Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия: "Слово и его лексическое значение"
план-конспект занятия (5 класс)

Гордиенко Наталья Игоревна

Цель занятия: закрепить у учащихся систему понятий (слово, лексическое значение, однозначные и многозначные слова), отрабатывать умение пользоваться словарями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.docx44.28 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

подгруппового логопедического занятия  по теме:

«Слово и его лексическое значение»

Дата: 20.12.21

Ступень обучения: 5 «Б» класс

Учитель-логопед: Гордиенко Н.И.

Цель занятия: закрепить у учащихся систему понятий (слово, лексическое значение, однозначные и многозначные слова), отрабатывать умение пользоваться словарями.

Задачи:

Образовательные:

1. Знать понятия-термины:  «Лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова»

2. Знать, какие слова называются многозначными;

4. Уметь определять лексическое значение слова;

5. Знать определения синонимов, антонимов, омонимов, уметь находить их в тексте.

Развивающие:

1. Развивать навыки определения лексического значения слова;

2. Развивать навыки устной и письменной речи при изучении лексического значения слова;

2. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

3. Развивать связную речь учащихся.

Воспитательные:

1. Показать красоту и богатство родного языка при помощи многообразия синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов в русском языке.

Образовательные технологий:

 - здоровьесберегающие (физ.минутка, зарядка для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, смена видов деятельности, упражнения на внимание);

- личностно – ориентированная (индивидуальные самостоятельные задания в ходе работы);

-  проблемное обучение (частично – поисковое).

Оборудование занятия:

1. С.И. Ожегов «Словарь русского языка».  Под редакцией Н.Ю. Шведовой.- М.,1985.

2. Обучающая презентация Power Point «Наука ЛЕКСИКА. Слово и его лексическое значение».

3. Учебно-методическое пособие А.В. Китикова «Коррекция дизорфографии у младших школьников».

4. Н.И. Айзацкая Найди ошибку. Языковые игры. М., 2007.

5. О.В. Елецкая, Е.А. Логинова Д.А. Щукина «Научно-теоретические основы логопедической работы по коррекции дизорфографии у пятиклассников. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015.

Ход логопедического занятия:

  1. Организационный момент.

                Формирование готовности к занятию и изучению темы:

- Здравствуйте, ребята! Запишите, пожалуйста,  в тетради дату нашего занятия сегодня.

- Молодцы.

- Все мы знаем, что для того чтоб красиво и понятно говорить необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.

Подготовка мышц лица. Артикуляционная гимнастика.

- Сейчас мы подготовимся к речевой работе и выполним следующие артикуляционные упражнения:

- «шарик лопнул» — надуваем щеки, держим на счет до 10, выпускаем воздух из щек

-  «сытый и голодный хомяк» — чередование надутых и втянутых щек;

- «щеки догоняют друг друга» — надуваем их по очереди

- орешки (футбол) — языком катаем по одной щеке изнутри, затем по другой, можно положить за щеку ириску или леденец и пусть малыш его перекатывает.

Анализаторская готовность:  Подготовка речевого и слухового аппаратов.

Скороговорка: «От топота копыт пыль по полю летит».

- Ребята, прочитайте скороговорку про себя, шепотом, а потом расскажите друг другу. (Работа в парах).

Интеллектуальная готовность (Индивидуальная работа. Дидактические карточки).

- Подберите пословице, расположенной слева, такую пословицу из правой части, которая была бы ей близка по смыслу, обоснуйте свой выбор:    

1. За всё берёшься - ничего не добьёшься.

3. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

4. Кончил дело - гуляй смело.

II. Актуализация знаний.

- На прошлом занятии мы с вами работали  со словарями. Узнали, для чего они нужны? Какие они бывают и как ими пользоваться. Давайте вспомним.

- Для чего нужны словари?

- Какие они бывают? (Ответы учеников)

III. Работа по теме занятия.

Сообщение темы и цели занятия.

- Да, каждый из нас пользуется большим количеством слов, но мы часто не задумываемся, что же такое - слово. Об этом мы поговорим на нашем сегодняшнем занятии. Его тема: «Слово и его значение». Мы совершим путешествие в мир слов и узнаем, чем он интересен и какие богатства таит в себе. Давайте подумаем и постараемся ответить на вопрос: «Что же такое слово?»

- Ответы детей.

- Действительно, слова состоят из звуков, но чтобы набор звуков назвать словом, он должен иметь ряд признаков.

Создание проблемной ситуации.

Задание1:

- Внимательно посмотрите на слайд. Перед вами слова: Радуга, лызя, читать, дадакать, чистый, захластый.

- Прочитайте их. Какие вам непонятны?

Почему нельзя назвать словами: лызя, дадакать, захластый?

- Ответы учащихся.

- Да, это непонятные наборы звуков, не имеющие значения. Какой вывод можно сделать из нашего наблюдения?  Слово – это набор звуков, имеющий значение.

Изучение нового материала.

Задание 2:

 - Запомните! Наука, изучающая словарный состав языка называется – ЛЕКСИКОЙ (Повторим вместе)

- Прочитайте отрывок из рассказа Г.Остера «Зарядка для хвоста» и найдите непонятные, необычные слова.               

                                         

- Про что же мне думать? – вздохнул удав.

- Думай… Думай про кукаляку! – сказала мартышка.

- Как же я буду про неё думать,- сказал удав,- если я даже не знаю, что такое кукаляка.

- Кукаляка – это такой ящичек, в котором лежит мумука,- объяснила мартышка.

- А мумука – это что?

- Мумука – это такая коробочка, в которой лежит бисяка!

-А что такое бисяка?

- Бисяка – это такой пакетик, в котором лежит хрюря! Пампукская!

- Никаких пампукских хрюрь я никогда не видел! – закричал удав.

- Мало ли чего ты не видел! – сказала мартышка.- ты не видел, а он есть.                                                                           

                                                                   

 Работа над анализом отрывка.

- Почему удав не понял мартышку?

-Какие необычные слова вы нашли?

- Можно ли наборы звуков: кукаляка, мумука, бисяка, хрюря памукская назвать словами? Обоснуйте свой ответ.

- Какой же мы сделаем вывод?

- Слово - это набор звуков, имеющий значение и понятный для других.

- Молодцы! Всё верно.

- А теперь немного отдохнём. Физминутку проведём!

 «Мышцы дружно разомнём!

Спину выгнем. Наклонимся.

И присядем – распрямимся.

Рядом с партой пошагаем

И подпрыгнем раза три»

(Дети выполняют упражнения).

IV. Продолжение работы над темой занятия

Индивидуальная работа в тетради по карточкам:

Задание 3:

а) Определите слово, зная его  значение:
третий месяц года – ___________;
шестой день недели – ____________;
башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов – _______
цвет апельсина – ____________;
плавучая гора, отколовшаяся от ледника – ____________;
дорожка, по обеим сторонам которой посажены деревья - ____________.

б) воспользуйтесь толковым словарём и самостоятельно выясните значение слов: «ящик», «зарядка».

Учащиеся выписывают из словаря значения слов, потом меняются тетрадями проверяют.

- Вы убедились, что у каждого слова есть свое значение, которое называется лексическим.

-А сколько значений у слова ящик? ( Одно)

- У слова зарядка? (Два)

- Расскажите.

- Зарядка,-и,ж.р 1.Зарядить чем-нибудь.

                             2.Совокупность гимнастических упражнений,

                                 выполняемых с гигиеническими целями.

- Какой сделаем вывод? (Слова могут иметь как одно, так и несколько значений)

- Совершенно правильно, слова по своему лексическому значению делятся на однозначные и многозначные.


в) Прочитайте текст на слайдах. Найдите многозначные слова. К какой
части речи они относятся?

  1. Вот шофёр какой чудак:                                                          «Острые вещи»
    Он поесть не мог никак.                               «Гриша, не бери этот нож. Он очень острый».
    Потому что спозаранку                             Когда сели обедать, мама положила сыну котлету.

    Он крутил-вертел баранку.                                    «Я горчицу хочу», – сказал Гриша.
    А зачем крутил-вертел? –                    «Нельзя тебе горчицы, она острая», – ответила мама.

    Лучше взял бы да и съел!                                                    Засмеялся Гриша:

                       (А. Шибаев)                                  «Разве горчица – острая? Она – горькая!»

 - Выполняем проверку и делаем выводы («Баранка» –  многозначное слово, имя существительное, «острый» («острая»)  - многозначное слово, имя прилагательное. Многозначные слова могут относиться к разным частям речи).

                                               

V. Подведение итогов занятия. Закрепление:

Построение графической схемы и полученных выводов в тетради.

 

- Продолжи фразу и запиши её в тетрадь:

 1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется – лексикой.

2. Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются - однозначными.
3. Слова, которые имеют не одно, а несколько значений, называют многозначными.

4. Многозначными могут быть - существительными, прилагательными и глаголами (разными частями речи).

5.  Является слово однозначным или многозначным, помогает определить толковый словарь.

VI. Рефлексия

- Итак, что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Что было особенно интересно?

 - Спасибо за работу на занятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”.  Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...

Методическая разработка Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»

Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов....

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Перелетные птицы» для детей с ОНР 3 уровня

Тема «Путешествие  по Стране Говорилии с мудрой Совой»Обобщение и систематизация представлений о птицах и типичных весенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация с...

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «День защитника Отечества».

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «День защитника Отечества»....

Методическая разработка конспекта учебного занятия Биология - наука о живой природе. Значение биологии.

Предмет: БиологияКласс: 5Тема урока: “Биология - наука о живой природе. Значение биологии”.Тип урока: Изучение нового материалаЦель урока: Сформировать у обучающихся представление о биолог...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизации звука [р] на материале лексической темы «Собаки»

В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, люб...