Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание": нестандартные приемы изучения
презентация к уроку

Сумина Татьяна Викторовна

Методический материал для работы  в 10 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»: нестандартные приёмы изучения Сумина Татьяна Викторовна МКОУ Новотроицкая СОШ

Слайд 2

Урок - устный журнал « Ф.М.Достоевский - писатель не для всех ?» Короткие, ёмкие доступные научные сообщения, которые чередуются диалогом основных ведущих журнала и наглядности (слайдов презентации) фрагментами научных и художественных фильмов. (« Ф.Достоевский . Между адом и раем », 2020 год (эпизод о гражданской казни, о каторге)

Слайд 3

Проблемные вопросы 1.Почему романы Достоевского называют болезненными? Правы те, кто так говорит? 2. Каким образом Достоевский разгадывает загадку русской души? 3.«Почему от квартиры Раскольникова до дома старухи-процентщицы не 730 шагов, отмеренных Достоевским?»

Слайд 4

Защита проектов « За что чуть не расстреляли Достоевского?» « Как обуздать свои страсти»: автор и его герои. «Когда нет ни вида, ни величия…»

Слайд 5

Анкета писателя Имя: Фёдор Отчество: Михайлович Фамилия: Достоевский Дата рождения: 11 ноября 1821 года Место рождения : Москва Внешность: Семья: Образование: Профессия: Литературное течение: Произведения: Основные темы творчества: Проблемы: Интересные факты:

Слайд 6

Проблемы: вера в Бога, христианство и вседозволенность, Христос и истина, смирение и бунт Интересные факты: В 16 лет будущий писатель поступил в Инженерное училище, так как отец считал, что литература никогда не сможет его прокормить. Как показала практика, он очень, очень сильно ошибся. 5 различных лауреатов Нобелевской премии по литературе утверждали, что творчество Достоевского оказало на них большое влияние.

Слайд 7

Портретная галерея

Слайд 8

Прогулка по местам «Преступления и наказания» Нелюбимый город Ф.М.Достоевского ( в жизни автора и на станицах романа)

Слайд 9

Приём : «Предположи кто » «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…» «…комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели »

Слайд 10

Приём : «Ассоциации » Почему в романе мало цвета? Какой цвет повторяется чаще всего? Как вы думаете почему? Какие возникают у вас ассоциации с желтым цветом ? Под какую музыку можно читать отрывки из романа «Преступление и наказание»?

Слайд 11

Составление опорных (сюжетных) таблиц Обыкновенные люди Необыкновенные люди «Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных» «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово» Живут в послушании Преступают закон во имя лучшего Не могу заслуживать к себе сожаления Их жизнь ничего не стоит Могут ради идеи разрешить себе переступить через кровь Не способны изменить своей участи Соломон, Магомет, Наполеон меняли жизнь, разрушая старое

Слайд 12

Сюжетная таблица Кто? Что? Когда? Где? Почему? Раскольников Родион Романович, бывший студент юридического факультета Петербургского факультета Совершил убийство старухи Алёны Ивановны и сестры её Лизаветы Ивановны В один из жарких июльских дней 1859 года В Петербурге, в квартире Алёны Ивановны Решил искоренить зло в лице старухи-процентщицы

Слайд 13

Игра «Кто хочет стать литературоведом?» Вопросы на знание содержания произведения, теоретико-литературных понятий, авторского замысла, художественных приёмов . Вопросы выводятся на экран. Четыре варианта ответа. Есть набор подсказок ( помощь класса, спроси друга, 50/50)

Слайд 14

Прием «Почувствуй себя критиком» «Преступление и наказание» в свете критики Н. Н. Страхов детально разобрал композиционное строение романа, а также образ главного героя и его теорию. Д. И. Писарев – детальный анализ произведения. Е. Л. Марков считал творение автора «одним из самых серьёзных, глубоких и оригинальных » . И. Ф. Анненский отмечал, что здесь "впервые мысль Достоевского расправила крылья« . Н. А. Бердяев видел в писателе психолога, раскрывавшего подпольную психологию. Д. Мережковский задавался вопросом "Спасет ли пролитая кровь ?» В. Г. Короленко уверенно говорил, что " Достоевский сыграл некоторую роль в идейной жизни молодого Короленко ".

Слайд 15

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает все остальное. Ф.М.Достоевский

Слайд 16

Литература и интернет-источники 1.Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. 2.Татарова В.М. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. II полугодие: методическое пособие, М.: Издательство « Владос », 2019 3. https://nsportal.ru/ shkola / literatura / library /2020/12/08/ urok-igra-sud-nad-raskolnikovym 4. https://vatnikstan.ru/ culture /10portraits_dostoevsky/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока.«Нестандартные приемы решения квадратных уравнений».

Урок обобщения и систематизации знаний. «Нестандартные приемы решения квадратных уравнений».   Цель: систематизация и расширение сведений о  способах  решений квадратных урав...

Нестандартные приемы решения алгебраических задач

решение задач нестандарными способами...

Нестандартные приемы обучения на уроках иностранного языка

В работе приведены примеры нестандартных форм обучения: использование считалок, рифмовок, стихотворений, гороскопа при изучении числительных, игровые приемы, коммуникативные и ролевые игры....

Нестандартные приемы и методы решения задач, уравнений, неравенств и систем

Научить детей видеть красоту математики, развивать и формировать интерес к ней — одна из важнейших задач математики. Именно стойкий и познавательный интерес является одним из инструментов, который сти...

Нестандартные приемы решения уравнений и задач.

В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), олимпиадах, конкурсных экзаменах встречаются задачи с параметрами и модулями, задания, решаемые нестандартными методами. Появление таких з...

Нестандартные приемы активизации умственной деятельности на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи ...

Презентация к уроку "Нестандартные приемы решения квадратных уравнений"

Различные примы рашения квалратных уравнений, краткая историческая справка...