Программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 5 кл
рабочая программа

Программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 5 кл

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  пгт Вахрушев

имени И.П.Фархутдинова»

Согласовано:

заместитель директора

по воспитательной работе

МБОУ СОШ пгт Вахрушев

_____________/О. В. Дзисяк

Утверждаю:

директор

МБОУ СОШ пгт Вахрушев

______________Н.И. Барзул

«___»_____________2023 г

«___»___________2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности

(интеллектуальное направление)

«Основы читательской грамотности»

5 класс

на 2023 – 2024 учебный год

0,5 часа в неделю

34 учебных недель

17 часов в год

Составила:

Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Дзисяк О. В

 

пгт. Вахрушев

2023-2024 уч. год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы  читательской грамотности» для учащихся 5  классов составлена с опорой на:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

- Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;

На усвоение данного курса в 5 классе  отводится 17 ч ( 0,5  часа  в неделю)

Цель программы:  Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.

Задачи:  

  1. Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
  2. Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;  
  3. Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
  4. Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
  5. Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;  
  6. Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.

     Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

     В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».  

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:

  1. умения, целиком основанные на тексте:

– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, делать простые выводы;

  1. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:

– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;  

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;  

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).    

Общая характеристика курса.

    Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Содержание курса.

Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения. Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным.Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования;обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата(создание портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).

Тема 2. Как выбрать книгу?(Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)

Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную информацию.

Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):

•        прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;

•        прочитайте аннотацию;

•        обратите внимание на условные обозначения;

•        выделите заголовки и рубрики;

•        представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;

•        просмотрите первую и последнюю страницы.

•        Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу?

Тема 3. С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.

Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).

Тема 4. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу.Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовыевопросы и задания в формировании умений.

Тема 5. Внимание к слову

Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.

Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.

Тема 6. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие ичастное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.

Тема 7. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др.Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.

Тема 8. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).

Тема 9. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в несплошных текстах)

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.

Тема 10. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.

Тема 11. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:

Тема 12. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.

 Тема 13. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи)

Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.

Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте).

Тема 14. Диалог с текстом (Вопросы к тексту. Толстые и тонкие вопросы. Выделение главной мысли. )

Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника. Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.

Тема 15. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытойинформации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.

Тема 16. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ. Оценка информации)

Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержанияУмение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:

Тема 17. Чему я научился (Подведение итогов)

Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

учащиеся научатся

- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметныерезультаты:

учащиеся овладеют

- элементарными навыками работы с книгой;

- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);

- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

        предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:

- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;

- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

- прогнозировать содержание текста;

- находить скрытую информацию в тексте;

- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;

- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:

- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;

- оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:

Учащиесяполучат возможность

- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

- обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

Календарно-тематическое планирование.  

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Дата проведения занятия

Характеристика деятельности учащихся

По плану

фактическая

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

1

Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио

Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)

1

Извлечение нужной информации из текста; составление памятки,работа в группах

С чего начинается текст? (Роль заглавия)

1

Прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста

Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

1

Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.

Внимание к слову.

1

Лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения

Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

1

Решениезадач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия:

Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)  

1

Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения

Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

1

Поиск информации и понимание прочитанного

Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в несплошных текстах)

1

Поиск и обработка информации в несплошных текстах

. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)

1

Поиск и нахождение информации в несплошных текстах

Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

1

Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи

«Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

1

Развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения

Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи)

1

Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи

Диалог с текстом (Вопросы к тексту. Толстые и тонкие вопросы. Выделение главной мысли. )

1

Составление вопросов  к  тексту. Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой

Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

1

Осмысление информации, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытойинформации

Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ. Оценка информации)

1

Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ).Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений.

Чему я научился (Подведение итогов)

1

Создание памятки

Итого:

17

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П.Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018.

2. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября”

3. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В.   От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017

4. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.

5. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm  

6. . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ 

7. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru 

8. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...