Преемственность основных направлений деятельности учителей начальных классов с основной школой с целью создания системы непрерывного образования
опыты и эксперименты по психологии (5 класс)
основные моменты перехода детей из начальной в основную школу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_08.11.2018_balashova_z.a.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ликино-Дулёвская основная общеобразовательная школа № 2»
городского округа Ликино-Дулёво
Выступление на педсовете по теме:
«Преемственность основных направлений деятельности
учителей начальных классов с основной школой
с целью создания системы непрерывного образования»
Подготовила
Классный руководитель 5 «А» класса
З.А. Балашова
Ноябрь 2018 год
« Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее "
В. А. Сухомлинский
Слайд 2
Приоритетная цель школьного образования: научить учиться, то есть
- развить у ученика способность самостоятельно ставить учебную задачу,
- проектировать пути её реализации,
- контролировать и оценивать свои достижения.
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Содержательные линии, дидактические и методические особенности системы обучения, избранные начальной школой, должны получить методическое продолжение в основной школе
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
• образовательные программы;
• организация учебного процесса;
• единые требования к учащимся;
• структура уроков в свете новых ФГОС;
• совместная методическая работа учителей начальной и основной школы;
• работа с учащимися и родителями.
Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения.
С целью определения уровня адаптации пятиклассников в средней школе по окончании 1 четверти было проведено анкетирование среди учащихся 5- х классов и их родителей
Слайд 3 (Щелчок)
По результатам анкетирования можно сделать вывод: общий настрой – положительный. Эмоциональный фон – спокойный, радостный. Преимущественное большинство учащихся адаптировались к положению пятиклассников. Большинство чувств, испытываемых в школе учениками, позитивны.
Слайд 4
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.
Направления деятельности учителя начальных классов : учебная, внеурочная, внеклассная работа методическая работа, работа с родителями.
У учителей предметников в средней школе примерно те же направления деятельности. Но есть существенная разница: пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.
Слайд 5
И в 5 классе картина преемственности выглядит примерно так. Ведь не секрет, что учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников. Многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, учеников. А видит своих новых учеников маленькими, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными.
Анализ причин снижения успеваемости учащихся 5 классов показывает, что находятся они не столько в предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель-ученик. Если для учащихся начальной школы личностно-значимой является оценка учителя, то в 5 классе – это оценка товарищей по классу, сверстников. Если раньше был один оценивающий, то теперь их много и все они его оценивают по-разному.
Кроме того, переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Пятиклассники чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны.
Оказывается тому есть масса причин.
Слайд 6,
Это
-изменения режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой;
-увеличение физической и умственной нагрузки;
-состояние его физического здоровья, связанные с возрастными и гормональными изменениями в организме;
Слайд 7,
Это
- изменение социальное окружение (новый состав учителей добавление новых учеников, предметов) и система деятельности.
-наличие большей свободы и самостоятельности;
-отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность;
-ослабление контроля родителей.
Слайд 8
Это
-разные требования со стороны учителей -предметников;
-большой поток информации, незнакомые термины, слова;
-ощущение отсутствия или недостаточности внимания со стороны учителей.
Я считаю, что учащимся 5 класса необходима поддержка учителей, обладающих достаточными знаниями в области возрастной физиологии и психологии учащихся 10-11 лет и владеющих не только методикой преподавания своего предмета, но и методикой преподавания в начальной школе, дабы на этапе адаптации 5-классников приблизить свои методы, приемы, формы работы к тем, что учащимся знакомы с начальной школы.
Слайд 9
С этой точки зрения классный руководитель - самый необходимый человек для ребенка в средней школе:
- объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общества и обеспечивает успешное взаимодействие всех участников образовательного процесса, становясь зачастую проводником взаимопонимания и сотрудничества.
Слайд 10
Но для успешной преемственности усилий только классного руководителя недостаточно. Ведь преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
Основное содержание преемственности – построение единой образовательной среды. Основополагающее понятие в решении проблем преемственности - «взаимодействие». Проблема преемственности может быть успешно решена лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы в рамках продуманной системы работы всех участников педагогического процесса.
Слайд 11
Благодарю за внимание!
Желаю всем здоровья, творческого вдохновения и радости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средняя и высшая школы – как система непрерывного образования и воспитания одаренных детей в области экологического образования
Статья в сборнике ККИДППО...
Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога - это профориентация....
Медико-педагогическая реабилитация больных детей как основное направление деятельности школы при Детской городской больнице N1 г. Санкт-Петербурга.
Обобщение опыта работы с больными детьми ДГБ №1 и надомниками ГБОУ СОШ №383...
«Создание системы духовного образования в России. Деятельность Лаврентия Горка по созданию первых школ на вятке»
Презентация содержит материал для курса внеурочной деятельности «Литература Вятского края»...
Педсовет «Об основных направлениях деятельности школы в рамках реализации национального проекта «Образование»
Педсовет «Об основных направлениях деятельности школы в рамках реализации национального проекта «Образование»...
Выступление на методическом совете «О преемственности основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС ООО»
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....
Основные направления деятельности классного руководителя в современной системе образования.
Рекомендации для работы классного руководителя...