Рабочая программа внеурочной деятельности "Семьеведение"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Семьеведение» 10-11 кл
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов: 1. - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) 2. Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями); 3. Основной образовательной программы СОО МБОУ Холстовской СШ (приказ №126-ОД от 31.08.2022 г) 4. Уставом МБОУ Холстовской СШ (утвержденный постановлением администрации МО «Павловский район» №805 от 08.12.2015г.) (с изменениями и дополнениями) 5. Распоряжения министерства образования Ульяновской области №1146-р от 12.04.2011г «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования. 6. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (приказ Министерства образования № 254 от 20.05.2020 г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») (с изменениями и дополнениями) 7.Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» 8.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017г. № 09-1672 « О направлении методических рекомендаций»;
9. Е.Ф Купецкова, Г.П.Редя, И.Ф Смирнова. Семьеведение . Программа курса для учащихся 1-11 классов.Москва, Пенза 2012 год.
Рабочая программа состоит из следующих разделов:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование.
Место предмета в учебном плане: Согласно учебному плану на изучения курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. Рабочая программа рассчитана на 34 недели.
Цели и задачи курса:
Цель данного курса – вооружить слушателей как определёнными и доступными для юношества теоретическими знаниями, так и практической информацией в целях формирования у них ясных и непротиворечивых представлений о том, что такое институты брака и семьи, с какими проблемами сталкивается человек, вступающий в брак, какие факторы их порождают в большей степени - родственные, внутрисемейные или социальные, глобальные.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются такие
задачи изучения брака и семьи:
▪ способствовать формированию семьецентрического мышления у юношей и девушек,
▪ пояснить им базовые семейные категории, такие как брак, семья, домохозяйство, права и обязанности в браке, материнство и отцовство, естественное и суррогатное материнство, усыновление и приёмная семья, родительство и детство, рождаемость и смертность, брачность и разводимость, моногамия и полигамия, эндогамия и экзогамия, гражданский брак и брак религиозный и т.п.),
▪ подготовить старшеклассников к более осознанному выполнению своих будущих супружеских и семейных обязанностей, и в том числе – к строительству бесконфликтных супружеских, родительско-детских и родственных отношений,
▪ сформировать готовность юношей и девушек к длительному сохранению брачных отношений, а также к деторождению не на эмоциональном, сугубо индивидуальном уровне, а на уровне осознания значения легитимного брака для рождения и воспитания ребёнка, собственной родительской миссии для родственного окружения, своего народа, человечества в целом.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
▪ способствовать формированию семьецентрического мышления у юношей и девушек,
▪ пояснить им базовые семейные категории, такие как брак, семья, домохозяйство, права и обязанности в браке, материнство и отцовство, естественное и суррогатное материнство, усыновление и приёмная семья, родительство и детство, рождаемость и смертность, брачность и разводимость, моногамия и полигамия, эндогамия и экзогамия, гражданский брак и брак религиозный и т.п.),
▪ подготовить старшеклассников к более осознанному выполнению своих будущих супружеских и семейных обязанностей, и в том числе – к строительству бесконфликтных супружеских, родительско-детских и родственных отношений,
▪ сформировать готовность юношей и девушек к длительному сохранению брачных отношений, а также к деторождению не на эмоциональном, сугубо индивидуальном уровне, а на уровне осознания значения легитимного брака для рождения и воспитания ребёнка, собственной родительской миссии для родственного окружения, своего народа, человечества в целом.
Метапредметные результаты:
● знание основ функционирования институтов брака и семьи,
● понимание социально-экономических, социально-правовых, этноконфессиональных, социально-педагогических и социально-психологических условий жизнедеятельности семьи как малой социальной группы,
● умение понимать и анализировать трудности функционирования семей в современном российском обществе,
● умение ориентироваться в практических жизненных ситуациях, связанных с трудностями принятия самостоятельных решений по вопросам деятельности родительской семьи.
Предметные результаты:
- Формирование у учащихся исторически цельного представления о браке и семье.
- Воспитание социальной ответственности в таких сферах семейной жизни, как заключение брака, рождение ребёнка и его воспитание, ведение домохозяйства, решение семейных конфликтов.
- Обучение системе взаимодействий семьи с такими сферами общественной жизни как экономика, право, религия, культура.
- Определение роли государства в поддержке семьи как социального института и приоритетов в семейной политике.
- Формирование социальной, демографической, правовой, экономической, нравственной культуры учащихся.
- Осознание важности и значимости семейных ценностей для общественного и личностного развития поколений.
- Воспитание культуры поведения в межличностных отношениях в семье и в школе.
- Формирование терпимости к альтернативным формам брачных взаимоотношений в ситуации предпочтительности традиционных моделей брака и семьи.
- Развитие положительных личностных качеств школьников – ответственности, долга, серьёзного отношения к браку, семье, родительству.
- Определение жизненных важных ценностей для формирования брачных и семейных отношений, среди которых – вступление в официальный брак, наличие уютного дома, собственной семьи, нескольких детей, конструктивные отношения с прародителями, забота о старших и младших членах семьи.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Обучающийся научится:
- определять основные понятия, изучаемые семьеведением;
- применять правовые основы функционирования институтов брака и семьи;
- характеризовать экономические особенности ведения домохозяйства;
- различать гендерные аспекты семейных ролей и статусов;
- определять особенности положения первого ребёнка и последующих детей в семье;
- учитывать причины и последствия падения рождаемости для государства и семьи;
- осознавать цену родительства и детства; проблемы родительства в современном обществе;
- сравнивать альтернативные формы брака и семьи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать полученные знания при сдаче единого государственного экзамена и собеседовании при поступлении в вуз
- применять полученную информацию при анализе ситуации в брачно-семейной сфере в современном российском обществе;
- осуществлять диагностику семейных проблем в известных им семьях с целью выбора наиболее оптимального способа их решения. - определять собственные позиции по отношению к изучаемым явлениям.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Брак как основа семьи
Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков. Особенности брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак. Любовь как основной мотив брака.
Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы. Отличиябрака от семьи.
Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи. «Пол» и «гендер» в социокультурных исследованиях. Пол как биологическая и социальная категория. Пол как процесс, статус и структура. Гендерная идентичность как базовая структура социальной идентичности.
Взаимодействие парных понятий «мужское» и «женское», «мужественность» и «женственность», «фемининность» и «маскулинность» во взаимоотношениях мужчин и женщин в обществе и в супружестве.Представления о мужественности и женственности в индивидуальном самосознании молодежи.
Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей.
Тема 2. Семья как социальный институт и малая группа
Понятие семьи. Социальные и индивидуально-личностные основы семьи.
Понятие традиционной и современной семьи как основных её форм. Полигамия и моногамия как основные модели семьи в истории. Понятия эндогамии и экзогамии, матрилокальности и патрилокальности, матрилинейности и патрилинейности. Супружеская семья и эгалитаризация отношений между её членами. Социальные и асоциальные (альтернативные) модели семьи.
Типология семейных структур по критериям родительства-супружества-родства, власти, социального положения супругов, территориальной локализации, поколенного состава, первичности или вторичности брака, детности, возраста брака и жизненного цикла семьи. Понятие нуклеарной семьи. Нуклеарная (индивидуальная) и линейная (расширенная) семьи. Ориентационная и репродуктивная семьи. Малодетная, среднедетная, многодетная и супружеская (бездетная) семьи.
Тема 3. Семейное право в России: ХХI век
Правовые основы функционирования семьи. Семейные отношения как объект права. Роль семейного права в социальной жизни. Разнообразие способов воздействия на семейные отношения. Основные начала семейного права. Семья и родство в юридической сфере. Источники семейного права Российской Федерации. Соотношение семейного и гражданского законодательства.
Порядок заключения и расторжения брака. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Ответственность супругов по обязательствам.
Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах ЗАГС и установление отцовства в судебном порядке. Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности. Алиментные обязательства супругов, родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Лишение, ограничение и восстановление родительских прав.
Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приёмная семья.
Тема 4. Экономические модели семьи в рыночном обществе
Социальные реформы и благосостояние российских семей. Бюджет как показатель уровня жизни семьи. Прожиточный минимум и черта бедности в семье. Экономическая функция семьи как основополагающая в системе её социальных функций.
Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье. Теории экономической ценности детей. Связь экономической функции семьи с репродуктивной, воспитательной, социализационной.
Семья как домохозяйство. Факторы домохозяйства. Структура домохозяйства.
Динамика семейного благосостояния и особенности социальной работы с семьями с разными уровнем дохода в рыночных условиях.
Тема 5. Проблемы родительства в депопулирующей России
Демографическая ситуация в мире и в России. Репродуктивная функция семьи, социальные и индивидуальные факторы её осуществления. Потребность в детях.
Отношение к детям в современной семье. Рождение первенца. Число детей в семье. Ответственное родительство. Семейная социализация. Роль отца в социализации детей. Роль матери в социализации детей. Роль сиблингов (братьев/сестер). Бабушки и дедушки. Положение единственного ребенка в семье.
Причины и последствия падения рождаемости. Проблема детности.Многодетность как социальная категория. Факторы многодетности. Планирование рождаемости. Поддержка многодетных семей, формирование ориентации на среднедетность. Технологии социальной работы с малодетными и многодетными семьями.
Тема 6. Воспитательный потенциал современной семьи
Воспитательный потенциал семьи как система эмоциональных отношений родителей к ребенку. Семья как среда общения и воспитательная среда.
Типы воспитания в воспитательном потенциале родителей:гипопротекция, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гипопрнотекция.
Родительская позиция как основа семейного воспитания. Родительские позиции как установки родителей на воспитание ребенка. Негативные родительские установки (эмоциональное отвержение; повышенная моральная ответственность; противоречивое воспитание: воспитание в культе болезни). Адекватная родительская позиция. Гибкость родительской позиции, прогностичность родительской позиции.
Типы семей по признаку негативного воспитательного потенциала. Семьи с сексуальной деморализацией; правонарушительские; преступные.
Методы семейного воспитания как выражение личностной сущности каждого из родителей. Методы убеждения, мягкого порицания;совместного решения экономических проблем семьи; сдержанности в поощрениях материального порядка и преобладания поощрений морального характера (похвала, доброе замечание); включения детей в деятельность по ведению семейного хозяйства.
Методы личного примера; совместного труда; беседы; использования художественной литературы, материалов периодической печати, кино, радио.
Факторы семейного воспитания. Тактики семейного воспитания: диктат, опека, «мирное сосуществование» на основе невмешательства, сотрудничество.
Тема 7. Внебрачная семья.
Альтернативные формы брака и семьи. Сознательно бездетный брак. Принцип автономии как основа открытого брака. Групповой брак или жилые сообщества.
Альтернативность семейности: одиночество или моновариантность существования.
Трансформация семейных ценностей: переход от культуры брака к культуре развода.
Модели внебрачной семьи: незарегистрированное сожительство, после развода, материнская семья, после овдовения.
Мотивы создания внебрачных семей. Особенности их функционирования. Имидж внебрачной семьи.
Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Социальная работа с внебрачными семьями: психологические и психофизические технологии работы с ними.
Гендерные аспекты формирования брака и семьи. Критика концепции половых ролей и применение феминистской методологии к анализу родительства и супружества. Роль гендерного фактора в разводах. Гендерные различия в отношении к семье и браку у молодежи.
Тема 8. Семья и религия
Брак и семья с позиций христианства: история и современность.
Исторические типы семьи: социологический анализ с религиозной точки зрения. Первобытная свобода половых отношений в контексте христианской традиции. Первые ограничения и религиозные нормы.
Римская империя и христианство: религиозная регламентация брака. Первые христиане и оформление семейных отношений в рамках внегосударственных традиций.
Формирование таинства брака. Ветхий и Новый завет о семье: изменение акцентов. Сопоставление монашества и семейной жизни: есть ли с христианской точки зрения предпочтения?
Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью: православие, католичество, протестантизм. Современные православные семьи в России: проблемы и решения.
Этнические группы евреев в России: расселение и численность. Иудаизм как традиционная религия евреев. Брак в иудаизме как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа как неполноценные личности в еврейском обществе.
Обручение и свадьба иудеев. Супружество как семейная гармония. Детские браки в иудаизме и их аннулирование. Межнациональные браки в иудаизме, их законность и легализация.
Развод и права женщины при разводе. «Связанные» женщины.
Брак с точки зрения ислама. Условия брака согласно шариату, отличия
различных школ мусульманского права. Расторжение брака.
Совершеннолетие (проблема определения), традиция и современное законодательство, историко-этнографические и регионально-географические различия.
Взаимные обязанности супругов. Отношение к родителям, особый статус матери. Опекунство и приемные дети.
Полигамия: потенциальная дозволенность и реальное функционирование.
Статус женщины, мусульманка в семье, в традиционном обществе, в современном мире.
Межконфессиональные браки.
Буддизм в России: численность, места дислокации. Традиции монашества и семья. Любовь в буддизме как потребность заботиться о другом, сделать его счастливым. Служение родителям в буддизме как способ служения Богу. Любовь матери к детям как идеал для всех типов взаимоотношений.
Семейная этика в буддизме. Обязанности детей и родителей в буддистской семье.
Супружество в буддизме. Обязанности и права мужа и жены в буддистской семье. Буддизм о сексуальности и супружеской неверности.
Содержание курса программы внеурочной деятельности «Семьеведение»
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Формы и виды организации внеурочной деятельности |
1 | Брак как основа семьи | 4 | Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод |
2 | Семья как социальный институт и малая группа | 4 | Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод |
3 | Семейное право в России: ХХI век | 9 | Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод |
4 | Экономические модели семьи в рыночном обществе | 5 | Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод |
5 | Проблемы родительства в депопулирующей России | 3 | Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод |
6 | Воспитательный потенциал современной семьи | 3 | Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод |
7 | Внебрачная семья. | 2 | Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод |
8 | Семья и религия | 4 | Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
Раздел 1. Брак как основа семьи | 4 | |
1 | Брак как основа семьи. Понятия брака, его функции и типы | 1 |
2 | Гендерные аспекты формирования брака и семьи | 1 |
3 | Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодёжи. Структура, динамика, добрачного поведения | 1 |
4 | Особенности добрачного поведения у учащихся и молодёжи Гендерные стратегии "молодых взрослых | 1 |
Раздел 2.Семья как социальный институт и малая группа | 4 | |
5 | Роль семьи в обществе и место индивида в системе семейных отношений | 1 |
6 | Супружество, родительство, родство, поколение | 1 |
7 | Идеальная модель семьи | 1 |
8 | Происхождение формы и модели семьи | 1 |
Раздел 3. Семейное право в России: ХХI век | 9 | |
9 | Функции современной семьи Семейное право в России: ХХI век | 1 |
10 | Семейные отношения как предмет правового регулирования.Роль семейного права в социальной жизни | 1 |
11 | Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Брачный договор | 1 |
12 | Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах ЗАГСА и установление отцовства в судебном порядке. | 1 |
13 | Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности | 1 |
14 | Лишение и ограничение родительских прав | 1 |
15 | Алименты обязательство супругов, родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов | 1 |
16 | Усыновление(удочерение) детей и его отмена | 1 |
17 | Опека и попечительство над детьми. Приемная семья | 1 |
Раздел 4. Экономические модели семьи в рыночном обществе | 5 | |
18 | Социально-экономическое положение семьи в кризисном обществе | 1 |
19 | Домохозяйство и его роль в воспроизводстве человека | 1 |
20 | Ценность мужчины, женщины и ребёнка в семье. | 1 |
21 | Экономико-демографическое развитие семьи | 1 |
22 | Основные направления государственной семейной политикти. | 1 |
Раздел 5. Проблемы родительства в депопулирующей России | 3 | |
23 | Демографическая ситуация мире и в России. | 1 |
24 | Рождаемость и репродуктивное поведение семьи. Рождение первенца и планирование рождаемости | 1 |
25 | Отношение к детям в современной семье. Ответственное родительство и единственный ребёнок в семье | 1 |
Раздел 6. Воспитательный потенциал современной семьи | 3 | |
26 | Роль отца и матери в социализации детей | 1 |
27 | Типы воспитания | 1 |
28 | Семейные ценности | 1 |
Раздел 7. Внебрачная семья. | 2 | |
29 | Тенденции развития альтернативных форм брачно – семейных отношений | 1 |
30 | Модели внебрачных союзов | 1 |
Тема 8. Семья и религия | 4 | |
31 | Православие о браке и семье | 1 |
33 | Брак в семье с позиции иудаизма | 1 |
33 | Традиции брака и семьи в буддизме | 1 |
34 | Мусульманский брак: традиционное и современное. Модели мусульманской семьи. | |
Итого: | 34ч |
Итого: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...