Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник»
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор
школы - интерната по ВР Панаевской школы-интерната __________/Большакова С.Ю. _________ /Дубникова Е.В.
«29» августа 2020г. «29» августа 2020г.
Приказ «29» августа 2020г. №374-од
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Юный художник»
Направление: художественно-эстетическое
Возраст детей: от 7 до 12 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог, реализующий программу:
Назарова А.С.,
воспитатель
с. Панаевск
2020г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Юный художник» создана для того, чтобы дети развивали в себе умение рисовать, чувство прекрасного, раскрывали свои таланты.
Разработана в соответствии с ФГОС на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
- Паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 19.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Рисование – один из самых интересных и увлекательных видов творчества. С его помощью человек может выразить то, что не под силу предать в точности словами. Это эмоции и переживания, душевное состояние и многое другое, что может сохраняться долгие годы на холсте. Сколько шедевров живописи сохранились до наших дней. Сколько разнообразных техник исполнения – великие древнеегипетские, китайские, японские техники живописи, которые не подвластны времени, которые спустя тысячелетия не поблекли и не изменили своей текстуры и смысла самого изображения.
Уметь рисовать очень важно, ведь рисунок лежит в основе любой изобразительной техники (так же должны уметь рисовать архитекторы и дизайнеры, модельеры).
Для создания рисунка нужно всего лишь несколько несложных инструментов, но зато, сколько удовольствия можно получить от работы с ними, в процессе создания чего-то нового и необычного, ведь даже простой листочек можно изобразить как-то по-своему ново.
К тому же рисование делает ум острее, а руки более ловкими, развивает наблюдательность и даже фотографическую память. Перенося на чистый лист бумаги образы, рожденные собственной фантазией или подсмотренные у природы, художник свободен в выборе формы их отображения.
Я верю, что научиться рисовать может каждый, все зависит от желания. И пусть не из каждого получится Репин, Айвазовский, Рембрандт или Леонардо Да Винчи – для этого, конечно нужен особый природный талант, но овладеть законами построения рисунка, основными приемами его создания и игрой с цветовой гаммой может любой! Стоит лишь сделать шаг навстречу своему желанию – желанию рисовать и творить.
Ребята будут учиться рисовать пейзажи, натюрморты, людей и животных, птиц и рыб, фантазировать на тему русских и ненецких народных сказок, а также создавать свои собственные образы на бумаге. В ходе занятий они смогут познакомиться с творчеством различных всемирно известных художников: Дюрера, Рембрандта, Рафаэля, Да Винчи, Шишкина, Айвазовского, Репина, Васнецова, Моне, Тулуз-Лотрека, Дали и мн. др.
Будут представлены важнейшие этапы создания рисунка, что эффективно позволит детям научиться рисовать.
Возможно, рисование и не станет их дальнейшей профессией, которой они посвятят всю свою жизнь, но в любом случае у них появится замечательное увлечение, которое будет приносить им море удовольствия.
Занятия в кружке рассчитаны на учащихся начальной школы и учащихся 5-9 классов.
Курс предполагает 35 занятий, продолжительностью 1 час в неделю.
Цель: Развивать потенциальные способности, заложенные в детях, интерес к собственным открытиям.
Задачи программы:
- Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Посещая данный кружок, дети узнают некоторые теоретические основы рисования, такие как:
- Подготовка рабочего места
- Материалы для работы
- Положение корпуса и руки при рисовании,
- Определение пропорций предметов на рисунке,
- Построение геометрических фигур,
- Создание объема светотенью,
- Наброски тоном,
- Наброски линейные,
- Техники выполнения рисунк
- Направления изобразительного искусства
Результативность обучения в изобразительном кружке «Юный художник» будет определяться достижением поставленных целей и задач, а также участием в различных конкурсах.
Достижения учащихся заносятся в личное дело, портфолио.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Всего часов | |
теория | практика | |||
1 | Знакомство. Инструктаж. Вводное занятие для ознакомления с искусством живописи. Рабочее место, материалы для работы | 1 | 1 | |
2 | Знакомство с цветом, цветовыми гаммами и сочетаниями. Определение пропорций предметов на рисунке | 1 | 1 | |
3-4 | Изобразительная грамота. Перспектива, построение геометрических фигур, создание объема светотенью. Наброски линейные и тоновые. | 2 | 2 | |
5-6 | Рисование карандашом и кисточкой. Знакомство с творчеством Леонардо Да Винчи, Рафаэля, И.К. Айвазовского | 2 | 2 | |
7-8 | Рисование восковыми мелками и пастелью. Знакомство с творчеством Тулуз-Лотрека, Клода Моне | 2 | 2 | |
9-10 | Техника древнеегипетской живописи. Знакомство с Древнеегипетскими фресками, изображениями фараонов и богов. | 2 | 2 | |
11-12 | Рисуем животных: Кошки | 2 | 2 | |
13-14 | Рисуем животных: Собаки | 2 | 2 | |
15-16 | Рисуем животных: Лошади, Олени | 2 | 2 | |
17-18 | Рисуем морских обитателей | 2 | 2 | |
19-20 | Рисуем птиц | 2 | 2 | |
21-25 | Рисуем человека | 5 | 5 | |
26-28 | Рисуем природу. Знакомство с творчеством Шишкина | 3 | 3 | |
29-31 | Рисуем натюрморт | 3 | 3 | |
32-35 | Рисуем национальные узоры и орнаменты разных народов мира | 4 | 4 | |
Итого: | 35 |
Содержание разделов программы:
- Знакомство. Инструктаж. Вводное занятие для ознакомления с искусством живописи. Рабочее место, материалы для работы
Вводное занятие для ознакомления с искусством живописи. Дети научатся готовить рабочее место, познакомятся с материалами для работы. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилах поведения во время посещения кружка.
- Знакомство с цветом, цветовыми гаммами и сочетаниями. Определение пропорций предметов на рисунке
Дети получают знания об основных, составных, нейтральных, теплых, холодных цветах.
Учатся свободному смешиванию трех красок синей, желтой, красной;
смешиванию цветов с белой краской (выбеливание).
Учатся правильному подбору цветовых сочетаний
(читая их, ребенок видит весь мир глазами художника, впитывает его мысли, чувства, настроение;
это обогащает мировоззрение ребенка и помогает ему освоить художественный «язык» цвета);
- Изобразительная грамота. Перспектива, построение геометрических фигур, создание объема светотенью. Наброски линейные и тоновые.
Освоение теории линейной и воздушной перспективы, правил композиционного построения, передачи светотеневых и тональных отношений при помощи линии и штриха, и закрепление на практике полученных знаний.
- Рисование карандашом и кисточкой. Знакомство с творчеством Леонардо Да Винчи, Рафаэля, И.К. Айвазовского
Правила рисования линий разного направления и характера карандашом и кистью, правила, определяющие, как держать инструмент, правила закрашивания рисунков карандашами и красками. Постепенно дети запоминают разные правила, относящиеся к технике рисования.
Усвоение правил дает возможность сознательно овладеть техникой рисования и сознательно ее применять. На занятиях дети знакомятся с творчеством знаменитых художников, рассматривают их произведения, выражают мысли и чувства, возникшие после просмотра картин.
- Рисование восковыми мелками и пастелью. Знакомство с творчеством Тулуз-Лотрека, Клода Моне
Дети овладевают техникой рисования пастелью и восковыми мелками. Знакомятся с творчеством художников, использовавших данные средства живописи в своих произведениях.
- Техника древнеегипетской живописи. Знакомство с Древнеегипетскими фресками, изображениями фараонов и богов.
Изучение возникновения и развития искусства и живописи Древнего Египта. Описание обучения технике рисунка в школе живописи. Рассмотрение правил определения пропорций и изображения фигуры человека, правил нанесения рисунка при расписывании дворцов и гробниц.
- Рисуем животных: Кошки
Изображаем представителей семейства кошачьих. Определение пропорций животного
Учимся рисовать кота. Проводить коррекцию зрительно-слухового восприятия. Воспитывать интерес к рисованию.
- Рисуем животных: Собаки
Определение пропорций животного
Продолжать учить рисовать самостоятельно (по показу) формообразующими линиями. Развивать зрительное восприятие при рассматривании образцов. Воспитывать усидчивость.
- Рисуем животных: Лошади, Олени
Определение пропорций животного
Учить детей подбирать цвета, соответствующие натуре, правильно располагать изображение предметов на листе, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу). Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость и внимательность.
- Рисуем морских обитателей
Работать над обогащением зрительных представлений учащихся. По возможности правильно располагать изображения на бумаге и соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов. Развивать мелкую моторику. Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру.
- Рисуем птиц
Учимся рисовать птиц. Развиваем у детей цветовосприятие. Воспитываем внимательное отношение к окружающему миру.
- Рисуем человека
Определение пропорций человеческого тела. Умение передать черту характера через портрет.
Продолжать развивать у учащихся умение соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов; учиться располагать их в определенном порядке, передавать характерные признаки времен года средствами изобразительного искусства .Развивать у учащихся способность отражать в рисунке впечатления от ранее увиденного; с помощью учителя правильно располагать изображения предметов; подбирать соответствующие цвета.
- Рисуем природу. Знакомство с творчеством Шишкина
Продолжать развивать у учащихся умение соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов; учиться располагать их в определенном порядке, передавать характерные признаки времен года средствами изобразительного искусства .Развивать у учащихся способность отражать в рисунке впечатления от ранее увиденного; с помощью учителя правильно располагать изображения предметов; подбирать соответствующие цвета.
Работать над обогащением зрительных представлений учащихся. По возможности правильно располагать изображения на бумаге и соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов. Развивать мелкую моторику. Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру.
- Рисуем натюрморт
Учить передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; Развивать зрительное восприятие при рассматривании образцов. Воспитывать усидчивость
- Рисуем национальные узоры и орнаменты разных народов мира
различать плоскостные геометрические фигуры по цвету и форме рисовать геометрический узор в полосе, квадрате по шаблону
Методическое обеспечение и условия реализации программы
Методическое обеспечение программы «Юный художник» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы детского объединения используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.
Материально – техническое и дидактическое и организационное обеспечение:
- Класс для проведения занятий, оснащенный необходимым оборудованием:
- магнитная доска,
- компьютер,
- проектор,
- экран,
- шкафы для хранения материалов, принадлежностей и работ,
- наглядные методические пособия,
- муляжи,
- гербарии,
- демонстрационные модели;
- видеофильмы, учебные кинофильмы,
- аудиозаписи для создания и погружения в нужную атмосферу.
Список литературы:
- Дорофеева Ю.Ю., Моисеев А.А. «Пастельная живопись» - М.: «Владос», 2014
- Ломов С.П., Аманжолов С. А. «Цветоведение» - М.: «Владос», 2015
- Лушников Б.В., Перцов В.В. «Рисунок. Изобразительно-выразительные средства» - М.: «Владос», 2006
- Ревякин П. П. «Техника акварельной живописи» - М.: «Гос.изд. архитектуры и строительства», 1959
- Ростовцев Н.Н. «Рисование» - С-Пб.: «УЧПЕДГИЗ», 1961
- Серия «Великие художники» - М.: «Директ-Медиа», 2011
- Цифровые образовательные ресурсы;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Юный художник" (на 2012-13 учеб. год)
Программа по изобразительной деятельности для детей 7-17 лет....
«Презентация дополнительной общеразвивающей программы «Юные мастера»
Выступление на краевом семинаре по НТМ: "Путь к мастерству по теме: «Презентация дополнительной общеразвивающей программы «Юные мастера», победителя краевого конкурса общеразвивающих образ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-815895-1473859185.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь
Дополнительная общеразвивающая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-815895-1473859185.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный Ньютон
Дополнительная общеразвивающая программа"Юный Ньютон"...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный художник"
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» разработана на основе федерального закона (утв. приказом Минобрнауки РФ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Фе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/28/picture-1122373-1551337374.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа "Лайфхаки художника"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лайфхаки художника» состоит из одного модуля «Мастерская арт - идей» и предназначена для детей, желающих развивать...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/27/picture-1108565-1548616399.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник»
Программа составлялась на основании большого опыта работы как учителя ИЗО. Многие направления и разделы в программе так составлены, чтобы была периодичность в посезонном рисовании малой родины, в изуч...