Формирование толерантного сознания у воспитанников пришкольного интерната в условиях поликультурного образования
статья по теме
Проблема культуры общения – одна из самых острых в интернате. В средней школе, когда в Аскизский пришкольный интернат заселяются дети-пятиклассники из небольших сёл Аскизского района, начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности, эта проблема актуальна сама по себе. Воспитание толерантности, ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в группе воспитанников способствуют развитию сотрудничества. Именно на начальном этапе проживания в пришкольном интернате важно научить ребёнка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование толерантного сознания у воспитанников пришкольного интерната | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОШИ «Аскизский лицей-интернат», село Аскиз Аскизского района Республики Хакасия
Формирование толерантного сознания у воспитанников пришкольного интерната в условиях поликультурного образования
Спектр понятия толерантности в условиях поликультурного образования (хотя от общего количества воспитанников в интернате проживает около 98% представителей коренной в РХ национальности) широк и многогранен: от признания, сочувствия, мягкости, снисходительности, терпимости до уважения и солидарности.
Российские педагоги выявили многозначность воспитания в духе толерантности в многокультурной среде и предложили считать толерантностью «миролюбивость, уважение к другим языкам и тем, кто на них говорит, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным различиям, деликатное отношение к представителям всех этнокультурных групп, признание возможности равноправного существования «другого».
Воспитание толерантности – это лишь начало, первая ступень в более длительном процессе развития культуры мира. Толерантность – это минимальное требование к общественным отношениям не допускать насилия и принуждения, это активное отношение, формируемое на основе знания универсальных прав и основных свобод человека, толерантность – это способность находить компромиссы, жить счастливо самому и давать жить другим.
Проблема культуры общения – одна из самых острых в интернате. В средней школе, когда в Аскизский пришкольный интернат заселяются дети-пятиклассники из небольших сёл Аскизского района, начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности, эта проблема актуальна сама по себе. Воспитание толерантности, ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в группе воспитанников способствуют развитию сотрудничества. Именно на начальном этапе проживания в пришкольном интернате важно научить ребёнка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия трёх самых важных факторов в жизни ребёнка – школы, интерната и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
В среднем и старшем школьном возрасте в работе с детьми и подростками используются интерактивные методы воспитания (например, воспитание через общение) – модель открытого обсуждения, развивающая в детях умения спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путём. Воспитание через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке, атмосфере, способствующей честности и открытости, на поощрении и руководстве, на полном согласии и доверии воспитанников. Несформированность толерантного сознания ведёт к неприятию иной культуры или национальности, перерастает в ненависть и вражду.
Таким образом, в ходе поликультурного воспитания процесс воспитания опирается на знание специфических закономерностей, а толерантность наполняется педагогическим содержанием.
Литература
- Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера. 2007. - 224с.
- Психология. Словарь / Под общ.ред А.В.Петровского, М.Г.Ярошевича. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
- Материалы рождественской школы толерантности, в рамках международной культурно-образовательной программы «Рождество во Владимире»-2008. Сборник статей и методических разработок. ООО ТРОЯ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование трудовых навыков у воспитанников пришкольного интерната
В условиях пришкольного интерната воспитатели продолжают начатое в семье – реализовывают процесс трудового воспитания обучающихся лицея-интерната, воспитывают трудовые качества человека. Педагогическо...
Проектная деятельность как форма работы с воспитанниками пришкольного интерната
В пришкольном интернате воспитанниками создан и в течение учебного года реализовывается социальный проект "Наш двор", целью которого является благоустройство прилегающей к интернату территории. Воспит...
Создание поликультурной воспитательной среды как фактор формирования этнокультурной компетенции воспитанников пришкольного интерната
В Аскизском лицее-интернате действует модель поликультурного образования, где представители различных культур (в основном русских и хакасов) находятся в постоянном непосредственном взаимодействии, кот...
Мастер-класс на тему «Формирование толерантности на уроках эрзянского языка в условиях поликультурного образования»
Мастер-класс на тему «Формирование толерантности на уроках эрзянского языка в условиях поликультурного образования»...
Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанников пришкольного интерната
Л. А. Субракова, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат им. М. И. Чебодаева».Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанни...
Различные формы сотрудничества с родителями воспитанников пришкольного интерната
Здесь вы можете найти для себя интересный материал о том, как мы сотрудничаем с родителями воспитанников пришкольного интерната...
ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА «АСКИЗСКОГО ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА» ИМ. М.И. ЧЕБОДАЕВА
Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации школьников. В статье рассмотрены сущность понятий «профессиональная деятельность» и «профессиональная ориентация», предста...