Конспект и презентация урока "Социальное развитие современного общества"
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс)
Конспект и презентация урока обществознания в 11 классе "Социальное развитие современного общества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 351.4 КБ |
konspekt_uroka.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г. Белинский - Без многого человек может обойтись, только не без человека . Л. Берне - Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию. Но что важнее всего - без общества наше совершенство было бы почти бесцельно. У. Годвин Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок . А.Н. Толстой
Каждый человек принадлежит к какой-либо социальной группе. Группа – относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения. классификация:
Классификация социальных групп
Социальное неравенство Неравный доступ к социальным благам (деньги, власть, престиж) Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе
Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие « социальная стратификация ». Само слово « стратификация » заимствовано у геологов. Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп.
Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу .
Исторические типы стратификационных систем Рабство Кастовая система Сословная система Классовая система
Критерии социальной стратификации Уровень образования Престиж профессии Доступ к власти Уровень дохода
Причины социального неравенства: Люди различны от природы ( ум, талант, характер) Самые способные выполняют наиболее важную общественную работу Неравенство – естественная черта общественного развития Определенная группа овладевает средствами производства, получая экономическую власть и возможность эксплуатировать трудящихся Неравенство не определено биологически, оно следствие экономического неравенства
Устранимо ли неравенство? Надо ли к этому стремиться?
Социальная мобильность горизонтальная вертикальная индивидуальная групповая восходящая нисходящая
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ, ЗАНИМАЕМОГО С ВОЗРАСТОМ, ПОЛОМ, СОЦИАЛЬНЫМ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ И ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, НАЗЫВАЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ. УЧАЩИЙСЯ СЫН, БРАТ. МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК СПОРТСМЕН ОДНА ИЗ ПОЗИЦИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО СОЦИАЛЬНО- ГЛАВНЫЙ СТАТУС
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ СТАТУСЫ ОТ РОЖДЕНИЯ- ПРЕДПИС АННЫЕ ПОЛ, РАСА, ВОЗРАСТ СТАТУСЫ НОВЫЕ ДОСТИГАЕМЫЕ ,,, СТАТУСЫ МОГУТ ВСТУПАТЬ В ПРОТИВОРЕЧИЕ- ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ- РАБОТА- НИЗКАЯ ЗАРПЛАТА. ВАЖНЫ СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ- БЛАГОПРИЯТНЫЕ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ ОТ ЧЕЛОВЕКА ЗАНИМАЮЩЕГО ОПРЕДЕЛЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖДУТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ОЖИДАНИЕ, ПРЕДПИСАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СТАТУСУ ПОВЕДЕНИЯ НАЗЫВАЮТ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ ТРЕБОВАНИЕ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ТРУДНОСОВМЕСТИМЫХ РОЛЕЙ СОВОКУПНОСТЬ РОЛЕЙ- РОЛЕВОЙ НАБОР РОЛЕВОЙ НАБОР ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МНОГИМИ ФАКТОРАМИ ОДИН ИЗ НИХ- ВОЗРАСТ
Элементы механизма социального контроля 1) социальные нормы; 2) социальные санкции ; 3) общественное мнение; 4 ) самоконтроль; 5 ) индивидуальное сознание.
Укажите вид санкций, к которому относятся данные примеры А) проявление недружелюбия Б) наложение штрафа В) объявление выговора Г) объявление бойкота
Укажите вид санкций, к которому относятся данные примеры А) гражданину В. присвоили звание «Заслуженный артист РФ» Б ) заметка в стенгазете конструкторского бюро, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег В) исследователю Л. присудили ученую степень доктора исторических наук Г) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты
Домашнее задание 1 вариант - тест по разделу «Социальное развитие современного общества» 2 вариант – работа с текстом из части С.
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 11 класса
Тема урока « Социальное развитие современного общества»
Цель урока: создание условий для повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся по разделу «Социальное развитие современного общества»
Задачи: 1. Воспитательная - способствовать воспитанию личности обучающихся, активной гражданской позиции, социализации учащихся, привить культуру межличностных отношений.
2. Образовательная - обобщить и систематизировать знания по теме, актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания.
3.Развивающая - развивать у учащихся умения анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал, определять и объяснять понятия, работать в группе, подбирать информацию, решать задачи, работать с текстом.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения:
проблемного обучения,
самостоятельная работа с тестами,
работа в группах,
беседа с элементами дискуссии.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, тесты части А для самостоятельной работы, карточки с заданиями для групп, тексты части С, учебник « Обществознание» 11 класс профильный уровень под ред .Л.Н. Боголюбова. А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского
Ход урока
Слайд 1-2
Вступительное слово учителя:
Ребята, посмотрите, пожалуйста на эти высказывания . Как вы думаете, какая мысль их объединяет? Правильно – человек не может полноценно жить вне общества. Я думаю, что вы согласитесь со мной, что для того, чтобы успешно существовать в обществе. Нужно знать закономерности его развития., разбираться в явлениях и процессах в нем происходящих.
Именно об этом мы говорили с вами при изучении раздела «Социальное развитие современного общества».Сегодня у нас завершающий урок по данной теме. Какую цель мы поставим себе на этот урок? Что мы с вами должны сделать?
Ответы учащихся: Мы должны вспомнить, повторить основные понятия по данной теме, обобщить свои знания, чтобы успешно их применить на экзамене.
Учитель: Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. Каждый из нас с вами является членом нескольких социальных групп. Назовите их, пожалуйста. (ученики приводят свои примеры).
Хорошо. А что же такое социальная группа? Давайте приведем определение.
Вспомним основные виды социальных групп (работа со схемой, учащиеся приводят примеры)
Слайд 3 - 4
Учитель: Совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных социальных групп и общностей образует социальную структуру общества.
Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Поэтому, как мы знаем, обществу присуще такое явление как социальное неравенство.
Слайд 5 - 9
- В чем, ребята, оно выражается? (Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Поэтому различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт. Страта- это социальный строй, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком.
- По каким критериям люди относятся к той или иной страте? (Уровень образования, уровень дохода, престиж профессии, доступ к власти).
Слайд 10 - 11
Учитель: Вспомните, пожалуйста, причины социального неравенства.
- Устранимо ли неравенство? Надо ли к этому стремиться? (Учащиеся высказывают свое мнение, приводят аргументы).
Учитель: Мы живем с вами в открытом, демократичном обществе. Чем открытое общество отличается от закрытого общества? Приведите примеры таких обществ.
- Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли. Какие понятия и явления связаны с данной ситуацией? (Учащиеся называют понятия «социальная мобильность», «социальный лифт» - факторы, способствующие перемещению по социальной лестнице, «социальный статус», «социальная роль»).
Работа по карточкам в группах
1 группа
«Социальная мобильность»
- Дайте определение понятия.
- Назовите виды мобильности, приведите собственные примеры.
- Как вы оцениваете российское современное общество с точки зрения социальной мобильности?
«Социальный лифт»
1. Дайте определение понятия
2. Виды, приведите собственные примеры.
3. Какой социальный лифт вы считаете наиболее подходящим для себя?
2 группа
«Социальный статус»
- Дайте определение понятия.
- Назовите виды статусов, приведите свои примеры.
- Назовите свой статусный набор? Какой ваш главный статус?
«Социальная роль»
- Дайте определение понятия.
- Приведите примеры социальных ролей.
- В какой ситуации может возникнуть ролевой конфликт?
Использование слайдов 12 -15
Учитель: Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль - важные понятия социальной сферы общества.
Работа по карточкам в группах
Группа 1
Задание С5
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных нормах.
Группа 2
ЗаданиеС5
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «девиантное поведение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о девиантном поведении .
Учитель:
Социальный контроль играет немаловажную роль в жизни общества, потому что ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля.
- Давайте вспомним элементы механизма социального контроля?
Учащиеся называют: 1) социальные нормы;
2) социальные санкции;
3) общественное мнение;
4) самоконтроль;
5) индивидуальное сознание.
Слайд 16
- Какие элементы механизма социального контроля, на ваш взгляд, более эффективны и почему?
Демонстрируются слайд № 17 - 18
Работа по группам
Группа 1
( В3) Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
А) проявление недружелюбия 1) формальные негативные санкции
Б) наложение штрафа 2) неформальные негативные санкции
В) объявление выговора
Г) объявление бойкота
Группа 2
( В3) Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
А) гражданину В. присвоили звание 1)формальные позитивные санкции
«Заслуженный артист РФ» 2) неформальные позитивные санкции
Б) заметка в стенгазете конструкторского бюро,
написанная инженером А., нашла одобрение у коллег
В) исследователю Л. присудили ученую степень доктора исторических наук
Г) выступление учеников 11 класса
на школьном вечере вызвало аплодисменты
Учитель: Одним из главных социальных институтов является семья. В последнее время много говорится о кризисе семьи и семейных ценностях. Мы с вами видим эти проявления в нашей повседневной жизни, сталкиваемся с этим. Я думаю, что вы со мной согласитесь, что напрямую прослеживается связь проблем современной семьи с процессами, характерными для современного российского общества в целом.
Работа по группам с текстом
Группа 1 Текст по теме «Семья»
Группа 2 Текст по теме «Современное российское общество»
Учитель: Мы повторили основные понятия изученной нами темы, выполнили задания, которые помогут вам на экзамене. Сейчас я предлагаю Вам выполнить тестовые задания, содержащиеся в части А работы.
Далее проводится небольшое тестирование по вариантам ( 2 варианта с разным уровнем сложности)
Подведение итогов урока, рефлексия
Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Какую цель мы перед собой ставили в начале урока?
Достигли ли мы этой цели?
Что нами для этого было сделано?
Какие понятия мы повторили, о каких социальных явлениях говорили?
Домашнее задание: по выбору – работа с тестом или работа с текстом из части С.
Тестирование часть А
Вариант 1
А1. Деление общества на группы называется
- социальным перемещением
- социальной дифференциацией
- социальной адаптацией
- социальным поведением ,
A2. Маргиналами называют
- наиболее богатых членов общества
- наиболее бедных членов общества
- деклассированные элементы
- пограничные слои и группы
А3. Племена и народности — это
- исторические типы общества
- социальные страты
- этнические общности
- социальные группы
А4. Межнациональное сотрудничество способствует:
A. Развитию национальной культуры
B. Преодолению национальной ограниченности
- верно только А
- верно только Б
- оба суждения верны
- оба суждения неверны
А5. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?
А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.
Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.
- верно только А
- верно только Б
- оба суждения верны
- оба суждения неверны
А6. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?
- дети
- пожилые люди
- мужчины
- молодежь
A7. Вертикальная социальная мобильность проявляется при
- смене вероисповедания
- перемене места жительства
- повышении по службе
- переходе с одного места работы на другое на такую же должность
Тестирование часть А
Вариант 2
А1. Любая социальная группа характеризуется
- малочисленностью состава
- общностью социального статуса
- неформальным контролем поведения
- родственными отношениями
А2. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит
- армию
- церковь
- школу
- все перечисленное
A3. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, называется
- аморальным
- девиантным
- безнравственным
- противоправным
А4. Социальный статус приобретается в результате
- трудовой деятельности
- процесса обучения
- семейного воспитания
- социализации
А5. Преодолению национальных противоречий способствует
- обеспечение прав и свобод личности независимо от национальности
- перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра
- переход к рыночным методам ведения хозяйства
- государственная поддержка малого бизнеса
А6. Верно ли суждение?
А. Страты выделяют по одному существенному признаку.
Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.
- верно только А
- верно только Б
- оба суждения верны
- оба суждения неверны
А7. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?
А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.
Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А8. Семья в отличие от других малых групп характеризуется
- высокой политической активностью
- общностью быта
- общими увлечениями
- профессиональными интересами
А9. К показателям достигаемого статуса личности не относится
- карьера
- возраст
- квалификация
- образование
А10. К малым группам в отличие от больших можно отнести
- мелких предпринимателей страны
- директоров предприятий региона
- бригаду рабочих на крупном предприятии
- рабочих страны
All. Социальные санкции подразделяются на
- поощрения
- награды
- наказания
- убеждения
А12. Любая социальная норма
- является обязательным правилом поведения
- обеспечивается принудительной силой государства
- регулирует общественные отношения
- выражается в официальной форме
Работа с текстом
Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.
Принадлежность к группе
В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...
Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.
Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...
Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-конценции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».
Р. Бэрон
CI. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.
С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.
СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.
С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании «Я-концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Семья в современном обществе. Законодательство и семья"
Презентация на тему "Семья в современном обществе. Законодательство и семья"...
Урок-презентация "Семья в современном обществе".
Урок-презентация на тему "Семья в современном обществе", 9 класс....
Презентация "Наука в современном обществе" 8 класс
Презентация по обществознанию (учебник Боголюбова, 8 кл) "Наука в современном обществе"...
Презентация : "Политическая сфера современного общества"
Представленная презентация является приложением к уроку обществознания в 11 классе "Политическая сфера современного общества"...
Доклад на тему: Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества
Эссе на тему "Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества", который поделен на три смысловые части: 1) раскрытие понят...
Презентация "Наука в современном обществе"
Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания:- естествознание (учение о природе);- технознание (учение о технике);- ...