ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА «АСКИЗСКОГО ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА» ИМ. М.И. ЧЕБОДАЕВА
статья (8, 9 класс)
Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации школьников. В статье рассмотрены сущность понятий «профессиональная деятельность» и «профессиональная ориентация», представлены особенности профориентации воспитанников пришкольного интерната «Аскизского лицея-интерната» им. М.И. Чебодаева, рассмотрены цели и задачи профориентации воспитанников, система работы, направленная на профессиональную ориентацию воспитанников, представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение профориентации воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
senotrusova_a.r._arshanova_a.s.doc | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анастасия Радионовна Сенотрусова
Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева
Воспитатель
с. Аскиз, Аскизского района, Республики Хакасия
senotrusovaanastasia7@gmail.com
с. 8(983)259-69-67
Алиса Сергеевна Аршанова
Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат «Аскизский лицей-интернат» им.М.И. Чебодавева
Воспитатель
с. Аскиз, Аскизского района, Республики Хакасия
alisa.arshanova2018@mail.ru
с. 8(913)0543251
ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА «АСКИЗСКОГО ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА» ИМ. М.И. ЧЕБОДАЕВА
Аннотация: статья посвящена проблеме профессиональной ориентации школьников. В статье рассмотрены сущность понятий «профессиональная деятельность» и «профессиональная ориентация», представлены особенности профориентации воспитанников пришкольного интерната «Аскизского лицея-интерната» им. М.И. Чебодаева, рассмотрены цели и задачи профориентации воспитанников, система работы, направленная на профессиональную ориентацию воспитанников, представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение профориентации воспитанников.
Ключевые слова: школа, школа-интернат, профессиональная ориентация, цель и задачи профориентации, склонность к определенным видам деятельности.
FEATURES OF CAREER GUIDANCE IN THE SENIOR CLASSES OF THE BOARDING SCHOOL «ASKIZ BOARDING LYCEUM» NAMED AFTER N.I. CHEBODAEV
Annotation: the article is devoted to the problem of professional orientation of schoolchildren. The article examines the essence of the concepts of "professional activity" and "professional orientation", presents the features of vocational guidance of pupils of the boarding school "Askiz Boarding Lyceum" named after M.I. Chebodaev, considers the goals and objectives of vocational guidance of pupils, the system of work aimed at vocational orientation of pupils, presents the results of an empirical study aimed at studying vocational guidance of pupils.
Keywords: school, boarding school, professional orientation, the purpose and objectives of career guidance, aptitude for activities.
Каждому человеку на своем жизненном пути приходится разрешать большое количество проблем и задач, отвечать на многие вопросы, и в жизни каждого важное место занимает работа. Правильная ориентация в выборе профессии и специальности является одной из главных задач, решаемую старшими школьниками и их родителями. А наиболее сложная и ответственная работа для педагогов – это «организация процесса профессиональной ориентации старших школьников, в процессе чего им предоставляется возможность самостоятельно применить свои знания и практические умения, проверить свою готовность к выбору профессии» [4, с. 118]. Вхождение школьника во взрослую жизнь неизбежно сопровождено решениями вопросов о выборе профессии, что определяет актуальность работы педагогов в профессиональном оказании помощи молодым людям в выборе профессии, учитывая их склонности и интересы.
При выборе профессии каждый человек рассматривает все доводы за и против какой-либо специальности, рассматривает все, что нравится, а истинное призвание человек может искать всю свою жизнь. Чаще всего такая дилемма встает остро перед учащимися перед окончанием школы и выбор профессии школьников во многом зависит от педагогов школы, «благодаря которым дети погружаются в тот предмет, который им наиболее нравится, получают качественные знания, благодаря грамотно представленным материалам, тем самым педагоги вкладывают частицу себя в дальнейшую судьбу каждого школьника и в выбор их профессии» [1, с. 74].
Профессиональная деятельность – это весьма важный компонент жизнедеятельности человека, благодаря которому он развивается как индивидуальность и как личность, получая психологические и материальные средства для своего существования. Именно период обучения в школе – это «время определения своего жизненного положения, площадка для старта, на которой школьники начинают разбег по пути профессиональной карьеры. Но, к сожалению, современная статистика мотива профессионального выбора показывает, что только 30 % обучающихся старших классов выбирают профессию, размышляя о ее смысле и содержании. В остальных случаях на выбор школьниками будущей профессии оказывают влияние сверстники, родители, средства массовой информации и др.» [2, с. 620]. Так как в данный период развития мировоззрение, ценностные установки, ориентации и личностные особенности школьников находятся еще в стадии формирования, задача педагогов – направить детей в нужное русло и сориентировать их на правильный выбор профессии.
Профессиональная ориентация является «научно обоснованной системой педагогических, социальных, экономических, психологических и медико-биологических мер для оказания школьникам личностно-ориентированной помощи в вопросах выявления и развития склонностей и способностей, познавательных и профессиональных интересов в выборе своей будущей профессии» [3, с. 28].
В пришкольном интернате «Аскизского лицея-интерната» им. М.И. Чебодаева профессиональная ориентация воспитанников реализуется через учебно-воспитательный процесс и внеурочную работу.
Цель профориентации воспитанников пришкольного интерната – оказание поддержки учащимся в выборе обучающего профиля и области своей будущей профессиональной деятельности, формирование у школьников сознательного отношения к труду, развитие профессионального самоопределения в сфере деятельности в соответствии со своими возможностями и способностями.
К задачам профориентации в пришкольном интернате «Аскизского лицея-интерната» относятся:
- изучение предпочтений, склонностей и возможностей воспитанников с целью их формирования по профилям обучения;
- проведение большого круга вариативности профильного обучения средством традиционных и нетрадиционных форм и методов, которые применяют воспитатели пришкольного интерната;
- формирование и развитие сотрудничества с учреждениями дополнительного и профессионального образования, различными предприятия села, города Абакана и Республики Хакасия.
Профориентация воспитанников в пришкольном интернате является многоаспектной системой, которая включает воспитание, просвещение, изучение психофизиологических особенностей учащихся, проведение диагностирования, организация различных элективных занятий и курсов.
Социальный аспект включает формирование ценностной ориентации воспитанников в профессиональном самоопределении, акцентируя изучение требований к квалификации работников различных сфер.
Экономический аспект управляет выбором профессии учеников в соответствии с изучением рынка труда, общественными потребностями и личностными особенностями.
Психологический аспект включает изучение структуры личности, формирование профессиональной направленности и способности к осознанному выбору.
Педагогический аспект позволяет формировать общественно значимые мотивы выбора профессиональных интересов школьников.
Медико-физиологический аспект решает такие задачи как разработку критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья воспитанников.
С целью профориентации ,в интернате регулярно проводится диагностика склонности воспитанников к тем или иным видам профессий, консультирование и просвещение школьников и их родителей о профессиях, которые нужны детям и которые можно получить у нас в Республике, знакомство детей с различными учебными заведениями (профессиональным училищем в селе Аскиз, посещение дней открытых дверей в техникумах и ВУЗах города Абакана) и экскурсии на различные предприятия и организации.
С целью диагностики профориентации воспитанников пришкольного интерната было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 47 воспитанников: 8 класс – 28 воспитанников и 9 класс – 19 воспитанников.
Для реализации поставленной цели использовались такие диагностические методики как «Диагностика структуры сигнальных систем» (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлов, Н.О. Садовников), «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов), «Опросник профессиональных склонностей» (Л. Йовайши).
В ходе проведения диагностической методики Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова и Н.О. Садовникова «Диагностика структуры сигнальных систем» с целью изучения структуры сигнальной системы школьников, было выявлено, что среди школьников, принявших участие в исследовании, преобладает процент учащихся, имеющих склонность к ручному труду (31,3 % и 32,1 %), а наименьший процент составили воспитанники с признаками творческой одаренности (6,3 % и 3,4 %) (см.рис. 1).
Рис.1. Результаты выявления предрасположенности учащихся 8-9-ых классов МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева
к определенным типам профессий
В ходе проведения диагностической методики Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник» с целью выявления предрасположенности воспитанников к определенным типам профессий, было выявлено, что большая часть обоих классов (40,6 % и 42,9 %) относятся к типу профессий «Человек-Человек» (см.рис.2). К данным профессиям относятся продавцы, учителя, воспитатели, врачи, администраторы, менеджеры и др. В 8-ых классах наименьший процент набрали учащиеся, которые относятся к такому типу профессий как «Человек-Знаковая Система» (9,4 %). К такому типу профессий относятся машинисты, программисты, экономисты, телеграфисты и др. В 9-ых классах наименьший процент набрали учащиеся, которые относятся к такому типу профессий как «Человек-Техника» (7,1 %). К этому типу профессий относятся слесари, токари, связисты, водители, швеи, электрики, инженеры, монтажники и др.
Рис.2. Результаты выявления предрасположенности учащихся 8-9-ых классов МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева
к определенным типам профессий
В ходе проведения диагностической методики Л. Йовайши «Опросник профессиональных склонностей» с целью выявления склонностей воспитанников 8-9-ых классов к различным сферам профессиональной деятельности, было выявлено, что 8-ых и 9-ых классах больший процент школьников составили учащиеся, которые склонны к такому виду деятельность как «Работа с людьми» (25 % и 35,7 %). К таким профессиям относятся те, что связаны с бытовым, медицинским и информационным обслуживанием, управлением, воспитанием и обучением (см. рис.3). Наименьший процент в обоих классах составили школьники, склонные к таким видам профессий как исследовательская деятельность (12,5 % и 7,1 %) и экстремальные виды деятельности (12,5 % и 7,1 %). К исследовательской относятся такие виды деятельности как профессии, связанные с научной работой и обладающие такими качествами как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. К экстремальным видам деятельности относятся такие профессии, которые связаны со спортом, путешествиями, экспедициями, охраной, воинской службой и т.д.
Рис.3. Результаты выявления склонности учащихся 8-9-ых классов МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева
к определенным видам профессий
Таким образом, в ходе проведения эмпирического исследования с целью диагностики профориентации воспитанников пришкольного интерната было выявлено, что большая часть школьников 8-ых и 9-ых классов имеют склонность к ручному труду, склонность к таким типам профессий как продавцы, учителя, воспитатели, врачи, администраторы, менеджеры и др., и склонность к такому виду деятельности, где можно работать с людьми.
Итак, профориентация – это целенаправленная социально-педагогическая и психологическая помощь воспитанникам пришкольного интерната в выборе своей будущей профессии. Проблема профориентации воспитанников, безусловно, является достаточно важной, так как от ее качества зависит состояние нашего общества, развитость рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. В пришкольном интернате «Аскизского лицея-интерната» им. М.И. Чебодаева работа по профориентации воспитанников проводится на должном уровне: реализуется профильное обучение, направленное на выявление склонностей к определенным видам деятельности, регулярно проводятся исследовательские практические занятия из разных сфер деятельности, учащимся оказывается системная и полноценная помощь в выборе профессии, проводятся консультации с учащимися и их родителями и др.
Библиографический список
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., 2018. – 272 с.
- Пилюгина Е.И. Актуальность профессиональной профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 619-623.
- Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М., 2015. – 75 с.
- Фадеева Е.И. Выбор профессии – наш выбор! – М., 2018. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантного сознания у воспитанников пришкольного интерната в условиях поликультурного образования
Проблема культуры общения – одна из самых острых в интернате. В средней школе, когда в Аскизский пришкольный интернат заселяются дети-пятиклассники из небольших сёл Аскизского района, начинает складыв...
Формирование трудовых навыков у воспитанников пришкольного интерната
В условиях пришкольного интерната воспитатели продолжают начатое в семье – реализовывают процесс трудового воспитания обучающихся лицея-интерната, воспитывают трудовые качества человека. Педагогическо...
Проектная деятельность как форма работы с воспитанниками пришкольного интерната
В пришкольном интернате воспитанниками создан и в течение учебного года реализовывается социальный проект "Наш двор", целью которого является благоустройство прилегающей к интернату территории. Воспит...
Создание поликультурной воспитательной среды как фактор формирования этнокультурной компетенции воспитанников пришкольного интерната
В Аскизском лицее-интернате действует модель поликультурного образования, где представители различных культур (в основном русских и хакасов) находятся в постоянном непосредственном взаимодействии, кот...
Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанников пришкольного интерната
Л. А. Субракова, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат им. М. И. Чебодаева».Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанни...
Об особенностях работы с воспитанниками пришкольного интерната 7 класс
Формирование и развитие высоконравственного и творческого и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей стр...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ «АСКИЗСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ» ИМ. Н.И. ЧЕБОДАЕВА
Статья посвящена проблеме работы пришкольного интерната с родителями. В статье рассмотрены формы работы и особенности работы с родителями в школе-интернате «Аскизский лицей-интернат» им. М...