Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР "Письмо из Простоквашино. Звук «Ш», буквы Ш,ш."
план-конспект на тему
Цель: закрепить звук «Ш»; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; упражнять в образовании относительных прилагательных, подборе слов-антонимов; познакомить с буквами Ш, ш ; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык чтения; развивать мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_iz_prostokvashino._zvuk_sh_bukvy_shsh.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Письмо из Простоквашино. Звук «Ш», буквы Ш,ш.
Цель: закрепить звук «Ш»; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; упражнять в образовании относительных прилагательных, подборе слов-антонимов; познакомить с буквами Ш, ш ; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык чтения; развивать мышление.
Оборудование: альбом № 2, кассы, индивидуальные схемы.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Ребята, какое время года сейчас? (зима) слайд 1
- Какая бывает зима? (холодная, снежная, ветряная, долгая, морозная)
- Значит, зимой холодно, давайте погреемся и выполним массаж лица:
Ручки растираем, И разогреваем, И лицо теплом своим мы умываем. Грабельки сгребают все плохие мысли. Ушки растираем вверх и вниз мы быстро, Их вперед сгибаем, Тянем вниз за мочки, А потом уходим пальцами на щечки. Щечки разминаем, чтобы надувались, Губки разминаем, чтобы улыбались. Как утята к утке, клювики потянем, Разомнем их мягко, не задев ногтями. Уголками губ мы щечки поднимаем, А потом от носа мы к губам стекаем, Губки пожуем мы, шарики надуем И губами вправо-влево потанцуем. Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит. Под другой губой лежит, кулачок другой стучит. Тянем подбородок и его щипаем, А потом по шейке ручками стекаем. | Растирание ладонейХлопкиЛадонями проводим по лицу сверху внизПальцами проводим от середины лба к вискамРастираем ушкиНагибание ушных раковин кпередиОттягивание вниз за мочкиПальцы перебегают на щекиУказательный, безымянный, средний пальцы разминают щеки круговыми движениямиУказательный и большой разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губыВытягивание обеих губ впередБольшие и указательные пальцы разминают обе губыСредние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок ртаСпиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкамПокусывание нижней губы верхними зубами и наоборот, надувание щекУказательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другуЯзык под верхней губой , поколачивание кулачком по верхней губеАналогично с нижней губойРазминание подбородка с оттягиванием его вниз, пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушамПоглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти у ключицам. |
- Итак, мы согрелись и можем поиграть в игру «Цепочка слов». Слайд 2
- Пусть слово зима будет первым в нашей цепочке слов. Следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего( зима- аист- танк- карта- Африка и т.д)
2.Звук «Ш»
- Введение в тему.
Ребята, отгадайте загадку:
Твой хвостик я в руке держал, ты полетел, я побежал (шар) Слайд 3
- Правильно, молодцы.
Шар лопнул, и послышалось: ш-ш-ш.
Давайте все вместе скажем звук «ш» (ш-ш-ш)
- Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук « ш».
б) Артикуляция звука.
- Расскажите, как правильно произносить звук «Ш» , а поможет вам компьютер (по схеме) СЛАЙД 4
- губы (При произнесении звука «Ш» губы округлены и выдвинуты вперед)
- зубы ( При произнесении звука «Ш» зубы сближены)
- язык (Широкий кончик языка поднят вверх)
- Голос участвует? (При произнесении звука «Ш» голос не участвует))
- Значит, звук «Ш» какой ? (Звук «Ш» согласный, глухой)
- Этот звук всегда твердый.
- Выберите символ звука «Ш». Слайд 5
- Правильно, молодцы!
в) Игра «Шар лопнул»
Потренируем наши язычки, для этого соединим пальцы обеих рук в щепотки, коснемся кончиками пальцев, подуем на пальцы, а затем пошипим.
г) Игра «Сигнальщики» Поднимите руку, если услышите звук « Ш» в слове
( шар, воздушный, хвостик, лопнувший, шипит. выпускает, синий, лопнувший)
д) Игра «Повторялки» играем в игру «Повторялки» 1,2,3- за мной повтори, скажи столько слогов, сколько раз я хлопну (топну)
- ша-ша-ша
- шо-шо-шо-шо
- шка-шка
- шма-шма-шма-шма
- шапка-шуба-шина
- Повторите слова : кошка-мошка-мышка
- Предложение: Наша Маша под душем моет шею и уши.
е) Введение сюжета.
- Ребята, вспомните, герои какого мультфильма похвалили нас, когда мы выбирали символ звука «Ш».
( Трое из Простоквашино)
- Правильно! Сегодня пришло письмо из Простоквашино, а от кого именно отгадайте
по первому звуку в названии каждой картинки? СЛАЙД 8
- (Шарик) Слайд 9
- Что он пишет:( может прочитать ребенок)
Дорогие, ребята, знаю, что вы уже познакомились со звуком «Ш» . Он мне очень нравится, потому что с этого звука начинается моя кличка. Я для вас приготовил несколько заданий. Справитесь? Думаю, да? Итак, 1 задание (в конверте листочки с заданиями)
1. Первое задание «Шарик и шары»
- Посмотрите на картинку . Кто нарисован на ней?(На картинке нарисована собака)
- Это – Шарик. Что держит Шарик? (Шарик держит шары)
- Что нарисовано на зеленом шаре? (На зеленом шаре нарисованы: шуба, шапка, шарф, шапка, штаны)
- Где слышится звук в этих словах? (В этих словах звук слышится в начале слова)
- Трое из Простоквашино приготовили для нас схемы слов, с обозначением места звука «Ш» в слове. Выберите ту, которая нам подходит. СЛАЙД 10
- Назовите одним словом предметы, нарисованные на зеленом шаре? ( На желтом шаре нарисована одежда)
- Что нарисовано на синем шаре ? (На синем шаре нарисованы: пушка, матрешка, погремушка, мишка, лошадка)
- Где слышится звук в этих словах? (В этих словах звук слышится в середине слова.)
- Подберите схему к этим словам. Слайд 12
- Назовите одним словом эти предметы, нарисованные на голубом шаре.(На голубом шаре нарисованы игрушки.)
- Назовите предметы, нарисованные на красном шаре? (На красном шаре нарисованы: камыш и ландыш)
- Где слышится звук в этих словах? ( Звук «Ш» слышится в конце слова)
- Подберите схему. Слайд 14
- Назовите одним словом эти предметы( На красном шаре нарисованы растения)
- А теперь второе задание ( листок из конверта)
- Шарик хочет узнать, умеете ли вы составлять предложения. Рассмотрите схему предложения .
- Сколько слов в предложении? ( три)
- О чем это предложение ? ( о шубе)
- Составьте предложения про шубу по схеме( аналогично про мышку и камыш)
- А теперь составьте самое длинное предложение об этих предметах.
3.Составление схемы слова камыш.
- Ребята, о каком растении мы составляли предложения.( Мы составляли предложения о камыше)
- Шарик просит нас составить схему слова камыш.
- Открываем пеналы с символами звуков и слогов и начинаем анализировать наше слово.
(Один ребенок составляет на наборном полотне и комментирует )
- Проверяем, сколько слогов в слове камыш? ( В слове камыш 2 слога)
- Сколько гласных звуков в слове камыш? (В слове камыш 2 гласных звука)
- Назовите их ( В слове камыш звук а и звук ы)
- Сколько всего согласных звуков в слове камыш? ( В слове камыш 3 согласных звука)
- Назовите их. ( В слове камыш согласные звуки к, м, ш)
- Сколько в слове камыш глухих согласных? ( В слове камыш 2 глухих согласных звука)
- Назовите их ( Это звуки К,Ш)
- Сколько звонких согласных в слове камыш? (В слове камыш 1 звонкий согласный звук – это звук м)
- Назовите все звуки по порядку.(Первый звук К, затем А, М,Ы, и последний звук Ш)
- Игра «Найди ошибку» Слайд16
Дети посмотрите, на мониторе нашего компьютера Шарик тоже составил схему слова камыш, правильно?(В схеме звук «Ш» показан зеленой фишкой, это – неправильно, т.к. звук ш – всегда твердый)А сейчас Шарик хочет поиграть.
3.Физминутка.
- Физминутка «Как живешь?»( ведущий ребенок, проводится 2-3 раза, дети разные)
- Поиграем в игру «Изменялки» с мячом. Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой? Вишня – вишневый, мышь-, шоколад-, шерсть-, плюш-, шелк-, шутка-, шум-, школа-
- Игра «Закончи предложение»
Комар маленький,а слон ( большой)
Ручеек узкий, а река (широкая)
Громко кричат, но тихо (шепчут)
Дети отвечают, а воспитатель их (спрашивает)
Рассказ серьезный, а анекдот (смешной)
Даша платье порвала, а мама (зашила)
Великан громадный, а мальчик-с-пальчик ( крошечный)
Костер жгут, а пожар (тушат)
Знайка послушный. а Незнайка (непослушный)
Осенью ночь прохладная, а летом (душная)
Море - это вода. а берег-это (суша)
На прогулке детки варежки намочили, а воспитатель их потом (высушила)
4.Знакомство с буквами Ш,ш.
- Посмотрите на монитор. Это буквы Ш,ш. СЛАЙД20
Они служат для обозначения звука «ш».
- Прочитайте эти буквы.
- Чем они отличаются? (Буквы отличаются размером: одна большая, другая маленькая)
- Сколько элементов у буквы ш? (У буквы ш 4 элемента)
- На что похожа буква Ш? (Буква Ш похожа на расческу, на забор, на вилку и т.д.)
- Откройте кассы и найдите букву Ш.
- Составим слоги с буквой Ш : ша. Как слог ша превратить в слог шо? шу? ши?
- Буква Ш – особенная буква. Она обозначает только твердый звук «ш» и всегда читается твердо, даже если стоит с гласной И. Составляем : ши с буквой и. Ребята, запомните : ши пиши с буквой и.Читаем все слоги.
- Молодцы! А сейчас составьте слово кошка.
- Со словом кошка пошалили, кошку в мышку превратили.
- Это возможно? Слайд 21
- Вот увидите , можно.
- Для того , чтобы превратить кошку в мышку мы должны сначала превратить кошку в мошку.Как это сделать? ( Нужно убрать букву К и на ее место поставить букву М)Правильно! Выполняем, прочитаем новое слово.
- Как превратить мошку в мушку? и т.д.
( кошка-мошка-мушка-пушка-пышка-мышка)
- Вот так мы превратили кошку в мышку.
5.Чтение предложений.
- Еще одно задание приготовил для нас Шарик. Читаем по таблице. ( Читаем по цепочке)
- Итог занятия.
- Ребята, мы с вами выполнили все задания Шарика, узнали много нового, и завтра на занятии напишем ответ на его письмо.
- Какой звук мы изучали?( Мы изучали звук «Ш»)
- Какой это звук?
- Какое правило вы узнали?( Ши пиши с буквой И)
- Попрощаемся с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной логогруппе для детей с ОНР. Тема: "Звук [А] - гласный"
Занятие решает задачи формирования фонематического восприятия, упражнения в употреблении родительного падежа существительных, обучения составлению сложных предложений с предлогом и координации речи с ...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.
Данный конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по обучению связной речи
Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин с элементами театрализованной деятельности. Обучение пониманию скрытого смысла пословиц. Подбор родственных слов....
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Овощи».
Конспект подгруппового логопедического занятияв подготовительной группе для детей с ОНРпо теме: «Овощи». Цель: Развивать лексико- грамматический строй речи. Закрепить знания дете...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: «Приключение в осеннем лесу».
конспект направлен на закрепление грамматического строя речи у детей с ОНР...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе
Конспект направлен на художественно-эстетическое и познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме "Домашние животные"
Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры....