Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Перелетные птицы» для детей с ОНР 3 уровня
план-конспект
Тема «Путешествие по Стране Говорилии с мудрой Совой»
Обобщение и систематизация представлений о птицах и типичных весенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна. Перелетные птицы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_ptitsy_14.05.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Перелетные птицы» для детей с ОНР 3 уровня
Тема «Путешествие по Стране Говорилии с мудрой Совой»
Программные задачи:
Образовательные задачи. Обобщение и систематизация представлений о птицах и типичных весенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна. Перелетные птицы» Совершенствование навыков словообразования, словоизменения. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по заданной схеме). Закрепление навыка дифференциации звонких и глухих согласных в словах. Совершенствование и программирование речевой деятельности по заданной схеме. Стимулирование доказательной речи (речь-рассуждение). Развитие умений фантазирования и образного представления.
Развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических представлений, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики. Закрепление способов оречевления, общения в условиях коллективного взаимодействия.
Воспитательные задачи. Воспитание эмоционального отклика о помощи персонажам, попавшим в беду; воспитание инициативности, самостоятельности, творческой активности.
Оборудование. Музыкальный центр, CD с записью голосов птиц, 2 мольберта, контуры березы и дуба, птичьи перья, репродукция карты путешествия на видео–ретрансляторе, репродукции карты, 6 конвертов, предметные и сюжетные картинки, мнемотаблица, схемы для «Игротеки», шапочка совы, контейнер с шариками Су-Джок на каждого ребенка, контейнеры с цветными карандашами.
Предварительная работа.
Наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе, рассматривание сюжетных картин о прилете, повадках, жизни птиц- грачей, скворцов, аистов, ласточек по видео. Прослушивание голосов птиц. Беседа по серии картин Т. Ильяковой «Скворцы прилетели». Разучивание и проигрывание подвижной игры «Гуси возвращаются», пальчиковых и массажных игр.
Форма организации детей: квест-игра
Ход ситуации.
- Организационный момент-
Создание игровой обучающей ситуации. (далее ИОС)
Логопед приглашает детей пройти в групповое помещение к мольберту, тихо звучит аудиозапись с голосами птиц. (логопед декламирует стихотворение «Весна» К. Кубилинскас)
Л: Ребята, кто это поет? Каких птиц позвала весна? (на мольберте изображения птиц) Почему так весело щебечут птицы? (ответы детей) Да, наступила весна, уже май на дворе, многие птицы вернулись в свои родные жилища.
(Показывает перышки и конверт. В конверте письмо).
Л: Посмотрите, дети, что я сегодня нашла утром под своим окном.
(Логопед пытается прочитать письмо).
Л: Ничего непонятно. Какие-то знаки, закорючки. Чей это язык? Чье это письмо? (ответы детей – «птичье письмо», «птичий язык»). Это письмо может прочитать только мудрая сова. Обратимся к ней за помощью.
Логопед надевает шапочку совы и читает письмо:
«Я маленькая птичка. Летела со своей стаей в родные края. Но во время бури отстала, сбилась с пути. Спасите меня! Путь покажет мое перо».
Сова: Ребята, вам нужно отправиться в далекую Страну Говорилию по этой карте, вспомнить и рассказать все, что вы знаете о птицах (демонстрируется схема) Готовы? На карте проложен маршрут. Будем спасать птичку, выполняя задания по этапам. За каждое правильно выполненное задание, я буду давать вам часть фотографии птицы. Направление вам покажет птичье перо»
- Подготовка к путешествию.
Сова предлагает детям превратиться в Говорунов, приготовиться к путешествию.
- Заклинание «1-2-3 повернись и в Говорунов превратись» (Дети повторяют правила красивой речи)
- Заклинание «1-2-3-4-5- будем пальцы разминать.
Массаж ладоней с шариками Су-Джок:
Птичка веток набрала
(2 раза).
Крепко гнездышко свила
И снесла яичко
Умница-птичка.
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай.
Очень крепкое оно.
Так у птиц заведено.
- Путешествие по Стране Говорилии.
1 этап – 1-й фрагмент карты «Океан слов» (изучение детьми фрагмента карты, обсуждение)
Сова приглашает Говорунов занять свои места на воображаемом «корабле».
Посадка в игре «Перышко передавай и слова ласково называй» (дети передают перо и называют правильные формы слов) (употребление слов-названий птиц с уменьшительно-ласкательными суффиксам: сова-совушка, соловей-соловушка, скворец-скворушка и т.д.). (Дети сидят на воображаемом корабле)
Сова: « Я слова найду везде,
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке….
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово»
Игра «Копилка слов»
Сова: Что делают птицы весной? (актуализация глагольного словаря: щебечут, поют, суетятся, копошатся, строят гнезда, высиживают птенцов, кормят птенцов, ищут червяков, ловят мошек ит.д.) –дети накапливают карточки-слова-действия в копилку.
Сова: Много слов вы накопили (Выдается фрагмент изображения спасаемой птицы.)
2 этап - 2 фрагмент карты «Море загадок» (изучение детьми фрагмента карты, обсуждение)
Дети: Мы за перышком идем-птицу скоро мы спасем.
Сова: Наш маршрут пролегает по «Морю загадок». Вот для каждого конверт – собери картинку, угадай птичку. Проводится игра «Загадай загадку - найди отгадку». Дети парами загадывают друг другу загадки.
(Сова хвалит детей за знание загадок, за умение их разгадывать и узнавать птиц, дает 2-й фрагмент изображения птицы.)
3 этап- 3-й фрагмент карты «Низина слухачей» (изучение детьми фрагмента карты, обсуждение)
Сова: Идем за перышком. Дети говорят: «Мы за перышком идем-птицу скоро мы спасем».
Сова: Вот и «Низина слухачей». Поиграем в игру «Нелепицы» (развитие слухового внимания, работа со смыслом предложения). Задание в игре –определить нелепицу и правильно проговорить предложение.
Птенцы высиживают яйца. Тело птицы покрыто щерстью. Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Дети сделали для аистов скворечники. Птенцы строят гнезда. Скворцы живут в будке. Грачи первыми прилетают в мае.
Сова: Внимательные у вас ушки, Говорунчики. Порадовали вы меня. Вот вам третий фрагмент птицы. Мы приближаемся к цели.
4 этап – 4-й фрагмент карты «Город Звукоград» (изучение детьми фрагмента карты, обсуждение)
Сова: Итак, Говорунчики, мы попали в город Звукоград. Но почему в этом городе тихо, пасмурно, холодно, птицы не поют. Нам с вами нужно разбудить весну в этом городе.
Дидактическая игра «Логопедические ромашки» (дифференциация согласных Г –К в словах.)
Сова: Предлагаю разбудить весну и вспомнить о птицах стихи, считалки, потешки. (дети декламируют стихи). Сова поощряет детей 4-м фрагментом изображения птицы.
Дети складывают фрагменты- получилось изображение ласточки.
Сова: Молодцы Говорунчики. Вы помогли вернуться ласточке в родной край, разбудили весну в городе Звукограде.
Сова: Проведем самомассаж, повторяйте за мной.
«Личико солнце согрело.
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись»
Сова рекламирует стихотворение А.Н. Плещеева «Ласточка» (Звучит аудиозапись голосов птиц)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
(Сова дарит Говорунчикам солнышки)
- Выход из игры. Итоги.
Логопед: Говорунчики, мы совершили с вами очередное путешествие, сделали доброе дело-спасли ласточку. Как мы это сделали? Что нам помогло? (ответы детей: «Мы дружно играли», «Выполняли задания мудрой совы», «Вспоминали и говорили о птицах» и т.п.).
Логопед: Нас не подвела память, нам пригодились знания и речевые умения. Впереди у нас будет еще много речевых подвигов, необычных увлекательных путешествий. Пора возвращаться в детский сад. Заклинание «1-2-3 – повернись и в группе очутись» Мы снова девочки и мальчики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей первого класса с ОНР III уровня речевого развития на тему "Домашние животные"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей первого класса с ОНР III уровня речевого развития. Лексическая тема: «Домашние животные»...
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...
Конспект подгруппового логопедического занятия для старшей группы детского сада для детей с ОНР
Лексическая тема: « Домашние животные»...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей старшей группы с ОНР 3 уровня по лексической теме «Дикие животные».
Занятие по лексической теме "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...
Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «День защитника Отечества».
Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «День защитника Отечества»....
Конспект открытого логопедического занятия на лексическую тему: «Тело человека» в средней логопедической группе
Логопедическое занятие на лексическую тему: «Тело человека» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Тело человека».Коррекционно-развива...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме "Домашние животные"
Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры....