Духовно-нравственное воспитание школьников на основе приобщения к традициям и обычаям культурного наследия российского казачества
рабочая программа по теме
Рабочая программа клуба казачьей направленности, расчитанная 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazaki_gotovo.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 9 г. Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ И ОБЫЧАЯМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КЛАССА «МЫ – КАЗАЧАТА»
Автор программы:
Масло Анна Владимировна,
педагог-организатор
МАОУ СОШ № 9 г. Холмска
Холмск
2018
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка ……………………………………………………3
- Содержание программы и краткое описание блоков …………………...10
- Учебно-тематическое планирование……………………………………...12
- Материально-техническое обеспечение курса…………………………...23
- Библиографический список ………………………………………………24
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………27
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………33
Пояснительная записка.
К.Д. Ушинский писал, что «прежде, чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ».
Начиная с 2007 г в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде. Открытие курса казачьей направленности в школе предполагает создание благоприятной культурной среды для воспитания подрастающего поколения.
Каждый народ обладает своей исторической памятью, традициями, в которых запечатлены его духовные ценности. Они отражены в поселениях и жилищах, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных праздниках и обрядах. Культура казачества богата и разнообразна.
Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Не случаен интерес юного поколения к своим истокам, своим корням. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей «малой родине», ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица. Работа в клубе казачьей направленности поможет наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников.
Цель данной программы формирование клуба казачьей направленности: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе изучения краеведения, традиций, культурного наследия предков.
Задачи программы:
1) формировать у детей желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (жить по совести);
2) развивать способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека;
3) воспитывать стремление к любви, добру, толерантности;
4) реализовать систему программных мероприятий патриотической направленности, приобщающих детей к истокам культуры казаков , знакомить с обрядами, традициями, бытом;
5) дать знания в области православной культуры для духовно-нравственного и эстетического развития личности;
6) обеспечить оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
7) формировать в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
8) разработать механизмы, обеспечивающие координацию деятельности урочной и внеурочной системы;
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4-х лет обучения выделяется семь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура казаков», «Труд и быт казаков», «Декоративно-прикладное искусство», «Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества», «Православие и казачество», «По-казачьи скроен и один в поле воин», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, в связи с чем, содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от года обучения.
Данная программа рассчитана на 4 года . Каждый год обучения состоит из 36 учебных часов, 7 блоков. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятие-встреча, занятие - заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие - творческий портрет, занятие-праздник. Особенно приветствуются выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов, и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер.
Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвёртого года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенции.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Результатами изучения курса «Мы - казачата» является формирование следующих УУД:
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
- Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе
- Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- Адекватного понимания причин успешности/ не успешности в своей деятельности;
- Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- Способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства;
- Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
- Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные УУД:
По окончании изучения курса ученик научится:
- Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации.
- Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
- Высказывать свою версию разрешения проблемы.
- Различать способ и результат действия.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений.
- Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
- Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
- Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Осуществлять синтез как составление целого из частей
- Устанавливать аналогии.
- Строить логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков;
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
- Слушать и понимать речь других людей.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Формулировать собственное мнение и позицию.
- Договариваться и приходить к общему мнению.
- Контролировать действия партнёра
- Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
Средством формирования этих действий служит работа в группах.
Знать/понимать:
-различные фольклорные формы казачества;
-особенности проводимых обрядовых праздников казаков;
-историю своей казачьей семьи и /или историю семьи своих одноклассников;
-уклад жизни, особенности численного состава и распределение обязанностей традиционной казачьей семьи;
-основные ремесла, виды декоративно-прикладного искусства казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
-памятные события и даты, связанные с историческими событиями казачества;
- основы духовной жизни казаков.
Уметь / применять в практической деятельности:
- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы казачества;
-реконструировать основные праздничные обряды;
-выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
-выполнить некоторые изделия, поделки;
-выполнить исследовательский проект на тему «История и культура Уссурийского казачества».
Содержание программы и краткое описание блоков:
Содержание программы.
1. Моя родимая сторонка.
2.Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость.
3.По-казачьи скроен и один в поле воин.
4.Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
5.Держись православия- веры наших предков.
6. Служи верно России и казачеству.
7.Люби труд и не бездействуй.
1. Моя родимая сторонка.
- Происхождение названия и первые упоминания о родном населенном пункте;
территория, изменения границ, природные условия и занятия жителей;
- знаменитые земляки;
- памятники культуры и истории;
- народные праздники, традиции, обычаи.
2.Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость.
Родословная семьи:
- роль семьи в жизни человека;
- что такое генеалогическое дерево?
- Прошлое семьи, семейные реликвии, семейные традиции, связь поколений;
- Труд – основа благополучия казачьей семьи;
- Нравственно – ценностные ориентации.
- Оказание посильной помощи взрослым.
- Распределение обязанностей в казачьей семье.
- Забота о детях, престарелых и больных – долг каждого человека .
3.По-казачьи скроен и один в поле воин. (Физическая подготовка)
- Фланкировка (основные навыки владения казачьей шашкой и нагайкой);
- НАРОДНЫЕ КАЗАЧЬИ ИГРЫ:
- «В городок» - совершенствование навыков броска мяча,
развитие ловкости, меткости, точности и координации
движений – мяч;
- «Заюшка» - совершенствование силовых качеств, ловкости, развитие чувства коллективизма – инвентарь не требуется;
- «Пицва» -тренировка глазомера, воспитание и развитие меткости, точности выполняемых движений при броске в цель – гимнастические палки, кегли.
- «Рыба» - тренировка ловкости, борьба со страхом при неожиданной атаке – резиновая перчатка на веревке;
- «Шапочный турнир» - развитие ловкости, скорости, реакции – 2 кубанки или пилотки.
4.Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
- Обсуждение и раскрытие содержания двух заповедей: Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
- Будь примером для всех.
- Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества.
- Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны.
5. Держись православия - веры наших предков.
- Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край.
- Изучение православных традиций в казачьих семьях.
- Православные храмы.
6. Служи верно России и казачеству.
- Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
- Человек - член общества.
- Взаимоотношения с другими людьми.
- Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умение прислушиваться к чужому мнению.
- Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Малая родина».
- Знакомство с казачьими заповедями. Понимание их содержания.
7 . Люби труд и не бездействуй.
- Значение труда в жизни человека и общества.
- Значение труда для казачьей семьи.
- Традиционная одежда.
- Казачье жилище, двор, хозяйство.
- Древние и современные ремесла.
Учебно-тематическое планирование.
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | |||
Сахалин- частица России. Знакомство казачьими заповедями. Понимание их содержания. Место, где мы живем. Моя улица, мой дом, мои соседи. | Раздел 1.Моя родимая сторонка. Страна, где мы живем. Моя улица. Мой дом. Мои соседи. | 3ч | 3ч | 3ч | 3ч | Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Познакомиться и обсуждать правила общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога). Практическая работа: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ. Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, их языкам, традициям, религиям. Показывать местонахождение Москвы и Краснодара на карте России. Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России и Кубани, узнавать его среди гербов других стран. Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ. Знакомство с казачьими заповедями. Обсуждение и понимание их содержания. |
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и Кубани. Семья- самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Распределение обязанностей в казачьей семье Забота о детях, престарелых и больных – долг каждого человека | Раздел 2. Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость. Моя семья. Мои родители. Дедушки и бабушки. Семейные традиции в казачьей семье. Обязанности детей в казачьей семье Воспитание мальчиков и девочек. Семейные праздники. День матери-казачки. Родословная. Подвиг семьи Исследовательский проект. | 4ч | 4ч. | 4ч | 4ч | Понимать роль семьи в жизни человека; что такое генеалогическое дерево? Знать прошлое семьи, семейные реликвии, семейные традиции, связь поколений; Уметь оказывать посильную помощь взрослым. Распределять обязанности Проявлять заботу о детях, престарелых и больных – долг каждого человека |
Формирование здорового образа жизни. Приобщение молодежи к физической культуре, знакомство с традиционными казачьими играми, борьба со страхами во время атаки, развитие ловкости, скорости, знакомство с казачьим оружием. | Раздел 3. По-казачьи скроен и один в поле воин. Фланкировка. Народные казачьи игры. | 4ч. | 4ч. | 4ч. | 4ч. | Учиться работать учебной казачьей шашкой, и нагайкой, пикой. Уметь ориентироваться во время нападения, ловко реагировать при нападении. Уметь контролировать свой страх во время атаки. Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края. Формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к товарищам. Рассказывать о своем друге. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. |
Обсуждение и раскрытие содержания двух заповедей: Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Будь примером для всех, по тебе судят обо всем казачестве. Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества. Освоение кубанской земли. Охрана и защита границ России. Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны. Героические поступки наших земляков мирное время. | Раздел 4. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Будь примером для всех, по тебе судят обо всем казачестве. Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества. Освоение кубанской земли. Охрана и защита границ России. Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны. Герои войны –наши земляки. Героические поступки наших земляков мирное время. Подвиги наших земляков. Создание журнала «Боевые пути земляков». Герои ВОВ. | 6ч. | 7ч | 7ч. | 7ч. | Доносить свою позицию до других людей оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога). Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации. Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края. Участвовать посильно в охране и уходе за памятниками своей родного края. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете. |
Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край. Изучение православных традиций в казачьих семьях. Православные храмы. Правила поведения в храме. Посещение храма. . | Раздел 5. Держись православия- веры наших предков. Православная вера- основа казачьей семьи. Православные традиции казачества. Храмы. Правила поведения в храме. Посещение храма. Православные праздники: Рождество Христово. Пасха. Троица. | 6ч. | 6ч. | 6ч. | 6ч. | Формировать уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край. Изучать православные традиции в казачьих семьях. Организация экскурсии в православные храмы. |
На основе содержания казачьих заповедей дается общее представление о человеческих свойствах и качествах. Человек - член общества. Взаимоотношения с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умение прислушиваться к чужому мнению. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Малая родина». | Раздел 6. Служи верно России и казачеству. Страна, где мы живем. Россия – страна многонациональная. Верность Родине. Казаки- патриоты своей Родины. Казаки равны в правах.
| 5ч. | 5ч. | 5ч. | 5ч. | Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Познакомиться и обсудить правила общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога). Практическая работа: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ. Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, их языкам, традициям, религиям. Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ |
Значение труда в жизни человека и общества. Значение труда для казачьей семьи. Традиционная одежда. Казачье жилище, двор, хозяйство. Древние и современные ремесла. | Раздел 7. Люби труд и не бездействуй. Труд кормит, а лень портит. Традиционная одежда. Казачье жилище, двор, хозяйство. Занятия людей на Кубани. Древние и современные ремесла. Профессии родителей. | 5ч. | 5ч. | 5ч. | 5ч. | Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. Готовить рефераты о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. |
Материально-техническое обеспечение курса |
1.Библиотечный фонд |
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием курса) Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии) Методические пособия для учителя |
2.Печатные пособия |
Административная и физическая карты Сахалинской области и Дальнего Востока. Портреты выдающихся людей Сахалина и Дальнего Востока. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, календари знаменательных дат) |
3.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. |
4.Технические средства обучения |
Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц Экспозиционный экран Персональный компьютер Мультимедийный проектор |
5.Экранно-звуковые пособия |
Видеофильмы по содержанию курса Аудиозаписи 6. Инвентарь. Шашки учебные кадетские. Нагайки. Пика учебная. Мячи, палки. |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах восточных славян. М., 2000.
2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре., 1993.
3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т. 1-2
7. Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
10. Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.
15. Волкострел Т.М. Отражение православия в пословицах восточнославянского населения // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
17. Воронин В. В. Повседневный застольный этикет кубанских казаков // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар, 2007.
18. Воронин В. В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Краснодар, 2005. Вып. 2.
20. Гончарова Е.С. Предания и легенды Кубани о святых источниках // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002.
21. Заградская С. Свадьба кубанских казаков // Играем свадьбу. М., 1987.
23. Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Краснодар, 2002. Вып. 1
24. Капышкина (Хачашрян) С.Ю. Декоративно-прикладное искусство в контексте изучения предметного кода традиционной культуры (по фольклоршыгшо графическим материалам восточнославянского наго ления Кубани) // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998.
26. Колесников В.А. Однодворцы-казаки. СПб., 2000.
27. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В. В. Воронин. Краснодар. 2001.
28. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М., 1995.
29. Кукушкин Б. С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2000 (В т.ч. народные воспитательные традиции).
30. Матвеев О. В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар, 1995.
31. Матвеев О.Б., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII - 1917 г.). Краснодар, 2000.
32. Матвеев О.Б., Фролов Б.Е. Страницы военной истории кубанского казачества. Краснодар, 2007.
33. Мир детства и традиционная культура. М., 1996.
34. Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2005.
36. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
37. Ткач си ко //. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М., 1998.
38. Попова О.С. Традиционная культура и православие (И. А. Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар, 2007.
42. Смирнова Е.С. Святые места в системе традиционной культуры восточнославянского населения Кубани (К вопросу о возникновении святых источников) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
43. Фетисова А.Г. Воспитание через игру в казачьей семье // Дикаревские чтения (5). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар, 1999.
45. Чучмай Г.Т. Тайна географических названий., 2000.
51. Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992.
52. Трёхбратов Б.А. Историко-краеведческий словарь школьника. Краснодар, 2007. Ч. I.
53. Трёхбратов Б.А., Жадан В.А. Историко-краеведческий словарь школьника. Краснодар, 2008. Ч. П.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения (на первое полугодие)
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности обучающихся | Дата |
I четверть | |||
Раздел 1.Служи верно России и казачеству | |||
1. | Страна, где мы живем. Россия – страна многонациональная. | Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Познакомиться и обсудить правила общения и поведения в школе и следовать им. | |
2. | Посвящение в казачата. | Причины создания класса казачьей направленности. Сплочение коллектива. | |
3. | Сахалин - край родимый. Верность Родине. | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога). | |
4. | Казаки - патриоты своей Родины. Казаки равны в правах. | Знакомство казачьими заповедями. Обсуждение и понимание их содержания. | |
5. | Игровая программа «Казаки – будущие защитники Отечества | Воспитание уважения к традициям казаков, как защитникам Отечества | |
6. | Моя улица. Мой дом. | Практическая работа: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ. | |
Раздел 2. Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость. | |||
7. | Моя семья. Мои родители. Дедушки и бабушки | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | |
8. | Семейные традиции в казачьей семье. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. | |
9. | Обязанности детей в казачьей семье. | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | |
II четверть | |||
Раздел 2. Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость. | |||
10. | Воспитание мальчиков и девочек. | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | |
11. | Семейные праздники. День матери-казачки. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом | |
12. | Родословная. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. | |
Раздел 3. По-казачьи скроен и один в поле воин. | |||
13. | Дружба и товарищество. | Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края. Формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к товарищам. | |
14. | Мои друзья. | Рассказывать о своем друге. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. | |
15. | Друг познается в беде. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. | |
16. | Познавательная программа «Музыкальная шкатулка» | Разучивание походных песен казаков. Сплочение коллектива через хоровое пение. | |
III четверть | |||
Раздел 4. Честь и доброе имя для казака дороже жизни | |||
17. | Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества. | Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества. | |
18. | Охрана и защита границ России. | Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества. | |
19. | Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны. Герои войны – наши земляки. | Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны. | |
20. | Героические поступки наших земляков мирное время. Подвиги наших земляков | Героические поступки наших земляков мирное время. | |
Раздел 5. Держись православия- веры наших предков | |||
21. 22. | Православные традиции казачества. Храмы. Правила поведения в храме. | Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край. Православные храмы. | |
23. | Посещение храма. | Правила поведения в храме. Посещение храма. | |
24. | Православные праздники | Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край. | |
25. | Конкурсная программа «Праздник твоего имени». | Познакомить детей с различными именами и их значениями; воспитывать уважение к семейным ценностям; содействовать формированию коллектива класса. | |
IV четверть | |||
Раздел 6. Моя родимая сторонка. | |||
26. | Происхождение названия и первые упоминания о родном населенном пункте. | Краеведение. | |
Территория, изменения границ, природные условия и занятия жителей | Исследовательская деятельность | ||
Знаменитые земляки | |||
Народные праздники, традиции, обычаи города и острова. | |||
Памятники культуры и истории. | |||
Раздел 7. Люби труд и не бездействуй. Труд кормит, а лень портит. | Значение труда в жизни человека и общества. Значение труда для казачьей семьи. | ||
Традиционная одежда. Казачье жилище, двор, хозяйство. | Традиционная одежда. Казачье жилище, двор, хозяйство. | ||
Древние и современные ремесла. | Древние и современные ремесла. | ||
Профессия родителей. | Исследовательская работа. |
Приложение 2
Облик учащегося казачьего класса:
Помни всегда, что учишься
в казачьем классе.
Соблюдай форму одежды.
Закаляй свое тело, дух, волю.
Всегда смотри людям в глаза.
Будь честным во всем.
Помни, что честный велик в малом.
Не лги, не хвастайся, не груби.
Будь благодарным (благодарность – первый взнос в уплату долга).
Кодекс чести казака:
Быть верным любимой России, гордиться ее прошлым, уважать народные, казачьи и христианские обычаи.
Чтить старших, уважать старость.
Держать слово – слово казака дорого.
Быть трудолюбивым.
Помнить: по тебе судят обо всем казачестве и народе твоем.
Правила поведения:
Сила казака не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
Старайся меньше о себе говорить.
Стремись, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы – тверды.
Поведение должно отличаться корректностью, предупредительностью к окружающим.
Остерегайся сам того, чего не одобряешь в других.
Размышляй неторопливо, но действуй решительно, уступай великодушно, а сопротивляйся стойко.
Будь добрым к тем, кто от тебя зависит.
Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.
Будь верен тому, кто верен тебе.
Приложение 3
Количество детей, посещающих занятия в классе « Мы – казачата»
Участие в мероприятиях различного уровня в 2016-2018 учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе музейной педагогики.
В работе раскрыты основные напрвления духовно-нравственного воспитания школьников в рамках музейной педагогики....
«Актуальность формирования у детей духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу посредством знакомства и проведения Православных праздников»
Аргументированное рассуждение на обозначенную тему....
Республиканский семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных культурно-исторических традиций и ценностей»: мастер-класс «Я гусли беру золотые»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:· познакомить уч...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
В настоящее время увеличился интерес к духовной сфере жизни человека, проблема духовно-нравственного воспитания школьников становится одной из наиболее актуальных. Это получило отражение и в программн...
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»
Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»...