Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа составлялась на основании большого опыта работы как учителя ИЗО. Многие направления и разделы в программе так составлены, чтобы была периодичность в посезонном рисовании малой родины, в изучении через рисунок местного национального компонента, в почитании традиций нашей страны через творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programmayunyyhudozhnik_21g.docx | 37.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
П.ХАНЫМЕЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического объединения Заместитель директора по Директор школы
протокол № ___ от ___ ________2021г. образовательному процессу _________________З.Р. Шайнурова
_______Д.А.Складанная, руководитель ШМО _________________Д.П. Князева Приказ от ___________ № _____
____ __________ 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения художественной направленности основого общего образования
(предмет, класс, уровень образования)
«Юный художник»
Складанной Дины Алексеевны, учителя высшей квалификационной категгории
(Ф.И.О. учителя, категория)
2021/2022 учебный год, второй год обучения, срок реализации 1 год
п. Ханымей
2021
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Искусство: Изобразительное искусство. 8 кл.: учебник/ С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В. Кармазина. – М.: Дрофа, 2014
Искусство: Изобразительное искусство. 9 кл.: учебник/ С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В. Кармазина. – М.: Дрофа, 2014
Программа откорректирована на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю
В ходе реализации данной программы предусмотрено:
- участие в конкурсах различного уровня;
- участие в выставках и смотрах школьного, поселкового и районного уровней;
- экскурсии в поселковый историко-краеведческий музей;
- экскурсии в лес.
Результаты освоения объединения внеурочной деятельности
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Метапредметные результаты:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
владение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
Предметные результаты:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
Содержание объединения внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
1.Северная панорама в живописи.
Тема 1. «Хозяин северной земли». Изображение оленевода в национальной одежде. Техника: живопись. Интегрированный урок: Изо и КНЯ Материал: гуашь, кисти.
Тема 2. Осенний пейзаж на тему «Северные этюды». Свободная техника исполнения. Техника: живопись. Материал: краски, цветные мелки, пастель, кисти.
Тема 3.«Белый олень - украшение стада». Техника: живопись.. Материал: краска, кисти, поролон.
Тема 4. Составление узора и орнамента в одежде ненецких женщин. Техника: живопись.
Материал: фломастер, ручка с черной пастой, цветные карандаши.
Тема 5. «Северные птицы». Работа выполняется в историко – краеведческом музее. Техника: живопись. Материал: краски, кисти.
Тема 6. «Край ты мой, родимый край». Живописная работа по памяти. Техника: живопись.
Материал: гуашь, акварель, кисти, поролон, белила, простой карандаш.
2. Академический рисунок.
Тема 1. Тема рисунка «Интерьер классной комнаты». Зарисовка несложного интерьера. Применение основных правил перспективы в изображении ограниченного пространства.
Тема 2. Натюрморт, состоящий из гипсовой розетки высокого рельефа или гипсовой античной вазы и других бытовых предметов из различного материала. Размещение на листе, построение, выявление формы светом и тенью. Умение цельно видеть и передавать большой объем изображения.
Тема 3. Тема рисунка: «Зарисовки фигуры человека». Конструктивное построение. Передача пропорций тела, позы, одежды. Композиционное решение.
Тема 4. Части лица (гипс): нос, ухо, глаз. Размещение, построение, передача характера формы. Постановка рассчитана на усвоение знаний по передаче объема целостности и завершенности светотеневого рисунка.
Тема 5. Предметы под драпировкой. Узнаваемость формы предметов за счет складок ткани, ее заломов и смятости. Закрепление знаний по передаче объема в пространстве.
3. Коллаж и аппликация
Тема 1. «Семейный фотоальбом». Коллаж из журнальной и газетной продукции.
Тема 2. Фантазия и реальность на тему «Город счастья». Коллаж из журнальной и газетной продукции.
Тема 3. «Мой северный край». Коллаж из журнальной и газетной продукции.
Тема 4. «Ажурный веер». Аппликация из цветной бумаги, самоклеющейся ленты.
Тема 5. Декоративная работа. Решетка декоративная в стиле «Модерн» Аппликационная работа, используется цветная бумага, черная гуашь, ручка с черной пастой, акварель, кисти.
4. Агитационный плакат
Тема 1. Агитационный плакат: «Экология северного края». Техника: свободная.
Материал: краски, цветные мелки, пастель, простой карандаш.
Тема 2. «Вредным привычкам – нет!» Выполнить плакат. Техника: плакатная живопись.
Материал: краски, цветные мелки, пастель, простой карандаш.
Тема 3. «Мы за здоровый образ жизни». Выполнить плакат. Техника: плакатная живопись.
Материал: краски, цветные мелки, пастель, простой карандаш.
5. Конкурсы года
Тема 1. Выполнение конкурсных работ. Участие в ежегодных районных, окружных и всероссийских конкурсах.
6. Конструирование и моделирование
Тема 1. Игрушка – сувенир «Чум – дом и семья в нем». Выполняется роспись распашонок акриловыми красками. Техника: роспись распашонки.
Материал: копии распашонок, гуашь или акриловые краски, кисти.
Тема 2. «Проект Северного города». Макетирование зданий с использованием цветного картона и белого ватмана.
Тема 3. Бумажная пластика. Моделирование северных цветов с использованием чертежных инструментов из цветного картона, фольги, липкой ленты, кальки и клея. Используются чертежные инструменты
Тема 4. «Фаворитка шляпа». Моделирование головных уборов по индивидуальному замыслу из цветного картона, фольги, липкой ленты, кальки и клея. Используются чертежные инструменты. Разрабатываются выкройки на уроках технологии. Урок может быть интегрированным.
Тема 5. Деревянная скульптура». Работа с природным материалом: шлифовка веток, покрытие лаком. Закрепление на подставке.
коряги, сучки, ветки, наждачная бумага, мебельный лак, кисточки.
Тема 7. Подготовка и проведение открытого мероприятия на тему «Сказочная страна».
Составление и показ сказки из динамичных игрушек. Показ видеопрограммы «Сказка», составленная учащимися.
7. Стилизация и декорирование образов
Тема 1. Стилизация птиц, рыб, насекомых. Выполнение графических рисунков.
Тема 2. Декоративный рисунок «Салфетка-паутинка». На черном фоне белой гуашью выполнить соответствующий узор.
Тема 3. Панно «Колокольный звон». Стилизация и декорирование композиции с применением акварельной отмывки и выполнением рисунка гелиевой черной пастой.
Тема 4. «Осенний пейзаж». По цветовым пятнам, полученных при оттиске с увлажненной бумагой, выполняется законченная композиция с использованием краски и кистей.
Тема 5. «Разноцветное настроение». Выполняется в технике «мокрая акварель».
8. Текстильный дизайн.
Тема 1. «Морозные узоры» Выполняется роспись ткани. Материал: тик, акриловые краски, поролон, кисти, вода.
Тема 2. Платочная композиция на тему «Растительный мотив». В работе используются: шелк, краски по батику, кисти, вода, рама из дерева.
Тема 3. Платочная композиция на тему «Бабочки». В работе используются: шелк, краски по батику, кисти, вода, рама из дерева.
шелк, краски по батику, кисти, вода, рама из дерева.
Тема 4. «Цветочный рай». В работе используются: шелк, краски по батику, кисти, вода, рама из дерева.
9.Мозаика и витраж
Тема 1. Изготовление разноцветной мозаики. Выполняется из цветного картона.
Тема 2. Мозаика на тему «Ненецкие орнаменты». Используется цветной картон и учебник «Хомаку».
Тема 3. Мозаика на тему «Пестрые кружева». Используется цветной картон.
Тема 4. Витраж на тему «Космические фантазии». Выполняется роспись по стеклу акриловыми красками.
Тема 5. Витраж на тему «Купола». Выполняется роспись по стеклу акриловыми красками.
10. Итоговая выставка
Тема 1. Подготовка и оформление итоговой выставки. Лучшие работы учащихся вставляются в рамки, в паспарту, подписываются и размещаются на школьном стенде.
Тематическое планирование
Второй год обучения
( 4 часа в неделю, итого за год 140 часов)
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактически | ||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Северная панорама в живописи. | 24 | ||||
1 2 | «Хозяин северной земли». Изображение оленевода в национальной одежде. Техника: живопись. Материал: гуашь, кисти. | 4 | 01.09.18 03.09.18 | Посещение историко-краеведческого музея. | |
3 4 | Осенний пейзаж на тему «Северные этюды». Техника: живопись. Материал: краски, цветные мелки, пастель, кисти. | 4 | 08.09.18 10.09.18 | Просмотр видеофильмов, дисков о северной природе. | |
5 6 | «Белый олень - украшение стада» Техника: живопись. Материал: краска, кисти, поролон. | 4 | 15.09.18 17.09.18 | Работа выполняется в историко – краеведческом музее в этническом зале. | |
7 8 | Составление узора и орнамента в одежде ненецких женщин. Техника: живопись. Материал: фломастер, ручка с черной пастой, цветные карандаши. | 4 | 22.09.18 24.09.18 | Изо и технология - интегрированный урок.Развитие чертежных навыков. | |
9 10 | «Северные птицы». Техника: живопись. Материал: краски, кисти. | 4 | 29.09.18 01.10.18 | Чучело в краеведческом музее. Используется дидактическое пособие С.Вохринцевой «Северные птицы». | |
11 12 | «Край ты мой, родимый край». Техника: живопись. Материал: гуашь, акварель, кисти, поролон, белила, простой карандаш. | 4 | 06.10.18 08.10.18 | Интегрированный урок - изо и литература. | |
2. Академический рисунок | 16 | ||||
13 14 | Натюрморт, состоящий из гипсовой розетки высокого рельефа или гипсовой античной вазы и других бытовых предметов из различного материала. | 4 | 13.10.18 15.10.18 | Размещение на листе, построение, выявление формы светом и тенью. Умение цельно видеть и передавать большой объем изображения. | |
15 16 | Тема рисунка: «Зарисовки фигуры человека». Конструктивное построение. | 4 | 20.10.18 22.10.18 | Передача пропорций тела, позы, одежды. Композиционное решение. | |
17 18 | Части лица (гипс): нос, ухо, глаз. Размещение, построение, передача характера формы. | 4 | 27.10.18 05.11.18 | Постановка рассчитана на усвоение знаний по передаче объема целостности и завершенности светотеневого рисунка. | |
19 20 | Предметы под драпировкой. Узнаваемость формы предметов за счет складок ткани, ее заломов и смятости. | 4 | 10.11.18 12.11.18 | Закрепление знаний по передаче объема в пространстве. | |
3. Коллаж и аппликация | 20 | ||||
21 22 | «Семейный фотоальбом». Техника: коллаж. Материал: журнальная продукция, простой карандаш, ножницы, клей. | 4 | 17.11.18 19.11.18 | Семейные фотографии помещаются на альбомном листе, который оформляется вырезками из журналов и др. | |
23 24 | Фантазия и реальность на тему «Город счастья». Техника: коллаж. Материал: журнальная продукция, простой карандаш, ножницы, клей. | 4 | 24.11.18 26.11.18 | Используется папка – раскладушка на тему «Строительство и архитектура». | |
25 26 | «Мой северный край». Техника: коллаж. Материал: журнальная и газетная продукция, простой карандаш, ножницы, клей. | 4 | 01.12.18 03.12.18 | Просмотр видеопрограммы «Урок у чума». | |
27 28 | «Ажурный веер». Техника: аппликация. Материал: цветная бумага, самоклеющаяся лента, простой карандаш, ножницы, клей. | 4 | 08.12.18 10.12.18 | Используется накопительная папка – раскладушка с образцами вееров. | |
29 30 | Декоративная работа. Решетка декоративная в стиле «Модерн». Техника: аппликация, Материал: цветная бумага, черная гуашь, ручка с черной пастой, акварель, кисти. | 4 | 15.12.18 17.12.18 | Просмотр фотографий с примерами декоративных оконных решеток. | |
4.Агитационный плакат | 12 | ||||
31 32 | Агитационный плакат: «Экология северного края» Техника: свободная. Материал: краски, цветные мелки, пастель, простой карандаш. | 4 | 22.12.18 24.12.18 | Используется гербарий из северных трав. | |
33 34 | «Вредным привычкам – нет!» Техника: плакатная живопись. Материал: краски, цветные мелки, пастель, простой карандаш. | 4 | 12.01.19 14.01.19 | Составление презентации с использованием компьютерных технологий. | |
35 36 | «Мы за здоровый образ жизни». Техника: плакатная живопись. Материал: краски, цветные мелки, пастель, простой карандаш. | 4 | 19.01.19 21.01.19 | Организовать выставку рисунков. | |
5.Конструирование и моделирование | 18 | ||||
37 38 | Игрушка – сувенир «Чум – дом и семья в нем». Техника: роспись распашонки. Материал: копии распашонок, гуашь или акриловые краски, кисти. | 4 | 26.01.19 28.01.19 | Используется авторская методическая разработка «Чум – дом и семья в нем После изготовления составляется объемная композиция. | |
39 40 | «Проект Северного города». Макетирование зданий. Материал: цветной картон, белый ватман, лезвие, ножницы, клей, линейка. | 4 | 02.02.19 04.02.19 | Интегрированный урок -изо и черчение. Использовать рисунки по теме «Город будущего» | |
41 | Моделирование северных цветов с использованием чертежных инструментов. Техника: бумажная пластика. Материал: ватман, циркуль, ножницы, линейка, клей. | 2 | 09.02.19 | Используется гербарий, иллюстрации книг. Развиваются чертежные навыки при выполнении чертежей с выкройками. | |
42 43 | «Фаворитка шляпа». Моделирование головных уборов по индивидуальному замыслу. Техника: бумажная пластика. Материал: цветной картон, фольга, липкая лента, калька, клей. Чертежные инструменты. Разработка выкроек. | 4 | 11.02.19 18.02.19 | Просмотр журнала мод с головными уборами. | |
44 45 | Деревянная скульптура». Работа с природным материалом. Техника: шлифовка веток, покрытие лаком. Закрепление на подставке. Материал: коряги, сучки, ветки, наждачная бумага, мебельный лак, кисточки, подставки из дерева. | 4 | 25.02.19 02.03.19 | Работа с ветками, с корягами и корой деревьев. | |
6. Стилизация и декорирование образов | 16 | ||||
46 | Стилизация птиц, рыб, насекомых. Техника: графическая. Материал: простой карандаш, ручка с черной пастой, ластик. | 2 | 04.03.19 | Используется дидактическое пособие С.Вохринцевой «Северные птицы». | |
47 | Декоративный рисунок «Салфетка-паутинка». На черном фоне белой гуашью выполнить соответствующий узор. Техника: графическая. Материал: черный лист бумаги, белая гуашь, кисть. | 2 | 11.03.19 | Образцами могут служить вязаные крючком салфетки и скатерти. | |
48 49 | Панно «Колокольный звон». Техника: графическая, отмывка, декорирование. | 4 | 16.03.19 18.03.19 | Экскурсия в церковь. | |
50 51 | «Зимний пейзаж». Фантазия по цветовым пятнам, полученных при оттиске с увлажненной бумагой. Техника: мокрая акварель Материал: краски, кисти. | 4 | 23.03.19 25.03.19 | Работа выполняется на просушенной основе. | |
52 53 | «Разноцветное настроение». Техника: отмывка однотонная в квадратах. Отмывка в полутонах с добавлением различных цветов. Материал: акварель, кисти. | 4 | 30.03.19 01.04.19 | Работа выполняется на сырой основе. | |
7. Текстильный дизайн. | 12 | ||||
54 | «Морозные узоры» Техника: роспись ткани. Материал: тик, акриловые краски, поролон, кисти, вода, рама деревянная. | 2 | 08.04.19 | Компьютерная обработка в любом графическом редакторе. | |
55 56 | Платочная композиция. «Растительный мотив». Техника: батик. Материал: шелк, краски по батику, кисти, вода, рама из дерева. | 4 | 13.04.19 15.04.19 | ||
57 58 | Платочная композиция. «Бабочки». Техника: батик. Материал: шелк, краски по батику, кисти, вода, рама из дерева. | 4 | 20.04.19 22.04.19 | Композиция составляется дополнительно и на компьютере в графическом редакторе Paint. | |
59 | «Цветочный рай». Техника: батик. Материал: шелк, краски по батику, кисти, вода, рама из дерева. | 2 | 27.04.19 | ||
8.Мозаика и витраж | 16 | ||||
60 61 | Изготовление разноцветной мозаики. Техника: бумажная пластика. Материал: цветной картон, ножницы, простой карандаш, линейка. | 4 | 29.04.19 04.05.19 | Картон размечается на прямоугольники 1х1 см, а можно выполнить мозаику гораздо мельче. | |
62 | Мозаика на тему «Ненецкие орнаменты». Техника: бумажная пластика. Материал: цветной картон, ножницы, простой карандаш, линейка. | 2 | 06.05.19 | ||
63 | Мозаика на тему «Пестрые кружева». Техника: бумажная пластика. Материал: цветной картон, ножницы, простой карандаш, линейка. | 2 | 11.05.19 | Составление презентации для обобщения темы по мозаике. | |
64 65 | Витраж на тему «Космические фантазии». Техника: роспись. Материал: стекло, акриловые краски, кисти, вода. | 4 | 13.05.19 18.05.19 | Используются карточки с фигурами космонавтов, роботов и космических кораблей. | |
66 67 | Витраж на тему «Купола» Техника: роспись. Материал: стекло, акриловые краски, кисти, вода. | 4 | 20.05.19 25.05.19 | ||
9. Итоговая выставка | 6 | ||||
68 69 70 | Подготовка и оформление итоговой выставки. | 6 | 27.05.19 31.05.19 | Лучшие работы учащихся вставляются в рамки, в паспарту, подписываются и размещаются на школьном стенде. | |
ИТОГО: | 140 | ||||
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
1.Имена великих мастеров кисти.
2.Художественные жанры, направления в живописи, графике, дизайне.
3.Правила по цветоведению.
4.Игру цвета в различных вариациях: нюанс, контраст, плавно переходящая гамма, тональность, насыщенность, сочетаемость.
5.Историю развития декоративно- прикладного искусства.
6.Историю и природу своего края через художественные образы.
7.Законы линейной и воздушной перспективы.
8.Зависимость формы предметна от точки зрения на него.
9.Светотень, рефлексы, ракурс.
10.Основы академического рисунка.
11.Построение композиции.
Учащиеся должны уметь:
1.Выполнять наброски и зарисовки.
2.Передавать достоверность предмета и окружающего мира.
3.Использовать различные методики, техники, разнообразные жанры и художественные приемы по одноименным темам.
4.Моделировать объем тоном.
5.Выделять главное в творчестве, передавать содержание темы.
6.Создавать декоративные композиции, подчинять декоративной переработке формы предметов.
7.Осваивать методы и способы эстетического и художественного познания мира средствами живописи.
8.Решать композиционные задачи.
9.Передавать смысловые связи между персонажами.
10Развивать зрительное представление и навыки рисования по памяти.
11.Моделировать, конструировать, стилизовать предметы и образы.
12.Накапливать, систематизировать и применять на практике полученные знания.
Список используемой литературы для учителя
1. Хейзл Гаррисон, «Полный курс рисунок и живопись: материалы, техника, методы», Москва, 2005 год.
2. «Русские художники от «А» до «Я», Слово/ SLOBO/
3. «Узоры северного сияния», том I, Салехард, Санкт – Петербург, 2003 год.
4. Ян Сидуэй, «Как смешивать краски»,энциклопедия, Арт-Родник, 2004 год.
5. Н.М.Сокольникова, «Основы композиции». Изобразительное искусство, часть 3, 2001 год.
6. «Виктор Васнецов. Золотая галерея русской живописи», Москва, 2007 год.
7. С.Н Филиппова, «Изделия из кожи», «Издательство АСТ», 2003 год.
Список используемой литературы для учащихся:
1. «Узоры северного сияния», том I, Салехард, Санкт – Петербург, 2003 год.
2. Ян Сидуэй, «Как смешивать краски»,энциклопедия, Арт-Родник, 2004 год.
3. «Русские художники от «А» до «Я», Слово/ SLOBO/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...
Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные друзья пожарных"
Цель образовательной программы «Юный пожарный» являетсяформирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое в...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный многоборец"
Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по легкой атлетики разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ Министерства образо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"
В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный снайпер"
Программа способствует решению одной из наиболее важных задач современного общества - патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке юношей к воинской службе в Россий...