Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР "Письмо из Простоквашино. Звук «Ш», буквы Ш,ш."
план-конспект на тему

Цель: закрепить звук «Ш»; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; упражнять в образовании относительных прилагательных, подборе слов-антонимов; познакомить с буквами Ш, ш ; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык чтения; развивать мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_iz_prostokvashino._zvuk_sh_bukvy_shsh.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Письмо из Простоквашино. Звук «Ш», буквы Ш,ш.

Цель: закрепить звук «Ш»; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; упражнять в образовании относительных прилагательных, подборе слов-антонимов; познакомить с буквами Ш, ш ; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык чтения; развивать мышление.

Оборудование: альбом № 2, кассы, индивидуальные схемы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  • Ребята, какое время года сейчас? (зима) слайд 1
  •  Какая бывает зима? (холодная, снежная, ветряная, долгая, морозная)
  • Значит, зимой холодно, давайте погреемся и выполним массаж лица:

Ручки растираем,

И разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

Их вперед сгибаем,

Тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Как утята к утке, клювики потянем,

Разомнем их мягко, не задев ногтями.

Уголками губ мы щечки поднимаем,

А потом от носа мы к губам стекаем,

Губки пожуем мы, шарики надуем

И губами вправо-влево потанцуем.

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит.

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит.

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке ручками стекаем.

Растирание ладоней

Хлопки

Ладонями проводим по лицу сверху вниз

Пальцами проводим от середины лба к вискам

Растираем ушки

Нагибание ушных раковин кпереди

Оттягивание вниз за мочки

Пальцы перебегают на щеки

Указательный, безымянный, средний пальцы разминают щеки круговыми движениями

Указательный и большой разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губы

Вытягивание обеих губ вперед

Большие и указательные пальцы разминают обе губы

Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта

Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам

Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот, надувание щек

Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу

Язык под верхней губой , поколачивание кулачком по верхней губе

Аналогично с нижней губой

Разминание подбородка с оттягиванием его вниз, пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти у ключицам.

  • Итак, мы согрелись и можем поиграть в игру «Цепочка слов». Слайд 2
  • Пусть слово зима будет первым в нашей цепочке слов. Следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего( зима- аист- танк- карта- Африка и т.д)

2.Звук «Ш»

  1. Введение в тему.

Ребята, отгадайте загадку:  

Твой хвостик я в руке держал, ты полетел, я побежал (шар) Слайд 3

  • Правильно, молодцы.

Шар лопнул, и послышалось: ш-ш-ш.

Давайте все вместе скажем звук «ш» (ш-ш-ш)

  • Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук « ш».

б) Артикуляция звука.

  • Расскажите, как правильно произносить звук «Ш» , а поможет вам компьютер (по схеме)    СЛАЙД 4
  • губы (При произнесении звука «Ш» губы  округлены и выдвинуты вперед)
  • зубы ( При произнесении звука «Ш» зубы сближены)
  • язык (Широкий кончик языка поднят вверх)
  • Голос участвует? (При произнесении звука «Ш» голос не участвует))
  • Значит, звук «Ш»  какой ? (Звук «Ш» согласный, глухой)
  • Этот звук всегда твердый.
  • Выберите символ звука «Ш».    Слайд 5
  • Правильно, молодцы!

в) Игра «Шар лопнул»

Потренируем наши язычки, для этого соединим пальцы обеих рук в щепотки, коснемся кончиками пальцев, подуем на пальцы, а затем пошипим.

г) Игра «Сигнальщики» Поднимите руку, если услышите звук « Ш»  в слове

( шар, воздушный, хвостик, лопнувший, шипит. выпускает, синий, лопнувший)

д) Игра «Повторялки» играем в игру «Повторялки» 1,2,3- за мной повтори, скажи столько слогов, сколько  раз я хлопну (топну)

  1. ша-ша-ша
  2. шо-шо-шо-шо
  3. шка-шка
  4. шма-шма-шма-шма
  5. шапка-шуба-шина
  6. Повторите слова : кошка-мошка-мышка
  7. Предложение: Наша Маша под душем моет шею и уши.

е) Введение сюжета. 

  • Ребята, вспомните, герои какого мультфильма похвалили нас, когда мы выбирали символ звука «Ш».

( Трое из Простоквашино)

  • Правильно!  Сегодня пришло письмо из Простоквашино, а  от  кого именно  отгадайте

по первому звуку  в названии  каждой картинки? СЛАЙД 8 

  • (Шарик) Слайд 9
  •  Что он пишет:( может прочитать ребенок)

Дорогие, ребята, знаю, что вы уже познакомились со звуком «Ш» . Он мне очень нравится, потому что с этого звука начинается моя кличка. Я для вас приготовил несколько заданий. Справитесь? Думаю, да? Итак, 1 задание (в конверте листочки с заданиями)

 1. Первое задание  «Шарик и шары»

  • Посмотрите на картинку . Кто нарисован на ней?(На картинке нарисована собака)
  • Это – Шарик. Что держит Шарик? (Шарик держит  шары)
  • Что нарисовано на зеленом шаре? (На зеленом шаре нарисованы: шуба, шапка, шарф, шапка, штаны)
  • Где слышится звук в этих словах? (В этих словах звук слышится в начале слова)
  • Трое из Простоквашино приготовили для нас схемы слов, с обозначением места звука «Ш» в слове. Выберите ту, которая нам подходит. СЛАЙД 10
  • Назовите одним словом предметы, нарисованные на зеленом шаре? ( На желтом шаре нарисована одежда)
  • Что нарисовано на синем шаре ? (На синем шаре нарисованы: пушка, матрешка, погремушка, мишка, лошадка)
  • Где слышится звук в этих словах? (В этих словах звук слышится в середине слова.)
  • Подберите схему к этим словам. Слайд 12
  • Назовите одним словом эти предметы, нарисованные на голубом шаре.(На голубом шаре нарисованы игрушки.)
  • Назовите предметы, нарисованные на красном шаре? (На красном шаре нарисованы: камыш и  ландыш)
  • Где слышится звук в этих словах? ( Звук «Ш» слышится в конце слова)
  • Подберите схему. Слайд 14
  • Назовите одним словом эти предметы( На красном шаре нарисованы растения)
  1. А теперь второе задание ( листок из конверта)
  • Шарик хочет узнать, умеете ли вы составлять предложения. Рассмотрите схему предложения .
  • Сколько слов в предложении? ( три)
  • О чем это предложение ? ( о шубе)
  • Составьте предложения про   шубу по схеме( аналогично про мышку и камыш)
  • А теперь составьте  самое  длинное предложение об этих предметах.

3.Составление  схемы слова камыш.

  1. Ребята, о каком растении мы составляли предложения.( Мы составляли предложения о камыше)
  2. Шарик просит нас составить схему слова камыш.
  3. Открываем пеналы с символами звуков и слогов и начинаем анализировать наше слово.

 (Один  ребенок составляет  на наборном полотне и комментирует )

  1. Проверяем, сколько слогов в слове камыш? ( В слове камыш 2 слога)
  2. Сколько гласных звуков в слове камыш? (В слове камыш 2 гласных звука)
  3. Назовите их ( В слове камыш звук а и звук ы)
  4. Сколько всего согласных звуков в слове камыш? ( В слове камыш 3 согласных звука)
  5. Назовите их. ( В слове камыш  согласные звуки к, м, ш)
  6. Сколько в слове камыш  глухих согласных? ( В слове камыш 2 глухих согласных звука)
  7. Назовите их ( Это звуки К,Ш)
  8. Сколько звонких согласных в слове камыш? (В слове камыш 1 звонкий согласный звук – это звук м)
  9. Назовите все звуки по порядку.(Первый звук  К, затем А, М,Ы, и последний звук Ш)
  1. Игра «Найди ошибку» Слайд16

Дети посмотрите, на мониторе нашего компьютера  Шарик тоже составил схему слова камыш, правильно?(В схеме звук «Ш» показан  зеленой фишкой, это – неправильно, т.к.  звук ш – всегда твердый)А сейчас Шарик хочет поиграть.

3.Физминутка.

  1. Физминутка «Как живешь?»( ведущий ребенок, проводится 2-3 раза, дети разные)                                                                                   
  2. Поиграем в игру  «Изменялки» с мячом. Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой? Вишня – вишневый, мышь-, шоколад-, шерсть-, плюш-, шелк-, шутка-, шум-, школа-
  3. Игра «Закончи предложение»

 Комар маленький,а слон ( большой)

Ручеек узкий, а река (широкая)

Громко кричат, но тихо (шепчут)

Дети отвечают, а воспитатель их (спрашивает)

Рассказ серьезный, а анекдот (смешной)

Даша платье  порвала, а мама (зашила)

Великан громадный, а мальчик-с-пальчик ( крошечный)

Костер жгут, а пожар (тушат)

Знайка послушный. а Незнайка (непослушный)

Осенью ночь прохладная, а летом (душная)

Море - это вода. а берег-это (суша)

На прогулке детки варежки намочили, а воспитатель их потом (высушила)

4.Знакомство с буквами Ш,ш.

  •   Посмотрите на монитор. Это буквы Ш,ш.  СЛАЙД20

Они служат для обозначения звука «ш».

  • Прочитайте эти буквы.
  • Чем они отличаются? (Буквы отличаются размером: одна большая, другая маленькая)
  • Сколько элементов у буквы ш? (У буквы ш  4 элемента)
  • На что похожа буква Ш? (Буква Ш похожа на расческу, на забор, на вилку и т.д.)
  • Откройте кассы и найдите букву Ш.
  • Составим слоги с буквой Ш : ша. Как слог ша превратить в слог шо? шу? ши?
  • Буква Ш – особенная буква. Она обозначает только твердый звук «ш» и всегда читается твердо, даже если стоит с гласной И. Составляем : ши с буквой и. Ребята, запомните : ши пиши с буквой и.Читаем все слоги.
  • Молодцы! А сейчас составьте слово кошка.
  •  Со словом кошка пошалили, кошку в мышку превратили.
  • Это возможно? Слайд 21
  • Вот увидите , можно.
  • Для того , чтобы превратить кошку в мышку мы должны сначала превратить кошку в мошку.Как это сделать? ( Нужно убрать букву К и на ее место поставить букву М)Правильно! Выполняем, прочитаем новое  слово.
  • Как превратить мошку в мушку? и т.д.

 ( кошка-мошка-мушка-пушка-пышка-мышка)

  • Вот так мы превратили кошку в мышку.

     5.Чтение  предложений.

  • Еще одно задание приготовил для нас Шарик. Читаем  по таблице. ( Читаем по цепочке)
  1. Итог занятия.
  • Ребята, мы с вами выполнили все задания Шарика, узнали много нового, и завтра на занятии напишем  ответ на его письмо.
  • Какой звук мы изучали?( Мы изучали звук «Ш»)
  • Какой это звук?
  • Какое правило вы узнали?( Ши пиши  с буквой И)
  • Попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной логогруппе для детей с ОНР. Тема: "Звук [А] - гласный"

Занятие решает задачи формирования фонематического восприятия, упражнения в употреблении родительного падежа существительных, обучения составлению сложных предложений с предлогом и координации речи с ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.

Данный конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по обучению связной речи

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин с элементами театрализованной деятельности. Обучение пониманию скрытого смысла пословиц. Подбор родственных слов....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Овощи».

Конспект подгруппового логопедического занятияв подготовительной группе для детей с ОНРпо теме: «Овощи». Цель: Развивать лексико- грамматический строй речи. Закрепить знания дете...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе

Конспект направлен на художественно-эстетическое и познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме "Домашние животные"

Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры....