Основные направления и принципы культурно-воспитательной деятельности с подростками
статья

Оленина Елена Игоревна

Воспитание - процесс систематического и целенаправленного действия на  духовное  и  физическое  развитие  личности  в  целях  подготовки  её к производственной, общественной и культурной деятельности.

Основная  цель  педагогического  процесса  - развитие  личности.

Раскрыть  индивидуальные  дарования  личности  и сделать  их  социально плодотворными.

Воспитание -  это также и социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни.

Оно  осуществляется  социальными  институтами:  семьей,  школой, учреждениями культуры.

В культурно-воспитательной деятельности с подростками выделяют  основные  направления: познавательная  деятельность; воспитательная деятельность; творческая  деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления и принципы культурно-воспитательной деятельности с подростками

Воспитание - процесс систематического и целенаправленного действия на  духовное  и  физическое  развитие  личности  в  целях  подготовки  её к производственной, общественной и культурной деятельности.

Основная  цель  педагогического  процесса  - развитие  личности.

Раскрыть  индивидуальные  дарования  личности  и сделать  их  социально плодотворными.

Воспитание -  это также и социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни.

Оно  осуществляется  социальными  институтами:  семьей,  школой, учреждениями культуры.

В культурно-воспитательной деятельности с подростками выделяют  основные  направления: познавательная  деятельность; воспитательная деятельность; творческая  деятельность.  

1. Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. Её цель - формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Познавательная деятельность открывает ребёнку окно в мир знаний, мир удивительных  открытий. В  процессе  познавательной  деятельности происходит формирование духовной культуры детей. Необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех форм познавательной  деятельности.  Можно  использовать  образы сказочных героев,  которые  приходят  к  детям  . Сказочные рисунки, соответствующая музыка, таинственные знаки и вещи - это особенно характерно в работе для младших школьников, которые в  силу  своего  возраста  эмоциональны,  динамичны  и  чувствительны. На
первых  порах  красочные  элементы  познавательных  дел  их  привлекают больше, чем само содержание. А потом уже появляется вкус к познанию, к поиску познавательного материала.
Важным  условием  успешности познавательной деятельности  можно назвать   и   включение   каждого   ребенка   в   её осуществление при разнообразии  его ролей  в  этой  работе.  Ребёнок  должен  ощутить  свою причастность к познавательным делам. И, если на первых порах он чаще выступает в роли слушателя, зрителя, исполнителя, то в дальнейшем он становится участником   планирования,  обсуждения, организатором.

2. Воспитательная деятельность.
С    момента  возникновения    человеческого    общества  начинается  процесс воспитания.
Воспитание  - управление  процессом  развития  и  формирования личности через создание для этого благоприятных условий.
Воспитание  в  широком  смысле  — овладение  всей  совокупностью общественного  опыта:  знаниями,  умениями,  навыками,  способами творческой  деятельности,  социальными,  нравственными  и  эстетическими
отношениями.
Система  воспитательной  работы  - это  система  взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели.
Итоговая цель  воспитания  -  стимулирование саморазвития  личности, базовое образование и культура личности, как основа для дальнейшего её развития, помощь личности в жизненном самоуправлении.  Формирование базовой культуры личности включает культуру жизненного самоуправления, семейных отношений, культуру общения интеллектуальную, нравственную, художественную,  экономическую,  экологическую,  трудовую  и  правовую культуру.
Развитие личности.
Современная  теория  считает,  что  воспитание  состоит  не  в  прямом воздействии,  а  в  социальном  взаимодействии  педагога  и  воспитанника.
Процесс  реализуется  через  организацию  деятельности  детей,  результат действий  педагога  выражается  в  качественных  сдвигах  в  сознании  и поведении ребёнка.
По существу, воспитывать -  это значит  организовать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и у других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Особенности  воспитательной  деятельности  в  учреждениях культуры  состоят в том, что дети более раскованы, свободны в выборе занятий, работа строится на добровольных началах и на интересе детей и подростков. Поэтому детский досуг должен быть занимательным, социально-значимым,  духовно  богатым.  В  нем  должно  сочетаться  воспитание  с самовоспитанием,  отдых  с  развлечением.  Следовательно,  учреждения культуры должны:

  • содействовать     развитию  интеллектуальных способностей детей;
  • формировать моральный облик ребёнка;
  • развивать  творческие  способности  личности  через  систему самодеятельного творчества детей и подростков (кружки и коллективы, студии художественной самодеятельности);
  • укреплять        физическое        здоровье        (спортивные  секции, соревнования);  
  • воспитывать патриота - гражданина.  

Направления  работы  учреждений культуры:

  • нравственное      воспитание   направлено на  формированиенравственной культуры ребенка, на формирование таких качеств как совесть,правдивость,  справедливость,  вежливость,  чуткость,  развитие  таких способностей  как  сострадание,  любовь.  Достичь  это  можно  черезнравственное просвещение, создание воспитывающих ситуаций,  большое  влияние  на  формирование  нравственного облика детей имеют  фольклор,мифы, легенды, былины;
  •  правовое  воспитание осуществляется  через  разъяснение  законов,правовых норм, а также организацию поведения детей и подростков. В этихцелях  можно  использовать  разнообразные  формы  работы:  детские утренники, беседы, конкурсы, игры, клубы «Подросток и закон» и др.;
  • эстетическое  воспитание - процесс  формирования  способностейвосприятия  и  понимания  прекрасного  в  искусстве  и  жизни,  выработкиэстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.  Воспитание  эстетического  вкуса,  приобщение  к  искусствувозможно через  массовые формы работы -  праздники искусств, конкурсы,музыкальные  игры,  дни  театра,  дни  музыки,  книжные  именины,  вечера сказок и т.д. Значительное разнообразие в культурную жизнь ребёнка вносятхудожественные  выставки,  музыкальные  и  литературные  салоны, театральные  гостиные,  фольклорные  праздники,  фестивали  искусств. Эстетическое  воспитание  реализуется  и  через  участие  ребят  в  кружках, студиях, группах художественной самодеятельности;
  • экологическое воспитание  подрастающего поколения очень актуальнов  современных  условиях,  это  обусловлено  грозящей  нам  экологическойкатастрофой  и  варварским  отношением  к  окружающей  среде  самого человека. В учреждениях культуры экологическое воспитание может вестисьпо  двум  направлениям:  экологическое  просвещение  и  природоохраннаядеятельность. Формы работы самые разнообразные: циклы бесед, вечера-конкурсы, праздники, экскурсии, полевые игры, лесная аптека, аукционыкниг о природе, ботанические и зоологические эстафеты. В  рамках  природоохранной  деятельности  хорошо  себя зарекомендовали  такие  привлекательные  формы  как  «Зеленый  патруль»,«Голубой патруль», клубы любителей природы и т. д.

Раскрывая  каждое  направление  воспитательного  процесса  можно руководствоваться следующей схемой: направление - цель - задачи - средства и методы - формы организации - ожидаемый результат.

3. Творческая деятельность.
Здесь необходимо подчеркнуть значение деятельного художественного творчества в жизни ребёнка.
Самодеятельное  художественное  творчество  развивает  различные творческие  способности  детей  и  подростков  помогает  познать  мир изобразительного,  музыкального,  театрального,  циркового  искусства,  мир народного фольклора.
Формы работы: групповые - это целая сеть кружков и объединений по различным  жанрам,  а  также  вечера  поэзии,  выставки  творческих  работ, концерты,  конкурсы  бальных  танцев,    конкурсы  «Утренняя  звезда», «Волшебный микрофон», проведение фестивалей искусств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по теме: «Здоровьесберегающие технологии в учреждениях профессионального образования как основное направление в работе с подростками»

Основные подтемы реферата:1.Состояние здоровья подростков в современных условиях2. Здоровьесберегающие технологии   2.1. Методы здоровьесберегающих технологий   2.2.Основопол...

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

ОБЖ_10класс_16_Принципы и направления противодействию террористической и экстремистской деятельности

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 10 классов старшей школы....

Основные направления и формы воспитательной работы с подростками с ОВЗ

Цель воспитательной работы с подростками   – создание условий для всестороннего развития личности каждого ребенка и оказание  помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и ...