Рабочая программа учебного предмета «Теория и практика написания сочинений» для 11 класса
материал
Электив
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teoriya_i_praktika_napisaniya_sochineniy.doc | 52.5 КБ |
ktp_teoriya_i_praktika_napisaniya_sochineniy.docx | 14.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Теория и практика написания сочинений» для 11 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ№4 им. Героя Советского Союза А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области, примерной общеобразовательной программы по русскому языку для 11класса.
Программа «Теория и практика написания сочинений» для 11 класса изучается в объеме 35 часов в год (1 час в неделю) на основании учебного плана МБОУ СШ№4 им. Героя Советского Союза А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области. Реализуется следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Положение о рабочих программах и учебных курсах МБОУ СШ № 4
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2021/ 2022 уч. год
- Программы курса «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. Н.Г. Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.
Структура программы соответствует требованиям ФГОС ООО и содержит разделы:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
В 2014 г. в «Приказ об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» были внесены изменения, на основе которых выпускников школ РФ обязали писать итоговое выпускное сочинение по допуску к ЕГЭ. При этом задание 26 (сочинение-рассуждение по тексту) в ЕГЭ по русскому языку по-прежнему является значительной частью всего экзамена. Данные сочинения направленны на выявление уровня коммуникативных компетенций учащихся:
- чтение (понимание логики высказывания, зрелость суждений);
- выражение собственного мнения;
- употребление аргументов и фактов в поддержку своих мыслей;
- уровень критического мышления;
- владение языковыми тропами;
- развернутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
- владение языковыми нормами при выражении мысли в письменной форме.
В связи с этим для учащихся 11 классов введен курс «Теория и практика написания сочинений».
Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью коммуникативных компетенций, ведь в нашей жизни постоянно возникают речевые ситуации различных характеров, и неумение владеть ими и анализировать их может привести к возникновению трудностей восприятия нашей речи в полной мере. Следовательно, нужно более глубокое познание форм и методов анализа как чужой речи (на основе художественных произведений), так и собственной (на основе свойств и взаимоотношений людей и вещей).
Вся работа направлена на получение качественных знаний, умений и навыков.
Сочинения по литературе и по русскому языку основываются на достижениях лингвистической науки и призвано обучить умелой, искусной речи, вызвать интерес к изучению литературы, научить думать и анализировать самостоятельноПодготовка к написанию итогового выпускного сочинения по литературе и к 26 заданию в ЕГЭ по русскому языку сопутствуют анализу и восприятию текстов разной жанровой принадлежности.
Целью данной программы является помощь учащимся в обобщении полученных знаний по литературе, развитии умений разностороннего анализа текстов, развитии умений формулировать и развернуто высказывать свое мнение, подтверждая его аргументами и фактами.
Задачами курса являются:
- совершенствование навыков выражать собственное мнение;
- формирование умений следить за логикой высказывания;
- формирование умений отбирать аргументы и факты в поддержку своих мыслей;
- развитие исследовательских навыков;
- формирование умений строить развернутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
- формирование навыков анализа художественных текстов и критических статей;
- развить умение использовать языковые тропы.
Содержание программы курса полностью соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы среднего общего образования, срок реализации 2021-2022 уч.г.
Структура программы включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, планируемый результаты освоения обучающимися программы курса, тематическое планирование, содержание курса.
Элементы программы э курса частично отражают содержание программного материала гуманитарных учебных предметов (русский язык, литература, риторика).
Виды деятельности подобраны с учетом возрастных и мыслительных особенностей учащихся.
В зависимости от уровня освоенности понятийного аппарата проводятся лекционные уроки с изучением теоретических сведений.
В ходе работы с текстом проходят практикумы по разностороннему анализу художественных текстов и критических статей.
Практический итог курса – полноценное восприятие художественных произведений и критических статей, способность разностороннего анализа, написание сочинения-рассуждения на заданную тему и по тексту.
Принципы программы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Теория и практика написания сочинений».
Личностные результаты:
- понимание и интерпретирование читаемого текст (адекватно
воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
- определение его основной темы, важнейшей мысли, позиции автора;
- оценивание позиции автора, на этой основе формирование замысла
собственного высказывания, определение его основной мысли;
- выстраивание композиции письменного высказывания, подчиняя её
логике выражения своего коммуникативного намерения;
Планируемые личностные результаты на основе Рабочей программы воспитания МБОУ СШ №4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области отражают сформированность социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений :
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос;
- к культуре как духовному богатству общества;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистического взгляда на мир;
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к природе как источнику жизни на Земле;
- окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения.
Метапредметные результаты:
- выбор нужных для данного случая стиля и типа речи;
- отбор языковых средств, обеспечивающих точность и выразительность
речи;
- соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и
пунктуационных;
- определение своей, личностной, позиции и способность корректного ее
выражения;
- соблюдение принятых в культурном обществе нормы речевого
поведения.
Предметные результаты:
- составление текста, связанного с особенностями публицистического и
художественного стилей;
- работа по написанию текстов в жанре эссе;
- работа по написанию текстов сочинений;
- редактирование собственных текстов.
Содержание учебного курса.
1.Понятие о сочинении – рассуждении. Композиция сочинения-рассуждения
2.Критерии оценивания сочинения – рассуждения. Что такое текст. Связь предложений в тексте
3.Выявление микротем в тексте
4.Стили текста: публицистический стиль
5.Стили текста: художественный стиль
6.Типы текста
7.Типы текста
8.Идея текста
9.Проблематика текстов. Типы проблем
10.Способы формулировки проблемы текста
11.Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
12.Практическая работа №1. «Выявление проблем в тексте»
13.Виды комментариев к проблеме. Два типа комментария
14.Полугодовая контрольная работа
15.Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
16.Практическая работа №2. «Составление двух типов комментариев к проблеме»
17.Выявление и формулировка авторской позиции. Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте
18.Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Введение цитат в тексте сочинения
19.Практическая работа № 3. «Нахождение в тексте авторской позиции. Формулировка авторской позиции
20.Аргументация собственного мнения. Согласие и несогласие с позицией автора. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации
21.Типовые конструкции для выражения своей позиции
22.Практическая работа № 4. «Аргументация собственного мнения по проблеме
23.Виды и формы вступления
24.Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении
25.Практическая работа № 5. «Написание вступления и заключения к сочинению»
26.Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения
27.Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения
28.Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение
29.Типы ошибок: фактические, этические ошибки
30.Грамматические и речевые ошибки
31.Практическая работа № 6. «Написание сочинения – рассуждения по заданному тексту»
32.Лексические ошибки
33.Промежуточная аттестация
34.Практическая работа № 7. «Нахождение и редактирование всех типов ошибок»
35.Итоговое занятие
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по «Теории и практике сочинений» 11 класс
№ п/п | Тема урока | Дата |
1. | Понятие о сочинении – рассуждении. Композиция сочинения-рассуждения | |
2. | Критерии оценивания сочинения – рассуждения. Что такое текст. Связь предложений в тексте | |
3. | Выявление микротем в тексте | |
4. | Стили текста: публицистический стиль | |
5. | Стили текста: художественный стиль | |
6. | Типы текста | |
7. | Типы текста | |
8. | Идея текста | |
9. | Проблематика текстов. Типы проблем | |
10. | Способы формулировки проблемы текста | |
11. | Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы | |
12. | Практическая работа №1. «Выявление проблем в тексте» | |
13. | Виды комментариев к проблеме. Два типа комментария | |
14. | Полугодовая контрольная работа | |
15. | Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы | |
16. | Практическая работа №2. «Составление двух типов комментариев к проблеме» | |
17. | Выявление и формулировка авторской позиции. Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте | |
18. | Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Введение цитат в тексте сочинения | |
19. | Практическая работа № 3. «Нахождение в тексте авторской позиции. Формулировка авторской позиции | |
20. | Аргументация собственного мнения. Согласие и несогласие с позицией автора. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации | |
21. | Типовые конструкции для выражения своей позиции | |
22. | Практическая работа № 4. «Аргументация собственного мнения по проблеме | |
23. | Виды и формы вступления | |
24. | Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении | |
25. | Практическая работа № 5. «Написание вступления и заключения к сочинению» | |
26. | Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения | |
27. | Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения | |
28. | Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение | |
29. | Типы ошибок: фактические, этические ошибки | |
30. | Грамматические и речевые ошибки | |
31. | Практическая работа № 6. «Написание сочинения – рассуждения по заданному тексту» | |
32. | Лексические ошибки | |
33. | Промежуточная аттестация | |
34. | Практическая работа № 7. «Нахождение и редактирование всех типов ошибок» | |
35 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Данный курс призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...
Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения по литературе» 10 класс
Курс подготовки к написанию итогового сочинения по литературе...
Рабочая программа элективного курса "Теория и практика написания сочинений разных жанров""
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного предмета «Теория и практика написания сочинений» для 11 класса
Рабочая программа учебного предмета «Теория и практика написания сочинений» для 11 класса (элективный курс) составлена на основе Федерального государственного образовательного станда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Практика написания сочинения». 11 класс
Факультативный курс «Практика написания сочинения» предназначен для учащихся 11 класса.Рабочая программа курса по русскому языку составлена на основе авторской программы элективного курса ...