Формирование трудовых навыков у воспитанников пришкольного интерната
статья на тему
В условиях пришкольного интерната воспитатели продолжают начатое в семье – реализовывают процесс трудового воспитания обучающихся лицея-интерната, воспитывают трудовые качества человека. Педагогическое сопровождение процесса трудового воспитания содействует созданию правильного отношения воспитанников друг к другу, к другим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическое сопровождение процесса трудового воспитания | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханнинен Татьяна Олаховна, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат»
Формирование трудовых навыков у воспитанников пришкольного интерната
Великий педагог советского времени Антон Семёнович Макаренко говорил, что правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое, что в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. Идеи Макаренко о трудовом воспитании подрастающего поколения актуальны и в настоящее время. Макаренко считал, что труд, как результат гражданского состояния, – дело чести и доблести, славы и геройства.
В пришкольном интернате можно отчётливо увидеть, как одни воспитанники работают лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному, более ценному. Конечно, основы трудового воспитания закладываются в семье, где родители служат примером для своих детей. Различные трудовые качества воспитываются в течение всей жизни, и в особенности в детстве и юности. Таким образом, в условиях пришкольного интерната воспитатели продолжают начатое в семье – реализовывают процесс трудового воспитания обучающихся лицея-интерната, воспитывают трудовые качества человека. Педагогическое сопровождение процесса трудового воспитания содействует созданию правильного отношения воспитанников друг к другу. Коллективный труд позволяет ребёнку выработать правильное отношение к другим людям.
Особая задача воспитателя – научить творческому труду, сделать так, чтобы труд стал основной формой проявления личности и таланта. Необходимо привить ребёнку те необходимые умения и навыки, которые ему позволят успешно адаптироваться и социализироваться в современном обществе. Правильное отношение к труду возникает тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл.
В трудовом воспитании развиваются не только физические качества, главная польза труда – психическое, духовное развитие человека.
Важное место в системе трудового воспитания обучающихся и воспитанников занимает организация общественно-полезного труда. С ранней весны до поздней осени в общественно-полезный труд воспитанников интерната входит работа на пришкольном участке. Территория вокруг интерната украшается красивыми цветочными клумбами.
Благоустройство и озеленение пришкольного участка имеет важное санитарно-гигиеническое и учебно-воспитательное значение. Красивый, ухоженный участок рождает в детях эстетические чувства, любовь к родному краю, развивают чувство красоты.
В 2011-2012 учебном году воспитателями Аскизского пришкольного интерната был разработан и реализован социальный проект «Наш двор», результатом которого стала победа в муниципальном конкурсе по озеленению и благоустройству образовательных учреждений. В рамках данного проекта в трудовой бригаде приняли участие все воспитанники. Они трудились на участке, прилегающем к интернату, занимались благоустройством его территории.
Воспитательная ценность трудовых бригад (классных групп, принимающих участие в озеленении и благоустройстве территории интерната) состоит в том, что она создаёт условия для эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах.
Труд также имеет не только общественно-полезное значение, но и большое значение в личной жизни, особенно в условиях пришкольного интерната. Дети начинают относиться к труду положительно. Основной мотив, обеспечивающий положительное отношение к коллективному труду, является стремление школьника завоевать благодаря этому труду определенную позицию в классной группе — позицию полезного участника общей жизни группы. Положительное отношение к труду формируется тогда, когда школьники исполняют постоянные трудовые обязанности и коллективный труд становится их самостоятельной деятельностью. Школьники сами организуют свою работу, проявляют заботу о ее выполнении, несут ответственность и за выполнение и результат своего труда. А при организации труда в виде эпизодических поручений формирование положительного отношения к труду и потребности в нем очень затруднено. Особенно благоприятные условия для формирования такого отношения создаются, если ребенок начинает выполнять постоянные трудовые обязанности достаточно рано. Поэтому в условиях пришкольного интерната воспитанники младших (5-х) классов с первого месяца начинают дежурить по интернату, жилым, рабочим комнатам, ухаживать за комнатными цветами, работать на территории, выделенной по цветники. В этих случаях обеспечивается создание у ребенка необходимых привычек и умений, что делает для него коллективную работу простой и легкой.
Список литературы
- А.С.Макаренко, «Собрание сочинений в 4-х томах», Москва, «Правда»
- М.П.Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва, «Высшая школа»
- История педагогики - http://www.gala-d.ru/
- http://rudocs.exdat.com/docs/index-395546.html?page=10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование трудовых навыков у умственно-отсталых воспитанников
Доклад на тему Формирование трудовых навыков у умственно отсталых воспитанников...
Формирование толерантного сознания у воспитанников пришкольного интерната в условиях поликультурного образования
Проблема культуры общения – одна из самых острых в интернате. В средней школе, когда в Аскизский пришкольный интернат заселяются дети-пятиклассники из небольших сёл Аскизского района, начинает складыв...
Создание поликультурной воспитательной среды как фактор формирования этнокультурной компетенции воспитанников пришкольного интерната
В Аскизском лицее-интернате действует модель поликультурного образования, где представители различных культур (в основном русских и хакасов) находятся в постоянном непосредственном взаимодействии, кот...
Формирование трудовых навыков обучающихся средней школы, проживающих в пришкольном интернате
Формирование трудовых навыков обучающихся средней школы, проживающих в пришкольном интернате...
Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанников пришкольного интерната
Л. А. Субракова, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат им. М. И. Чебодаева».Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанни...
«Формирование трудовых навыков и умений у обучающихся, воспитанников в условиях модернизации образования»
Труд является одним из важнейших средств воспитания, в процессе труда формируется личность ребенка, а так же складываются взаимоотношения с коллективом....
ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА «АСКИЗСКОГО ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА» ИМ. М.И. ЧЕБОДАЕВА
Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации школьников. В статье рассмотрены сущность понятий «профессиональная деятельность» и «профессиональная ориентация», предста...