Самообразование и самовоспитание как основа деятельности педагога.
статья
Самообразование и самовоспитание как основа деятельности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_i_samovospitanie_kak_osnova_deyatelnosti_pedagoga.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование и самовоспитание как основа деятельности педагога.
Коняхин Петр Иванович
Целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога.
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Издавна ученых и педагогов-практиков волновала проблема: какой фактор прежде всего и больше всего влияет на успешность профессиональной подготовки специалиста, а также на успешность его будущей самостоятельной деятельности? Авторы научных трудов приходили к единому выводу: таким фактором является профессионально-педагогическая направленность личности учителя- воспитателя.
Педагогическую деятельность можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в общества.
Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Вот некоторые мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Творческая индивидуальность педагога. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль.
• Стремительный рост современной науки, развитие информационных технологий, огромное разнообразие учебных пособий, методической литературы.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Ответственность за свою работу, понятие «профессиональной чести».
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? В праве ли он тогда преподавать?
Формы самообразования учителя.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:
- Чтение педагогических периодических изданий;
- Знакомство с новинками методической, педагогической и предметной литературы;
- Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
- Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;
- Посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
- Дискуссии, обмен опытом с коллегами;
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
- Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
- Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
- Изучение информационно-компьютерных технологий
- Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
- Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете
- Ведение здорового образа жизни, занятия спортом. Хорошее самочувствие – залог успешной работы и хорошего настроения.
Приятно отметить, что в нашей школе большое внимание уделяется повышению квалификации учителей:
- Все учителя проходят курсы повышения квалификации;
- Регулярно проходят педсоветы, организована работа М/О;
- Организовано взаимопосещение уроков;
- Уделяется внимание повышению компьютерной грамотности.
Результаты самообразования:
• повышение качества преподавания предмета (учитель чувствует себя увереннее, хорошо ориентируется в море современных учебных пособий, владеет современной методикой, может решать возникающие задачи разными способами);
• разработка или публикация методических пособий, статей, программ, сценариев
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления на совещаниях, конференциях
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение мастер-классов, обобщение опыта.
Воспитание и самовоспитание
Воспитание неотрывно связано с образованием, поскольку оно создаёт основу для проявления и развития природных задатков и способностей.
Подводя к пониманию роли воспитания в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей как трудолюбие и высокая работоспособность. Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная культура, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразует окружающую действительность, а потому он более интересен учащимся, обладает большими возможностями влияния на развитие их личности.
Отсюда ясно, что необходимо развитие самого педагога, eго интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.
Учитель, который стремиться к познанию, реализации и преумножению своего профессионального потенциала, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и для самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность.
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Однако, мы не можем переложить свои знания, идеи и чувства из своей головы в чью бы то ни было чужую голову и сердце. Мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в результате которой родились бы известные мысли и чувства. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога
Статья дает пояснение, зачем учителю заниматься самообразованием и самовоспитанием....
Статья «Повышение мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию учащегося гимназии»
Выступление на педагогическом совете о способах повышения мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию...
Самообразование как основа успешности педагога
Презентация доклада на педсовет...
ФОРМИРОВАНИЕ ДХОВНО-НРАВСТЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ИХ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ»
Актуальность проблемы в том, что все труднее становиться направить мысли и стремления детей на путь познания и добра. Поэтому возникает острая необходимость просвещения учащихся с целью выработк...
"Самовоспитание и самообразование как основа успешности педагога и учащегося"
Доклад по теме "Самовоспитание и самообразование как основа успешности педагога и учащегося"...
Доклад по теме «Самообразование как эффективный способ (метод) деятельности педагога»
Доклад на педсовете...
Технологии управления и стимулирования процессов самообразования и самовоспитания педагога и учащегося.
Технологии управления и стимулирования процессов самообразования и самовоспитания педагога и учащегося. Работа в группах. Выступление на педсовете....