ФОРМИРОВАНИЕ ДХОВНО-НРАВСТЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ИХ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ»
статья на тему

Актуальность проблемы в том, что все труднее становиться направить мысли и стремления  детей на путь познания и добра. Поэтому возникает острая необходимость просвещения учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений оценок; формирование критического осмысления и анализа собственных нравственных поступков, а так же поступков сверстников; развитие нравственных  личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим людям, умений признавать свои ошибки, анализировать и делать выводы, умений прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья40 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДХОВНО-НРАВСТЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ИХ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ»

                               Немцева Л.В., учитель математики,

 

 МАОУ «СОШ №16»г. Губкина Белгородской области

Man must seek the spiritual life, of love, kindness, a sense of responsibility, nobility. There is one value that embraces all of the above. It is the patriotism, the appeal to national traditions, in which selected all the best and life-giving.

Еducation,morality, patriotism, kindness,respect for each other , forgiveness

В наше стремительное, беспокойное время, когда у взрослых нервы «на пределе» из-за множества бытовых проблем, когда они сетуют на недостаток времени для занятий со своими детьми, дети своим неуправляемым поведением как бы отражают нашу действительность. Ни уговоры, ни беседы, ни разгневанный тон взрослых не в состоянии подчас успокоить души воспитанников, направить их мысли и стремления на путь познания и добра. Поэтому перед современной школой и каждым педагогом, работающим с детьми, стоит огромная задача - возрождать русскую духовность, возвращать уважение к национальным духовно-культурным ценностям, воспитывать в детях любовь к Отечеству» прививать им те нравственные качества, которые помогут им впоследствии считать себя настоящими людьми.

Актуальность проблемы в том, что все труднее становиться направить мысли и стремления  детей на путь познания и добра. Поэтому возникает острая необходимость просвещения учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений оценок; формирование критического осмысления и анализа собственных нравственных         поступков, а так же поступков сверстников; развитие нравственных  личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим людям, умений признавать свои ошибки,         анализировать и делать выводы, умений прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

 Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние - отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.

Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. «А ведь только ... Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое...» (Евангелие от Луки).

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Современная постановка проблемы нравственного воспитания невозможна без обращения к его духовным основам.

Ведущая идея - человек должен искать духовной жизни, любви, доброты, чувства ответственности, благородства. Есть одна ценность, которая обнимает всё вышеназванное. Это патриотизм, обращение к национальной традиции, в которой отобрано всё лучшее и живоносное. Наша русская традиция опирается на православие, которое имеет тысячелетний опыт духовного воспитания личности. Но что такое истинная духовность?

Нам всем знакома мысль, что жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Да, человек биологическое и социальное существо. Но почему-то многие забывают о том, что он прежде всего существо духовное. И в этом качестве он подлинно свободен.

Основная задача, которая стоит перед нами - воспитать человека, способного реально оценивать ситуацию, различать простые истины: добро и зло, уметь выбрать правильную жизненную позицию, в которой слова Отечество, нравственность, духовность являются приоритетными направлениями. Идея Отечества - это осознание того, что я гражданин страны, она моя Родина. Что же мы делаем для развития этих направлений?

Самая большая ценность - умно оценить опыт мудрых, взять себе в дорогу жизни то, о чем никогда не следует забывать. В литературе есть столько «самых» важных советов...

Самый большой грех - страх. Самый лучший день - сегодня. Самый лучший город там, где ты живешь, преуспеваешь. Самая лучшая работа -та, которую ты любишь. Самый лучший отдых - работа. Самая большая утрата - потеря надежды. Самая большая слабость - ненависть. Самый большой нарушитель спокойствия - болтун. Самая нелепая черта характера - самомнение. Самый опасный человек - лжец. Самая большая потребность - в общении. Самое большое богатство - в здоровье.

У людей разные ценности, но у каждого из рас есть Вера, Надежда и Любовь, есть Добро, Истина, и Красота - базовые ценности, объединяющие всех людей.

Чтобы быть нравственно и физически здоровым, человек должен жить в здоровье сохраняющей семье. Семья была, есть и всегда останется основной социальной ячейкой общества, школой воспитания основных человеческих ценностей - гражданина, патриота, семьянина. Семья прививает человеку черты социального иммунитета против всех пороков человечества: зла, лжи, коварства, зависти, воровства, неуважения к человеку, детям и пожилым, властолюбия и карьеризма.

Это семья, где царит дух взаимоотношения, взаимоуважения, где высшим авторитетом всегда выступают мать и отец, где все уважают и выслушивают мнение всех, где все заботятся друг о друге, поддерживают в Добром деле и ограждают от плохих поступков. Эта семья, где дети - высшая ценность страны и потому все блага общества, культуры и Цивилизации направлены на здоровье детей, их благополучие, где у детей снимаются стрессы, и они позитивно заряжаются для школы и работы

Результатом работы по воспитанию духовно-нравственной культуры школьников, развитию их познавательных интересов, формированию навыков самообразования и самовоспитания стало приобщение учеников к духовной культуре, в результате чего дети стали более нравственными,  уважительными  к друг к другу. Коллектив стал сплоченным. Дети сами предлагают идеи посетить Святые места нашей родной Белгородчины, пообщаться со священником, посетить ветеранов, проявив знак доброты.

За эти годы мы с детьми посетили Спасо- Преображенский собор Здесь провел экскурсию по храму клирик собора иерей Алексей Понкратов. Он объяснил детям строение храма, рассказал как себя вести в храме, о таинствах церкви. На учеников эта встреча произвела огромное впечатление, было задано очень много вопросов священнику.

Так же мы вместе с детьми и родителями  посетили старинный монастырь- Холкинские пещеры и Коренную пустынь. Мы побывали в городе Воронеже и прикоснулись к мощам святителя Митрофана Воронежского. Посетив мемориал «Прохоровское поле» ученики посетили храм Петра и Павла.

Большой  и искренней радостью и для детей и их родителей стала поездка в город Курск. Нам довелось побывать в Знаменском Соборе в то время, когда в нем находилась подлинная Курск-Коренная икона Божьей матери « Знамение», которая была привезена после долгих лет из США.     Ученики смогли прикоснуться  к святыне, к которой люди ехали из разных уголков нашей страны! И, может быть, и поэтому они стали добрее и чище. Это огромный результат духовного роста.

Помимо посещения святых мест в нашей школе мы проводили классные часы в рамках духовно-нравственного воспитания. Это « Чем славен праздник Крещения?», « Спешите делать добрые дела», «Семья – это то, что с тобой всегда!» «РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДНИ НЕ ЖИВЁТ», «Пасха. Светлое Христово Воскресение», классный час ко Дню Матери «Самый добрый урок».

Целью таких классных часов стали:  просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений оценок, осмысление и анализ собственных нравственных         поступков, а так же поступков сверстников. Развитие нравственных  личностных качеств.

Литература

1.Валеев А. Нравственное воспитание детей. //«Воспитание школьников», 2007,  № 6.

  2. Соловцова Е. Нравственные представления младших подростков.    //«Воспитание школьников», 2007,  № 6.

3.   В ДОМЕ ОТЦА МОЕГО: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. - М.: 2001. - 304 С.

4. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А.\ Путь к очевидности. - М.: 1993, С. 199-241


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эстетическойи экологической культуры школьников средствами озеленения пришкольной территории

Наша Перемская школа славится своими цветниками. Накоплен опыт по технологии выращивания цветочных культур в урочное и внеурочное время....

"Влияние физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьника"

Воздействия физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьников...

Формирование исследовательской и проектной культуры школьников как средство повышения качества знаний обучающихся.

Формирование исследовательской и проектной культуры школьников как средство повышения качества знаний обучающихся....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

В статье показан опыт формирование творческого пространства для учащихся, объединяющего урочную и внеурочную формы работы, предполагающего использование современных технологий совместной деятельности ...

Воспитание любви к книге как фактор формирования духовно – нравственной культуры школьника.

С давних времён в нашей стране  России сложился культ книги и словапревративший чтение в главную форму воспитания, национальную культурную традицию. В своей школе мы проводим большую просвет...