Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник»
рабочая программа

Назарова Анжела Сергеевна

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdo_yunyy_hudozhnik_20-21_nazarova_a.s.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

 СОГЛАСОВАНО                                                             УТВЕРЖДАЮ                                                                                                    

Заместитель  директора                                                    Директор                                                

школы - интерната по ВР                                                 Панаевской  школы-интерната                                                       __________/Большакова С.Ю.                                          _________     /Дубникова Е.В.

«29»  августа     2020г.                                                      «29»   августа        2020г.

                                                                                                                                                                         

                                                                                             Приказ «29» августа 2020г. №374-од

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

 

«Юный художник»

                 Направление: художественно-эстетическое

                                                           Возраст детей: от 7 до 12 лет

                                                           Срок реализации: 1 год

                                                           Педагог, реализующий программу:

                                                

                                                Назарова А.С.,

                                                воспитатель

с. Панаевск

2020г.

                                

                                Пояснительная записка

         Программа дополнительного образования «Юный художник» создана для того, чтобы дети развивали в себе умение рисовать, чувство прекрасного, раскрывали свои таланты.

Разработана в соответствии с ФГОС на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
  • Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
  • Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  • Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
  • Паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 19.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

        Рисование – один из самых интересных и увлекательных видов творчества. С его помощью человек может выразить то, что не под силу предать в точности словами. Это эмоции и переживания, душевное состояние и многое другое, что может сохраняться долгие годы на холсте. Сколько шедевров живописи сохранились до наших дней. Сколько разнообразных техник исполнения – великие древнеегипетские, китайские, японские техники живописи, которые не подвластны времени, которые спустя тысячелетия не поблекли и не изменили своей текстуры и смысла самого изображения.

        Уметь рисовать очень важно, ведь рисунок лежит в основе любой изобразительной техники (так же должны уметь рисовать архитекторы и дизайнеры, модельеры).

        Для создания рисунка нужно всего лишь несколько несложных инструментов, но зато, сколько удовольствия можно получить от работы с ними, в процессе создания чего-то нового и необычного, ведь даже простой листочек можно изобразить как-то по-своему ново.

        К тому же рисование делает ум острее, а руки более ловкими, развивает наблюдательность и даже фотографическую память. Перенося на чистый лист бумаги образы, рожденные собственной фантазией или подсмотренные у природы, художник свободен в выборе формы их отображения.

        Я верю, что научиться рисовать может каждый, все зависит от желания. И пусть  не из каждого получится Репин, Айвазовский, Рембрандт или Леонардо Да Винчи – для этого, конечно нужен особый природный талант, но овладеть законами построения рисунка, основными приемами его создания и игрой с цветовой гаммой может любой! Стоит лишь сделать шаг навстречу своему желанию – желанию рисовать и творить.

        Ребята будут учиться рисовать пейзажи, натюрморты, людей и животных, птиц и рыб, фантазировать на тему русских и ненецких народных сказок, а также создавать свои собственные образы на бумаге.  В ходе занятий они смогут познакомиться с творчеством различных всемирно известных художников: Дюрера, Рембрандта, Рафаэля, Да Винчи, Шишкина, Айвазовского, Репина, Васнецова, Моне, Тулуз-Лотрека, Дали и мн. др.

        Будут представлены важнейшие этапы  создания рисунка, что эффективно позволит детям научиться рисовать.

        Возможно, рисование и не станет их дальнейшей профессией, которой они посвятят всю свою жизнь, но в любом случае у них появится замечательное увлечение, которое будет приносить им море удовольствия.

        Занятия в кружке рассчитаны на учащихся начальной школы и учащихся 5-9 классов.

        Курс предполагает 35 занятий, продолжительностью 1 час в неделю.

Цель: Развивать потенциальные способности, заложенные в детях, интерес к собственным открытиям.

Задачи программы:

  1. Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

  1.  Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

  1. Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

        Посещая данный кружок, дети узнают некоторые теоретические основы рисования,  такие как:

  1. Подготовка рабочего места
  2. Материалы для работы
  3. Положение корпуса и руки при рисовании,
  4. Определение пропорций предметов на рисунке,
  5. Построение геометрических фигур,
  6. Создание объема светотенью,
  7. Наброски тоном,
  8. Наброски линейные,
  9. Техники выполнения рисунк
  10. Направления изобразительного искусства

Результативность обучения в изобразительном кружке «Юный художник» будет определяться достижением поставленных целей и задач, а также участием в различных конкурсах.

Достижения учащихся заносятся в личное дело, портфолио.

        

Учебно-тематический план

п/п

Разделы программы

Количество часов

Всего часов

теория

практика

1

Знакомство. Инструктаж. Вводное занятие для ознакомления с искусством живописи. Рабочее место, материалы для работы

             1

1

2

Знакомство с цветом, цветовыми гаммами и сочетаниями. Определение пропорций предметов на рисунке

1

1

3-4

Изобразительная грамота. Перспектива, построение геометрических фигур, создание объема светотенью. Наброски линейные и тоновые.

2

2

5-6

Рисование карандашом и кисточкой. Знакомство с творчеством Леонардо Да Винчи, Рафаэля, И.К. Айвазовского

2

2

7-8

Рисование восковыми мелками и пастелью. Знакомство с творчеством Тулуз-Лотрека, Клода Моне

2

2

9-10

Техника древнеегипетской живописи. Знакомство с Древнеегипетскими фресками, изображениями фараонов и богов.

2

2

11-12

Рисуем животных: Кошки

2

2

13-14

Рисуем животных: Собаки

2

2

15-16

Рисуем животных: Лошади, Олени

2

2

17-18

Рисуем морских обитателей

2

2

19-20

Рисуем птиц

2

2

21-25

Рисуем человека

5

5

26-28

Рисуем природу. Знакомство с творчеством Шишкина

3

3

29-31

Рисуем натюрморт

3

3

32-35

Рисуем национальные узоры и орнаменты разных народов мира

4

4

Итого:

35

Содержание разделов программы:

  1. Знакомство. Инструктаж. Вводное занятие для ознакомления с искусством живописи. Рабочее место, материалы для работы

Вводное занятие для ознакомления с искусством живописи. Дети научатся готовить рабочее место, познакомятся  с материалами для работы. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилах поведения во время посещения кружка.

  1. Знакомство с цветом, цветовыми гаммами и сочетаниями. Определение пропорций предметов на рисунке

Дети получают знания об основных, составных, нейтральных, теплых, холодных цветах.

Учатся свободному смешиванию трех красок синей, желтой, красной;

смешиванию цветов с белой краской (выбеливание).

Учатся правильному подбору цветовых сочетаний

(читая их, ребенок видит весь мир глазами художника, впитывает его мысли, чувства, настроение;

это обогащает мировоззрение ребенка и помогает ему освоить художественный «язык» цвета);

  1. Изобразительная грамота. Перспектива, построение геометрических фигур, создание объема светотенью. Наброски линейные и тоновые.

Освоение теории линейной и воздушной перспективы, правил композиционного построения, передачи светотеневых и тональных отношений при помощи линии и штриха, и закрепление на практике полученных знаний.

  1. Рисование карандашом и кисточкой. Знакомство с творчеством Леонардо Да Винчи, Рафаэля, И.К. Айвазовского

Правила рисования линий разного направления и характера карандашом и кистьюправила, определяющие, как держать инструмент, правила закрашивания рисунков карандашами и красками. Постепенно дети запоминают разные правила, относящиеся к технике рисования.

Усвоение правил дает возможность сознательно овладеть техникой рисования и сознательно ее применять. На занятиях дети знакомятся с творчеством знаменитых художников, рассматривают их произведения, выражают мысли и чувства, возникшие после просмотра картин.

  1. Рисование восковыми мелками и пастелью. Знакомство с творчеством Тулуз-Лотрека, Клода Моне

Дети овладевают техникой рисования пастелью и восковыми мелками. Знакомятся с творчеством художников, использовавших данные средства живописи в своих произведениях.

  1. Техника древнеегипетской живописи. Знакомство с Древнеегипетскими фресками, изображениями фараонов и богов.

Изучение возникновения и развития искусства и живописи Древнего Египта. Описание обучения технике рисунка в школе живописи. Рассмотрение правил определения пропорций и изображения фигуры человека, правил нанесения рисунка при расписывании дворцов и гробниц.

  1. Рисуем животных: Кошки

Изображаем представителей семейства кошачьих. Определение пропорций животного

Учимся рисовать кота. Проводить коррекцию зрительно-слухового восприятия. Воспитывать интерес к рисованию.

  1. Рисуем животных: Собаки

Определение пропорций животного

Продолжать учить рисовать самостоятельно (по показу) формообразующими линиями. Развивать зрительное восприятие при рассматривании образцов. Воспитывать усидчивость.

  1. Рисуем животных: Лошади, Олени

Определение пропорций животного

Учить детей подбирать цвета, соответствующие натуре, правильно располагать изображение предметов на листе, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу). Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость и внимательность.

  1. Рисуем морских обитателей

Работать над обогащением зрительных представлений учащихся. По возможности правильно располагать изображения на бумаге и соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов. Развивать мелкую моторику. Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру. 

  1. Рисуем птиц

Учимся рисовать птиц. Развиваем у детей цветовосприятие. Воспитываем внимательное отношение к окружающему миру.

  1. Рисуем человека

Определение пропорций человеческого тела. Умение передать черту характера через портрет.

Продолжать развивать у учащихся умение соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов; учиться располагать их в определенном порядке, передавать характерные признаки времен года средствами изобразительного искусства .Развивать у учащихся способность отражать в рисунке впечатления от ранее увиденного; с помощью учителя правильно располагать изображения предметов; подбирать соответствующие цвета.

  1. Рисуем природу. Знакомство с творчеством Шишкина

Продолжать развивать у учащихся умение соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов; учиться располагать их в определенном порядке, передавать характерные признаки времен года средствами изобразительного искусства .Развивать у учащихся способность отражать в рисунке впечатления от ранее увиденного; с помощью учителя правильно располагать изображения предметов; подбирать соответствующие цвета.

Работать над обогащением зрительных представлений учащихся. По возможности правильно располагать изображения на бумаге и соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов. Развивать мелкую моторику. Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру.

  1. Рисуем натюрморт

Учить передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; Развивать зрительное восприятие при рассматривании образцов. Воспитывать усидчивость

  1. Рисуем национальные узоры и орнаменты разных народов мира

различать плоскостные геометрические фигуры по цвету и форме рисовать геометрический узор в полосе, квадрате по шаблону

Методическое обеспечение и условия реализации программы

Методическое обеспечение программы «Юный художник» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.

Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

  • Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
  • Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
  • Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

При организации работы детского объединения используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ  и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.

Материально – техническое и дидактическое и организационное обеспечение:

  • Класс для проведения занятий, оснащенный необходимым оборудованием:
  •  магнитная доска,
  • компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • шкафы для хранения материалов, принадлежностей и работ,
  • наглядные методические пособия,
  • муляжи,
  • гербарии,
  • демонстрационные модели;
  • видеофильмы, учебные кинофильмы,
  • аудиозаписи для создания и погружения в нужную атмосферу.

Список литературы:

  1. Дорофеева Ю.Ю., Моисеев А.А. «Пастельная живопись» - М.: «Владос», 2014
  2. Ломов С.П., Аманжолов С. А. «Цветоведение» - М.: «Владос», 2015
  3. Лушников Б.В., Перцов В.В. «Рисунок. Изобразительно-выразительные средства» - М.: «Владос», 2006
  4. Ревякин П. П. «Техника акварельной живописи» - М.: «Гос.изд. архитектуры и строительства», 1959
  5. Ростовцев Н.Н. «Рисование» - С-Пб.: «УЧПЕДГИЗ», 1961
  6. Серия «Великие художники» - М.: «Директ-Медиа», 2011
  7. Цифровые образовательные ресурсы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный художник" (на 2012-13 учеб. год)

Программа по изобразительной деятельности для детей 7-17 лет....

«Презентация дополнительной общеразвивающей программы «Юные мастера»

Выступление на краевом семинаре по НТМ: "Путь к мастерству по теме: «Презентация дополнительной общеразвивающей программы «Юные мастера», победителя краевого конкурса общеразвивающих образ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь

Дополнительная общеразвивающая программа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный Ньютон

Дополнительная общеразвивающая программа"Юный Ньютон"...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный художник"

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» разработана на основе федерального закона (утв. приказом Минобрнауки РФ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Фе...

Дополнительная общеразвивающая программа "Лайфхаки художника"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лайфхаки художника» состоит из одного модуля «Мастерская арт - идей» и предназначена для детей, желающих развивать...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник»

Программа составлялась на основании большого опыта работы как учителя ИЗО. Многие направления и разделы в программе так составлены, чтобы была периодичность в посезонном рисовании малой родины, в изуч...