Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Работа с деформированным предложением. Словообразование существительных и прилагательных».
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Конспект
логопедического занятия в подготовительной группе
для детей с ОНР.
Тема: «Работа с деформированным предложением. Словообразование существительных и прилагательных».
Лексическая тема: «Семья»
Цель: Учить работать с деформированным предложением: составлять простое распространенное предложение из слов, данных в нарушенной последовательности и произвольной форме.
Закреплять навык словообразования суффиксальных существительных и сложных прилагательных.
Упражнять в подборе синонимов, решении ребусов.
Развивать фонематические процессы, память, внимание.
Оборудование: ребус «Семья», картинки с изображением членов семьи, мяч, д/и «Наоборот», д/и «Составь предложение», д/и «Составь портреты», схемы предложений, наборное полотно, фишки,
Г.А. Киселева «Книжка – учишка» №3.
Ход: I Орг. момент.
Решение ребуса «Семья».
Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем говорить о семье, ее членах, будем учиться составлять предложения и образовывать новые слова.
II Вводная беседа. Развитие звукового синтеза.
Что такое семья? Назовите членов семьи. Отгадайте, какое слово я «рассыпала».
д,о,ч в,н,у,к с,ы,н,о,к
д,э,т м,у,ш д,о,ч,к,а
а,т,э,ц б,р,а,т б,а,б,у,л,а
м,а,т
Подбор прилагательных к существительным. На каждое слово выкладывается фишка на наборном полотне.
Подберите слова – признаки к слову «семья». Какая ваша семья?
III Развитие навыков антонимии. Д/и «Наоборот»
Дети делятся на две команды. Логопед предъявляет пару картинок. Ребенок из первой команды называет картинку под розовой полоской, ребенок из второй команды – картинку под голубой полоской – антоним.
Маленький – взрослый сильный – слабый открыть – закрыть высокий – низкий
Молодой – старый надевать – снимать толстый – худой стройный – сутулый
Идет – стоит веселый – грустный длинный – короткий смеяться - плакать
Здоровый – больной поднимать – опускать сидеть – лежать
IV Словообразование сложных прилагательных. Д/и «Составь портреты»
Готовые портреты вывешиваются на доску.
Какими получились мальчик и девочка?
Чернобровый темнобровая
Краснощекий розовощекая
Курносый голубоглазая
Темноволосый светловолосая
Круглолицый узколицая
Кареглазый
V Работа с деформированным предложением.
Составьте предложения из данных слов:
Школа, брат, ушла, в.
Студентка, институт, в, учиться.
Мы, идти, в, детский, сад.
Семья, решать, кроссворды, трудный.
Сколько слов в предложении?
Какое первое? Второе? Третье?
Какое «короткое» слово в этих предложениях?
Выложите схему последнего предложения. «Прочитайте» его.
VI Физ.минутка.
Есть у меня братишка-
Смешной такой мальчишка:
Мне во всем он подражает
И ни в чем не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже … (скачет).
Я сижу и он … (сидит),
Я бегу и он … (бежит),
Мяч беру и он …(берет),
Мяч кладу и он …(кладет).
Куст стригу и он …(стрижет),
Жгу костер - он тоже …(жжет).
Такой смешной мальчишка –
Младший мой братишка.
VII Словообразование существительных.
Сейчас поиграем в «новые слова». Я кидаю мяч и говорю, кто из членов семьи любит что–то делать. А вы по очереди, как его можно назвать, и возвращаете мяч.
Дедушка любит мастерить, он …(мастер).
Бабушка любит заниматься рукоделием, она …(рукодельница).
Мама любит хлопотать на кухне, она …(хлопотунья).
Папа – плясать, он ...(плясун), а мама …(плясунья).
Дядя - петь, он …(певун), а тетя …(певунья).
Сын – шалить, он …(шалун), а дочь …(шалунья).
Брат – озорничать, он …(озорник), а сестра …(озорница).
Двоюродный брат – молчать, он …(молчун), а двоюродная сестра …(молчунья).
Племянник ходит в школу, он …(школьник), а племянница …(школьница).
Он учиться на «отлично», он …(отличник), а она …(отличница).
А вы кем будете в школе?
VIII Итог
Чем занималась семья в составленном нами предложении?
Поговорите дома с родителями о том, в какие игры любят играть в вашей семье в свободное время? А поможет вам в этом «Книжка – учишка» на странице 22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В конспекте представлены варианты взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в непосредственной образовательной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.В занятии...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН Тема: «Звук Л»
Конспект логопедического занятия в подготовительной группедля детей с ФФНТема: «Звук Л»...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.
Данный конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...
Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматических компонентов языка.
Тема. Формирование словарного запаса. Существительные с увеличительным суффиксом -ИЩ....
Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) Тема: « Автоматизация звука Р в словах, предложениях»
Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) Тема: « Автоматизация звука Р в словах, предложениях»...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР "Письмо из Простоквашино. Звук «Ш», буквы Ш,ш."
Цель: закрепить звук «Ш»; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; упражнять в образовании относительных прилагательных, подборе слов-антонимов...
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Жизнь в зимнем лесу"
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Жизнь в зимнем лесу" ...