О МЕТОДАХ ПРИОБЩЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ХАКАССКОГО НАРОДА
статья (8 класс)
Знакомя воспитанников интерната с историческим и культурным наследием их Родины, воспитатели интерната способствуют формированию у детей патриотизма, высоких нравственных и эстетических чувств, художественных способностей, любви к прекрасному, развитию их познавательной активности. Общеизвестно и всем понятно, что дети – наше будущее, и то, что мы воспитаем в них сегодня, это наше с вами будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
senotrusova_a.r_statya.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенотрусова А.Р.,
воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат»
им. М.И. Чебодаева
с. Аскиз, Аскизского района
Республики Хакасия, Россия
О МЕТОДАХ ПРИОБЩЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ХАКАССКОГО НАРОДА
Воспитатели пришкольного интерната Аскизского лицея-интерната понимают, что перед современным образованием стоит много проблем, в том числе – формирование у детей типа мышления и сознания, помогающего им ориентироваться в быстроменяющемся современном мире, когда подрастающему поколению «важно осознавать свое место в истории и обществе, быть способными создавать культуру, вступать в межкультурный диалог с представителями других культур и приобщаться к различным традициям и ценностям» [1, с.117].
В настоящее время историческое и культурное наследие является фундаментом культуры, потому что в наше трудное время, когда в обществе меняются ценностные ориентиры, нарушается его духовное единство, исчезают ценности старшего поколения, а также деформируются традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки, то меняются и жизненные приоритеты детей и подростков – у них снижается интеллектуальные и культурные уровни, искажаются общепринятые ценности и ценностные ориентиры, наблюдается рост агрессии и нетерпимости среди детей, проявляется девиантное поведение подростков, деформируется историческая память, ими негативно оцениваются значительные периоды отечественной истории, они разрывают социальные связи и пренебрегают правами других.
В связи со всем вышесказанным в нашей стране перед обществом стоит задача формирования системы ценностных ориентаций и поэтому российское образование стало важнейшим фактором, который обеспечивает социокультурную модернизацию российского общества.
Приобщение воспитанников пришкольного интерната Аскизского лицея-интерната к историческому и культурному наследию происходит посредством эффективного использования уникального российского культурного наследия – художественного, литературного, музыкального, кинематографического и театрального. Это и увеличение доступности детской литературы, и создание доступа к культурным ценностям, и воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в нашей стране, и приобщение детей к классическим и современным произведениям искусства, и создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей, развитие музейной и театральной педагогики. Так, в последнее время воспитанники активно пользуются возможностями Пушкинской карты, созданной в рамках совместного проекта Минкультуры, Минцифры и «Почта Банк» и позволяющей бесплатно посещать музеи, театры, выставки, филармонии и другие учреждения культуры.
Педагоги стремятся привлечь воспитанников к сохранению исторического и культурного наследия через их включение в художественную культурную деятельность и развитие их познавательных творческих компетенций и эмоционально-ценностного отношения как к искусству, так и к художественной деятельности.
Организация целенаправленной деятельности по изучению исторического и культурного наследия имеет огромный образовательный потенциал, который педагогами интерната используется в учебно-воспитательном процессе. Особенно актуально изучение исторического и культурного наследия народов, проживающих на территории РХ, поэтому элементы воспитания на обычаях и традициях хакасского народа обязательно включаются в ежегодный календарный план воспитательной работы в классных группах интерната.
Общекультурные и национальные особенности семей воспитанников учитываются при изучении детьми объектов исторического и культурного наследия (памятники, достопримечательности, языковые особенности, культурные ландшафты) т.к. их изучение знакомит детей с региональными культурными особенностями (национальные, географические, социально-экономические и прочие особенности жизнедеятельности общества).
Педагогический коллектив пришкольного интерната, работающий с детьми среднего и старшего школьного возраста, в работе по приобщению детей к историческому и культурному наследию в художественном образовательном процессе, помогает детям узнавать ценности хакасской культуры, лучшие образцы хакасского народного творчества, классического и современного искусства, способствует формированию у детей культуры межнационального общения.
Организуются экскурсии детей в места, где находятся исторические и культурные памятники и материалы народов, проживающих в Аскизском районе, а именно в хакасский музей-заповедник «Хуртуях тас» близ села Анхаков, где дети знакомятся с историей создания данного музейно-выставочного комплекса, с Окуневской археологической культурой конца III тысячелетия до нашей эры, с культурным наследием Хакасии – обелиском из серого песчаника Улуг Хуртуях тас, курганами тагарской археологической культуры и др., в хакасский республиканский национальный музей-заповедник «Казановка» – один из самых крупных музеев под открытым небом в Республике Хакасия, его площадь составляет более 18 тыс.га и содержит множество уникальных объектов историко-культурного наследия, экскурсии для просмотра памятников уникального петроглифического искусства, курганного комплекса скифского периода в музее села Полтаков. С воспитанниками пришкольного интерната посещается Аскизский краеведческий музей имени известного российского ученого Н.Ф.Катанова.
Наши воспитанники и их родители принимают активное участие в организации и проведении национальных праздников хакасского народа «Чыл Пазы» (хакасский новый год) и «Тун Пайрам» (праздник первого айрана) в интернате Аскизского лицея-интерната.
Также в интернате есть школьный «Музей искусств», на базе которого с помощью общеинтернатных творческих мероприятий, большинство из которых – небольшие спектакли, театрализации и сценки, воспитатели развивают эмоционально-изобразительные способности воспитанников. В текущем 2022-2023 учебном году классные группы реализуют небольшие творческие проекты, связанные с театральным искусством, такими как кукольный театр «Театр живой руки», кукольный театр «Нымах» (репертуар из произведений на хакасском языке).
В рамках музея реализуется проектная деятельность творческой направленности, связанная именно с театральным искусством. На занятиях внеурочной деятельности «Выразительное чтение» и «Юный корреспондент» воспитанники изучают хакасских писателей и поэтов.
Таким образом, знакомя воспитанников интерната с историческим и культурным наследием их Родины, воспитатели интерната способствуют формированию у детей патриотизма, высоких нравственных и эстетических чувств, художественных способностей, любви к прекрасному, развитию их познавательной активности. Общеизвестно и всем понятно, что дети – наше будущее, и то, что мы воспитаем в них сегодня, это наше с вами будущее.
Список использованных источников
- Боева Л.П. Культура и образование. М., 2010. 420 с.
- Конев В.А. Перспективы современного художественного
- Рахимбаева И.Э. Художественное образование в современном мире и перспективы его развития // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 48-50.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы образования // Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Международные Лихачевские научные чтения. СПб., 2003. С. 96-98.
- Устинина Г.Ф. Изучение исторического и культурного наследия как средство межкультурной коммуникации школьников. М., 2015. 258 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантного сознания у воспитанников пришкольного интерната в условиях поликультурного образования
Проблема культуры общения – одна из самых острых в интернате. В средней школе, когда в Аскизский пришкольный интернат заселяются дети-пятиклассники из небольших сёл Аскизского района, начинает складыв...
Формирование трудовых навыков у воспитанников пришкольного интерната
В условиях пришкольного интерната воспитатели продолжают начатое в семье – реализовывают процесс трудового воспитания обучающихся лицея-интерната, воспитывают трудовые качества человека. Педагогическо...
Проектная деятельность как форма работы с воспитанниками пришкольного интерната
В пришкольном интернате воспитанниками создан и в течение учебного года реализовывается социальный проект "Наш двор", целью которого является благоустройство прилегающей к интернату территории. Воспит...
Создание поликультурной воспитательной среды как фактор формирования этнокультурной компетенции воспитанников пришкольного интерната
В Аскизском лицее-интернате действует модель поликультурного образования, где представители различных культур (в основном русских и хакасов) находятся в постоянном непосредственном взаимодействии, кот...
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе приобщения к традициям и обычаям культурного наследия российского казачества
Рабочая программа клуба казачьей направленности, расчитанная 3 года....
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа «Земля русская»
Цель проекта: Обогащать опыт детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.Задачи:Расширять и углублять представление о национальном костюме, его особенностях.Расширять кр...
ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА «АСКИЗСКОГО ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА» ИМ. М.И. ЧЕБОДАЕВА
Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации школьников. В статье рассмотрены сущность понятий «профессиональная деятельность» и «профессиональная ориентация», предста...