Дополнительная образовательная программа "Юный художник" (на 2012-13 учеб. год)
рабочая программа на тему
Программа по изобразительной деятельности для детей 7-17 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.5 КБ |
![]() | 326.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Юный художник»
Возраст обучающихся – 7-17 лет
Срок реализации программы – 3 года
Авторы:
педагог дополнительного образования
Лебедева Асия Касымовна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2012
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Юный художник»
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
РЕКОМЕНДОВАНО
Экспертным советом
Протокол №______
от"_____"____________20__г.
Председатель экспертного совета________________________/Дроздова М.В./
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР ГБОУ ЗДТДиМ____________________/Дроздова Т.К./
"______"_________________20___г.
СОГЛАСОВАНО
Рук. структурного подразделения _____________________/Кондратьева О.В./
"______"_________________20___г.
Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с 2008 года
Программа переработана и дополнена в 2012 году
Программа переработана и дополнена в__________________________ году
Программа переработана и дополнена в__________________________ году
Программа переработана и дополнена в__________________________ году
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Юный художник»
Лебедева А.К.
Содержание
1. Пояснительная записка 2-4стр.
2. Учебно-тематический план 5-9 стр.
3. Содержание программы 10-18 стр.
4. Методическое обеспечение программы 19-27 стр.
5. Список литературы 28-29 стр.
6. Приложение 1 30-33 стр.
7. Приложение 2 34стр.
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Юный художник» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. Она разработана с учетом требований письма от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с СанПин 2.4.2. 2821– 10 ст. 4.12 и СанПин 2.4.4.1251-03.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически духовного освоения мира. К понятию «искусство» относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу и др. Они являются художественно-образными, творческими формами воспроизведения действительности.
Человек, который приобщается к творчеству, и чем раньше это происходит, в каком-либо виде искусства, всегда компетентно и заинтересованно судит о произведениях искусства, его душа более раскрыта для восприятия прекрасного, он видит мир более полно и чувствует его тоньше.
Общеобразовательная школа дает ребенку общие знания об этом мире. Система дополнительного образования дает возможность ребенку найти уютную нишу для души, а также может помочь выбрать верную профессиональную дорогу в жизни.
Занятия изобразительной деятельностью позволяют детям эстетически осваивать мир, изучать историю искусств, видеть достижения творцов прошлого и чувствовать глубину искусства нашего времени. Это влияет на нравственное и духовное формирование личности ребёнка. Занятия способствуют развитию индивидуальных художественно-творческих способностей ребёнка, позволяют детям раскрыть и реализовать свои творческие замыслы.
Программа «Юный художник» позволяет расширить знания и умения ребёнка по изобразительной деятельности, получаемые в общеобразовательной школе. Занятия в студии профессионально ориентируют и дают возможность познакомиться с новыми веяниями в изобразительном искусстве и новыми технологиями.
Цель:
раскрытие и развитие творческого потенциала и индивидуальных способностей в ребенке средствами изобразительной деятельности.
Задачи:
обучающие:
- обучение сознательному использованию выразительных средств рисунка и живописи, умению видеть, вглядываться и сравнивать, анализируя увиденное со своим рисунком;
- обучение владению смешанными живописными техниками;
- обучение необходимым знаниям в области технологий изобразительного искусства и художественной культуры;
- обучение рациональному применению чертежных и измерительных инструментов;
- знакомство с историей русского и зарубежного искусства;
- знакомство с новыми направлениями в изобразительном искусстве;
- знакомство с разнообразием профессии «художник».
развивающие:
- развитие художественного вкуса, памяти, внимания, мышления, восприятия;
- развитие пространственного воображения и фантазии, художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного их обучения;
- развитие самостоятельности и инициативности;
- развитие познавательных способностей и расширение кругозора в области изобразительного искусства;
- развитие способности сбора материала из окружающей жизни для создания композиции;
воспитательные:
- воспитание аккуратности, целеустремленности, умения работать в коллективе;
- формирование грамотного пользователя искусства;
- воспитание чувства патриотизма и уважения к культурным ценностям народного и декоративно-прикладного искусства;
- воспитание трудолюбия и ответственности перед коллективом;
- воспитание чуткости, милосердия, уважения к младшим и старшим, взаимопомощи, уважения к чужому мнению, культуры поведения.
Возраст детей: 7-18 лет.
Срок реализации программы: 4 года.
Формы и режим занятий:
- 1 год обучения – 72 часа в год, количество детей в группе 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часа;
- 2 год обучения – 144 часов в год, количество детей в группе 12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
- 3-4 года обучения – 216 часов в год, количество детей в группе 12 человек. Занятия проводятся 2 (3) раза в неделю по 3 (2) часа.
Отличительные особенности
Основные виды работы в объединении: работа с натуры, по памяти и наблюдению, композиционная и декоративная работа. Соотношение этих видов работ изменяется с возрастными особенностями и творческими способностями. Рисование для детей младшего возраста, как и игра, любимое занятие, где они выражают свое отношение к миру. Уровень изобразительных умений детей зависит от качества представления о реальных вещах.
Данная программа включает в себя комплекс учебных тем, заданий, упражнений и проектов, изучение которых позволит развивать у детей творческое мышление. Ребенок, решающий в каждом задании новую задачу о передаче формы предмета на двухмерной плоскости трехмерного пространства, о создании художественного образа, о стилевом направлении, о создании неповторимого авторского стиля, постепенно шаг за шагом привыкает к творчеству, как к способу мышления и выражения своих мыслей и идей. Каждое задание программы, по сути, индивидуально, потому что обращено к интеллекту конкретного ребенка и выполняется им соответственно его уровню развития и его творческого потенциала. Для обогащения и стимулирования творчества в программу включены темы по истории искусства, которые изучаются в течение каждого занятия взаимосвязано со всеми темами конкретно, включая посещение музеев и выставок.
Отличительной особенностью этой программы от аналогичных является развитие творческих способностей детей используя все современные достижения в техническом оснащении (компьютер, DV-диски, большой выбор литературы по искусству, посещение музеев, выставок, встречи с художниками, участие в различных детских выставках, персональные выставки учеников в студии и в зеленоградских выставочных залах и обязательный двухнедельный пленер в конце учебного года (в июне) по отдельной программе.
Ожидаемые результаты
К концу 1-го года обучения дети должны:
- более творчески подходить к своей работе, сохранять свою индивидуальность;
- уметь пользоваться лексиконом по изобразительному искусству;
- знать историю искусства и определенный минимум художников в различных жанрах изобразительного искусства.
- разбираться в различных материалах изобразительного искусства, уметь правильно их составлять, смешивая краски;
- научиться штриховать простыми и цветными карандашами;
- уметь компоновать на листе свой рисунок;
- знать и применять в рисунке азы перспективы;
- знать, что такое симметрия и применять ее в орнаменте.
К концу 2-го года обучения дети должны:
- разбираться в различных материалах изобразительного искусства, уметь правильно смешивать цвета;
- овладеть красивой штриховкой простыми и цветными карандашами;
- уметь компоновать рисунок на листе;
- грамотно составлять композиции;
- хорошо разбираться в перспективе;
- уметь передавать форму и объем предметов тоном и цветом;
- овладеть техникой акварели: лессировка, по-сырому, Аля-прима.
К концу 3-го года обучения дети должны:
- разбираться в различных материалах изобразительного искусства;
- овладеть техникой рисунка и живописи разнообразными материалами;
- уметь правильно передавать пропорции различных объектов изображаемых в композиции;
- уметь правильно использовать информацию по истории искусства, культуры и общей истории в составлении композиций;
- иметь первоначальные познания в пластической анатомии в изображении человека и животного.
К концу 4-го года обучения дети должны:
- повысить мастерство в технике акварельной живописи;
- повысить мастерство в графическом рисовании;
- повысить уровень знаний и качество рисунка в перспективе;
- повысить уровень знаний и качество рисунка в изображении человека и животных;
- уметь быстро компоновать рисунок на плоскости;
- овладеть новыми технологиями в изобразительном искусстве.
Формы подведения итогов
реализации дополнительной общеобразовательной программы
В течение учебного года по завершению изучения каждой темы идет совместное обсуждение качества работ. Лучшие работы выставляются на стенде в студии или отбираются на различные выставки. Требования к качеству работ соответственно по возрасту, году обучения и по способностям каждого, отмечая, есть рост или нет у обучающегося. Также учитывается, насколько раскрывается творческий потенциал обучающегося, умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления, насколько умеет применять теоретические знания на практике, умение пользоваться различными художественными материалами.
Важной составной частью в обучении является изучение истории искусства, знакомство, с искусством, посещая музеи и просматривая книги по искусству.
2. Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ | Названия разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1 | 1 |
II. | Рисунок | |||
1. | Аналитическое рисование отдельных предметов | 3 | 1 | 2 |
2. | Рисунок пейзажа | 4 | 1 | 3 |
3. | Рисунок животных | 5 | 1 | 4 |
4. | Рисунок человека | 4 | 1 | 3 |
5. | Перспектива | 3 | 1 | 2 |
6. | Рисунок натюрморта | 3 | 1 | 2 |
III. | Живопись | |||
1. | Этюды на изучение свойств акварели и гуаши | 1 | 1 | 1 |
2. | Этюды отдельных предметов | 4 | 1 | 3 |
3. | Натюрморт. | 5 | 1 | 4 |
4. | Пейзаж | 4 | 1 | 3 |
5. | Изображение животных | 5 | 1 | 4 |
6. | Изображение человека. | 4 | 1 | 3 |
IV. | Декоративное рисование | |||
1. | Изучение орнамента | 4 | 1 | 3 |
2. | Роспись посуды | 4 | 1 | 3 |
3. | Роспись деревянных поделок | 5 | 1 | 4 |
4. | Рисование праздничных открыток | 2 | 1 | 1 |
V. | Композиция | |||
1. | Иллюстрация сказок | 4 | 1 | 3 |
2. | Тематические композиции | 4 | 1 | 3 |
VI. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 72 | 20 | 52 |
2-й года обучения
№ | Названия разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1 | 1 |
II. | Рисунок | |||
1. | Аналитическое рисование отдельных предметов | 6 | 1 | 5 |
2. | Рисунок пейзажа | 6 | 1 | 5 |
3. | Рисунок животных | 12 | 1 | 11 |
4. | Рисунок человека | 6 | 1 | 5 |
5. | Перспектива | 6 | 1 | 5 |
6. | Рисунок натюрморта | 4 | 1 | 3 |
III. | Живопись | |||
1. | Этюды на изучение свойств акварели и гуаши | 2 | 1 | 1 |
2. | Этюды отдельных предметов | 6 | 1 | 3 |
3. | Натюрморт. | 6 | 1 | 5 |
4. | Пейзаж | 8 | 1 | 7 |
5. | Изображение животных | 12 | 1 | 11 |
6. | Изображение человека. | 8 | 1 | 3 |
IV. | Декоративное рисование | |||
1. | Изучение орнамента | 8 | 1 | 7 |
2. | Роспись посуды | 6 | 1 | 5 |
3. | Роспись деревянных поделок | 8 | 1 | 7 |
4. | Рисование праздничных открыток | 6 | 1 | 5 |
V. | Композиция | |||
1. | Иллюстрация сказок | 14 | 1 | 13. |
2. | Тематические композиции | 14 | 1 | 13 |
VI. | Итоговое занятие | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 144 | 20 | 124 |
3-й год обучения
№ | Названия разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1 | 1 |
II. | Композиция. | |||
1. | Иллюстрация сказок | 15 | 1 | 14 |
2. | Тематические композиции | 30 | 1 | 29 |
III. | Рисунок: | |||
1 | Перспектива | 4 | 1 | 3 |
2. | Натюрморт | 12 | 1 | 11 |
3. | Линейно-конструктивный рисунок | 4 | 1 | 3 |
4. | Фигура человека | 6 | 1 | 5 |
5. | Рисунок головы человека | 7 | 1 | 6 |
6. | Рисунок животных | 12 | 1 | 11 |
7. | Рисунок пейзажа | 12 | 1 | 11 |
8. | Рисунок интерьера | 8 | 1 | 7 |
9. | Архитектурные зарисовки. | 6 | 1 | 5 |
IV. | Живопись. | |||
1. | Натюрморт | 18 | 1 | 17 |
2. | Пейзаж | 8 | 1 | 7 |
3. | Интерьер | 6 | 1 | 5 |
4. | Изображение человека | 7 | 1 | 6 |
5. | Изображение животных. | 12 | 1 | 11 |
V. | Декоративная работа. | |||
1. | Орнамент | 6 | 1 | 5 |
2. | Роспись посуды | 8 | 1 | 7 |
3. | Батик | 12 | 1 | 11 |
4. | Роспись матрешки | 9 | 1 | 8 |
5. | Праздничные открытки | 6 | 1 | 5 |
VI. | Итоговое занятие | 6 | 1 | 5 |
Итого: | 216 | 23 | 193 |
4-й год обучения
№ | Названия разделов | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
I. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1 | 1 | |
II. | Рисунок | ||||
1. | Линейно-конструктивный рисунок: | ||||
А) | натюрморт с геометрическими предметами; | 3 | 1 | 2 | |
Б) | натюрморт с цилиндрическими предметами; | 3 | 1 | 2 | |
В) | рисунок мебели; | 3 | 1 | 2 | |
Г) | интерьер; | 3 | 1 | 2 | |
Д) | рисунок гипсовой розетки с цветком; | 3 | 1 | 2 | |
Е) | рисунок гипсовых слепков (нос, губы, глаза); | 6 | 1 | 5 | |
Ё | рисунок головы (гипс); | 6 | 1 | 5 | |
Ж) | архитектурные зарисовки. | 3 | 1 | 2 | |
2. | Тональный рисунок: | ||||
а) | рисунок шара; | 3 | 1 | 2 | |
Б) | натюрморт с бытовыми предметами; | 6 | 1 | 5 | |
В) | рисунок гипсовой розетки; | 6 | 1 | 5 | |
Г) | рисунок гипсовых слепков (нос, губы, глаза); | 6 | 1 | 5 | |
Д) | рисунок гипсовой головы; | 6 | 1 | 5 | |
Е) | рисунок интерьера; | 6 | 1 | 5 | |
Ё) | пейзажные зарисовки; | 3 | 1 | 2 | |
Ж) | рисунок животных; | 6 | 1 | 5 | |
З) | наброски фигуры человека в статичной позе и в движении. | 3 | 1 | 2 | |
III. | Живопись | ||||
1. | Этюды отдельных предметов в технике «гризайль» | 6 | 1 | 5 | |
2. | Этюды отдельных предметов в цветовом решении | 6 | 1 | 5 | |
3. | Натюрморт с бытовыми предметами | 25 | 1 | 24 | |
4. | Интерьер | 6 | 1 | 5 | |
5. | Театральные декорации | 8 | 1 | 7 | |
6. | Портрет | 12 | 1 | 11 | |
7. | Пейзаж | 9 | 1 | 8 | |
IV | Декоративное рисование | ||||
1. | Батик | 12 | 1 | 11 | |
2. | Роспись посуды (акрил) или матрешки | 10 | 1 | 9 | |
3. | Изучение орнаментов. Составление открыток и плакатов | 6 | 1 | 5 | |
V. | Композиция | ||||
1. | Композиция по теме | 24 | 1 | 23 | |
2. | Иллюстрация | 12 | 1 | 11 | |
VI. | Итоговое занятие | 6 | 1 | 5 | |
Итого: | 216 | 31 | 185 |
3. Содержание программы
1-й год обучения
I. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: беседа о технике безопасности на занятиях изобразительной деятельностью. Ознакомительная беседа об изобразительной деятельности.
Практика: применение изученных правил на практике.
II. Рисунок.
1. Аналитическое рисование отдельных предметов.
Теория: симметрии и пропорции. И всё?
Практика: рисунок вазы, бабочки, цветка, дома, деревьев, кустарников, листьев, травы.
2. Рисунок пейзажа.
Теория:
Практика:
3. Рисунок животных.
Теория: изучение пропорции и анатомического строения животных.
Практика: поэтапное рисование животных (лошадь, собака, кошка, дикие животные, птицы).
4. Рисунок человека.
Теория: изучение пропорции человеческого тела.
Практика: рисование человека в статичной позе и в движении. Рисунок человеческого лица.
5. Перспектива.
Теория: изучение перспективы, лини горизонта, точки схода.
Практика: рисунок улицы и дома в перспективе. Рисунок интерьера и мебели.
6. Рисунок натюрморта.
Теория: беседа об истории жанра «натюрморт». Компоновка, соотношение предметов относительно друг друга. Построение рисунка предметов на плоскости. Создание 3-х мерного пространства на 2-х мерной плоскости.
Практик: натюрморт с бытовыми предметами (ваза, чайник, тарелка, фрукты, драпировка).
III. Живопись.
1. Этюды на изучение свойств акварели и гуаши.
Теория: свойства водорастворимых красок.
Практика: изучение палитры методом смешения цветов.
2. Этюды отдельных предметов.
Теория: методы передачи объема предмета с помощью светотени и цвета.
Практика: этюд с яблоком, с вазой.
3. Натюрморт.
Теория:
Практика: натюрморт с бытовыми предметами (например: две драпировки, ваза и яблоко).
4. Пейзаж.
Теория: беседа о художниках пейзажистах и жанре «Пейзаж». Методы и приемы в написании пейзажа.
Практика: пейзажи по временам года: осень, зима, весна, лето.
5. Изображение животных.
Теория: анималистический жанр. Приемы и методы в изображении животных.
Практика: изображение животных в естественной среде. Передача характера, пропорции, шерсти животного.
6. Изображение человека.
Теория: портретный жанр. Приемы и методы живописного изображения человека.
Практика: изображение человека. Составление телесного цвета. Портрет красавицы, автопортрет.
IV. Декоративное рисование.
1. Изучение орнамента.
Теория: история декоративного искусства. Методы и приемы в изображении орнамента. Работа с различными материалами. Разнообразие видов декоративного искусства.
Практика: декоративное рисование чего?.
2. Роспись посуды.
Теория: орнаменты в полосе, круге, орнамент в композициях, предметах быта, интерьере, костюме. Оформление композиции рамой из орнамента.
Практика: роспись тарелки акриловыми красками.
3. Роспись деревянных поделок.
Теория:
Практика: роспись деревянных поделок (народные промыслы).
4. Рисование праздничных открыток.
Теория: история открытки. Принципы построения декоративной открытки. Роль шрифта.
Практика: рисунок праздничной открытки к Новому Году, 23 февраля, 8 Марта.
V. Композиция.
1. Иллюстрация сказок.
Теория: разнообразие жанров в композиции. Правило золотого сечения в композиции. Поэтапный подход в работе над композицией. Беседа о художниках.
Практика: иллюстрации к русским и зарубежным сказкам.
2. Тематические композиции.
Теория:
Практика: тематические композиции на темы: «Как я провел лето», «Правила дорожного движения», «Пожарная безопасность», «Новогодний бал», «Цирк», «Зоопарк», «Дружба», «На даче», «В лесу», «Город», «Космос», «Лето в деревне», «Театр».
VI. Итоговое занятие.
Теория: объяснение задания, особенностей его выполнения.
Практика: выполнение специального задания по заданной теме.
2-й год обучения
I. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: беседа о технике безопасности на занятиях изобразительной деятельностью. Беседа об изобразительной деятельности.
Практика: применение изученных правил на практике.
II. Рисунок.
1. Аналитическое рисование отдельных предметов.
Теория:
Практика:
2. Рисунок пейзажа.
Теория:
Практика:
3. Рисунок животных.
Теория:
Практика:
4. Рисунок человека.
Теория:
Практика:
5. Перспектива.
Теория: линия горизонта и точка схода. Перспектива круга.
Практика: рисунок улицы, домов и деревьев в перспективе. Рисунок интерьера, комнаты с мебелью. Рисунок стеклянной бутылки.
6. Рисунок натюрморта.
Теория:
Практика:
III. Живопись.
1. Этюды на изучение свойства акварели и гуаши.
Теория: цвет и тон, рефлекс и светотень в живописи. Методы и приемы живописного решения в передаче объемности предметов.
Практика: выполнение этюдов яблока, вазы в технике гризайль. Этюд на цветовые контрасты.
2. Этюды отдельных предметов.
Теория:
Практика:
2. Натюрморт.
Теория:
Практика:
3. Пейзаж.
Теория:
Практика:
5. Изображение животных.
Теория:
Практика: этюд лошадки на лугу, этюд собачки, кошки, этюд с дикими животными в естественной среде.
4. Изображение человека.
Теория:
Практика: выполнение портрета красавицы, портрета друга, автопортрета.
IV. Декоративное рисование.
1. Изучение орнамента.
Теория: изучение орнаментов народов мира. Орнамент в народном искусстве. Принцип построения и составления орнамента. Цвет и ритм. Разнообразие жанров декоративного искусства. Материалы и краски и методы работы сними.
Практика:
а) орнамент в оформлении рамки в иллюстрации к сказкам;
б) орнамент на тканях сказочных персонажей;
в) орнамент в интерьере.
2. Роспись посуды.
Теория:
Практика: роспись тарелки и вазы (банки) акриловыми красками.
3. Роспись деревянных поделок.
Теория:
Практика: роспись кухонной дощечки акриловыми красками.
4. Рисование праздничных открыток.
Теория: история открытки. Принципы построения декоративной открытки. Роль шрифта.
Практика: выполнение открыток на темы «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «9 мая» и др..
V. Композиция.
1. Иллюстрация сказок.
Теория: разнообразие жанров в композиции. Правило золотого сечения в композиции. Поэтапный подход в работе над композицией. Беседа о художниках.
Практика:
а) иллюстрация к русским и зарубежным сказкам;
б) иллюстрация к литературным произведениям.
2. Тематические композиции.
Теория:
Практика: композиции по выбору на темы: «Лето», «Зима», «Карнавал», «Спорт», «Дружба», «Волшебный сад», «Цирк», «Зоопарк», «Школа», «Космос», «Балет», «Комната моей мечты».
VI. Итоговое занятие.
Теория: объяснение задания, особенностей его выполнения.
Практика: выполнение специального задания по заданной теме.
Этот кусок материала раскидайте сами, где он должен быть.
1.Теория: Линейно-конструктивный рисунок. Правила построения предметов с учетом перспективных изменений.
Практика: натюрморт из геометрических тел (куб, шар, пирамида,. цилиндр), рисунок вазы.
3.Изучение анатомии человека.
Теория: Строение черепа и скелета человека. Мышцы формирующие внешний облик человека. Пропорции лица и тела.
Практика: наброски человеческой фигуры в статичной позе и в движении. Портрет женский и мужской.
4.Пейзаж.
Теория: История графического пейзажа. Методы и технические приемы.
Практика: Рисунок деревьев, кустарников и травы.
5 Анималистический жанр.
Теория: История жанра. Творчество художников-анималистов. Анатомическое строение животных.
Практика: Рисунок лошади и диких животных. Изучение пропорции и пластики животных.
3-й год обучения
I. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: беседа о технике безопасности на занятиях изобразительной деятельностью. Ознакомительная беседа об изобразительной деятельности.
Практика: применение изученных правил на практике.
II. Композиция.
1. Иллюстрация сказок.
Теория: разнообразие жанров в композиции. Правило золотого сечения в композиции. Поэтапный подход в работе над композицией. Беседа о художниках.
Практика: иллюстрации русских и зарубежных сказок, литературных произведений.
2. Тематические композиции.
Теория:
Практика: композиции на исторические и военно-патриотические темы, на темы «Путешествие по миру», «Спорт», «Дружба», «Цирк», «Космос», «Зоопарк», «Волшебный сад», «Комната моей мечты», «Школа», «В деревне», «Моя семья», «Театр».
III. Рисунок.
1. Перспектива.
Теория: продолжение изучения азов перспективы в построении прямоугольных, цилиндрических, а также бытовых предметов. Перспектива интерьера. Тональный рисунок. Разнообразие видов штриховки.
Практика:
1. перспектива круга и прямоугольных плоскостей;
2. натюрморт из бытовых предметов (драпировка, посуда, фрукты).
2. Натюрморт.
Теория:
Практика:
2. Линейно-конструктивный рисунок.
Теория:
Практика:
а) натюрморт из цилиндрических предметов (бутылки, банки, цилиндра);
б) рисунок вазы.
4. Фигура человека.
Теория: основы выполнения наброска с натуры. Изучение анатомии человека.
Практика:
5. Рисунок головы человека.
Теория:
Практика: рисунок гипсовых элементов головы (нос, губы, глаза).
6. Рисунок животных.
Теория:
Практика: зарисовки с репродукций и фотографии.
7. Рисунок пейзажа.
Теория:
Практика: выполнение работ с натуры на пленере, с репродукции и по памяти.
8. Рисунок интерьера.
Теория:
Практика:
9. Архитектурные зарисовки.
Теория:
Практика:
IV. Живопись.
1. Натюрморт.
Теория: цвет и тон, рефлекс и светотень в живописи. Методы и приемы живописного решения в передаче объемности предметов. Свойства красок, правильный подбор бумаги и кисточек. Изучение творчества известных художников- живописцев.
Практика: натюрморт с бытовыми предметами; натюрморт с цветами.
2. Пейзаж.
Теория:
Практика: пейзажи на пленере; по памяти по временам года; на состояние с передачей настроения, копирование с репродукций.
3. Интерьер.
Теория:
Практика: интерьер в перспективе с передачей светотонового состояния и освещения.
4. Изображение человека.
Теория:
Практика: портрет человека, составление телесного цвета, этюд с натуры и копирование репродукции.
5. Изображение животных.
Теория:
Практика: в изображении животных правдиво передать цвет и состояние шкуры конкретного животного. Копирование репродукций и фотографии. Изучение анатомии животных.
V. Декоративная работа.
1. Орнамент.
Теория: изучение орнаментов народов мира. Орнамент в народном искусстве. Принцип построения и составления орнамента. Цвет и ритм. Шрифт в орнаменте. Разнообразие жанров декоративного искусства. Материалы и краски и методы работы сними.
Практика: выполнение зарисовок орнаментов народов мира.
2. Роспись посуды.
Теория:
Практика: роспись посуды (тарелка, бутылка, банка) акриловыми красками.
3. Батик.
Теория:
Практика: роспись по ткани акриловыми красками.
4. Роспись матрешек.
Теория:
Практика:
5. Праздничные открытки.
Теория:
Практика: эскизы открыток, например: Новый год; День учителя; 8 Марта; День Победы; День рождения; Валентинки.
VI. Итоговое занятие.
Теория: объяснение задания, особенностей его выполнения.
Практика: выполнение специального задания по заданной теме.
4-й год обучения
I. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: беседа о правилах дорожного движения. Беседа о новых материалах для изобразительного искусства.
Практика:
II.Рисунок.
1. Линейно-конструктивный рисунок.
Теория: продолжение изучения законов перспективы при изображении предметов быта, интерьера, архитектуры, гипсовой головы человека.
Практика:
а) натюрморт с конусом, кубом и шаром (построение, пропорции и перспектива);
б) натюрморт со стеклянными бутылками и рисунок вазы (сепия, соус, карандаш, уголь);
в) рисунок стула;
г) рисунок интерьера в перспективе;
д) рисунок гипсовой розетки (построение);
е) рисунок гипсовых слепков (нос, губы, глаза), анализ формы, построение с учетом перспективных изменений);
ё) рисунок гипсовой головы (зарисовки – фас, анфас, ¾ поворот);
ж) архитектурные зарисовки с учетом перспективы «Город моей мечты».
2. Тональный рисунок.
Теория: передача объема предмета и среды окружающей его с помощью светотени. Приемы и методы штриховки.
Практика:
а) рисунок шара – передача объема с помощью светотени (уголь, сепия, сангина);
б) натюрморт с сухими цветами, вазой, драпировкой и яблоком (передача тональных отношений, объема и формы предметов, пространства;
в) рисунок гипсовой розетки (продолжение линейно-конструктивного рисунка.), отработка штриховки, светотональное построение формы;
г) зарисовки гипсовых слепков мягким материалом, передача формы через светотень;
д) рисунок гипсовой головы (построение формы головы и светотень, передача объема);
е) рисунок интерьера; построение комнаты в перспективе с учетом освещения «Комната моей мечты»;
ё) пейзажные зарисовки;
ж) рисунок животных;
з) наброски фигуры человека в статичной позе и в движении.
III. Живопись.
1. Этюды отдельных предметов в технике «гризайль».
Теория: цвет и тон, рефлекс и светотень в живописи. Методы и приемы живописного решения в передаче объемности предметов в натюрморте, интерьере, пейзаже, портрете. Свойства красок, правильный подбор бумаги и кисточек. Изучение творчества известных художников- живописцев.
Практика: этюды в технике 2гризайль» (яблоко, ваза, драпировка).
2. Этюды отдельных предметов в цветовом решении.
Теория:
Практика: этюд в цветовом решении с передачей объема (яблоко, ваза, драпировка).
3. Натюрморт с бытовыми предметами.
Теория:
Практика: натюрморт с вазой, чайником, фруктами, и с 2-3 драпировками в гуаши, акварели. Колорит, светотень, рефлекс.
4. Интерьер.
Теория:
Практика: этюд интерьера в мастерской. Состояние, освещение.
5. Театральные декорации.
Теория:
Практика: эскиз декорации сцены к спектаклю, балету и костюмы.
6. Портрет.
Теория:
Практика: копирование с репродукции, этюд с натуры (автопортрет).
7. Пейзаж.
Теория: изучение творчества новых художников-пейзажистов. Приемы и методы изображения пейзажа.
Практика: копирование с репродукции, этюды на пленере.
IV. Декоративное рисование.
1. Батик.
Теория:
Практика: роспись по ткани акриловыми красками.
2. Роспись посуды (акрил) или матрёшки.
Теория: Виды народных промыслов. Разнообразие красок для прикладного искусства. Методы и приемы работы с ними. Техника безопасности при работе.
Практика: роспись тарелки и вазы (банки, бутылка) или матрешки акриловыми красками.
3. Изучение орнаментов. Составление открыток и плакатов.
Теория: изучение орнаментов народов мира. Каких?
Практика: составление собственных орнаментов. Эскиз праздничных открыток и плакатов.
V. Композиция.
1. Композиция по теме.
Теория: разнообразие жанров в композиции. Правило золотого сечения в композиции. Поэтапный подход в работе над композицией. Беседа о художниках.
Практика: выполнение композиций по теме. Например: «Лето», «Маскарад», «Рождественские праздники», «Театр», «Путешествие по миру», «Любовь и дружба», «Школа», «Спорт», «Пленер», «Выбор профессии», «Военно-патриотическая тема», «Космос».
2. Иллюстрация.
Теория:
Практика: иллюстрации к сказкам и литературным произведениям.
VI. Итоговое занятие.
Теория: объяснение задания, особенностей его выполнения.
Практика: выполнение специального задания по заданной теме.
4. Методическое обеспечение
Методы и приёмы работы:
- беседа, объяснение;
- демонстрация собственных работ, проведение мастер-класса для детей;
- демонстрация лучших детских работ, грамотно выполненных по требованиям изобразительного искусства;
- совместное обсуждение и анализ работ, выполненных детьми по заданию;
- просмотр и обсуждение репродукций картин известных художников разных времён и эпох;
- изучение детской литературы и литературы по искусству, анатомии человека, открыток, календарей, плакатов;
- просмотр видеоматериалов, презентаций;
- экскурсии в музеи, усадьбы, на выставки (музей коневодства, музей мебели, зоопарк, Третьяковская галерея, Пушкинский музей и др.).
На практике обучающиеся выполняю разные виды изобразительной деятельности. Они выполняют эскизы, наброски карандашом, рисунок с натуры, рисунок на заданную тему, работу на пленэре и др.
Заинтересовать ребенка, не навязывая насильно, приобщить и удержать – это одна из задач педагога необходимо использовать все свои знания и опыт, постоянно повышать свой уровень, «держать руку на пульсе времени».
Роль педагога в художественном развитии детей и их творчества чрезвычайно велика. Влияние его отражается на творческой активности учеников, разнообразии содержания их работ. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Задача педагога - развивать детские представления путем наблюдения, сравнения, анализа своих работ и на этой основе строить свое обучение, последовательно ведя детей к овладению основами изобразительных средств. Детскому рисунку свойственна особая выразительность, обусловленная преувеличением некоторых деталей, своеобразной наблюдательностью, неожиданным цветосочетанием. В рисунках детей проявляются искренность и отсутствие оглядки на образцы. Без целенаправленного влияния педагога дети останавливаются в своем творчестве и, в конце концов, обращаются к подражанию или к прямому срисовыванию, а то и вовсе бросают рисовать.
Как конкретно работаете Вы с разными годами обучения, как происходит развитие детей. Чем отличаются года обучения друг от друга?
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Для педагога:
1. Алексахин Н.Н. Голубая сказка - Москва, «Народное образование», 1996 г;
2. Афонькин С.Ю. Афонькина А.С. Орнаменты народов мира - С-Петербург, Кристалл, 1998 г.;
3. Волков Н.М. Композиция в живописи. - М.: Просвещение, 1999 г.;
4. Газарян С. Прекрасное своими руками (народные художественные ремесла) - составитель Москва, «Детская лит.», 1979 г.;
5. Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. - М.: МИПКРО, 2001 г.;
6. ГильманР.А. Художественная роспись тканей - Москва, ВЛАДОС, 2008 г.;
7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- С.-П.: Терра, 2005 г.;
8. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - С.-П.: Детство - Пресс, 2002 г.;
9. Кузин B.C. Основы обучения изобразительного искусства в школе. - М: Просвещение, 1998 г.;
10. Кузнецов A.M. Школа изобразительного искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1999 г.;
11. Костерин Н.П. Учебное рисование. -М.: Наука, 2001 г.;
12. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. - М.: Мозаика-Синтез, 2003 г.;
13. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. - М.: Просвещение, 1999 г.;
14. Сапожникова Т.Б., Коблова О.А Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2007 г.;
15. Синеглазова М.О. Роспись по стеклу - Москва, «Издательский Дом МСП», 2008 г.;
16. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. - М.: Центр и Академия, 2000 г.;
17. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - М: Центр и Академия, 2000 г.;
18. Сокольникова М.Н. Основы композиции. - М: Центр и Академия, 2000 г.;
19. Швайко Г.С. Занятия по изобразительному искусству. - М.: ВЛАДОС, 2000 г.
Добавить книги по педагогике и психологии.
Для детей:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира, С-Петербург, Кристалл, 1998 г.;
2. Жемчугова П.П. Иллюстрированный словарь школьника Декоративно-прикладное искусство, Санкт-Петербург, 2006 г.;
3. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей – Москва, ВЛАДОС, 2008 г.;
4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств - С.-П.: Терра, 2005 г.;
5. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. - М.: Центр и Академия, 2000 г.;
6. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - М: Центр и Академия, 2000 г.;
7. Сокольникова М.Н. Основы композиции. - М: Центр и Академия, 2000 г.;
8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительному искусству - М.: ВЛАДОС, 2000 г.;
9. Серия раскрасок (Деревянная игрушка. Гжель. Хохлома. Палех. Жостово. Городецкая роспись.) - Москва, Издательство «Околица», ГОД.
Приложение IФормы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы.
Зачетные вопросы.
1 год обучения.
Первое полугодие.
Теория:
- Что такое натюрморт?
- Как правильно скомпоновать рисунок на листе бумаги?
Практика:
- Смешивая краски получить оттенки: бежевый, болотный, серый, розовый.
- Подобрать два контрастных цвета.
Зачетные работы:
- В технике "гуашь" нарисовать петуха.
- В смешанной технике нарисовать букет цветов.
- В технике "цветной карандаш" нарисовать бабочку на цветке.
Второе полугодие.
Теория:
- Каких художников пейзажистов ты знаешь?
- Что такое" линия горизонта"?
Практика:
- Нарисовать дом в перспективе.
- Составить холодные и теплые оттенки зеленого цвета.
Зачетные работы:
- Нарисовать растительный орнамент (цветной кар.)
- Нарисовать геометрический орнамент (гуашь).
- Нарисовать лицо человека.
2 год обучения.
Первое полугодие.
Теория:
- Что такое «перспектива»?
- Что такое «перспектива цвета» в живописи?
Практика:
- Нарисовать линейно-конструктивный рисунок кружки.
- Смешивая цвета получить телесные оттенки: загорелый, белокожий.
Зачетные постановки:
- Нарисовать линейно-конструктивный натюрморт из 3 предметов.
- Иллюстрация к любимой сказке.
Второе полугодие.
Теория:
- Перечислить известные картины В. Васнецова.
- Что такое светотень в рисунке и живописи?
Практика:
- Нарисовать лицо человека в профиль.
- Передавать в цвете веселое и грустное настроение.
Зачетные работы:
- Натюрморт в технике «акварель».
- Натюрморт в тоне (карандаш) из 2 предметов (ваза и яблоко).
- Композиция на свободную тему.
3 год обучения.
Первое полугодие.
Теория:
- Что такое линейно-конструктивный рисунок?
- Что такое колорит в живописи?
Практика:
- Нарисовать комнату в перспективе.
- Сделать градацию в тоне от светлого к темному любого цвета по выбору.
Зачетная постановка:
- Рисунок натюрморта из 1 драпировки и 2 предметов быта.
- Эскиз праздничной открытки или газеты.
Второе полугодие.
Теория:
- Какие материалы для живописи известны и чем отличаются по свойствам.
- Какие виды графики существуют?
Практика:
- Нарисовать лошадь.
- Смешать и получить заданный цвет.
Зачетные работы:
- Рисунок в тоне гипсового орнамента.
- Натюрморт с фруктами и цветами (акварель,гуашь).
- Композиция на заданную тему.
Зачетные вопросы.
4 год обучения.
Первое полугодие.
Теория.
- Пропорции тела человека (ребенок, подросток и взрослый).
- Перспектива цвета в живописи.
Практика:
- Нарисовать фигуру человека (статичную).
- Сделать градацию цвета от теплого к холодному.
Зачетные постановка:
- Этюд драпировки.
- Эскиз интерьера комнаты.
Второе полугодие
Теория:
- Новые материалы для живописи и их свойства.
- Назвать несколько известных художников - графиков.
Практика:
- Роспись посуды акриловыми красками.
- Нарисовать автопортрет.
Зачетная постановка:
- Рисунок гипсовой головы.
- Композиция по теме.
- Натюрморт из 2 драпировок, вазы и фрукты (акварель, гуашь).
Критерии оценки
В конце каждого полугодия ребенок должен предоставить 3 зачетные работы, которые оцениваются:
2 балла - работа выполнена аккуратно, соответствует требованиям программы.
1 балл - работа выполнена недостаточно аккуратно, допущены незначительные ошибки.
0 баллов - работа не выполнена.
Кроме зачетных работ ребенок должен ответить на 2 теоретических вопроса и выполнить 2 практических задания по программному материалу:
- за каждый правильный ответ на теоретический вопрос - 1 балл;
- за каждое правильное выполненное практическое задание - 1 балл.
Количество баллов, полученных ребёнком, суммируется и выставляется общий результат (максимум - 10 баллов, минимум - 0 баллов).
Дети, успешно сдавшие зачет за учебный год (получившие не менее 5 баллов), переводятся на следующий год обучения. Дети, не набравшие 5 баллов, остаются на повторное обучение в той же группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва
В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
Программа "Юные художники" предназначена для учреждения дополнительного образования. Отличительные особенности программы заключаются в широком применении жизненного опыта воспитанников: регулярные выс...

Дополнительная образовательная программа изостудия "Юный художник"
Дополнительная образовательная программа «ИЗО – студия» имеет художественную направленность. Уровень освоения программы общекультурный. Главная цель художественного образования – формирование ду...

Обновление дополнительных образовательных программ: новый тип программы в контексте Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в РФ"
Помощь педагогам дополнительного образования в обновлении и написании дополнительных общеобразоватльных программ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...