Отчет о проделанной работе учителя-дефектолога ГКОУ «Котовская школа-интернат» Варнавской М.М. за 2021-2022 учебный год
материал
Отчет о проделанной работе
учителя-дефектолога ГКОУ «Котовская школа-интернат» Варнавской М.М.
за 2021-2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_prodelannoy_rabote.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о проделанной работе
учителя-дефектолога ГКОУ «Котовская школа-интернат» Варнавской М.М.
за 2021-2022 учебный год
В период работы с 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г., в соответствии с поставленными целями и задачами, свою профессиональную деятельность реализовывала по следующим направлениям:
- диагностическое направление,
- коррекционное направление,
- аналитическое направление,
- консультативно-просветительское и профилактическое направление,
- организационно-методическое направление.
Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям:
Диагностическое направление
В 2021-2022 учебном году учителем–дефектологом проводились следующие диагностики:
- в сентябре 2021 года для изучения умственного развития учащихся, определения особенностей познавательной и учебной деятельности, выявления учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.
В этот период было продиагностировано 52 учащихся 2-5 классов.
Для определения уровня обученности и обучаемости была проведена первичная диагностика – 34 учащихся 1-9 классов, детей нового набора.
- в мае 2022 года для определения динамики развития, корректировки коррекционных программ, выработки индивидуальных и групповых планов на следующий учебный год, подготовки материалов для родителей на летние каникулы.
Для диагностики использовались индивидуальная, первичная, фронтальная, текущая виды диагностики, в течение года за развитием учащихся велось динамическое наблюдение, наблюдение в процессе учебной деятельности (посещение уроков, внеклассных мероприятий, изучение тетрадей, контрольных работ и др.).
Используемые диагностические методики
Автор | Название методики |
Забрамная С.Д. | «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», 2015 г. |
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго | «Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности», 2016 г. |
Забрамная С.Д., Боровик О.В. | «От диагностики к развитию. Пособие для психолого-педагогического изучения детей», 2016 г. |
Стребелева Е.А. | «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», 2016 г. |
В рамках работы по данному направлению проведена работа с документацией (для ознакомления):
- заключения ЦПМПК, ТПМПК;
- характеристики учащихся;
- рабочие тетради, рисунки учащихся.
В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического
обследования, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии мыслительных процессов, сниженной познавательной
активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.
Практически у всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования
мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.
Коррекционное направление
В течение 2021-2022 учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности учащихся по направлениям:
1.Сенсорное и сенсомоторное развитие;
2.Формирование пространственно-временных отношений;
3.Умственное развитие;
4.Нормализация ведущей деятельности возраста;
5.Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
6.Формирование готовности к восприятию учебного материала;
7.Формирование необходимых для усвоения программного материала
умений и навыков.
На каждого ученика был оформлен протокол дефектологического обследования.
Используемые коррекционно-развивающие программы:
- рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 класс);
- рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (5 класс);
- рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития;
- рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На занятиях использую разнообразный дидактический материал, содержащий комплекс упражнений, направленных на развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, зрительно-моторных координаций, коррекцию недоразвития математических представлений и звуко-буквенного анализа, синтеза у детей с ОВЗ. Занятия построены по принципу перехода от простых, доступных заданий, к более сложным.
Аналитическое направление
В течение учебного года проводился системный анализ личностного и познавательного развития учащихся, велась работа на развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивалось специализированное сопровождение обучения и воспитания учащихся. Вся работа проходила в тесном взаимодействии со специалистами школьного ПМПк.
Деятельность педагога-дефектолога в составе ПМПк:
Содержание работы | Количество учащихся за уч. год |
Участие в заседаниях ПМПк | 34 |
Участие в составлении программ комплексной помощи | 22 |
Направление учащихся и оформление документации для их обследования на ПМПК | 25 |
Консультативно-просветительское направление
В течение учебного года мною проводились индивидуальные консультации с педагогическим составом, родителями, выступления на МО учителей начальных классов, составление рекомендаций для родителей и педагогов по использованию коррекционных приемов и методов. В основном, рекомендации носили частный и общий характер. Чаще всего педагогов, родителей интересовали вопросы особенностей нарушения развития при определенных зрительных и психических заболеваниях, методики формирования мелкой моторики, развитие внимания, мышления, памяти и т.д.
Работа с педагогами
Виды работы | Количество |
Консультирование (проблемы детей) | ежедневно |
Совместные формы работы | ежедневно (посещение уроков и внеклассных мероприятий, обсуждение результатов работ и т.д.) |
Разработка методических рекомендаций | 14 |
Работа с родителями
Виды работы | Количество |
Консультации | по плану и по запросу |
Разработка методических рекомендаций | 13 |
Организационно-методическое направление
Оформление документации
В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:
- протоколы дефектологического обследования учащихся;
- индивидуальные карты развития ребёнка с ОВЗ;
- индивидуальные коррекционно-развивающие программы;
- журнал учёта коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога;
- журнал консультаций учителя-дефектолога;
- список детей, зачисленных на занятия;
- расписание индивидуальных занятий;
- перспективный план работы учителя-дефектолога.
Методическая работа
№ п/п | Название мероприятия | Сроки |
1 | Участие в региональной научно-практической конференции, приуроченной к 125-летию Л.С. Выготского «Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями развития» Тема выступления: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми группы «Особый ребенок» учителем-дефектологом в рамках деятельности «Службы ранней помощи» | Ноябрь, 2021 г. |
2 | Участие в региональной научно-практической (очно-заочной) конференции «Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования» Тема: «Коррекционная работа дефектолога в условиях дистанционного обучения» | Февраль, 2022 г. |
3 | Участие в школьном педагогическом конкурсе в номинации: «Лучший урок коррекционной направленности» (Диплом 3 степени) | Май, 2022 г. |
Таким образом, годовой план работы учителя-дефектолога и все поставленные цели и задачи на 2021-2022 учебный год считаю выполненными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о проделанной работе в коррекционной разновозрастной группе № 3 «Ласточка» учителя – дефектолога, логопеда Сухановой Н. Е. за 2013 – 2014 учебный год.
Данный отчет содержит результаты работы за год учителя-дефектолога, логопеда в коррекционной разновозрастной группе по следующим направлениям: Старшая подгруппа:1) ООМ и развитие речи (2 з...
План МО воспитателей и классных руководителей ТОГАОУ "Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
План содержит методические темы над которыми работает образовательная организация и МО воспитателей и классных руководителей школы, основну цель, задачи, формы и тематику заседаний. ...
План работы учителей-дефектологов, педагогов психологов ГКОУ СКОШИ №31 города Москвы на учебный год
Планирование деятельности специалистов в рамках комплексного сопровождения учащихся с ОВЗ...
Отчет руководителя творческой группы учителей-дефектологов о проделанной работе в рамках ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов
Отчет руковидителя творческой группы...
План работы учителя-дефектолога на 2021-2022 учебный год.
Цель:- своевременное выявление и оказание помощи обучающимся младших классов, имеющим трудности в усвоении программного материала.Задачи:– выявление детей, испытывающих трудности в овладении шко...
Годовой план работы учителя-дефектолога на 2021-2022 учебный год
Цель: Оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий; консультирование родителей и педагогов....
Анализ работы учителя-дефектолога 2021-2022 уч. год
Анализ работы учителя-дефектолога МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» Киселевой Кристины Юрьевы за 2021 – 2022 уч. год....