Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe_korrektsionno-razv._zanyatie.docx | 40.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное коррекционно- развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты.
Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»
Вид занятия: индивидуальное
Технологии: Игровая, беседа, показ иллюстраций, игрушек.
Цель: «Развитие артикуляционного праксиса, произносительных способностей, развитие межполушарных связей»
Образовательные задачи:
-Закреплять выполнение артикуляционных и пальчиковых упражнений, согласование движений с речью.
- Закреплять понимание и употребление предметного словаря (название животных и их детёнышей: собака, щенок, кошка, котёнок, корова, телёнок, лошадь, жеребёнок, коза, козлёнок, части тела домашних животных: голова, лапы, хвост, рога, вымя, ноги)
Коррекционно-развивающие задачи:
- Снижение мышечного напряжения тела, рук, лица посредствам движений, самомассажа.
- Развивать артикуляционный праксис (движения губ), дыхание, голос.
- Развивать произношение гласных (А, У, И, О), согласных (М, М`, Ф), в звукоподражаниях, словах.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух.
- Отрабатывать слоговую структуру слов.
- Развивать мелкую моторику, межполушарные связи.
Воспитательные задачи:
- Формировать аккуратность при выполнении заданий.
- Формировать интерес к игре, взаимодействия со взрослым, стимулировать сотрудничество.
Оборудование: Кукла, панно с изображением дома человека, коровника, пастбища для лошади, дудки для собаки форматом А3; картинки домашних и диких животных и их детёнышей на липучках; жилища для животных: коровник, будка для собаки, конюшня; фигурки домашних животных и их детёнышей; картинки домашних животных с недостающими частями тела на липучках, иллюстрации-дорожки для животных для выполнения согласованных движений рук, пальцев;
«лапки для кота»- тканевые напалечники для пальчиковых упражнений;
звуковые файлы- голоса домашних животных и их детёнышей, музыкальный трек для динамической паузы и выполнения артикуляционного упражнения; корм для животных (косточка, сено, молоко, овёс); ковролинограф, магнитная доска, магниты.
Задания, задачи | Ход занятия | Материалы |
I Организационная часть | Логопед: К нам в гости сегодня пришла поиграть кукла. Поиграем с ней, покажем наши игрушки и картинки? Ребёнок: Да. | Кукла |
II Основная часть | ||
1-е задание Активизация зрительного внимания, мышления, пассивного и активного словаря. 2-е задание Активизация слухового, зрительного внимания, развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, звукопроизношения, межполушарных связей 3-е задание Активизация слухового, зрительного внимания, развитие артикуляционной, мелкой моторики, голоса, звукопроизношения, лекики. межполушарных связей 4-е задание Активизация слухового, зрительного внимания, развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики, голоса, звукопроизношения, межполушарных связей Нормализация кровообращения, мышечного тонуса (массаж лица и кистей рук) 5-е задание Активизация слухового, зрительного внимания, развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики, голоса, звукопроизношения, межполушарных связей | Зрительное внимание. Мышление. Пассивный и активный словарь. Логопед: Расскажи кукле, что ты видишь на картинке (панно с изображением двора у дома)? Ребёнок: Дом. Логопед: Да, это дом для человека, и ещё жилища домашних животных. С человеком живут домашние животные. Посмотри, все ли животные на картинке домашние? (представлены домашние и дикие животные с детёнышами) Ребёнок: Нет. Логопед: Найди домашних животных (кошку с котёнком, собаку с щенком, корову с телёнком, лошадь с жеребёнком). Прикрепи картинки домашних животных (на липучках) к большой картинке (изображение двора у дома человека) Логопед: Остальные животные домашние или дикие? Ребёнок: Дикие. Логопед: Они живут с человеком? Ребёнок: Нет Логопед: Давай пойдём на ферму и узнаем кто там живёт. Слуховое внимание. Слышат лай собаки. Логопед: Ой. Кто так голос подаёт? Кто это нас встречает? Логопед и ребёнок подходят к муляжам домашних животных. Ребёнок: АФ - АФ. Логопед: Да, это собака. Слышат лай щенка. Логопед: А это чей голос? Ребёнок: Маленький аф-аф. Работа с голосом. Фонетические упражнения. Логопед: Как собака лает? Как щенок лает? Ребёнок: Имитирует голос (модуляция по высоте голоса) Артикуляционная моторика. Логопед: Посмотри на эти картинки. Кто на них? Ребёнок: АФ-АФ. Логопед: Собака сердится и показывает зубки. Покажи как? Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение «Заборчик» Показать ребёнку и попросить повторить. Работа с лексикой, зрительное внимание. Собака сторожит ферму. Покормим её с щенком? Выбери угощение и положи в миску. Ребёнок выбирает косточку из предлагаемого корма (косточка, сено, молоко, овёс). Логопед: Положи косточку в миску для собаки. Межполушарное взаимодействие. Возьми собаку в одну руку, щенка в другую, проведи их по дорожкам к миске. Артикуляционная моторика. Логопед: Как собака кусает зубками? Ребёнок показывает. Логопед: Оставляй собаку и щенка грызть косточку. На слуховое внимание. Возникает мычание коровы и телёнка. Логопед: Чей это голос? Ребёнок показывает на фигурки коровы и телёнка. Работа с голосом. Фонетические упражнения. Логопед: Как мычит корова? Как телёнок? Ребёнок: МУ (корова), му (телёнок). Ребёнок модулирует голос (низко, высоко) Артикуляционная моторика. Логопед: Сожмем губки сильно и помычим М.., М…, М…, М… Вытянем губки вперёд «Дудочкой» как телёнок. Фонетические упражнения. Логопед: А теперь помычим как корова (сжать губы и вытянуть в «Дудочку» ) М…У…, М…У…, М…У…, Ручная моторика (речь с движением). «Два бычка не ладят, рожками бодают, Лоб о лоб касаются, так они бодают, А когда поладят, головами гладят». Работа с лексикой. Логопед: Корова и телёнок проголодались нужно их покормить. Чем накормим их? Ребёнок выбирает корм-сено из предлагаемых: (сено, молоко, овёс). Логопед: Положи сено в кормушку. Работа на межполушарное взаимодействие. Возьми в одну руку корову, в другую руку телёнка. Проведи их по дорожкам к кормушке. Артикуляционная моторика. Логопед: Покажи как жуют сено. Ребёнок имитирует жевание (движения нижней челюстью). Слуховое внимание. Мяукает кошка и котёнок. Логопед: Кто подаёт голос? Ребёнок: МЯУ. Логопед: А это? Ребёнок: Мяу. Работа с голосом. Фонетические упражнения. Логопед: Как мяукает кошка? Сжимай губки. Логопед показывает, ребёнок издаёт мяукание, модулирует голосом по высоте (низким, высоким голосом) Ребёнок: МЯУ-МЯУ-МЯУ Логопед: Как мяукает котёнок? Ребёнок Мяу-мяу-мяу. Пальчиковые упражнения. Речь с движением Самомассаж лица, рук. Фонетические упражнения. Логопед: «Кошка Муська выгнет спинку, Тянет лапки и лежит, Тренерует цап-царапки, Ходит мягко на подушках-лапках, Моет мордочку и лапки Просит кошка молоко – Мяу, мяу, мяу». Логопед: Чем угостишь кошку с котёнком? Ребёнок: Мо..(молоком). Ребёнок выбирает корм из предлагаемого (молоко, овёс) Дыхательные упражнения. Артикуляционная моторика. Логопед: Молоко тёплое, подуем на него, остудим его. Вытяни губки в «Дудочку». Ребёнок и логопед вытягивают губы в «Дудочку», дуют на молоко. Логопед: Дай молоко кошке и котёнку. Пальчиковые упражнения. Межполушарные связи. Логопед: Наденем на Возьми в одну руку кошку, в другую - котёнка. Проведи по дорожкам. Артикуляционная моторика. Логопед: Как они лакают молоко? Покажи (логопед показывает движение и картинку). Логопед: Молоко поели, ротик облизали (логопед показывает движение и картинку). Слуховое внимание. Логопед: Кто на этот раз подаёт голос? Ребёнок находит фигурки лошади, жеребёнка. Работа с голосом. Артикуляционная моторика. Фонетические упражнения. Логопед: Как лошадь и жеребёнок подаёт голос? (логопед показывает движения губ (переключение «Улыбка» - «Колесо») и произносит И-ГО-ГО) Ребёнок: И-ГО-ГО, И-ГО-ГО, И-ГО-ГО. Логопед: Как жеребёнок подаёт голос? Ребёнок: и-го-го, и-го-го, и-го-го Ребёнок моделирует голосом (низко, высоко) Артикуляционная и общая моторика. Логопед: Поцокаем копытцем (щёлкать язычком). По широкой дорожке идёт лошака (с «Улыбкой»), по узкой дорожке идёт лошадка (губы «Дудочкой») дополнить движения ножкой одной и другой. Ручная, артикуляционная моторика. Межполушарные связи. Логопед: Покорми лошадку и жеребёнка. Ребёнок ставит кормушку с овсом к «конюшне». Логопед: В одну руки возьми лошадь, в другую жеребёнка. Веди их по дорожкам и цокай копытцами (щёлкать язычком). Как жуют овёс лошади, покажи (имитация жевания, движения нижней челюстью). | Изображения домашних и диких животных с детёнышами. (кошка с котёнком, собака с щенком, корова с телёнком, лошадь с жеребёнком, коза с козлёнком). Картинка «Двор у дома» Муляжи собаки и щенка. Изображение: собаки из пособия Н.В. Нищевой- артикуляционное упр-е «Заборчик» Миска, косточка, будка.
Дорожки для межполушарного взаимодействия. Муляжи коровы и телёнка. Картинка на артикуляционные упражнения «Спрячем губки», «Хоботок» Жилище коров «Коровник» Кормушка, сено. Дорожки для межполушарного взаимодействия. Муляжи кошки и котёнка Изображение кошки из пособия Н.В.Нищевой – арт. упр-е Картинка на артикуляционные упражнения «Спрячем губки» «Лакает молоко», «Облизывает рот». Миска с молоком. Дорожки для межполушарного взаимодействия. Изображение из пособия Н.В.Нищевой арт. упр-е «Лакает молоко», «Облизывает рот». Муляжи лошади и жеребёнка. Жилище для лошади и жеребёнка «конюшня». Картина на артикуляционное упражнение «Улыбка», Музыкальный трек Миска с овсом. Дорожки для межполушарного взаимодействия. |
6- е задание Развитие зрительного внимания, пассивного активного и словаря звукопроизношения, слоговой структуры слов. | Логопед: Кукла принесла картинки с животными. Посмотри каких частей тела не хватает у животных. Найди недостающие части и дополни. Логопед: Какой части тела не хватает у собаки? Ребёнок: Го..(головы) Логопед: Какой части тела не хватает у коровы? Ребёнок: Ноги. Логопед: Какой части тела не хватает у кошки? Ребёнок показывает (хвост) Логопед: Какой части тела не хватает у лошади? Ребёнок: Ноги. Логопед: Правильно. Молодец. | Картинки лошади, коровы, собаки, кошки на липучках с недостающими частями тела на липучках. |
7-е задание Игра «4-й лишний» Развитие зрительного внимания, пассивного и активного словаря, мышления.. слоговой структуры слов. | Логопед: Кукла принесла картинки с семейками животных «мамы и детёныши». Посмотри кто лишний в каждой семейке? Кто лишний? Исправь ошибки. Ребёнок переставляет детёнышей из одной семейки в другую, называет лишнюю. Исправляет ошибки куклы. | Кукла 4 картинки на которых, семейки и одно животное из другой семьи на липучках. |
III Заключительная часть Рефлексия | Кукла: Спасибо. Мы интересно играли. Логопед: Молодец, ты старался (старалась). Тебе понравилось играть? Что тебе понравилось? Замечательно. В эти игры мы поиграем ещё. Возьми куклу. Мы продолжим с ней играть позже. | Кукла |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития воображения у детей с сочетанным нарушением слуха и зрения
В статье обобщен опыт работы по развитию воображения и связанных с ним психических процессов у детей со сложной структурой развития: сочетанное нарушение слуха и зрения....
Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе на тему: "домашние животные и их детёныши"
Познакомить детей с домашними животными и их детёнышами....
Конспект Индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение».
Урок проводился с учеником 2-го класса, обучающегося по АООП для детей с задержкой психического развития....
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Домашние животные и их детёныши" у детей дошкольного возраста
В данном материале представлены игры и игровые упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Домашние животные и их детёныши" у детей дошкольного возраста....
Занятие по развитию речи для детей 1 младшей группы .Тема "Подарок для зайчика"
Данное занятие развивает у детей умение описывать игрушку и предметы, закрепить название овощей, подбирать ласкательно-уменьшительные слова; развивает речь, память, мышление, расширяет словарный...
Индивидуальное коррекционно- развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»
Вид занятия: Индивидуальное Технологии: Игровая, беседа, показ иллюстраций, игрушек.Цель: «Развитие артикуляционного праксиса, произносительных способностей, развитие межполушарных связей&r...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у детей с ТМНР в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Посуда. Продукты питания»
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия разработан для ребёнка подготовительного возраста с УО с системным недоразвитием речи умеренной степени, по...