Нестандартные приемы и методы решения задач, уравнений, неравенств и систем
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_priemy.doc | 325 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нестандартные приемы и методы решения задач, уравнений, неравенств и систем»
Кириллова Марина Николаевна,
учитель математики и информатики
ОШ І-ІІІ ступеней №23
Симферопольского городского совета.
Научить детей видеть красоту математики, развивать и формировать интерес к ней — одна из важнейших задач математики. Именно стойкий и познавательный интерес является одним из инструментов, который стимулирует учащихся к более глубокому усвоению предмета, развивает их способности. В ходе решения математических задач, в особенности нестандартных, можно сформировать у учащихся элементы творческого мышления.
Применение нестандартных методов требует от учащихся глубокого знания теоретического материала школьного курса математики с тем, чтобы они могли определить, как легче и быстрее ответить на поставленный вопрос.
Метод неопределенных коэффициентов, функциональный метод, основанный на использовании свойств функций (четность, нечетность, периодичность, ограниченность), метод координат, умение свести задачу к конкретной геометрической модели помогут учащимся успешнее справляться с поставленными задачами.
Встречаются задачи, которые с помощью традиционных алгоритмов решить затруднительно, и тогда на помощь приходят те самые нестандартные приемы и методы. Рассмотрим несколько примеров.
- Использование свойств модуля.
Решить уравнение: .
Решение.
, откуда .
Ответ.
- Использование оценки значений выражений.
а) Решить неравенство:
Решение. ; ; ;
.
Тогда .
Значит, получаем уравнение , что возможно, если
Ответ. .
б) При каких значениях параметра а, корень уравнения принадлежит промежутку (1,5; 2) ?
Решение. . Т. к. , то . . Откуда получаем . Т.к. 1,5
Ответ. .
- Использование производной функции, определения касательной к графику функции.
При каком наибольшем отрицательном значении параметра а уравнение имеет единственный корень?
Решение. .
и .
Параллели 1, 2, 3, 4 – прямые вида .
Условию задачи соответствует прямая 3, которая является касательной к графику функции в точке .
Найдем уравнение этой касательной .
. , ; ; , ; значит, , , т.е.
Ответ. -1,625.
- Использование геометрической модели при решении алгебраических задач.
а) Найти наименьшее значение выражения: .
Решение. .
Рассмотрим точки А(1;0), В(0;1), М(х;у) .
Тогда .
АМ+ВМ будет принимать минимальное значение, если М принадлежит отрезку АВ. Т.е. АВ и будет наименьшим значением .
Ответ. .
б) Решить уравнение: .
Решение. Легко убедится, что . Тогда рассмотрим такую модель:
Если D принадлежит АВ , то принимает минимальное значение равное АВ. .
,
,
.
Получаем уравнение . Откуда .
Ответ. .
- Применение теоремы Виета к уравнениям высших степеней.
При каких значениях параметра а равнение имеет три корня, образующих геометрическую прогрессию?
Решение. Пусть - корни данного уравнения, образующие геометрическую прогрессию. Тогда по теореме Виета Из первых двух уравнений , а из третьего уравнения .
Откуда
Ответ. 14.
- Применение понятия монотонности функции и теорем о корне.
а) Решить уравнение: .
Решение. Рассмотрим функцию
.
при любых значениях х. Значит, функция возрастает на множестве R.
- корень уравнения.
На основании теоремы о корне, других корней нет.
Ответ. .
б) Решить систему уравнений
Решение. Перепишем первое уравнение системы в виде
Рассмотрим функцию Тогда уравнение можно записать в виде . Т. к. функция возрастающая, то х=у. Получаем систему
(2; 2) – решение системы.
Ответ. (2; 2).
Уже на этих примерах можно убедиться, что знания нестандартных приемов и методов помогают намного быстрее дать ответ на поставленный вопрос задачи. А значит, и помогут в сдаче ЕГЭ по математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема 6. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА. КВАДРАТНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА ВЫСШИХ СТЕПЕНЕЙ. ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
Темы 10,11. ПОКАЗАТЕЛЬНО-СТЕПЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ.ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
План урока по теме "Решение тригонометрических уравнений, неравенств, систем уравнений".
Подбор разноуровневых тематических заданий для организации самостоятельной работы учащихся 10 классов....
Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем"
Программа состалена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики"....
Развитие приемов и методов решения учащимися 5-6 классов нестандартных текстовых задач.
Общепризнанно, что решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений, навыков; ведущей формой учебной деят...
Урок-лекция по алгебре и началам анализа "Решение тригонометрических уравнений, неравенств и систем уравнений"
В данной лекции подробно указаны все способы решения тригонометрических уравнений, неравенств и систем уравнений....
Конспект урока для 11 класса по теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"
Конспект урока для 11 класса пр теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"...