации и обращение к личностному опыту других. Высказывая свою точку зрения, соглашаясь или не соглашаясь с мнением товарищей, он как бы «примеряет» полученное знание на себя и делает осознанный выбор в пользу того или иного поступка.

В рамках преподавания предмета ОРКСЭ задача учителя ― помочь школьникам сориентироваться в многообразии культурных традиций, сделать осознанный выбор в мире ценностей, привить детям опыт нравственного самоанализа. Раскрывая содержание общечеловеческих ценностей, важно актуализировать опыт самих детей, подвести к пониманию глубинного смысла духовных идей в ходе совместных размышлений, практических упражнений и игр.

При изучении модулей ОРКСЭ считаем целесообразным обращение учителя к различному литературному материалу: библейским текстам и притчам, поучительным рассказам, сказкам и т.д. Художественная литература, обладая огромным воспитательным потенциалом, позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Через работу с текстами духовно-нравственного содержания у детей выстраиваются чёткие нормативно-ценностные показатели роста личности. Опыт показывает, что учащиеся положительно воспринимают сказки духовно-нравственного содержания, притчи, жизнеописания пророков и святых, анализируют поучительные рассказы Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, стихотворения детских поэтов, размышляют над ценностно-смысловым содержанием пословиц и поговорок разных народов и др.

Поскольку младшие школьники наиболее восприимчивы к игровым видам учебной деятельности, при изучении и закреплении темы целесообразно использовать игровые приёмы и групповые формы работы, наглядные материалы (презентации, электронные приложения к учебному пособию А. В. Кураева, видеоклипы духовно-нравственного содержания, содержательные в ценностно-смысловом плане электронные ресурсы сайта «Светочь» и др.).

Вовлечение обучающихся в творческую деятельность, на наш взгляд, является одним из эффективных приёмов, используемых учителем. Так, на уроках ОРКСЭ дети с удовольствием рисуют, выражая в рисунке своё эмоциональное состояние, или раскрашивают шаблоны, моделирующие этические ситуации (например, при знакомстве с традициями православных Светлой Пасхи учащиеся раскашивают пасхальные яйца, куличи и сюжетные рисунки, связанные с пасхальными традициями).

Ещё один методический приём, способствующий повышению познавательной мотивации учащихся, позволяет реализовать в процессе урока принцип оптимального сочетания словесных и наглядных методов обучения. Суть его в следующем: демонстрируется иллюстрация со сказочным героем (Айболит, Русалочка или Золушка, первоначально скрытые фоном преезнтации), который приготовил им вопросы, связанные с темой урока, а при ответе на вопрос показывается какая-то деталь, как в пазле. После того, как дети ответят на все вопросы, появляется сам герой. Также можно задать вопрос, побуждающий к диалогу: «Как вы думаете, почему сегодня в гости пришел именно этот герой?». Ответы учащихся помогут учителю оценить уровень усвоения темы.

Логическим продолжением ОРКСЭ является предмет ОДНКНР, включённый в учебный план в 5–6 классах. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» позволяет расширить знания обучающихся о культурно-исторических особенностях народов России, развивать чувство патриотизма и уважение к религиозным традициям представителей разных национальностей.

Преподавание предмета предусматривает использование различных приёмов работы: чтение текста учебника в сочетании с морально-нравственными беседами, обсуждение и анализ ситуаций (кейс-метод), создание текстов (сказок, рассказов, вариантов концовок обсуждаемого текста и т.д.), дидактические игры, презентация проектов и др.

Проигрывание конкретных жизненных ситуаций – эффективный приём, способствующий усвоению школьниками норм и ценностей, правил поведения. Ситуации, предложенные учителем на уроке, должны поставить подростков перед выбором способов поведения (например, «Придумай несколько вариантов концовок к прочитанной истории, чтобы все были счастливы, а виновник осознал свою ошибку», «Разыграй со своими одноклассниками сценку выхода из конфликтной ситуации» и др.).

Как показывает практика, работа в парах и группах, общение на основе диалога способствуют накоплению учащимися индивидуального социального опыта, поэтому на уроках важна атмосфера созидательного действия, организация партнерского взаимодействия и общения.

В целом использование разнообразных методических приёмов и технологического инструментария в преподавании предметов ОРКСЭ и ОДНКНР способствует эффективному раскрытию духовно-нравственного потенциала учеников.

Таким образом, введение предметов ОРКСЭ и ОДНКНР в российских школах повышает эффективность воспитательного процесса: происходит обогащение эмоциональной и познавательной сфер обучающихся, меняются их нравственные установки, развиваются творческие способности.


Статья «Система духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ»

Система духовно-нравственного воспитания детей

с ограниченными возможностями здоровья

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Одним из направлений реформирования образовательного процесса является его переход в многообразии воспитательного пространства к воспитанию духовно-нравственных качеств личности, ценностного отношения к культурному наследию своего края, гражданственности, патриотизма. В данном процессе важнейшая роль принадлежит общеобразовательной школе, которая осуществляет передачу от поколения к поколению накопленных народом ценностей (знаний), привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций и др. Таким образом, духовно–нравственное воспитание тесно связано с гражданским, патриотическим, эстетическим, трудовым, а также с социальной активностью.

В нашей школе разработана программа духовно-нравственного воспитания «Возрождение». Программа предусматривает формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника, способного сознательно выстраивать и оценивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Приоритетным направлением программы является духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским традициям, воспитание гражданственности, патриотизма, семейных ценностей.

Основной задачей педагогического коллектива является воспитание и развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.

Воспитательная система по духовно-нравственному воспитанию и развитию «Возрождение» осуществляется по таким направлениям:

- урочная деятельность;

- внеурочная деятельность;

- семейное воспитание;

- внешкольная деятельность;

- изучение культурологических основ православной культуры

Урочная деятельность в образовательном учреждении ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1» соответствует концепции и программе учебного предмета «Православная культура», который передает современным школьникам знания о духовно-нравственной культуре России (христианской православной культуре) как средстве формирования базовой культуры личности. Целевая программа и содержащиеся в ней воспитательные задачи интегрированы в содержание учебного комплекта, включающего методическое пособие для учителя (программа, планы, разработки уроков); наглядное пособие «Иллюстрации», музыкальное пособие «Звуковая палитра», учебное пособие для обучающихся. Учитель Острикова И.В. ежегодно проводит открытые уроки по православной культуре «Иван Федоров-мастер дел печатных», «Светоч христианско-православной веры», «Аз и Буки для всех науки», «Храм Христа Спасителя», интегрированные уроки «Когда мы едины, мы непобедимы», недели православной культуры, внеклассные мероприятия и праздники «Свет рождественской звезды», «Широкая Масленица», «Вход Господень в Иерусалим», «Пасха – торжество торжеств».

Программа реализуется образовательным учреждением с социальными партнерами школы: Центром духовного просвещения имени архимандрита Игнатия Бирюкова при Комитете образования администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район», Валуйское Благочиние; Управлением социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа; историко-художественным музеем, «Домом детского творчества», детской районной библиотекой.

Воспитанники нашей школы выступали с концертами перед ветеранами Великой Отечественной войны и воинами, прошедшими Афганистан и Чечню, перед шефами школы – работниками пограничной службы г. Валуйки.

Традиционно организуются и проводятся экскурсионные поездки по памятным местам города, района и области. Посетили с. Холки Свято-Троицкий мужской монастырь Чернянского район, Белгородской области, храм Игнатия Богоносца в городе Валуйки, Свято-Никольский храм, дом-музей генерала армии Н.Ф. Ватутина в с. Ватутино, Валуйского района, историко-художественный музей г. Валуйки.

Обучающиеся школы принимают активное участие в работе школьного краеведческого музея, изучая народные традиции, местный фольклор, предметы быта.

Проводится работа с семьями обучающихся по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. На родительских собраниях обсуждались вопросы «Семья и семейные традиции» - 6 класс, «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка» - 7 класс.

Во время летних православных праздников «Вознесение Господне», Успенье Пресвятой Богородицы», обучающиеся вместе с родителями посещают храм, освящают воду, мед, яблоки.

Конечной целью работы педагогического коллектива школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию будет подготовка выпускника, обладающего необходимыми знаниями, широким кругозором, творчески мыслящего, способного реализовать себя в дальнейшем процессе обучения в учебных заведениях нашей области.

Образ выпускника

Почитать родителей, старших, следовать их добрым наставлениям.

Беречься от худых дел, скверных слов и дурных мыслей.

Ничего дурного не желать и не брать, быть правдивым, противостоять сквернословию и другим негативным факторам социальной среды, вести здоровый образ жизни.

Не гордиться и не превозноситься.

Быть строгим к себе, а к окружающим снисходительным, обладать социальной ответственность за свои действия и поступки.

Уметь быть благодарным.

Уметь прощать обидчиков и забывать обиды.

Быть твердым в испытаниях и не впадать в отчаяние.

Сорадоваться в радостях ближних и сопереживать их в горе.

Стремиться в познаниях Истины.

Уважать религию и религиозные чувства окружающих людей.

Уметь трудиться и уважать труд других.

Ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои поступки.

Заботиться о благе и духовности своей семьи.

Быть образованным, целеустремленным, любознательным, умеющим получать знания и использовать их на практике.

Приумножать свои знания во благо, а не во зло.

Быть ответственным за судьбу Родины, общества, семьи.

Бережно относиться к историческому и духовному наследию России.

Уважать права и свободы других людей, выполнять Конституцию России, Федеральные и религиозные законы.

Выполнять свой гражданский долг перед Отечеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Проблемы и перспективы духовно-нравственного образования и воспитания молодежы

Статья по теме:"Проблемы и перспективы духовно-нравственного образования и воспитания молодежы "...

«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»

Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамк...