Индивидуальное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: "Космическое путешествие"
план-конспект

Штаб Ольга Владимировна

Активизация словарного запаса по теме "Космос". Автоматизация звука -Р  в слогах, словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx50.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» Павлоградского муниципального района

Омской области

Конспект

индивидуального логопедического занятия

в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема: «Космическое путешествие»

                            Автор: Штаб Ольга Владимировна

                                                  Учитель-логопед

                                                  МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

                                                  р.п. Павлоградка

                                                  Омской области

2023

Тема: «Космическое путешествие»

Цель: Активизация словарного запаса и формирование представлений о космосе.

Автоматизация звука –Р в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Уточнять и активизировать словарь по теме «Космос».

2. Закреплять умение определять место звука – Р в словах.

3. Совершенствовать грамматический строй речи (подбор слов-антонимов; образование множественного числа  имен существительных; употребление простых предлогов).

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать связную речь.

2. Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление.

3. Развивать мелкую, общую моторику и  сильный речевой выдох.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью.

2. Воспитывать ответственность; самостоятельность.

Оборудование:

ИКТ - электронное письмо, презентация на тему «Космос»; тренажеры для развития дыхания; мяч; звезда (карточка); мольберт; картина «Космос» и  звезды; контейнеры; предметные картинки; космический жетон - спутник.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Доброе утро, … (имя ребенка)! Я очень рада видеть тебя. Сегодня мне на электронную почту пришло письмо. Послушай,  нам пишут марсиане: «Наша планета Марс засорена, помогите ее чистить от космического мусора». (Имя ребенка), поможем марсианам? Мы сможем это сделать, если выполним задания. Ты согласна? Тогда отправляемся на планету. Садимся в автомобиль? (нет). Мы едем на поезде? (нет). А на чем же мы отправимся на Марс? (на ракете). Точно,  на ракете.

Упражнение «Ракета» (развитие речевого дыхания).

(Имя ребенка), сегодня мы запускаем ракету в воздух (ракета сделана методом «Оригами»). Берем трубочку, на короткий конец трубочки надеваем ракету. Дуем сильно, так, чтобы ракета  поднялась  вверх. Не раздуваем щеки!

Хорошо. Прошу занять  место в ракете.

2. Основная часть.

Скажи, какой первый звук ты слышишь в слове - РАКЕТА? (звук-Р)

 Ты наверное догадалась, какой звук нам будет помогать в путешествии.

(Да. Звук –Р).  Сегодня мы будем говорить о космосе и закрепим произношение звука - Р в слогах, словах и предложениях.

За каждое правильно выполненное задание ты будешь получать космический жетон - спутник. Мы начинаем наше космическое путешествие. Проверяем готовность к полету. Для этого нужно хорошо размять наш язычок.

Артикуляционная гимнастика.

(Упражнения: «Качели», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Комарик»).

Готовы! Мы стартуем, три - два - один, мы в космосе!

 Одна минута - полет нормальный. Две минуты - полет нормальный. Три минуты - полет нормальный.

Упражнение «Вопросы-ответы»

Посмотри, пожалуйста, в иллюминатор. (Слайды)

-Скажи, а кто управляет ракетой? (Космонавт).

-Каким должен быть космонавт? (Сильным, смелым, здоровым, умным, дисциплинированным).

-А знаешь ли ты, кто первым полетел в космос? (Белка и Стрелка).

-Кто был первым космонавтом Земли? (Ю.А. Гагарин).

-Как звали первую женщину - космонавта? (Валентина Терешкова)

-Как называется специальный костюм космонавта? (Скафандр).

-Для чего нужны скафандры?  (Они защищают космонавтов).

 -В чем находится еда для космонавта? (В тюбиках).

- Почему в космосе вещи не падают? (Они находятся в невесомости).

Молодец! Ты очень много знаешь о космосе, получай первый жетон.

Подвижная игра «В открытом космосе»

Мы оказались в открытом космосе. Мы уже знаем, что здесь безвоздушное пространство, невесомость. Все движения в невесомости замедленные и плавные. Попробуй изобразить, как двигаются космонавты в невесомости.

(ребенок изображает движения в невесомости).

Игра «Скажи наоборот» (мяч)

-В солнечный день очень светло, а в космосе... темно.

-Летом на солнце очень жарко, а в космосе... холодно.

-На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе... медленно.

-На Земле работать легко, а в космосе... тяжело.

Молодец! Это было очень трудное задание. Получи жетон.

Логопед помещает на магнитную доску картинку с изображением космического корабля на орбите Земли (рис.), ребенку выдает плоскостные изображения звезд.

А сейчас ты должен внимательно рассмотреть картину и найти на ней место для своей звезды. Вставляя звезду, повторяй как я: « ПРА- ПРО- БРО- КРУ- ДРЫ- ФРЭ- РОР-РЭР».

Продолжаем полет.

Игра «Зажги звезду»

Я буду называть слова, а ты будешь поднимать звезду, если услышишь звук –Р. (Космический, корабль, космонавт, марсианин, планета, Марс, скафандр, землянин, конструкция, луна, ракета, звезда).

Верно! Молодец! Жетон твой.

Посмотрим, что мы можем увидеть в космосе.

Игра «Один - много» (мяч)

Я называю один предмет, а ты называешь предметы со словом - много.

спутник – много спутников

ракета – много ракет

комета – много комет

космический корабль – много космических кораблей

планета – много планет

звезда – много звезд

Ты прекрасно справилась с заданием иснова получаешь жетон.

Я вижу планету Марс. Выключаем двигатель. Ну что, ты не забыла, для чего мы сюда прилетели. Идем убирать мусор. Я думаю, нам нужны контейнеры для мусора. … (имя ребенка), посмотри, на Марсе мусор не простой, а с картинками. В первый контейнер мы убираем бумажки, если звук –Р стоит в начале слова, во второй -  в середине, в третий – в конце слова. Приступай рассортировывать мусор.

Молодец! Ты справилась с этой работой. Посмотри, марсиане написали нам «СПАСИБО» (слайд). Марсиане прощаются с нами.    

 «Повтори как я»

Ра-ра-ра - дружи со спортом детвора.

Ры-ры-ры - совет дадим для детворы.

Ра-ра-ра - зарядку делайте с утра.

Ру-ру-ру - прыгайте, как кенгуру.

Ры-ры-ры - здоровы будьте и бодры!

Пора возвращаться домой, на планету Земля.

Составление предложений по картинкам.

…(имя ребенка), рассмотри картинки. (Слайды). Расскажи, что делает на них космонавт.

-Космонавт идет к космическому кораблю.

-Космонавт стоит около космического корабля.

-Космонавт входит в космический корабль.

-Космонавт смотрит из иллюминатора.

За это задание ты получаешь последний жетон. Наше путешествие подошло к концу, мы снова на планете Земля.

3. Итог занятия.

О чем мы говорили сегодня на занятии?

Какой звук помогал тебе в путешествии?

Какое задание для тебя было легким?

Какое задание показалось для тебя трудным?

Я  горжусь тобой! Молодец, ты помогла жителям Марса очистить планету от мусора. Предлагаю из жетонов - спутников дополнить нашу картину с ракетой  и звездами. Красиво! …( имя ребенка), вставай я тебя сфотографирую и фото отправим на память марсианам.

Спасибо. Идем отдыхать.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН Тема: «Звук Л»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группедля детей с ФФНТема: «Звук Л»...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.

Данный конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматических компонентов языка.

Тема. Формирование словарного запаса. Существительные с увеличительным суффиксом -ИЩ....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР "Письмо из Простоквашино. Звук «Ш», буквы Ш,ш."

Цель: закрепить звук «Ш»; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; упражнять в образовании относительных прилагательных, подборе слов-антонимов...

перспективное планирование логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ЗПР

Данный материал содержит комплексное планирование логопедической работы в виде таблицы : лексические темы, лексико-грамматические категории и темы по подготовке к обучению грамоте дошкольников подгото...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Овощи».

Конспект подгруппового логопедического занятияв подготовительной группе для детей с ОНРпо теме: «Овощи». Цель: Развивать лексико- грамматический строй речи. Закрепить знания дете...