Программа внеурочной деятельности «Обучение Функциональной грамотности»
рабочая программа
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_funktsionalnaya_gramotnost_5-8_kl.docx | 51.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области
Программа внеурочной деятельности
«Обучение Функциональной грамотности»
Направление | общеинтеллектуальное |
Контингент | обучающиеся 5-8 классы |
Срок реализации | 1 год |
Количество часов | 34 часа |
Автор: Орлова Мария Владимировна,
учитель технологии
с. Борское, 2022г.
Пояснительная записка
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилосьв конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло вобиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широкомсмысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
1 -является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»
2 . Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только дляповышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния.
3 . Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-8 классов как индикатора качества и эффективностиобразования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику вразнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о нихи заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ивозможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в
том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую
позицию при рассмотрении проблем, связанных сестествознанием (естественнонаучная
грамотность)4;
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Планируемые результаты Метапредметные и предметные
Граммотность | |||
Читательская | Математическая | Финансовая | |
5 класс Уровень узнавания и понимания | находит и извлекает информацию из различных текстов | находит и извлекает математическую информацию в различном контексте | находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
6 класс Уровень понимания и применения | применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем | применяет математические знания для решения разного рода проблем | применяет финансовые знания для решения разного рода проблем |
7 класс Уровень анализа и синтеза | анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста | формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации | анализирует информацию в финансовом контексте |
8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания | оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания | интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации | оценивает финансовые проблемы в различном контексте |
Личностные
Грамотность | |||
5-8 классы | оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному | объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 8 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансоваяграмотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуальнопроектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинатьреализациюс
модуля по формированию читательской грамотности. Таким образом:
1 четверть – модуль «читательская грамотность». Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом порядке, например:
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 четверть – модуль «финансовая грамотность». Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решенияпоставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждогомодуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практикимеждународных исследований качества подготовки обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль: «Основы финансовой грамотности»
5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Как появились деньги? Что могут деньги? | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии |
2 | Деньги в разных странах | 1 | Круглый стол, игра. |
3 | Деньги настоящие и ненастоящие | 1 | Игра, экскурсия |
4 | Как разумно делать покупки? | 1 | Игра, круглый стол |
5 | Кто такие мошенники? | 1 | Круглый стол, игра, квест. |
6 | Личные деньги | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
7 | Сколько стоит «своё дело»? | 1 | Проект, игра. |
8 | Проведение рубежной аттестации | 1 | Тестирование. |
Итого | 8 |
6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? | 1 | Игра, круглый стол, дискуссии. |
3 | Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. | 1 | Круглый стол, игра, квест |
4 | Социальные выплаты: пенсии, пособия. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии |
5 | Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
6 | Личные деньги | 1 | Проект, игра. |
7 | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
Итого | 8 |
7 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Что такое налоги и почему мы их должны платить? | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. | 1 | Круглый стол, игра |
3 | Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? | 1 | Игра, круглый стол, дискуссии. |
4 | Виды социальных пособий. Если человек потерял работу | 1 | Круглый стол, игра, квест |
5 | История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии |
6 | Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. | 1 | Проект, игра. |
7 | Проведение рубежной аттестации | 2 | Тестирование. |
Итого | 8 |
8 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии |
2 | Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. | 1 | Круглый стол, игра. |
3 | Бизнес и его формы. Риски предпринимательства | 1 | Викторина, круглый стол, дискуссии. |
4 | Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. | 1 | Круглый стол, игра, квест |
5 | Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
6 | Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. | 1 | Проект, игра |
7 | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
Итого | 9 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы читательской грамотности»
5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки какисточник информации | 1 | Беседа, конкурс. |
2 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
3 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 1 | Беседа,дискуссия в формате свободного времени. |
4 | Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). | 1 | Круглый стол. |
5 | Что такое вопрос. Виды вопросов. | 1 | Квест конкурс. |
6 | Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. | 1 | Квест игра «Что?Где?Когда?» |
7 | Работа со сплошным текстом. | 1 | Ролевая игра. |
8 | Проведение аттестации. | 2 | Тестирование. |
итого | 9 |
6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении | 1 | Беседа, конкурс |
2 | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени | 1 | Круглый стол, ролевая игра |
3 | Сопоставление содержания художественныхтекстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. | 1 | Работа в парах, игра в формате КВН |
4 | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | 1 | Квест, круглый стол |
5 | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | 1 | Круглый стол, дискуссия |
6 | Типы задач на грамотность. Интерпретационные Задачи | 1 | Квест, игра «Что? Где? Когда?». |
7 | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. | 1 | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
8 | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
ИТОГО | 9 |
7 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации | 1 | Беседа, конкурс. |
2 | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественнаяситуация в текстах. | 1 | Работа в парах. |
3 | Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом целидальнейшего использования? | 1 | Беседа, круглый стол, ролевая игра |
4 | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме,толкование, определение) | 1 | Квест, дискуссия, круглый стол |
5 | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа | 1 | Деловая игра. |
6 | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. | 1 | Квест, круглый стол |
7 | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графикии диаграммы. | 1 | Деловая игра. |
8 | Проведение рубежной аттестации | 2 | Тестирование. |
Итого | 9 |
8 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст какисточник информации | 1 | Беседа, конкурс. |
2 | Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах. | 1 | Работа в парах |
3 | Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? | 1 | Беседа, круглый стол. |
4 | Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) | 1 | Квест, дискуссия. |
5 | Поиск ошибок в предложенном тексте. | 1 | Квест, круглый стол |
6 | Типы задач на грамотность. Информационные задачи | 1 | Квест, круглый стол |
7 | Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). | 1 | Деловая игра. |
8 | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
Итого | 9 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы математической грамотности»
5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | Беседа, обсуждение, практикум. |
2 | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | Обсуждение, практикум, брейн-ринг. |
3 | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | 1 | Обсуждение, урокисследование |
4 | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 | Беседа, обсуждение практикум. |
5 | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 | Игра, урок-исследование, брейн-ринг, конструирование. |
6 | Размеры объектов окружающего мира, (отэлементарных частиц до вселенной) длительность процессов окружающего мира. | 1 | Обсуждение, урокпрактикум, моделирование. |
7 | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 | Урок-практикум. |
8 | Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач. | 1 | Урок-практикум. |
9 | Проведение рубежной аттестации | 1 | Тестирование |
Итого | 9 |
6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | 1 | Игра, обсуждение, практикум |
2 | Вычисление величины, применение пропорцийпрямо пропорциональных отношений для решения проблем | 1 | Исследовательская работа, урок-практикум. |
3 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция,движение, работа | 1 | Обсуждение, урокпрактикум, соревнование. |
4 | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). | 1 | Урок-игра, урокисследование. |
5 | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | 1 | Урок-игра, индивидуальная работа в парах |
6 | Графы и их применение в решении задач. | 1 | Обсуждение, урокпрактикум. |
7 | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 1 | Беседа, урокисследование, моделирование. |
8 | Элементы логики, теории вероятности,комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. | 1 | Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра |
9 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование |
Итого | 9 |
7 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений | 1 | Обсуждение, практикум. |
2 | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции | 1 | Исследовательская работа, Урок-практикум. |
3 | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместнуюработу. | 1 | Обсуждение, урок-практикум. |
4 | Геометрические задачи на построения и наизучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задачпрактического содержания | 1 | Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование. |
5 | Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. | 1 | Урок-игра, урокисследование |
6 | Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. | 1 | Урок-исследование. |
7 | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. | 1 | Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра. |
8 | Решение геометрических задач исследовательского характера. | 1 | Проект, исследовательская работа. |
9 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. |
Итого | 9 |
8 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. | 1 | Практикум. |
2 | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул вповседневной жизни | 1 | Беседа. Исследование. |
3 | Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения | 1 | Исследовательская работа, практикум. |
4 | Алгебраические связи между элементами фигур-теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительноерасположение, равенство. | 1 | Проектная работа |
5 | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах | 1 | Обсуждение. Урок практикум. |
6 | Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур | 1 | Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум |
7 | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. | 1 | Урок-исследование |
8 | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования | 1 | Урок-практикум. |
9 | Проведение рубежной аттестации | 1 | Тестирование. |
Итого | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 5-9 классы
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепци...
Рабочая программа внеурочной деятельности) по функциональной грамотности для 8 класса
Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов, т.е. 0,5 часа в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности по функциональной грамотности для 5 класса
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю...
Программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» составлена для учащихся 9 класса
Программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» составлена для учащихся 9 класса, на основе требований федерального государственного образовательного ст...
Рабочая программа внеурочной деятельности. 5а «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Рабочая программа внеурочной деятельности. 5а «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...
Программа внеурочной деятельности учащихся.Функциональная грамотность.
Программа внеурочной деятельности учащихся "Функуциональная грамотность" .Направление "Читательская грамотность" для учащихся 5-9 классов...