Конспект и презентация урока "Социальное развитие современного общества"
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс)

Шевяхова Евгения Александровна

Конспект и презентация урока обществознания в 11 классе "Социальное развитие современного общества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx351.4 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальное развитие современного общества

Слайд 2

- Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г. Белинский - Без многого человек может обойтись, только не без человека . Л. Берне - Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию. Но что важнее всего - без общества наше совершенство было бы почти бесцельно. У. Годвин Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок . А.Н. Толстой

Слайд 3

Каждый человек принадлежит к какой-либо социальной группе. Группа – относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения. классификация:

Слайд 4

Классификация социальных групп

Слайд 5

Социальное неравенство Неравный доступ к социальным благам (деньги, власть, престиж) Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе

Слайд 6

Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие « социальная стратификация ». Само слово « стратификация » заимствовано у геологов. Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп.

Слайд 7

Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу .

Слайд 8

Исторические типы стратификационных систем Рабство Кастовая система Сословная система Классовая система

Слайд 9

Критерии социальной стратификации Уровень образования Престиж профессии Доступ к власти Уровень дохода

Слайд 10

Причины социального неравенства: Люди различны от природы ( ум, талант, характер) Самые способные выполняют наиболее важную общественную работу Неравенство – естественная черта общественного развития Определенная группа овладевает средствами производства, получая экономическую власть и возможность эксплуатировать трудящихся Неравенство не определено биологически, оно следствие экономического неравенства

Слайд 11

Устранимо ли неравенство? Надо ли к этому стремиться?

Слайд 12

Социальная мобильность горизонтальная вертикальная индивидуальная групповая восходящая нисходящая

Слайд 13

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ, ЗАНИМАЕМОГО С ВОЗРАСТОМ, ПОЛОМ, СОЦИАЛЬНЫМ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ И ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, НАЗЫВАЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ. УЧАЩИЙСЯ СЫН, БРАТ. МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК СПОРТСМЕН ОДНА ИЗ ПОЗИЦИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО СОЦИАЛЬНО- ГЛАВНЫЙ СТАТУС

Слайд 14

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ СТАТУСЫ ОТ РОЖДЕНИЯ- ПРЕДПИС АННЫЕ ПОЛ, РАСА, ВОЗРАСТ СТАТУСЫ НОВЫЕ ДОСТИГАЕМЫЕ ,,, СТАТУСЫ МОГУТ ВСТУПАТЬ В ПРОТИВОРЕЧИЕ- ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ- РАБОТА- НИЗКАЯ ЗАРПЛАТА. ВАЖНЫ СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ- БЛАГОПРИЯТНЫЕ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ

Слайд 15

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ ОТ ЧЕЛОВЕКА ЗАНИМАЮЩЕГО ОПРЕДЕЛЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖДУТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ОЖИДАНИЕ, ПРЕДПИСАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СТАТУСУ ПОВЕДЕНИЯ НАЗЫВАЮТ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ ТРЕБОВАНИЕ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ТРУДНОСОВМЕСТИМЫХ РОЛЕЙ СОВОКУПНОСТЬ РОЛЕЙ- РОЛЕВОЙ НАБОР РОЛЕВОЙ НАБОР ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МНОГИМИ ФАКТОРАМИ ОДИН ИЗ НИХ- ВОЗРАСТ

Слайд 16

Элементы механизма социального контроля 1) социальные нормы; 2) социальные санкции ; 3) общественное мнение; 4 ) самоконтроль; 5 ) индивидуальное сознание.

Слайд 17

Укажите вид санкций, к которому относятся данные примеры А) проявление недружелюбия Б) наложение штрафа В) объявление выговора Г) объявление бойкота

Слайд 18

Укажите вид санкций, к которому относятся данные примеры А) гражданину В. присвоили звание «Заслуженный артист РФ» Б ) заметка в стенгазете конструкторского бюро, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег В) исследователю Л. присудили ученую степень доктора исторических наук Г) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты

Слайд 19

Домашнее задание 1 вариант - тест по разделу «Социальное развитие современного общества» 2 вариант – работа с текстом из части С.



Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 11 класса

Тема урока  « Социальное развитие современного общества»

  Цель урока: создание условий для повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся по разделу «Социальное развитие современного общества»

Задачи: 1. Воспитательная - способствовать воспитанию  личности обучающихся, активной гражданской позиции, социализации учащихся, привить культуру межличностных отношений.

            2. Образовательная  - обобщить  и систематизировать  знания по теме,  актуализировать  знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания.

      3.Развивающая  - развивать у учащихся умения анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал, определять и объяснять понятия,  работать в группе, подбирать информацию, решать задачи, работать с текстом.  

Тип урока: урок  повторения, обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения:

  проблемного обучения,

самостоятельная работа с тестами,

работа в группах,

беседа с элементами дискуссии.

Оборудование:

компьютер,   проектор,  презентация, тесты части А  для самостоятельной работы, карточки с заданиями для групп,  тексты части С,    учебник « Обществознание» 11 класс  профильный уровень под ред .Л.Н. Боголюбова. А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского

Ход урока

Слайд 1-2

Вступительное слово учителя:

  Ребята, посмотрите, пожалуйста на эти высказывания . Как вы думаете, какая мысль их объединяет? Правильно – человек не может полноценно жить вне общества. Я думаю, что вы согласитесь со мной, что для того, чтобы успешно существовать в обществе. Нужно знать закономерности его развития., разбираться в явлениях и процессах в нем происходящих.

        

Именно об этом мы говорили с вами при изучении раздела «Социальное развитие современного общества».Сегодня у нас завершающий урок по данной теме. Какую цель мы поставим себе на этот урок? Что мы с вами должны сделать?

    Ответы учащихся: Мы должны вспомнить, повторить  основные понятия по данной теме, обобщить свои знания, чтобы успешно их применить на экзамене.

Учитель: Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. Каждый из нас с вами  является членом нескольких социальных групп. Назовите их, пожалуйста. (ученики приводят свои примеры).

Хорошо. А что же такое социальная группа? Давайте приведем определение.

 Вспомним основные виды социальных групп (работа со схемой, учащиеся приводят примеры)

Слайд 3 - 4

   

 Учитель: Совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных социальных групп и общностей образует социальную структуру общества.

Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Поэтому, как мы знаем,  обществу присуще такое явление как социальное неравенство.

Слайд 5 - 9

- В чем, ребята, оно выражается? (Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Поэтому различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.  Страта- это социальный строй, группа людей, объединенная каким-либо  общим социальным признаком.

- По каким критериям люди  относятся к той или иной страте? (Уровень образования, уровень дохода, престиж профессии, доступ к власти).

Слайд 10 - 11

Учитель: Вспомните, пожалуйста, причины социального неравенства.

- Устранимо ли неравенство? Надо ли к этому стремиться? (Учащиеся высказывают свое мнение, приводят аргументы).

Учитель: Мы живем с вами в открытом, демократичном обществе. Чем открытое общество отличается от закрытого общества? Приведите примеры таких обществ.

    -  Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли.   Какие понятия и явления связаны с данной ситуацией? (Учащиеся называют понятия «социальная мобильность», «социальный лифт»  - факторы, способствующие перемещению по социальной лестнице, «социальный статус», «социальная роль»).

Работа по карточкам в группах

 1 группа

«Социальная мобильность»

  1. Дайте определение понятия.
  2. Назовите виды мобильности, приведите собственные примеры.
  3. Как вы оцениваете российское современное общество с точки зрения социальной мобильности?

«Социальный лифт»

1. Дайте  определение понятия

       

       2. Виды, приведите собственные примеры.

       3. Какой социальный лифт вы считаете наиболее подходящим для себя?

2 группа

«Социальный статус»

  1. Дайте определение понятия.
  2. Назовите виды статусов, приведите свои примеры.
  3. Назовите свой статусный набор? Какой ваш главный статус?

«Социальная роль»

  1. Дайте определение понятия.
  2. Приведите  примеры социальных ролей.
  3. В какой ситуации может возникнуть ролевой конфликт?

Использование слайдов 12 -15

Учитель: Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль - важные понятия социальной сферы общества.

Работа по карточкам в группах

Группа 1

Задание С5 
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных нормах.

Группа 2

ЗаданиеС5

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «девиантное поведение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о девиантном поведении .

Учитель:

Социальный контроль играет немаловажную роль в жизни общества, потому что ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля.

- Давайте вспомним элементы механизма социального контроля?

Учащиеся называют: 1) социальные нормы;

                                     2) социальные санкции;

                                     3) общественное мнение;

                                     4) самоконтроль;

                                     5) индивидуальное сознание.

Слайд 16

- Какие элементы механизма социального контроля, на ваш взгляд, более эффективны и почему?

Демонстрируются слайд   17 - 18

Работа по группам

Группа 1  

 ( В3) Установите соответствие   между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) проявление недружелюбия                   1) формальные негативные санкции

Б) наложение штрафа                                  2) неформальные негативные санкции

В) объявление выговора

Г) объявление бойкота

Группа 2

( В3) Установите соответствие   между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) гражданину В. присвоили звание              1)формальные позитивные санкции

«Заслуженный артист РФ»                               2) неформальные позитивные санкции

Б)   заметка в стенгазете конструкторского бюро,

написанная инженером А., нашла одобрение у коллег                                       

В)  исследователю Л. присудили ученую степень доктора исторических наук

Г) выступление учеников 11 класса

на школьном вечере вызвало аплодисменты

Учитель: Одним из главных социальных институтов является семья. В последнее время много говорится о кризисе семьи и семейных ценностях. Мы с вами видим эти проявления в нашей повседневной жизни, сталкиваемся с этим. Я думаю, что вы со мной согласитесь, что напрямую прослеживается связь проблем современной семьи с процессами, характерными для современного российского общества в целом.

Работа по группам с текстом

Группа 1 Текст по теме «Семья»

Группа 2 Текст по теме «Современное российское общество»

 Учитель: Мы  повторили основные понятия изученной нами темы, выполнили задания, которые помогут вам на экзамене. Сейчас я предлагаю Вам выполнить тестовые задания, содержащиеся в части А работы.

Далее проводится небольшое тестирование по вариантам ( 2 варианта с разным уровнем сложности)

Подведение итогов урока, рефлексия

  Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Какую цель мы перед собой ставили в начале урока?

Достигли ли мы этой цели?

Что нами для этого было сделано?

Какие понятия мы повторили, о каких социальных явлениях говорили?

    Домашнее задание: по выбору – работа с тестом или работа с текстом из части С.

Тестирование часть А

 Вариант 1

А1. Деление общества на группы называется

  1. социальным перемещением
  2. социальной дифференциацией
  1. социальной адаптацией
  2. социальным поведением ,

A2. Маргиналами называют

  1. наиболее богатых членов общества
  2. наиболее бедных членов общества
  1. деклассированные элементы
  2. пограничные слои и группы

А3. Племена и народности — это

  1. исторические типы общества
  2. социальные страты
  1. этнические общности
  2. социальные группы

А4. Межнациональное сотрудничество способствует:

A.        Развитию национальной культуры

B.        Преодолению национальной ограниченности

  1. верно только А
  2. верно только Б
  1. оба суждения верны
  2. оба суждения неверны

А5. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  1. оба суждения верны
  2. оба суждения неверны

А6. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

  1. дети
  2. пожилые люди
  1. мужчины
  2. молодежь

A7. Вертикальная социальная мобильность проявляется при

  1. смене вероисповедания
  2. перемене места жительства
  1. повышении по службе
  1. переходе с одного места работы на другое на такую же должность

Тестирование часть А

 Вариант 2

А1. Любая социальная группа характеризуется

  1. малочисленностью состава
  2. общностью социального статуса
  1. неформальным контролем поведения
  2. родственными отношениями

А2. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит

  1. армию
  2. церковь
  1. школу
  2. все перечисленное

A3. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, называется

  1. аморальным
  2. девиантным
  1. безнравственным
  2. противоправным

А4. Социальный статус приобретается в результате

  1. трудовой деятельности
  2. процесса обучения
  1. семейного воспитания
  2. социализации

А5. Преодолению национальных противоречий способствует

  1. обеспечение прав и свобод личности независимо от национальности
  2. перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра
  1. переход к рыночным методам ведения хозяйства
  2. государственная поддержка малого бизнеса

А6. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  1. оба суждения верны
  2. оба суждения неверны

А7. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  1. верны оба суждения
  2. оба суждения неверны

А8. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

  1. высокой политической активностью
  2. общностью быта        
  1. общими увлечениями
  2. профессиональными интересами

А9. К показателям достигаемого статуса личности не относится

  1. карьера
  2. возраст
  1. квалификация
  2. образование

А10. К малым группам в отличие от больших можно отнести

  1. мелких предпринимателей страны
  2. директоров предприятий региона
  1. бригаду рабочих на крупном предприятии
  2. рабочих страны

All. Социальные санкции подразделяются на

  1. поощрения
  2. награды
  1. наказания
  2. убеждения

А12. Любая социальная норма

  1. является обязательным правилом поведения
  2. обеспечивается принудительной силой государства
  1. регулирует общественные отношения
  2. выражается в официальной форме

Работа с текстом

Прочитайте текст и выполните задания С1С4.

       

Принадлежность к группе

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-конценции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Р. Бэрон

CI.   Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.

СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании «Я-концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Семья в современном обществе. Законодательство и семья"

Презентация на тему "Семья в современном обществе. Законодательство и семья"...

Урок-презентация "Семья в современном обществе".

Урок-презентация на тему "Семья в современном обществе", 9 класс....

Презентация "Наука в современном обществе" 8 класс

Презентация по обществознанию (учебник Боголюбова, 8 кл) "Наука в современном обществе"...

Презентация : "Политическая сфера современного общества"

Представленная  презентация является  приложением к  уроку обществознания в 11 классе "Политическая сфера современного общества"...

Доклад на тему: Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества

Эссе на тему "Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества", который поделен на три смысловые части: 1) раскрытие понят...

Презентация "Наука в современном обществе"

™Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания:- естествознание (учение о природе);- технознание (учение о технике);- ...