Рабочая программа предмета по выбору "Аниматоры Югры В.02.УП.03.
рабочая программа по теме

Степанова Елена Михайловна

МБОУ ДО "Детская художественная школа" /Рабочая программа предмета по выбору "Аниматоры Югры В.02.УП.03.ДПОПвОИИ "Живопись" для учащихся возраста 8-12 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_animatsii.docx227.33 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Uchitelskaya01\Desktop\2018-12-07\титул.JPG

C:\Users\Uchitelskaya01\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Рецензия к программе.jpg

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. 

       Программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003г. №28-02-484/16), основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительной деятельности  анимации,  закона «О национальном компоненте государственных образовательных стандартов ХМАО – Югра, Федерального Государственного Стандарта общего образования, разработанным в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.7), Концепцией модернизации российского образования. 

Программа предмета по выбору  «Аниматоры Югры»  дополняет содержание образовательных программ и является комплексной, так как в ней используются элементы таких учебных предметов как рисунок, живопись, композиции, основы анимации и этнографии коренных народов Севера.  Программа ориентирована на формирование знаний, умений, навыков в области анимации, на развитие эстетического вкуса и приобретение детьми опыта творческой деятельности, предлагается для реализации  в рамках вариативной части учебного плана (как предмет по выбору, для обучающихся   8-12 лет).

Современное общество невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. С появлением нового ФГОС, а так же с хорошей технической оснащенностью образовательных учреждений, открываются новые возможности для гармоничного развития подрастающего поколения. Мультипликация – это универсальный, многогранный способ развития ребенка в современном мире.  Занятия мультипликацией развивают  творческие способности, а также позволяют получить много новой интересной информации. Учащиеся учатся познавать мир, видеть его красоту,  знакомится с разными видами творческой деятельности (сценарист, режиссера,  актер, художник, аниматор, монтажер). Программа удовлетворяет потребности ребенка все делать своими руками, а также дает возможность самостоятельно создавать произведения искусства с помощью компьютерных технологий. Занятия мультипликацией это совместная работа, которая приводит к выстраиванию межличностных взаимоотношений, как между детьми, так и с взрослыми людьми и это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Программа   предмета по выбору «Аниматоры Югры» составлена  на основе:

- авторской программы «Мультфильм – как средство развития    творческих способностей детей», автор - Тихонова Е.Р., педагог дополнительного образования детской киностудии «Поиск», научный консультант: Павлова Т.Л., к.п.н., зав. кафедрой НГПУ, Новосибирск, 1999г;

- учебной программы для детей Л.М. Баженовой  «Азбука кино»;

- рабочей программы Скабицкой Ю.А. «Детское телевидение»;

- «Изобразительное искусство в национальной школе» В.Н.Банников, О.И.Петрук. 1998г;

- методического пособия «История и культура народов Сибири», А.Г.Тучкова, 2008 г;

- авторские программы по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.

Место учебного предмета в учебном плане. Программа предмета по выбору реализуется в общеобразовательном цикле дисциплин учебного плана на отделении «Изобразительное искусство» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной  программы в области изобразительного искусства «Живопись» (1-4 классы), составлена на один год обучения, предназначена для работы с детьми 1-4 классов (8-12лет).  Занятия проводятся 1 раз в неделю,  по 1 часу, всего в учебном году - 33 часа.

Программа рассчитана на групповое обучение детей    с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Численность группы от  5 до 10 человек (в среднем 7 человек). Для полноценного усвоения материала  программы предусмотрено введение самостоятельной работы (0,5 часа в неделю), которая выполняется в форме домашних заданий (чтение текстов произведений, изучение орнаментов, составление эскизов, разработка внешнего вида персонажей и пр.).

Формы обучения включают в себя групповые  и индивидуальные занятия. Теоретическая часть подразумевает групповые занятия. Практические занятия могут проводиться как индивидуально, так и с группой  учащихся. Практические занятия по отдельным темам (компьютерный монтаж) там, где возможности помещения или специального оборудования не позволяют проводить занятия с группой полного состава, проводятся по подгруппам  - по 5 человек.  

Название программы «Аниматоры Югры»  подразумевает интегрированный, комплексный подход к изучению основ анимации,   истории своего родного края и культуры народов, проживающих в нем, базируется на  знаниях, умениях и навыках,   полученных на уроках этнографии коренных народов Севера, изобразительной деятельности, лепке и пр., включая сведения из таких областей знаний, как история, экология, биология, литература, музыка и др. В ней четко соблюдаются принципы наглядности, научности, последовательности, посильности и доступности обучения, что многократно повышает его эффективность.

Направленность программы – художественно-эстетическая с национально-региональным компонентом и ориентирована на освоение основ анимации, на развитие познавательной активности, исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по искусству и выявление одаренных детей.

Актуальность программы продиктована   воспитанием гражданственности и патриотизма у учащегося к своей малой родине и соответствует  новым требованиям общества к человеку:  активность, коммуникабельность, творческая самореализация, профессиональное  самоопределение,    владение информационными и компьютерными технологиями.

         Отличительная особенность программы заключается в реализации идеи взаимосвязи знаний предметов художественного цикла, этнографии, потребности к изучению культурного наследия Югры и обучении основам анимации через  создание этюдов и  фильмов  о родном крае. Кроме этого учащимся предлагается решить проблему бережного отношения к окружающей природе,  которая в культуре разных народов, в том числе ханты-мансийской,  играет ключевую роль. Тем самым, программа приобщает учащегося к  традиционной  культуре  обско-угорских народов, ведет  к познанию  ее исторических корней. С этой целью в программу включены задания  связанные с жизнью и бытом, фольклором  коренных народов Севера (ханты, манси).  

В течение всего процесса обучения по данной программе обучающиеся знакомятся  с мифами, сказками и легендами народов Севера, изучают одежду, орнаменты, предметы быта,   становятся носителями знаний о родном крае и культурных связях народов, населяющих территорию Югры, впитывают этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие ценности, формируя уважение к историческому и культурному наследию народов ханты и манси. Они ощущают связь природы Югры с ее образом в литературных произведениях и народном творчестве. Свои чувства и    полученные  знания, учащиеся  реализуют в создании этюдов и творческого проекта,  осваивают и развивают профессиональные навыки производства мультфильма.   

     Таким образом, учебный предмет по выбору «Аниматоры  Югры» имеет важное значение в  формировании эстетического, культурологического, этнографического и  экологического воспитания учащегося.

      Цель программы:  создание этюдов и  анимационных фильмов для формирования у обучающихся целостного представления об анимации; развитие их творческих способностей и самореализации; воспитание любви к родному краю через расширение и углубление знаний о культуре народов  Севера, творчества писателей Югры и города, экологической обстановки в  крае.

      Задачи:

Образовательные:

- ознакомление с историей возникновения и развитием мультипликации,  видами и технологией создания мультипликационных фильмов;

- дать преставление о профессиях: сценариста, художника –

мультипликатора, оператора съёмки, монтажера, диктора, звукооператора;

-  знакомство с  приемами актерского мастерства, фото и видеосъёмки, работы в видеомонтажной программе;

- дать основные знания о природных богатствах края;

- ознакомить с культурой и бытом народов Югры;

Развивающие:

- развитие художественных навыков и умения в рисовании предметов жизнедеятельности и быта, орнаментов народов Югры и преобразование  их в художественных образах в соответствии со сценарием фильма;
- развитие познавательного мышления,   поисково-исследовательских  навыков;

- развитие   творческого мышления, наблюдательности, речи, кругозора.
Воспитательные:

-  создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности

- воспитание общечеловеческих  ценностных ориентаций личности, толерантности и гуманистического мировоззрение, коммуникативных навыков общения  в группе одноклассников;

-  воспитание   гражданских  чувств, патриотизма, стремления   ценить духовные и культурные ценности, накопленные в  своей малой родине Югра и  желание их умножить;

- формирование личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края;

Педагогические технологии. В программе применяются передовые педагогические технологии  способствующие достижения высоких образовательных результатов:

- Информационно-комуникативные;

- Интерактивные технологии;

- Проектная деятельность;

- Технология учебного исследования;

- Технология  личностно-ориентированного обучения;

- Технология сотрудничества и коллективного обучения.

Использование информационно-компьютерных технологий способствует развитию интереса у учащихся к процессу обучения.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         Содержание программы предмета по выбору «Аниматоры Югры» построено с учетом возрастных особенностей детей (все дети  любят мультфильмы и  хотят  их создавать, а также с интересом относятся к изучению своего родного края). Задачи курса определяют его содержание и структуру. Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является принцип практической направленности (конструирование, рисование, наблюдение….), который базируется на краеведческом, художественно-эстетическом, экологическом, историческом принципах.   Связующим    материалом являются литературные произведения этнографического характера  о природе,  истории края…)

         Для изучения учебного материала  используются разнообразные формы, методы и средства обучения: рассказ, беседа, наблюдение за предметами и явлениями природы, познавательные игры, поисковые   исследования, просмотр  фильмов, моделирование, художественное творчество,  работа с художественной литературой  и интернет – сайтах и др. Основной формой обучения является практическая  работа на уроке и  в форме самостоятельной работы дома, которая позволяет учащемуся стать   самостоятельной творческой  личностью.  Особое значение имеют встречи с интересными людьми: писателями города Мегион, в чьем творчестве отражается  любовь к родному краю.  

           Содержание курса включает в себя следующие разделы.

Первый блок – знакомство с малой родиной Югра, культурой, жизнедеятельностью и бытом хантов и манси, творчеством писателей Югры, города, экологической обстановкой в крае.

Второй блок  - знакомство с основами анимации. В результате практической работы с оборудованием и различными материалами приобретение навыков создания сцен фильма (этюдов) по хантыйским загадкам или другим произведениям северных народов.

Третий  раздел – выполнение творческого фильма-проекта «Моя Югра» (группового или индивидуального) на основе полученных знаний, умений и навыков, их закрепления и расширения. Название фильма-проекта носит общее название и подразумевает применение широкого перечня произведений: мифы, сказки, легенды народов ханты и манси, произведения   писателей Югры об истории и природе  родного края, экологические истории и пр.    

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения программы учащиеся должны

знать:

- характерные черты культуры народов Югры (обычаи, праздники, устное творчество, жизнь и быт) важнейшими достижениями культуры народов Югры,  социальные и экологические проблемы родного края;

- характер творчества писателей Югры и города.

- краткую историю мультипликации, виды и средства мультипликации;

- технологию, этапы и методы создания  мультипликационного фильма;

-основы функционирования цифровой фотокамеры, принцип обработки материала в видеомонтажной программе;  

уметь:

- использовать полученные знания о культуре и традициях народов Югры в практической работе над фильмом и в повседневной жизни для общения с людьми разных культур,  национальностей и религиозной принадлежности,

различать основные виды и жанры кинематографа;

- делать выбор  этнографического (экологического) произведения и произведения, работать со сценарием   (анализировать, разрабатывать собственные варианты);

- формулировать свои мысли,  работать в команде;

- работать над всеми этапами создания фильма, проявлять творческую активность.

- владеть компетенциями: коммуникативной, личностного развития, рефлексивной, учебно-познавательной.

     

VI. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

          Основные формы контроля знаний, умений и навыков является:

-  Вводный

- Текущий (в рамках урока – результаты практической деятельности и устный контроль в форме беседы);  

- Промежуточный контроль (в конце четверти) (в рамках урока просмотр и обсуждение этюдов, сцен фильма). 

-  Итоговая аттестация (презентация фильма на школьных и районных праздниках и мероприятиях, представление работ на различных конкурсах и фестивалях детского кино, размещение анимационных работ в сети Интернет).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ

      При оценке работ обучающихся обращается внимание на оригинальность сюжета, содержание текста,  выразительный иллюстративный ряд, техничность выполнения работы. Проверка уровня усвоения программного материала  проводится в ходе викторины, обсуждения созданных этюдов и фильма, в результате которого учащиеся оценивают коллективный результат работы и  проводят самооценку своего личного вклада в проект.  Оцениваются результаты работы ребёнка комплексно, исходя из художественного развития личности ребенка в целом.  При анализе обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются в три уровня:

Оптимальный «5» отлично – программный материал усвоен полностью, обучающийся имеет высокие достижения (победитель всероссийских, областных, районных конкурсов); активно проявляет интерес к мультипликационной деятельности, эмоционально отзывчив, использует различные средства художественного творчества, проявляет творчество и инициативу на занятиях.

Средний «4» хорошо – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок, не всегда участвует в выставках, конкурсах и др; активен периодами, интерес к анимационной деятельности кратковременный, не всегда проявляет творчество и инициативу.

Недостаточный «3» удовлетворительно – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; пассивен, творчество и самостоятельность отсутствуют.

V. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Общее кол-во часов

Теорет. занятия

Практ. Занятия

1.

Введение

1

1

-

1

Раздел 1. Моя родина-Югра.

2

Многообразие культур народов  Югры. Жизнедеятельность и быт народов Севера

1

0,5

0,5

1

3

Обычаи, традиции, праздники, Фольклор коренных народов Югры

1

0,5

0,5

1

4

Природа Югры.  Взаимосвязь природы и общества. Современная экологическая характеристика края.

1

0,5

0,5

1

5

Творчество  о родном  крае писателей Югры, города  Мегион.

1

0,5

0,5

1

Раздел 2. Основы анимации

6

Истоки мультипликации

1

0,5

0,5

1

7

Средства создания мультфильма.

1

0,5

0,5

1

8

Контрольный урок (1 четверть)

1

-

1

1

9

Этапы создания мультфильма.

3

0,5

2,5

3

10

Виды анимации

4

0,5

3,5

4

11

Контрольный урок (2 четверть)

1

1

-

1

Раздел 3. Творческий проект фильма о Югре

1

Сценарий мультфильма,

Раскадровка

2

1

1

2

2

Фон и персонажи мультфильма.

5

5

5

3

Контрольный урок (3 четверть)

1

-

1

1

4

Фотосъёмка сцен мультфильма.

6

-

6

6

5

Компьютерный монтаж. Озвучивание. Музыка. Титры.

2

-

2

2

6

Презентация мультфильма

1

 1

-

1

Зачет   

1

 1

-

1

ИТОГО

33

 9

24

 33

VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ

  1. Вводное занятие (1 час)

Задачи: Знакомство с оборудованием студии, с целями и задачами курса, правилами техники безопасности при работе материалами и   инструментами, правилами организации рабочего места, его подготовки к работе, поведения в кабинете в целях сохранения здоровья.  Дать понятие о  новых возможностях изобразительного искусства.

Содержание урока: Вводный инструктаж по технике безопасности. Меры предосторожности при работе в кабинете с красками, колющими и режущими инструментами, оборудованием. Бережное отношение к техническим средствам обучения и другому школьному Просмотр фильма Ф. Хитрука  «Фильм, фильм, фильм». Обсуждение имуществу. Организация места для хранения изготовленных работ.  

Практическая работа. Наглядная демонстрация работы устройств фото и видеотехники, компьютера, осветительного оборудования. Тренировочные включения оборудования, запись краткой информации в альбоме.

Материалы: альбом, карандаш.

Самостоятельная работа: повторение правил техники безопасности.

Раздел I. МОЯ РОДИНА - ЮГРА

1. Многообразие культур народов  Югры. Жизнедеятельность и быт народов Севера. (1 час)

Задачи:  Знакомство с историей края, с основными понятиями этнографии через изучение многообразия культур народов Севера.  Дать представление об образе жизни коренных народов Севера.  

Содержание урока: Типы жилищ  и элементов интерьера народов Севера. Основные  хозяйственные постройки.  Разнообразие видов хозяйственной утвари. Орудия охоты и рыбалки. Особенности  одежды. Происхождение орнамента, его виды.

Практическая работа: зарисовки построек, одежды, орнаментов.

Материалы: альбом, карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки деятельности коренных народов севера (хантов и манси).

2. Обычаи, традиции, праздники, фольклор коренных народов  Севера

Задачи:  Знакомство с   культурным наследием народов Севера.

Содержание урока: Фольклор как историко-этнографический источник. Характеристика жанров устного народного творчества. Отражение в мифологических сюжетах представлений хантов о происхождении земли, небесных светил, людей. Сказки о животных как отражение тотемических представлений народов Севера.  Легенды и мифы хародов ханты. Просмотр фильма «Про ворона» Гора самоцветов. Обсуждение.

Практическая работа: зарисовки  шамана, орнаментов, выполнение эскизов по сказкам и мифам.

Материалы: альбом, карандаш.

Самостоятельная работа: чтение  хантыйских сказок.

3. Природа Югры.  Взаимосвязь природы и общества. (1 час)

Задачи:  Раскрыть многообразие природы Югры, ее значение  в мировоззрении хантов и манси. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с освоением Севера.

Содержание урока: Многообразие растительного и животного мира Югры. Неразрывная связь человека с природой в культуре народов Севера. Поклонение деревьям, зверям, птицам… Значение оленя для жизни хантов и манси. Хантыйские загадки и мифы о происхождении  оленя, медведя…. Негативные тенденции в освоении Сибири, современное состояние региона, влияние антропогенного фактора на состояние природных ресурсов. Просмотр  фильма  по хантыйской  сказке.

Практическая работа: зарисовки  оленя, медведя.

Материалы: альбом, карандаш.

Самостоятельная работа:зарисовки  растений Югры.

4. Творчество о родном крае писателей Югры, города Мегион.

 (1 час)

Задачи:  Раскрыть  преемственность  уважительного  отношения к природе  хантов и манси в творчестве писателей Югры и города.

Содержание урока: Природа и  люди  в творчестве Е.Д.Айпина Ю.К.Айваседа (Велла), Г.С.Райшева, А.Игошева, Т.Юргенсон, Л.Такташевой, В.Козлова.

Практическая работа:  чтение произведений писателей, обсуждение,   выполнение эскизов  в альбоме.

Материалы: альбом, карандаш.

Самостоятельная работа: чтение произведений писателей.

Раздел II.  ОСНОВЫ АНИМАЦИИ

1. Истоки мультипликации. (1 час)

 Задачи:  Знакомство с историей развития мультипликации ее разнообразием.

Содержание урока: Анимационное кино - как вид искусства. Международный день анимации- 28 октября. Рождение рисованной мультипликации. Изобретение Эмиля Рено. Развитие мультипликации. Виды мультипликации. Различные техники и жанры. Известные отечественные и Мировые аниматоры и режиссёры- мультипликаторы.    Мультипликационные персонажи.

Практическая работа: Просмотр фильма «Фантасмагория», обсуждение, зарисовка  героя хантыйской сказки.

Материалы: альбом, карандаш.

Самостоятельная работа: просмотр мультфильмов.

2. Средства создания мультфильма. (1 час)

Задачи:   Знакомство  и  формирование навыков работы с видео аппаратурой, монтажной программой.

Содержание урока: Средства создания анимации. Виды анимации. Материалы для рисованной и объемной анимации. Функции фотоаппарата и компьютерной программы «Sony Vegas».
Практическая работа. Изучение функций  фотоаппарата. Основные операции с камерой и процедуры съёмки. Режимы фотосъёмки: автоматическая и ручная. Просмотр (режим воспроизведения кадров). Удаление и сохранение кадров. Импорт фото файлов на жесткий диск компьютера. Практика в фотосъемке и переносе кадров.

Знакомство с видеомонтажной программой «Sony Vegas». Создание, сохранение  проекта. Запуск программы. Интерфейс программы. Функции альбома и просмотрового окна. Основные операции монтажа: перемещение, слияние, обрезка кадра. Сохранение файла. Создание папок для хранения фото, музыки. Практика в  создании  этюда «Мой герой хантыйской сказки».

Материалы: куклы, природный, бытовой подручный материал и др. Самостоятельная работа:  создание придуманных образов  героев фильма из различных материалов.

3. Этапы создания мультфильма. (3 часа)

Задачи:   Знакомство с  технологией создания анимационного фильма,  профессиями, приобретение опыта работы над фильмом.

Содержание урока: Презентация. Профессии в анимации (сценарист, режиссер, художник, аниматор, оператор, звукооператор, монтажер). Фильм Ф.Хитрука «Фильм, фильм, фильм». Замысел анимационного фильма. План фильма. Изготовление фона и персонажей.

Покадровая фотосъёмка отдельных сцен мультфильма. Процесс создания иллюзии движения. Цифровая обработка фотоматериала. Звуковое и музыкальное решение мультфильма. Сохранение и запись готового фильма.

Практическая работа. Рождение идеи, планирование анимационного  этюда, героя: определение вида анимационного фильма, выбор темы, смыслового содержания, этапы видеоряда, название работы, музыкальное решение. Организация рабочего места, подготовка фона, настройка осветительного оборудования. Покадровая фотосъёмка сцен видеоряда (начало, развитие сюжета, итог).  Импорт и сохранение фотоматериала. Компьютерный монтаж фотоматериала, слияние кадров, создание иллюзии движения. Выбор музыкальной темы и звуковых эффектов. Звуковой монтаж видеоряда (работа на звуковой дорожке, уровень громкости, совмещениефонового звука и музыки в видеоряде. Сохранение анимационного видеоряда. Запись работы на конечный носитель. Демонстрация первой анимационной работы.

Пример: предметная перекладная анимация;   название  этюда «Веселый  олененок»; веселая музыка на тему «хантыйский танец».

Материалы: альбом, карандаш,  бумажки, ластик и др.

Самостоятельная работа: Обдумывание истории  этюда,  подбор предметов для героя, фона, музыки.

4. Виды анимации. (4 часа)

Задачи:   Знакомство с видами  анимации, формирование навыков работы с  разными материалами.

Содержание урока: Рисованная на стекле, пластилиновая, перекладная (бумажная, предметная), песочная (сыпучая), кукольная анимация…   Изучение трансформации и передвижения объекта под объективом. Просмотр фильма «Музей московской анимации»

Практическая работа:

 Бумажная перекладка. Выбор темы. Название работы, смысловое содержание, музыкальное и звуковое решение фильма. Рисование (живописное или графическое) соответственно теме видеоряда. Покадровая фотосъемка. Компьютерный монтаж. Пример:  «Хантыйская загадка». 

Материалы:    фломастеры, мелки восковые.

Пластилиновая анимация. Выбор темы. Определение вида лепки (плоская или объемная). Название работы, смысловое содержание, звуковое и музыкальное решение. Покадровая фотосъемка. Компьютерный монтаж. Пример: «Хантыйская загадка».  

Материалы: пластилин, картон.

Предметная анимация. Выбор темы, сюжета, музыки, материала. Название работы, смысловое содержание, звуковое и музыкальное решение. Покадровая фотосъемка. Компьютерный монтаж. Пример: «Хантыйская загадка»  Т. Юргенсон и  Ю. Велла.  

Материалы:   разнообразные предметы.

Песочная (сыпучая) анимация. Выбор темы, сюжета, музыки, материала.  Создание образа из  «пятна». Название работы, смысловое содержание, звуковое и музыкальное решение. Покадровая фотосъемка. Компьютерный монтаж. Пример: «Загадка про   вьюгу, снеговик»  Л. Такташевой.  Материалы:   сыпучие материалы (зерно, соль, кофе и т.п).

Самостоятельная работа: обдумывание истории  этюда,  подбор предметов для героя, фона. Просмотр мультфильмов.

 Раздел III.  ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НАД ФИЛЬМОМ О ЮГРЕ.

  1. Сценарий мультфильма. (2 часа)

Задачи:   Знакомство с  правилами написания сценария, формирование навыков работы с  текстом, развитие воображения, коммуникативного общения.

Содержание урока:  Выбор темы фильма. Правила написания сценария, выполнения раскадровки. Планы и ракурс.

Практическая работа. Выбор темы анимационного фильма по хантыйским сказкам, произведениям писателей Югры, города или сочинение своей истории о Югре. Работа над сценарием: Составление рассказа о жизни и приключениях героев мультфильма (начало, главная часть, кульминация, итог). Имена персонажей (главным героям фильма, положительным и отрицательным персонажам). Редакция текста. Обдумывание название фильма, титров. Выполнение раскадровки. Выстраивание логического видеоряда каждой  сцены. Продумывание ракурсов, планов.

Материалы:   альбом, карандаш, литературные произведения о Югре, хантыйские сказки, мифы.

Самостоятельная работа.   Обдумывание  сценария, выполнение эскизов  героев фильма.    

  1. Фон и персонажи мультфильма. (5 часов)

Задачи:  Развитие воображения, навыков работы  художественными материалами.  Формирование навыков работы в команде.

Содержание урока: Выразительные возможности разных материалов для  создания  изображения в фильме. Соответствие образа  персонажей,  фонов и объёмных  декораций сценарию фильма.  Комбинации видов техник анимации.

Практическая работа. Выбор материалов  соответствии с техникой  анимации. Изготовление персонажей фильма, фонов и объёмных иллюстраций по сценарию (раскадровке).  

Материалы: на выбор учащихся.

Самостоятельная работа:  изготовление героев фильма.  

3.Фотосъёмка сцен мультфильма. (5 часов)

Задачи:    Формирование навыков работы с видео аппаратурой, развитие внимания и аналитического мышления, работы в команде.

Содержание урока: покадровая фотосъемка мультфильма по сценам раскадровки. Смысловая и видеосвязь  между кадрами и сценами.

Практическая работа Подготовка каждой отдельной сцены к фотосъемке.

Расположение фона и объёмных декораций на  стоне для фотосъёмки с обязательным закреплением неподвижных  частей. Установка осветительного оборудования. Выбор ракурса фотосъёмки. Покадровая фотосъёмка каждой сцены мультфильма.

Материалы:  в зависимости от вида анимации.

Самостоятельная работа: выполнение  пробных репетиций съемки.

4. Компьютерный монтаж. (2 часа)

Задачи:   формирование навыков работы с монтажной программой.

Содержание урока:Принцип компьютерного монтажа. Раскадровка фильма. Соединение сцен мультфильма.Запись комментария.Звуковое оформление фильма.Работа с титрами.Запись мультфильма на конечный носитель.

Практическая работа. Принцип компьютерного монтажа. Возможности нелинейного монтажа (перегруппировка материала, совмещение звуковых эффектов с музыкальным оформлением, работа с титрами, основными эффектами (автоматическая цветокоррекция», «скорость», «плавность». Использование переходов «затухание» и «растворение». Слияние, перемещение и подрезка фотокадров. Сохранение смонтированных сцен.

Последовательное соединение готовых сцен мультфильма. Использование переходов и эффектов. Анализ монтажа. Запись текста (озвучка мультфильма). Выразительное чтение по ролям составленного рассказа.

Выбор музыкальной темы для звукового оформления мультфильма.

Работа с титрами (заставки на начало фильма и конец). Выбор фонов для создания титров. Определение направления и скорости движения титров. Выбор шрифта, цвета и размера титров. Сохранение созданных титров.

Проверка в просмотровом окне готового проекта. Просчет фильма. Запись фильма на конечный носитель.

Материалы: выразительное чтение текстов по ролям, подбор звуков.

Самостоятельная работа.  Выразительное чтение текстов.

5. Презентация мультфильма. (1 час)

Задачи:    Формирование навыков анализа фильма. Воспитание  чувства единства с коллективом, любви к родному краю и своей принадлежности к нему.

Содержание урока: Организация показа мультфильма для учащихся   школы, родителей. Аннотация мультфильма.

Практическая работа: создание и печать рекламного плаката.

Материалы:  готовый фильм.

Самостоятельная работа: анализ фильма.

Контрольные уроки.   Зачет.  (4 часа)

Задачи:  Проверка, обобщение и закрепление степени усвоения учебного материала.  

Содержание урока: Просмотр этюдов, проектного  фильма, обсуждение,

Практическая работа:  внесение дополнений.

Материалы:   альбом, карандаш.

Самостоятельная работа: самоанализ  участия создания  этюда,   фильма- проекта.

VII. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 Учебно-методическое:

  1.  Карта Тюменской области, фотографии города, родного края.
  2.  Наглядные пособия:  «Строение животных, птиц», «Растения Югры», «Строение человека», «Мимика лица», «Этапы движения. Раскадровка»;

   3. Наглядные пособия:  «Орнаменты народов Севера»,  рисунки, одежды, жилищ, домашней утвари, средств охоты и рыболовства народов Севера;

   4.  Куклы: марионетки, перчаточные, пальчиковые, шарнирные.

   5. Литература с произведениями народов Севера, Югры, г.Мегион, фотографии, репродукции картин.

         Материально - техническое обеспечение:

  1. Мультстанок
  2. Осветительные приборы (2 световые панели)
  3. Видеокамера – цифровая DV
  4. Монтажный компьютер (Sony Vegas)
  5. Контрольный монитор (телевизор)
  6. Компьютер для  выхода в интернет
  7. Микрофон, микшерский пульт
  8. Столы, стулья, учительский стол, полки для хранения материалов, литературы, пособий и т. д.
  9. Магнитная доска, интерактивная доска
  10.  Видеофильмы, презентации

VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. .  Асенин С.А. Мир мультфильма. М.,Искусство, 1986.
  2. . Банников В.Н., Петух О.И Изобразительное искусство в национальной школе/Методическое пособие, Х-М.,2005.
  3. . Велинский Д.В. Технология производства мультфильмов в технике перекладки. Детская киностудия «Поиск», Новосибирск, 2004г.
  4. . Ватагин В. Изображение животных. Москва, 1986 г.
  5. .  Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М. 1998 г.
  6. . Иванов-Вано И. Кадр за кадром.– М.: Искусство, 1980г;
  7. . Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. Екатеринбург, 2001г. 117с.
  8. . Красный Ю.Е., Кордюкова Л.И. Мультфильм руками детей, М., 1990 г.
  9. . Крыжановский Б.Н. Искусство мультипликации. К.: 1981, 118 с.
  10. .  Курдюкова Л., "Мультфильм руками детей". - Днепропетровск,
  11. Т.С.Комарова, А.И.Савенков Коллективное творчество детей. Учебное пособие /М.: Российское педагогическое агенство,1998. Ли Н.Г.   Основы учебного  академического рисунка. Москва. «Эскимо» 2008 г.
  12. . Райшев Г. Хантыйские легенды. Средне-Уральское кн. изд-во, Свердловск, 1991г.  
  13.  Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Я., 1996 г.
  14. .  Союз кинематографистов СССР, Азбука кино. М., 1990 г.
  15. .  Легенды и мифы народов мира. М., 1996 г.
  16. .  Птушко А. М.: Мультипликационный фильм. 1992, 23 с.
  17. . Торум Маа. Традиции, сохраненные веками, изд. «Уральский рабочий», 2005 г.
  18. . Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты, СПб., 2001г.
  19. . Шорохов Е.В. Основы композиции. М. 1979 г.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. .   Легенды и мифы народов мира. М., 1996 г.
  1.  Вано И.П.Рисованный фильм. – М.: Госкиноиздат, 2000, 87 с.
  2.    Ли Н.Г.   Основы учебного  академического рисунка. Москва, «Эскимо» 2008 г.
  3.     Звук в фильме. Литература для детей. Рожков Р.Л. М.: 1980г
  4.    Торум Маа. Традиции, сохраненные веками, изд. «Уральский рабочий», 2005 г.
  5.    Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты, СПб., 2001г.
  6.    Шорохов Е.В. Основы композиции. М. 1979 г.

IX. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

  1. Карта этнографических объектов Югры

http://etnic.ru/nomadic/tour/map.html

  1. Мифы и сказания хантов

Skazanie.info < mify-hantov

  1. Мансийские мифы и сказания

Skazanie.info < mify- mansi

  1. Н.Фомин  Серия «Обские угры»

http://www/liveinternet/ru/users/stephanya/post161403887/

  1. Алые паруса Народы ХМАО

http://nsportal.ru/ap/ drucoe/library/narody-khmao

  6.Северный орнамент. Коренные народы Севера в современном мире

http://www.etnic.ru/edu/orn

  1. Писатели Югры
  2. http://stammkunde.narod.ru/pisatjugry.htm
  3. Писатели города  Мегион

 https://school-science.ru/4/20/383

X. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФИЛЬМЫ ДЛЯ ПРОСМОТРА

 - Электронная библиотека. Животные в искусстве. Директ Медиа Паблишинг, Москва.

- Фильмы Федора Хитрука, Юрия Норштейна, Александра Татарского и студии «Пилот», Леонида Носырева, Гарри Бардина, Эдуарда Назарова, Михаила Алдашина, Александра Петрова, Владислава Старевича, Иванова-Вано, Константина Бронзита, Юрия Котеночкина, Уолта Диснея (особенно «Фантазия»), Елизаветы Скворцовой («Колыбельные мира»). Серия мультфильмов «Гора самоцветов» и т.п.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СЕВЕРА И ПИСАТЕЛЕЙ ЮГРЫ

1. Хантыйские сказки, загадки, мифы.

2. Произведения писателей Югры: Е.Д. Айпин, М.К. Вагатова (Волгина), Ю.К. Велла (Айваседа), М.К. Анисимкова,  С.А. Луцкий и т.д.  

2. Произведения писателей города Мегион: Т.В. Юргенсон, Л.П. Такташева, В.Н. Козлов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории ХМАО- Югры.

Рабочая программа по истории ХМАО- Югры. составлена на основе регионального компонента  государственного образовательного стандарта   среднего   общего  образования...

Рабочая программа Предмет: «Физическая культура» Составлена на основе программы Петровой Т. В., М., Вента - Граф,2012 г. Класс:2,3,4

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорр...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с  ТМНР...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультура Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультураКласс: 0- 1ВВид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Рабочая программа элективного курса "Литературная Югра" для 7 класса

Программа элективного курса «Литературная Югра» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программ...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовая адаптация» основной адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 19601 « Швея»

Рабочая программа предмета разработана на основе: -ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;- Профессионального стандарта по профессии 262019.04 Оператор швейн...