Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «День защитника Отечества».
план-конспект

Глевацкая Серафима Кирилловна

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «День защитника Отечества».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgruppovogo_logopedicheskogo_zanyati1.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия:

смешанная средне-старшая подгруппа

Дата проведения занятия: 22.02.2019

Тема: «День защитника Отечества».

Цель: активизация и расширение словаря по теме «День защитника Отечества».

Задачи:

Коррекционно – развивающие

1. развивать связную речь;

2. развивать конструктивный праксис;

3. развивать общую моторику;

4. развивать ориентировку в пространстве;

5. развивать грамматический строй речи.

Образовательные

1. активизировать и расширять словарь по теме «День защитника Отечества».

Воспитательные

1. формировать навыки взаимодействия;

2. формировать навыки доброжелательности;

3. закреплять навык работы по инструкции.

Оборудование: магнитная доска, магниты, предметные картинки, мяч, разрезные картинки, кружки из синего и зелёного картона, картинки колокольчиков (зачёркнутые и незачёркнутые).


Ход занятия

Этап занятия и его задача

/деятельность логопеда

Ответы детей

Примечание

Время

I

Организационный момент

2 мин

Задача: переключение на учебную (коррекционную) деятельность, активизация внимания, настройка на занятие.

- Здравствуйте, ребята! Подходите к доске. 

- Ребята, что такое праздник?

- Праздник – это радостное событие, которое празднуют люди.

- А какой завтра праздник?

- Что такое Отечество?

- Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили наши отцы, деды и прадеды. Отечество — это родная страна, где родились мы с вами, наши мамы и папы, бабушки и дедушки.

- А кто такие защитники Отечества?

- Да! Защитники Отечества – это военные, которые защищают нашу страну.

- Ребята, к нам пришел Гена. Он мало знает о военных и об армии. Давайте расскажем ему.  

Ульяна: «Это когда дарят подарки и собираются за столом».

Дети: «День защитника Отечества».

Давид: «Это будущие мужчины».

Дети: «Это военные. Это дети, будущие мужчины. Если бы ни военные, ничего бы не было!».

Оборудование: картинка мальчика.

II

Основная часть

1

«Составьте предложения»

5 мин

Задача: активизировать словарь по теме: «День защитника Отечества», развивать конструктивный праксис, связную речь (употребление существительных в Т. п.).

- Возьмите стулья и сядьте за стол. Вам нужно собрать картинки.

- Теперь каждый скажет, что у него получилось, и кто управляет этим. Например: «Это пулемёт. Пулемётом управляет пулемётчик».

- Саша, что у тебя получилось?

- Посмотри внимательно. Что на верху?

- то пропеллер. Значит это что?

- то вертолёт. Кто управляет вертолётом?

- Лётчик. Давай целиком скажи предложение.

- Алёна.

- Ульяна.

- Водитель управляет чем?

- Давид.

- Лиза.

- Тимоша.

- Как все это можно назвать, одним словом?

- Да! Ещё можно сказать военный транспорт.

Алёна: «Я собрала!».

Саша: «Самолёт».

Саша: «Лётчик управляет вертолётом».

Алёна: «Моряк управляет кораблём».

Ульяна: «Водитель водит грузовик».

Ульяна: «Грузовиком».

Давид: «Водитель управляет машиной».

Лиза: «Лётчик управляет самолётом».

Тимофей: «Танкист управляет танком».

Алёна: «Военная техника».

Оборудование: разрезные картинки.

2

Упражнение на определение первого звука в слове

5 мин

Задача: активизировать словарь по теме: «День защитника Отечества», развивать фонематический анализ.

- Возьмите стулья и садитесь перед доской.

- Сашенька, иди к нам!

- Сейчас каждый возьмёт картинку, назовёт первый звук в слове и скажет, какой он. Например: «В слове пулемёт первый звук [п]. Он твёрдый, обозначается синим цветом. Звук [п] глухой, обозначается зачёркнутым колокольчиком».

- Алёна, что у тебя?

- Тимоша.

- Давайте проверим, горлышко дрожит или нет: [к], [к], [к].

- Ульяна.

- Лиза.

- Давид.

- А чем управляет танкист?

- Саша.

Алёна: «Машина. Первый звук [м]. Он твёрдый. [м], [м], [м] – звонкий».

Тимофей: «Корабль. Первый звук [к]. Твёрдый, звонкий.

Денис: «Нет. Глухой».

Ульяна: «Самолёт. Первый звук [с]. Твёрдый, глухой».

Лиза: «Вертолёт. [в’] – мягкий, звонкий.

Давид: «Танкист».

Давид: «Танком. [т] – твёрдый, синий, глухой».

Саша: «Грузовик. [г] – твёрдый, синий, звонкий».

Оборудование: магнитная доска, магниты, предметные картинки (военная грузовик, военный водитель, танк, танкист, пулемёт, пулемётчик, корабль, моряк, ракета, ракетчик, парашют, парашютист), кружки из синего и зелёного картона, картинки колокольчиков (зачёркнутые и незачёркнутые).

3

Физкультурная минутка

2 мин

Задача: развивать ориентировку в пространстве, общую моторику.

- Давайте представим, что мы солдаты. Отодвиньте стулья. Встаньте ровно. Я буду давать команды, а вы их выполняйте. Если я скажу: «Налево!», то вы повернётесь в левую сторону. Давайте потренируемся: «Налево!». Если скажу: «Направо!», то поворачивайтесь в правую сторону. Давайте попробуем: «Направо!». Если я скажу: «Кругом!», то вы должны отвернуться от меня через правое плечо. Пробуем: «Кругом!». Если я дам команду: «Шагом марш!», то вы шагаете на месте с левой ноги. Давайте: «Шагом марш! Левой, левой, раз, два, три, левой, левой, раз, два, три!». Когда скажу: «На месте стой!», вы должны остановиться. Готовы?

- Направо!

- Шагом марш! Левой, левой, раз, два, три, левой, левой, раз, два, три!

- На месте стой, раз, два!

- Налево!

- Кругом!

- Направо!

- Шагом марш! Левой, левой, раз, два, три, левой, левой, раз, два, три!

- На месте стой, раз, два!

- Направо!

- Молодцы!

4

Упражнение на составление предложений с предлогами

5 мин

Задача: развивать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции.

- Сейчас я раздам картинки, и вам нужно будет составить по ним предложения. Например: «Моряк стоит на корабле».

- Пока подумай.

- Тимоша.

- Где?

- Перед танком. Скажи целиком.

- Лиза, что у тебя?

- Где он едет?

- Это поле.

- Правильно будет сказать: «Танк едет по полю».

- Ульяна, что у тебя?

- Где они стоят?

- Правильно будет сказать: «Военные стоят между грузовиками».

- Давид, что у тебя?

- Где они идут?

- Правильно будет сказать: «Военные переходят через реку».

- Алёна, поняла, что у тебя?

- Кто это?

- А это что?

- Где сидит солдат?

- Солдат сидит около костра. Повтори.

- Саша.

- Кто у тебя?

- Кто управляет вертолётом?

- Это лётчик.

- Где он стоит?

- А по отношению к вертолёту?

Алёна: «Я не знаю, что у меня».

Тимофей: «Танкист стоит».

Тимофей: «Перёд за танком».

Тимофей: «Танкист стоит перед танком».

Лиза: «Танк».

Лиза: «Он едет на поле».

Ульяна: «Военные».

Ульяна: «Военные стоят по середине».

Давид: «Военные».

Давид: «По речке».

Алёна: «Нет».

Алёна: «Солдат».

Алёна: «Костёр».

Алёна: «Солдат сидит около костра».

Саша: «На взлётной полосе».

Саша: «С боку от вертолёта».

Оборудование: картинки.

5

Игра «Один-много»

2 мин

Задача: развивать умение изменять существительные и прилагательные по числам, согласовывая их в роде.

- Сейчас я буду кидать мяч и говорить про один предмет или про одного человека, а вы мне будете возвращать мяч и называть несколько предметов или людей. Например, я вам кидаю мяч и говорю: «Умный генерал», а вы мне возвращаете мяч и говорите: «Умные генералы». Давайте встанем.

- Сильный солдат –

- Мудрый генерал –

- Боевой снаряд –

- Смелый солдат –

- Большой танк –

- Послушай внимательно. Сильный солдат – сильные солдаты. Большой танк –

- Храбрый капитан –

- Взлётная полоса –

- Полосы. Повтори целиком.

- Тяжёлый танк –

- Государственная граница –

- Отважный летчик —

- Опасный путь –

- Меткий выстрел –

Саша: «Я не хочу стоять».

Тимофей: «Сильные солдаты».

Лиза: «Мудрые генералы».

Ульяна: «Боевые снаряды».

Алёна: «Смелые солдаты».

Саша: «Много танков».

Саша: «Большие танки».

Давид: «Храбрые капитаны».

Тимофей: «Взлётные».

Тимофей: «Взлётные полосы».

Лиза: «Тяжёлые танки».

Ульяна: «Государственные границы».

Давид: «Отважные летчики».

Лиза: «Опасные пути».

Саша: «Меткие выстрелы».

Оборудование: мяч.

III

Подведение итогов занятия

1 мин

Задача: получение обратной связи.

- Ребята, Гена говорит большое спасибо за то, что вы помогли ему узнать о военном транспорте и о военных.

- Сейчас постройтесь друг за другом. Все по очереди назовут военный транспорт, который запомнили.

Давид: «Танк».

Алёна: «Самолёт».

Саша: «Машина».

Ульяна: «Вертолёт».

Тимофей: «Танк».

Лиза: «Самолёт».

Оборудование: картинка мальчика.

Используемая литература (пособия):

1. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Грамматика в играх и таблицах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”.  Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Перелетные птицы» для детей с ОНР 3 уровня

Тема «Путешествие  по Стране Говорилии с мудрой Совой»Обобщение и систематизация представлений о птицах и типичных весенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация с...

Конспект открытого логопедического занятия на лексическую тему: «Тело человека» в средней логопедической группе

Логопедическое занятие на лексическую тему: «Тело человека» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Тело человека».Коррекционно-развива...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизации звука [р] на материале лексической темы «Собаки»

В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, люб...

Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия: "Слово и его лексическое значение"

Цель занятия: закрепить у учащихся систему понятий (слово, лексическое значение, однозначные и многозначные слова), отрабатывать умение пользоваться словарями....

Рабочий лист к лексической теме "День Защитника Отечества"

Рабочий лист к лексической теме " День Защитника Отечества"...