Программа "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа
Рабочие программы спецкурсов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_k_oop_ooo.docx | 41.49 КБ |
rabochaya_programma_spetskursa_po_obshchestvoznaniyu_voprosy_kursa_obshchestvoznaniya.doc | 155.5 КБ |
programma_psi.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП ООО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа №2»
муниципального образования города Братска
МБОУ «О(С)ОШ №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
Основы финансовой грамотности
10-11 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью программы элективного курса «Основы финансовой грамотности» является повышение финансовой грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными направлениями финансовой политики Российской Федерации и формирования компетенций в области бюджета и финансов.
Программа рассчитана на 68 часов, со следующим распределением часов по классам:
10 класс – 34 часа; 11 класс – 34 часа.
Главными задачами реализации учебного курса, являются:
создание в процессе изучения курса «Основы финансовой грамотности» условий для развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей,
самореализации обучающихся через организацию учебной деятельности, на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также финансовыми организациями и институтами;
обеспечение в процессе изучения курса условий для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу осознанного выбора при принятии ответственных финансовых решений на протяжении всей жизни;
создание условий для работы с одарёнными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;
создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей и самореализации обучающихся;
создание условий для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, толерантности, приобщения к ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.
Актуальность курса:
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Рабочая программа элективного курса дополняет и расширяет следующие разделы рабочей программы по экономике и обществознанию базового уровня: Семейная экономика, рынок, роль государства в экономике, рынок труда и безработица, деньги, банки, инфляция.
Методы и формы обучения
Для достижения поставленных целей в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.
Методы обучения реализуются в следующих формах работы:
- Экскурсии.
- Игры.
- Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
- Работа с источниками экономической информации.
- Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках
- Интерактивные технологии.
- Индивидуальная работа.
- Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов
Содержание программы.
I. Личное финансовое планирование
Человеческий капитал. Как применить свой человеческий капитал. Принятие решений. Как принимать решения, связанные с деньгами. Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы. Как вести учёт активов и пассивов. Доходы и расходы. Основные источники дохода. Расходы семьи. Оптимизация расходов. Составление бюджета. Составление личного финансового плана. Определение своих финансовых целей. Альтернативные способы достижения своих финансовых целей. Стратегия достижения своих финансовых целей. Использование SWOT-анализа для выбора карьеры.
II. Депозит
Накопления и инфляция. Зачем копить деньги. Как копить деньги. Что такое инфляция. Причины инфляции. Как рассчитывается инфляция. Как рассчитать "свою" инфляцию. Что такое депозит и какова его природа. Банк. Что такое депозит. В чём основные преимущества депозита. Какие недостатки есть у депозита. Какова роль депозита в личном финансовом плане. С какого возраста можно использовать депозит. Условия депозита. Что содержится в депозитном договоре. Как выбрать нужные вам условия депозита. Управление рисками по депозиту. Чем мы рискуем, используя банковские вклады. Особенности депозита в России.
III. Кредит
Что такое кредит. Банковский кредит. Основные виды кредита. Основные характеристики кредита. Из чего складывается плата за кредит. Срочность кредита. Возвратность кредита. Специфика автокредита. ипотечный кредит. Как учитывать кредит в личном финансовом плане. Выбор наиболее выгодного кредита. Как собрать информацию об условиях кредитования. Кредитные предложения. Как уменьшить стоимость кредита. Как уменьшить процентную ставку по кредиту. Как уменьшить размер комиссий. Как уменьшить плату за страховки. Как уменьшить выплаты по кредиту. Типичные ошибки при использовании кредита.
IV. Расчётно-кассовые операции
Хранение, обмен и перевод денег. Банковская ячейка. Обмен валюты. Денежный перевод. Комиссия за денежный перевод. Различные виды платёжных средств. Дорожные чеки. Как пользоваться банковской картой. Как обеспечивается надёжность операций с картой. Как выбрать банковскую карту. Для чего нужна дебетовая карта. Как пользоваться кредитной картой. Дебетовая карта с овердрафтом. Электронные деньги. Формы дистанционного банковского обслуживания. Банкомат. Как защититься от мошенничества при пользовании банкоматом. Как использовать мобильный банкинг. Как защититься от мошенничества при использовании онлайн-банка.
V. Страхование
Что такое страхование. Страховая компания. Участники страхования. Виды страхования. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование ответственности. Как использовать страхование в повседневной жизни. Как выбрать страховую компанию. Страховой полис и правила страхования. Страховой тариф. Страховая премия. Страховой случай. Страховщик. Страхователь. Застрахованный. Посредники на страховом рынке. Агенты. Брокеры. Страховой фонд. Личное страхование. Страхование жизни. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Страхование граждан, выезжающих за рубеж. Страхование имущества. Страховые накопительные программы. Мошенники на рынке страховых услуг. Что делать, если страховая компания затягивает с выплатой или необоснованно отказывается в страховом возмещении. Типичные ошибки при страховании.
VI. Инвестиции
Что такое инвестиции. Во что можно инвестировать. Как работают инвестиции. Что можно инвестировать, кроме денег. Инвестиции в бизнес. Выбор активов. Как измерить привлекательность активов. Доход с разных активов. Риски при инвестировании. Какие финансовые посредники могут помочь инвесторам. Финансовые посредники. Инвестиционные предпочтения. Стратегия инвестирования. Инвестиционный портфель. Типичные ошибки инвесторов. Куда вложить деньги.
VII. Пенсии
Пенсионная система. Пенсия. Виды пенсий. Государственная пенсионная система. Как устроена государственная пенсионная система в России. Страховая часть. Накопительная часть. Государственная управляющая компания. Частная управляющая компания. Негосударственный пенсионный фонд. Корпоративные пенсионные программы. Как сформировать частную пенсию. Инструменты для получения пенсии. Как накопить и приумножить пенсионные сбережения.
VIII. Налоги
Зачем нужно платить налоги. Виды налогов. Как менялась система налога на доход физических лиц в России. Как рассчитывать НДФЛ для обычных доходов. В каких случаях применяется нестандартная ставка НДФЛ. Как уменьшить выплаты по НДФЛ с помощью налоговых вычетов. Налоговая декларация. Имущественный налог. Транспортный налог. Налог на землю. Государственные пошлины.
IX. Финансовые махинации
Махинации с банковскими картами. Защита банковских карт. Что делать, если вы всё же стали жертвой мошенников. Махинации с кредитами. Как не стать жертвой кредитной махинации. Что делать, если вы стали жертвой мошенников. Махинации с инвестициями. Признаки финансовой пирамиды. Как отличить добросовестные инвестиционные проекты от мошеннических схем. Что делать, если вы стали жертвой мошеннической инвестиционной компании.
В 10 классе содержание курса разделено на 5 разделов, в 11 классе на 4 раздела.
тематического распределения часов для 10 класса
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
Вводный урок | 1 | |
Личное финансовое планирование | 8 | |
Депозит | 6 | |
Кредит | 7 | |
Расчетно-кассовые операции | 6 | |
Страхование | 5 | |
Итоговый урок. Бизнес-игра. | 1 | |
Итого | 34 |
Таблица тематического распределения часов для 11 класса
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
Вводный урок | 1 | |
Инвестиции | 8 | |
Пенсии | 11 | |
Налоги | 9 | |
Финансовые махинации | 4 | |
Итоговый урок. Игра "Заманчивое предложение" | 1 | |
Итого | 34 |
Календарно-тематический план
10 класс
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Вводный урок | 1 | ||
I | Личное финансовое планирование | 8 | ||
2 | Введение в предмет «Личные финансы» | 1 | ||
3 | Человеческий капитал | 1 | ||
4 | Принятие решений | 1 | ||
5 | Использование SWOT- анализа для выбора карьеры | 1 | ||
6 | Домашняя бухгалтерия | 1 | ||
7 | Составление личного финансового плана | 1 | ||
8 | Итоговый тест по главе «Личное финансовое планирование» | 1 | ||
9 | Урок- игра «Мой финансовый план» | 1 | ||
II | Депозит | 6 | ||
10 | Накопления и инфляция | 1 | ||
11 | Что такое депозит и какова его природа | 1 | ||
12 | Условия депозита | 1 | ||
13 | Преимущества и недостатки депозита | 1 | ||
14 | Итоговый тест по главе «Депозит» | 1 | ||
15 | Экскурсия в Сбербанк | 1 | ||
III | Кредит | 7 | ||
16 | Как работает кредит | 1 | ||
17 | Характеристики кредита | 1 | ||
18 | Принятие решения о взятии кредита | 1 | ||
19 | Как выбрать наиболее подходящий кредит | 1 | ||
20 | Как сэкономить при использовании кредита | 1 | ||
21 | Итоговый тест по главе «Кредит» | 1 | ||
22 | Урок-игра «Кредит» | 1 | ||
IV | Расчётно-кассовые операции | 6 | ||
23 | Хранение, обмен и перевод денег | 1 | ||
24 | Платежные средства | 1 | ||
25 | Электронные деньги | 1 | ||
26 | Дистанционное банковское обслуживание | 1 | ||
27 | Итоговый тест по главе «Расчетно-кассовое обслуживание» | 1 | ||
28 | Экскурсия в банк | 1 | ||
V | Страхование | 5 | ||
29 | Способы защиты от рисков | 1 | ||
30 | Виды страхования | 1 | ||
31 | Как использовать страхование в повседневной жизни | 1 | ||
32 | Практикум «Страхование» | 1 | ||
33 | Экскурсия в страховую компанию | 1 | ||
34 | Итоговый урок. Бизнес-игра. | 1 |
Календарно-тематический план
11 класс
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Вводный урок | 1 | ||
I | Инвестиции | 8 | ||
2 | Основы инвестирования | 1 | ||
3 | Как инвестировать в бизнес | 1 | ||
4 | Как управлять рисками при инвестировании | 1 | ||
5 | Роль финансовых посредников | 1 | ||
6 | Процесс инвестирования | 1 | ||
7 | Практикум по инвестированию | 1 | ||
8 | Итоговый тест по главе «Инвестиции» | 1 | ||
9 | Деловая игра "Я инвестор" | 1 | ||
II | Пенсии | 11 | ||
10 | Пенсионная система | 1 | ||
11 | Как устроена государственная пенсионная система в России | 1 | ||
12 | Государственная пенсионная система | 1 | ||
13 | Негосударственный пенсионный фонд | 1 | ||
14 | Страховая часть и накопительная часть пенсии | 1 | ||
15 | Как сформировать частную пенсию | 1 | ||
16 | Виды пенсий | 1 | ||
17 | Как накопить и приумножить пенсионные сбережения | 1 | ||
18 | Инструменты для получения пенсии | 1 | ||
19 | Итоговый тест по граве "Пенсии" | 1 | ||
20 | Экскурсия в пенсионный фонд | 1 | ||
III | Налоги | 9 | ||
21 | Зачем нужно платить налоги | 1 | ||
22 | Как работает налоговая система | 1 | ||
23 | Как менялась система налога на доход физических лиц в России | 1 | ||
24 | Виды налогов | 1 | ||
25 | Как уменьшить выплаты по НДФЛ с помощью налоговых вычетов | 1 | ||
26 | Налоговая декларация | 1 | ||
27 | Государственные пошлины | 1 | ||
28 | Итоговый тест по главе "Налоги" | 1 | ||
29 | Практикум по теме "Налоги" | 1 | ||
IV | Финансовые махинации | 4 | ||
30 | Финансовые махинации | 1 | ||
31 | Махинации с кредитом | 1 | ||
32 | Финансовые пирамиды | 1 | ||
33 | Итоговый тест по главе "Финансовые махинации" | 1 | ||
34 | Итоговый урок. Игра "Заманчивое предложение" | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Выпускник научится:
- выполнять практические задания по анализу состояния личных финансов;
- понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
- применять способы анализа индекса потребительских цен;
- анализировать ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;
- объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
- знать и конкретизировать примерами виды налогов;
- различать сферы применения различных форм денег;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
- грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
- различать виды ценных бумаг;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников;
- определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
- различать виды кредитов и сферу их использования;
- уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
- разумному и безопасному финансовому поведению;
- применять правовые нормы
- по защите прав потребителей финансовых услуг;
- выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники
- информации;
- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
- действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена
- семьи и гражданина;
- применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;
- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
- определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
- применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
- оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов.
- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
- разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.
Технологии, используемые в обучении:
- Технология проблемного обучения – создают мотивацию к обучению, развивают у обучающихся познавательные и творческие способности.
- Проектная технология – позволяет развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление); дать возможность учащимся развивать свои творческие способности, самостоятельно получать знания и использовать их в нестандартных учебных и жизненных ситуациях.
- ИКТ – повышают наглядность обучения, усиливают интерес учащихся к урокам, формируют у учащихся жизненную необходимость овладения компьютерной грамотностью, умения ориентироваться в информационном пространстве с целью приобретения знаний о многообразии современного мира.
Методы и формы контроля:
Тестовый контроль, географические диктанты, работы с контурными картами, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, самостоятельные работы.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
спецкурса по обществознанию
«Вопросы обществознания»
Класс ____11____
Учитель
Количество часов: 34 часа ( 1 час в неделю)
Планирование составлено на основе Авторская программа элективного курса по обществознанию для 10-11 классов
Волковой Т.П «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ», 2011
Учебник Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. под редакцией Боголюбова Л.Н.
« Обществознание» для 11 класса. Просвещение, 2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Нормативно-правовые акты
- Авторская программа элективного курса по обществознанию для 10-11 классов Волковой Т.П «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ», 2011
- Цели изучения предмета
1)Расширить и углубить знания основных тем обществоведческого курса;
2)Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
3)Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
4)Развить мотивацию учащихся к дальнейшему изучению курса обществознания и подготовить их к успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию.
3. Общая характеристика учебного предмета, курса
Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.
Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по темам: «Экономика», «Социальные отношения», «Право».
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждой темы, учащиеся решают задания типа части1 и 2. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
4.Описание места учебного предмета, курса
В 11 классе спецкурс по предмету «Обществознание» (Дополнительные вопросы курса обществознания в КИМах ЕГЭ) 1 час в неделю за счёт компонента образовательного учреждения .Всего 35 часов
5. Информация об используемом УМК
- Авторская программа элективного курса по обществознанию для 10-11 классов Волковой Т.П «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ», 2011
- Обществознание. Весь школьный курс в схемах и таблицах. А.В Махоткин, Н.В Махоткина.Эксмо, 2014
- ЕГЭ. Типовые тестовые задания. А.Ю Лазебникова, Е.Л. Рутковская, 2016
- Обществознание. ЕГЭ. Практикум .Задания Части 2.А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская
6. Информация о количестве учебных часов
Введение | 2 ч |
Раздел I. Актуальные вопросы содержания при подготовки к ЕГЭ Тема №1. Содержательная линия «Общество. Духовная жизнь общества»: ключевые понятия и трудные вопросы Тема №2. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» | 23 ч 3 ч 4 ч |
Тема №3. «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы | 4 ч |
Тема №4. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества» | 4 ч |
Тема №5. Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов | 4 ч |
Тема №6. «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы | 4 ч |
Раздел II. Элементы общественной подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ | 7 ч |
Итоговое повторение | 2 ч |
Итого | 34 ч |
7. Виды и формы промежуточного, итогового контроля
После изучения определенного блока тем учащиеся на уроках решают тематические тесты. Учитель делает мониторинг.
После изучения курса « Избранные вопросы курса обществознания» учащиеся пишут итоговый тест по типу ЕГЭ
8. Планируемые результаты
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
9. Содержание учебного предмета
- Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (4 ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ (входной контроль).
2. Актуальные вопросы обществоведческого содержания (50 ч.).
2.1 Содержательные линии «Общество, Духовная жизнь общества»: ключевые понятия и трудные вопросы (8 ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий.
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (8 ч.)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (8 ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества» (8 ч.).
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.
2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (8 ч.).
Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по данному содержательному блоку.
Тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.
2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (8 ч.).
Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.
Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.
3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (18 ч.).
3.1 Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий А и В (2 ч.).
Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1 (А): на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части 2 (В) с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
3.2 Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4 (4 ч).
С1-С4- составное задание на анализ фрагмента документа, двух фрагментов документа: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
3.3 Специфика заданий С5-С8 (4 ч).
С5 - задание на перечисление признаков, явлений, объектов одного класса; на использование основных понятий в контексте обществоведческого знания. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и применять обществоведческие понятия в заданном контексте.
С6 - задание на раскрытие теоретических положений на примерах. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций.
С7 – задания – задачи. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества
С8 - задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Развитие умений учащихся систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана причинно-следственные, функциональные, иерархические связи социальных объектов, процессов.
3. 4 Эссе как творческая работа выпускника (4 ч).
С9 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе.
3.5 Итоговая контрольная работа (2 ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
34 часа
Учебная и методическая литература
- Баранов П. А. Тесты и задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ: к учебнику «Обществознание. 10 класс. Базовый уровень» под ред. Л. Н. Боголюбова: 10 кл. / П. А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2014. – 159, [1] c. – (новый учебно-методический комплект).
- Баранов П. А. Тесты и задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ: к учебнику «Обществознание. 11 класс. Базовый уровень» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева: 11 кл. / П. А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2014. – 159, [1] c. – (новый учебно-методический комплект).
- Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание: Политика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2011. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2015. – 157
- Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание: Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2011. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2015. – 191
- Баранов П. А., Шевченко С. В. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2011. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание: Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2011. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
- Рутковская Е. Л., О. А. Котова, Лискова Т. Е. Единый государственный экзамен 2016. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М: Интеллект-Центр, 2016. – 288 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа №2»
муниципального образования города Братска
МБОУ «О(С)ОШ №2»
РАССМОТРЕНО: Руководитель МО: ____________/___________/ ФИО Протокол № ___ от «__»_____________20___г | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР МБОУ «О(С)ОШ № 2» ________/ Е.В.Анисимова / «__»____________20___г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «О(С)ОШ № 2» __________/О.Ю. Бугелис / Приказ № _________ от «___» ______20___ г. |
Рабочая программа
учебного курса
«Межнациональные отношения: история и современность»
для обучающихся 11-12 классов
Образовательная область:
Количество часов на уровень: 34
11 класс: 17
12 класс: 17
Разработчик:
Пачковская И.В.,
учитель истории, географии
первой квалификационной категории
Братск, 2020г.
Программа элективного курса "Межнациональные отношения: история и современность"
Пояснительная записка
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур, и религий. Особую актуальность в современных условиях приобретает учет интересов всех населяющих Россию народов и культур, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь, рост национального самосознания этносов. В обществе появились тенденции к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать признание полиэтнического, поликультурного построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, реализуемой, прежде всего в области образования.
Данный курс является дополнением к курсу “Обществознания” 11-12 классов, занимающихся по программе Л.Н. Боголюбова. Программа курса рассчитана на 34 часа.
Цель курса:
воспитание у молодежи чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование уважительного, толерантного отношения к людям другой национальности, приобщение подростков к бесконечному многообразию мировой культуры.
Задачи курса:
- изложение материала проводить в доступной форме;
- изучать межнациональные отношения на примерах истории и современности;
- развивать у учащихся способность адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей, в том числе представляющих другие национальности;
- не забывать, что правам и интересам любой группы не должны приноситься в жертву законные демократические права и интересы личности;
- помочь учащимся разобраться в содержании национально-этнических отношениях и исторических тенденциях их развития
Области применения программы.
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету.
Ожидаемые результаты.
Формирование толерантного отношения у учащихся, способность адекватно оценивать себя и других людей, Овладение социально психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений.
Содержание программы.
- Народы мира и их взаимоотношения сегодня (17часов).
Тема 1.(2ч.) Понятие “этническая общность”. Этнос-народ-нация.
Признаки этноса. Язык, бытовая культура, обычаи и традиции. Этническое родство. Народ - новый вид этнической общности. Природные и социальные свойства нации. Духовные признаки нации. Этническая характеристика нации. “Этнос”, “нация”, “народ” как синонимы.
Тема 2.(3ч.) Национально-этнические отношения народов.
Предпосылки возникновения и развития национальных отношений. Комплексный характер национальных отношений. Субъекты национальных отношений. Характеристика проявления межнациональных отношений. Национальное самоуважение. Регулирование национальных отношений.
Тема 3.(2ч.) Взаимосвязь и взаимовлияние этносов.
Этнос-форма приспособления к окружающей среде у человека. Формы взаимосвязи этноса. Культурный взаимообмен. Инонациональные группы и малые народности.
Тема 4.(2ч.) Истоки национального вопроса.
История возникновения национального вопроса. Возникновение конфликтов на национальной почве. Межгосударственные конфликты.
Тема 5.(2ч.) Национальный вопрос в современных условиях.
Национальный вопрос как система взаимосвязанных проблем развития национальных отношений. Причины этнического возрождения народов. Развитие взаимовыгодного сотрудничества. Права наций и народностей. Практическое осуществление прав всех народов. Объективные и субъективные факторы в решении национального вопроса.
Тема 6. (2ч.) Межнациональное сотрудничество в современном мире.
Экономическая интеграция – процесс сближения народов. Европейский союз. Европейский парламент. Межнациональная интеграция. Гарантия национально-культурной автономии. Демократическое государство- свободное сосуществование разных национальностей.
Тема 7. (2ч.) Можно ли жить без национальных конфликтов.
Национализм и его сущность. Геноцид рас и народов. История фашистской диктатуры. Толерантность и гуманистический подход к этническим проблемам. Культура межнациональных отношений.
Семинарское занятие по разделу: “Народы мира и их взаимоотношения” (2 часа).
Основные вопросы:
1) Продолжается ли в настоящее время образование новых наций?
2) В каких странах в настоящее время происходит наиболее интенсивное изменение их национального состава?
3) Чем вызваны сегодня процессы миграции населения? Как они влияют на межнациональные отношения?
4) Перечислите страны, в которых сегодня наиболее остро проявляются межнациональные отношения?
5) В каком направлении, с Вашей точки зрения, будет развиваться национальная культура?
6) Что в современном мире мешает развитию национальных культур?
II. Межнациональные отношения в РФ (17 часов).
Тема 1(2ч.) Многонациональность нашего государства.
Национальная характеристика народов нашей страны. Русские - один из крупнейших народов мира. Малые народы России .Культурное наследие и самобытность народов.
Тема 2(3ч.) Национальный вопрос в России: страницы истории.
Жизнь многонационального государства в ХIХ веке. Национальная политика в 1920-егг.
Противоречия национальной политики в 1930-егг. Искренний и глубокий интернационализм становится доминирующей нотой в сознании масс. Национальная политика в 50-70гг. ХХ века. Причины национальных конфликтов в 80-90-е годы ХХ века.
Тема 3(2ч.) Национальное самосознание.
Национальное самосознание как важный фактор, определяющий нацию. Историческая память. Две стороны национальных интересов. Обогащение культуры, внутреннего духовного мира.
Тема 4(3ч.) Межнациональные отношения в современной России.
Дифференциация и интеграция развития межнациональных отношений. Научно-техническая революция-процесс экономической интеграции. Европейское сообщество-объединение стран и народов Западной Европы. Суд европейских сообществ - “третья власть” решения сложных проблем. Межнациональная интеграция.
Тема 5(3ч.) Межнациональные конфликты в России и пути их преодоления.
Из истории межнациональных конфликтов. Национальное насилие: ущемление прав, запрещение религии, языка, культуры, традиций. Поиск путей выхода из современных этнических кризисов. Поиск консенсуса.
Тема 6 (2ч.) К гармонии межнациональных отношений.
Новое мышление в национальном вопросе. Реализация прав человека в РФ. Суверенитет. Внедрение идей переговоров и компромиссов.
Семинарское занятие по разделу: “Межнациональные отношения в РФ” (2 часа).
Вопросы и задания:
1) Многонациональность культур – благо или только источник проблем.
2) Попытайтесь классифицировать современные межнациональные конфликты в нашей стране, учитывая их причины, масштабы, социокультурные и политические факторы.
3) Сопоставьте содержание понятие “национально-освободительное движение” и “межнациональный конфликт”. Охарактеризуйте их специфику на примерах из истории нашей страны.
4) Каково будущее малых народов в нашей стране?
5) Каково значение имеет система образования для гармоничного развития межнациональных отношений?
Основные термины и понятия.
Этнос. Нация. Народ. Межэтническая интеграция. Этническая консолидация. Толерантность. Консенсус. “Третья власть”. Геноцид. Шовинизм. Апартеид. Национализм. Национальная гордость. Патриотизм. Сепаратизм. Этнические общности. Бытовой национализм.
Тематика рефератов.
- Исторические общности людей и их особенности.
- Становление современной национальной политики Российской Федерации.
- Этнотерриториальные конфликты в постсоветском пространстве.
- Статусные конфликты и "парад суверенитетов" в условиях распада СССР.
- Межнациональные конфликты в условиях перестройки в СССР.
- Проблема беженцев в современной России.
- Межнациональные конфликты в республиках Закавказья.
- Межэтнические конфликты в современной России.
- Что такое “Холокост”.
Список литературы.
- Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1998 г.
- Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование - М.: Народное образовангие,1999 г.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия на пути преодоления кризиса. М.: 1995 г.
- Кравченко А.И.Основы социологии. М.: 1998 г.
- Социология. Учебное пособие под редакцией Лаврененко В.Н. М.: 1998 г.
- Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России. - М.: 1997 г.
- Человек и общество. Обществознание:10-11класс. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. ч. 1,2. -М.: 2002 г.
- Обществознание учебное пособие под редакцией Л. Н. Боголюбова, М. “Просвещение” 2006 г.
- Развитие этнической толерантности в школе. Журнал “Воспитание школьников”, №1. 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Педагогическая мастерская «Учим финансовой грамотности: различные виды заданий по финансовой грамотности и возможность их использования в рамках изучения отдельных учебных предметов»
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуа...
Финансовая грамотность в математике.Основные модели основ финансовой грамотности в математике
Доклад на тему "Основные модели основ финансовой грамотности в курс математики. Финансовая грамотность в математике."...
Зачет Финансовая грамотность Всероссийский онлайн зачет по финансовой грамотности
Зачет Финансовая грамотность Всероссийский онлайн зачет по финансовой грамотности...