Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия: "Слово и его лексическое значение"
план-конспект занятия (5 класс)
Цель занятия: закрепить у учащихся систему понятий (слово, лексическое значение, однозначные и многозначные слова), отрабатывать умение пользоваться словарями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.docx | 44.28 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
подгруппового логопедического занятия по теме:
«Слово и его лексическое значение»
Дата: 20.12.21
Ступень обучения: 5 «Б» класс
Учитель-логопед: Гордиенко Н.И.
Цель занятия: закрепить у учащихся систему понятий (слово, лексическое значение, однозначные и многозначные слова), отрабатывать умение пользоваться словарями.
Задачи:
Образовательные:
1. Знать понятия-термины: «Лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова»
2. Знать, какие слова называются многозначными;
4. Уметь определять лексическое значение слова;
5. Знать определения синонимов, антонимов, омонимов, уметь находить их в тексте.
Развивающие:
1. Развивать навыки определения лексического значения слова;
2. Развивать навыки устной и письменной речи при изучении лексического значения слова;
2. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
3. Развивать связную речь учащихся.
Воспитательные:
1. Показать красоту и богатство родного языка при помощи многообразия синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов в русском языке.
Образовательные технологий:
- здоровьесберегающие (физ.минутка, зарядка для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, смена видов деятельности, упражнения на внимание);
- личностно – ориентированная (индивидуальные самостоятельные задания в ходе работы);
- проблемное обучение (частично – поисковое).
Оборудование занятия:
1. С.И. Ожегов «Словарь русского языка». Под редакцией Н.Ю. Шведовой.- М.,1985.
2. Обучающая презентация Power Point «Наука ЛЕКСИКА. Слово и его лексическое значение».
3. Учебно-методическое пособие А.В. Китикова «Коррекция дизорфографии у младших школьников».
4. Н.И. Айзацкая Найди ошибку. Языковые игры. М., 2007.
5. О.В. Елецкая, Е.А. Логинова Д.А. Щукина «Научно-теоретические основы логопедической работы по коррекции дизорфографии у пятиклассников. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015.
Ход логопедического занятия:
- Организационный момент.
Формирование готовности к занятию и изучению темы:
- Здравствуйте, ребята! Запишите, пожалуйста, в тетради дату нашего занятия сегодня.
- Молодцы.
- Все мы знаем, что для того чтоб красиво и понятно говорить необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.
Подготовка мышц лица. Артикуляционная гимнастика.
- Сейчас мы подготовимся к речевой работе и выполним следующие артикуляционные упражнения:
- «шарик лопнул» — надуваем щеки, держим на счет до 10, выпускаем воздух из щек
- «сытый и голодный хомяк» — чередование надутых и втянутых щек;
- «щеки догоняют друг друга» — надуваем их по очереди
- орешки (футбол) — языком катаем по одной щеке изнутри, затем по другой, можно положить за щеку ириску или леденец и пусть малыш его перекатывает.
Анализаторская готовность: Подготовка речевого и слухового аппаратов.
Скороговорка: «От топота копыт пыль по полю летит».
- Ребята, прочитайте скороговорку про себя, шепотом, а потом расскажите друг другу. (Работа в парах).
Интеллектуальная готовность (Индивидуальная работа. Дидактические карточки).
- Подберите пословице, расположенной слева, такую пословицу из правой части, которая была бы ей близка по смыслу, обоснуйте свой выбор:
1. За всё берёшься - ничего не добьёшься. | 3. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. |
2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. | 4. Кончил дело - гуляй смело. |
II. Актуализация знаний.
- На прошлом занятии мы с вами работали со словарями. Узнали, для чего они нужны? Какие они бывают и как ими пользоваться. Давайте вспомним.
- Для чего нужны словари?
- Какие они бывают? (Ответы учеников)
III. Работа по теме занятия.
Сообщение темы и цели занятия.
- Да, каждый из нас пользуется большим количеством слов, но мы часто не задумываемся, что же такое - слово. Об этом мы поговорим на нашем сегодняшнем занятии. Его тема: «Слово и его значение». Мы совершим путешествие в мир слов и узнаем, чем он интересен и какие богатства таит в себе. Давайте подумаем и постараемся ответить на вопрос: «Что же такое слово?»
- Ответы детей.
- Действительно, слова состоят из звуков, но чтобы набор звуков назвать словом, он должен иметь ряд признаков.
Создание проблемной ситуации.
Задание1:
- Внимательно посмотрите на слайд. Перед вами слова: Радуга, лызя, читать, дадакать, чистый, захластый.
- Прочитайте их. Какие вам непонятны?
Почему нельзя назвать словами: лызя, дадакать, захластый?
- Ответы учащихся.
- Да, это непонятные наборы звуков, не имеющие значения. Какой вывод можно сделать из нашего наблюдения? Слово – это набор звуков, имеющий значение.
Изучение нового материала.
Задание 2:
- Запомните! Наука, изучающая словарный состав языка называется – ЛЕКСИКОЙ (Повторим вместе)
- Прочитайте отрывок из рассказа Г.Остера «Зарядка для хвоста» и найдите непонятные, необычные слова.
- Про что же мне думать? – вздохнул удав.
- Думай… Думай про кукаляку! – сказала мартышка.
- Как же я буду про неё думать,- сказал удав,- если я даже не знаю, что такое кукаляка.
- Кукаляка – это такой ящичек, в котором лежит мумука,- объяснила мартышка.
- А мумука – это что?
- Мумука – это такая коробочка, в которой лежит бисяка!
-А что такое бисяка?
- Бисяка – это такой пакетик, в котором лежит хрюря! Пампукская!
- Никаких пампукских хрюрь я никогда не видел! – закричал удав.
- Мало ли чего ты не видел! – сказала мартышка.- ты не видел, а он есть.
Работа над анализом отрывка.
- Почему удав не понял мартышку?
-Какие необычные слова вы нашли?
- Можно ли наборы звуков: кукаляка, мумука, бисяка, хрюря памукская назвать словами? Обоснуйте свой ответ.
- Какой же мы сделаем вывод?
- Слово - это набор звуков, имеющий значение и понятный для других.
- Молодцы! Всё верно.
- А теперь немного отдохнём. Физминутку проведём!
«Мышцы дружно разомнём!
Спину выгнем. Наклонимся.
И присядем – распрямимся.
Рядом с партой пошагаем
И подпрыгнем раза три»
(Дети выполняют упражнения).
IV. Продолжение работы над темой занятия
Индивидуальная работа в тетради по карточкам:
Задание 3:
а) Определите слово, зная его значение:
третий месяц года – ___________;
шестой день недели – ____________;
башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов – _______
цвет апельсина – ____________;
плавучая гора, отколовшаяся от ледника – ____________;
дорожка, по обеим сторонам которой посажены деревья - ____________.
б) воспользуйтесь толковым словарём и самостоятельно выясните значение слов: «ящик», «зарядка».
Учащиеся выписывают из словаря значения слов, потом меняются тетрадями проверяют.
- Вы убедились, что у каждого слова есть свое значение, которое называется лексическим.
-А сколько значений у слова ящик? ( Одно)
- У слова зарядка? (Два)
- Расскажите.
- Зарядка,-и,ж.р 1.Зарядить чем-нибудь.
2.Совокупность гимнастических упражнений,
выполняемых с гигиеническими целями.
- Какой сделаем вывод? (Слова могут иметь как одно, так и несколько значений)
- Совершенно правильно, слова по своему лексическому значению делятся на однозначные и многозначные.
в) Прочитайте текст на слайдах. Найдите многозначные слова. К какой
части речи они относятся?
- Вот шофёр какой чудак: «Острые вещи»
Он поесть не мог никак. «Гриша, не бери этот нож. Он очень острый».
Потому что спозаранку Когда сели обедать, мама положила сыну котлету.
Он крутил-вертел баранку. «Я горчицу хочу», – сказал Гриша.
А зачем крутил-вертел? – «Нельзя тебе горчицы, она острая», – ответила мама.
Лучше взял бы да и съел! Засмеялся Гриша:
(А. Шибаев) «Разве горчица – острая? Она – горькая!»
- Выполняем проверку и делаем выводы («Баранка» – многозначное слово, имя существительное, «острый» («острая») - многозначное слово, имя прилагательное. Многозначные слова могут относиться к разным частям речи).
V. Подведение итогов занятия. Закрепление:
Построение графической схемы и полученных выводов в тетради.
- Продолжи фразу и запиши её в тетрадь:
1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется – лексикой.
2. Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются - однозначными.
3. Слова, которые имеют не одно, а несколько значений, называют многозначными.
4. Многозначными могут быть - существительными, прилагательными и глаголами (разными частями речи).
5. Является слово однозначным или многозначным, помогает определить толковый словарь.
VI. Рефлексия
- Итак, что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Что было особенно интересно?
- Спасибо за работу на занятии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...
Методическая разработка Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»
Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов....
Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Перелетные птицы» для детей с ОНР 3 уровня
Тема «Путешествие по Стране Говорилии с мудрой Совой»Обобщение и систематизация представлений о птицах и типичных весенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация с...
Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «День защитника Отечества».
Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «День защитника Отечества»....
Методическая разработка конспекта учебного занятия Биология - наука о живой природе. Значение биологии.
Предмет: БиологияКласс: 5Тема урока: “Биология - наука о живой природе. Значение биологии”.Тип урока: Изучение нового материалаЦель урока: Сформировать у обучающихся представление о биолог...
Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизации звука [р] на материале лексической темы «Собаки»
В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, люб...