Основные направления, формы и методы профилактики притеснения, социально-негативных явлений и коррекционно-реабилитационной работы с подростками девиантного поведения в рамках общеобразовательной школы
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Чеканова Анна Валерьевна

Статья на конференцию "Башкатовские чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chekanova_bashkatovskie_chteniya.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРИТЕСНЕНИЯ, СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Чеканова А.В., педагог-психолог МБОУ Горковская СОШ,

пос.Горки-2 Одинцовского р-на Московской области

В настоящее время результатом обучения в школе является не только получение знаний, главным является развитие у обучающегося навыков самообразования и воспитание человека с активной жизненной позицией в жизни. Важными задачами психологического сопровождения в основной школе являются, помимо прочих, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения [6, с.20].

Профилактика девиантного поведения подростков является важной частью работы педагога-психолога.

В «Педагогической поэме» А.С.  Макаренко писал:

«Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, - они были ещё и месяцами поисков истины. Я во всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года. …

У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие»[4, с.39].

Эта выдержка из «Педагогической поэмы» прекрасно иллюстрирует те переживания, которые испытывает педагог-психолог при работе с девиантным поведением подростков. Для того, что подростки не попадали в колонии, необходимо заниматься профилактикой и коррекцией девиантного поведения.

Почему так важно заниматься профилактикой девиантного поведения именно в подростковом возрасте? Подростковый возраст характеризуется  тем, что на первый план выходит потребность в признании миром взрослых своей самостоятельности.  Растет стремление к самоактуализации, повышается уровень социальной активности, развивается способность к рефлексии, к осознанию своего внутреннего мира и личностных качеств. Подростки начинают критически относиться к себе [2, с.172]. Для подростков важным становится мнение сверстников, ему они доверяют в большей степени. Один из доминирующих мотивов поведения и деятельности – занять достойное место в коллективе сверстников. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками.  Потерять авторитет, свою честь и достоинство – самая большая трагедия.  Поэтому подростки бурно реагируют на нетактичные замечания, которые делает ему учитель в присутствии товарищей. Замечания рассматриваются ими как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростками и учителем, и они становятся «трудными» [2,с.179].

Что такое девиантное поведение? Девиантное поведение (англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды девиантного поведения: агрессия, преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, сексуальные девиации, «антиобщественное поведение» (асоциальность). [5]

Как правило, есть основные виды причин подростковой и юношеской девиантности:

  1. Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами.
  2. Причины социального и психологического характера.
  3. Причины, связанные с возрастными кризисами. [8, с.16]

Важной задачей психолога становится проведение работы, направленной на определение причин девиантного поведения подростка.

Работа по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков в общеобразовательном учреждении построена по направлениям деятельности. Педагог-психолог работает в 7 направлениях – диагностика, консультирование, коррекция и развитие, профилактика, просвещение,  повышение квалификации и экспертная работа.

Работа над нежелательными проявлениями девиантного поведения включает в себя ряд этих направлений. При этом используются индивидуальные и групповые формы работы педагога-психолога с подростками.

Диагностическое направление. Для профилактики и коррекции девиантного поведения подростков безусловно необходима диагностика. С целью профилактики нужно смотреть на межличностные отношения в классах. Для того, чтобы знать, кто входит в группу риска, необходимо знать кто испытывает затруднения в освоении учебной деятельности, у кого трудности в поведении, кто дезадаптирован, у кого снижена школьная мотивация.  В рамках общеобразовательного учреждения необходимо проводить диагностику школьной мотивации и адаптации для пятых классов. Важным является проведение исследования социально-психологического климата в классах с целью выявления подростков, находящихся в состоянии неустойчивой адаптации. Необходимым является проведение опроса по буллингу в 6-7 классах для выявления учеников, подвергающихся травле в школе. По результатам диагностики мы получаем результаты по которым можем увидеть, в каких классах в большей степени требуется профилактическая работа, а в каких нужна уже коррекционная работа. Если по результатам социометрического замера мы получаем, что класс не дружен, отношение друг к другу основано на эмоциональном компоненте, уровень информационного обмена низкий – в этих классах требуется работа по сплочению коллектива.  

Для коррекции девиантного поведения диагностика нужна, чтобы понимать что именно беспокоит ребенка – внутренняя агрессия, отношение к подростку одноклассников, проблемы в семье и т.д. Обязательно изучение личностной и школьной тревожности подростка, его агрессивных тенденций, типа личности для определения типов защитных механизмов. Хорошо работают проективные тесты, в том числе метод цветовых выборов Л.Н.Собчик.

Коррекционно-развивающее направление. После проведения диагностических мероприятий необходимо подобрать коррекционно-развивающую программу адекватно проблеме подростка. Если ребенок агрессивен – научить его использовать цивилизованные методы эмоциональной «разрядки», не уверен в себе – программы, направленные на повышение самооценки и обретения уверенности в себе и т.д.

Т.к. самооценка подростка не стабильна и имеет тенденцию к снижению, важно проработать этот момент. Важно формирование позитивного образа Я. Необходимо научить адекватно оценивать свои положительные и отрицательные стороны, научить использовать свои отрицательные качества как зоны роста, ресурсы для развития. Когда подросток имеет позитивный взгляд на себя, он также позитивно относится и к другим.

В связи с высоким влиянием сверстников, часто негативным влиянием, необходимо научить подростка иметь свою собственную точку зрения, своё уникальное мнение, умение его отстаивать,  уметь сказать слово «нет», когда кто-либо предлагает совершить девиантное действие – начиная от табакокурения, оскорбления других людей и заканчивая правонарушениями.

Подростков необходимо приобщать к социальным группам, имеющим позитивную социальную направленность (например, группа самоуправления, кружок кройки и шитья, отряд ЮИД и т.д., в зависимости от интересов подростка). В них он может реализовать и потребность в признании и потребность в самоутверждении.

Консультативное направление. Работа с подростком и его семьёй. Исследования Башкатова И.П. показали, что люди, испытавшие агрессивные действия по отношению к себе, в дальнейшей жизни, переносят эти действия на других. Какая бы не была социальная среда, окружающая подростка, она нейтральна к нему до тех пор, пока подросток не пропустит через себя, свои переживания, свой внутренний мир те события, тот реальный мир в котором он живет. Если подросток испытывает по отношению к себе какие-либо притесняющие воздействия со стороны окружающих, которые препятствуют удовлетворению его биологических или социальных потребностей, то он начинает выражать это в виде недовольства, озлобленности, ненависти, гнева, страха. Эти свои эмоции и чувства он стремится реализовать в ответной мести, лжи, лицемерии, физическом, психологическом, экономическом и других видах притеснения. Осуществляется это нередко противоправными средствами и способами. Пережив всю горечь участи «обиженного», устав быть «жертвой» обидчиков-притеснителей, подросток сам становится агрессором, преследователем, обидчиком и притеснителем.  

Установлена прямая зависимость между видом совершенного несовершеннолетним преступления и видом притесняющего воздействия, применяемого к нему ранее. Так, например, чем ранее и в более выраженных формах к несовершеннолетним применялось физическое притеснение, тем больше вероятность, что они совершат какое-либо насильственное правонарушение или преступление. Анализ уголовных дел воспитанников колоний показал, что лица, судимые за насильственные преступления: убийства, нанесение телесных повреждений различной тяжести и другие, на ранних стадиях своего развития подвергались физическому притеснению; лица, испытавшие по отношению к себе сексуальное притеснение, были осуждены за изнасилование, развратные действия; лица, подвергавшиеся экономическому притеснению, совершали кражи, грабежи, вымогательства, мошенничества и др.; несовершеннолетние, пережившие психическое, социальное, моральное, интеллектуальное притеснение больше совершали  протестные виды преступлений: хулиганство, массовые беспорядки, неподчинение и сопротивление органам правопорядка и др.; те же подростки, к которым применялось пространственное притеснение, чаще других, убегали из дома, занимались бродяжничеством, совершали побеги из спецучреждений, всячески уклонялись от социального контроля со стороны взрослых и административных органов. [1, с.46].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что крайне важно работать с подростком и его семьёй. Необходимо прояснить исходит ли из семьи агрессивность подростка, является ли девиантное поведение защитной реакцией на семейные обстоятельства.  При положительном ответе на эти вопросы проводится работа по коррекции детско-родительских отношений, работа по осознанию необходимости принимать ребенка, видеть в нем личность, конструктивно взаимодействовать с ребенком.

Получен положительный опыт проведения открытых уроков с участием родителей. Они получают возможность увидеть своего ребенка со стороны – как он взаимодействует в коллективе, посмотреть на умение ставить цели и достигать их в учебной деятельности, на коммуникативные способности, на навыки взаимодействия в коллективе. При посещении открытых уроков родители чувствуют себя «причастными» к жизни ребенка, видят её изнутри, ведь большую часть времени большинство детей проводят в школе. Ещё одним позитивным фактором является получение положительных эмоций в процессе совместной деятельности.

Профилактическое направление. С целью профилактики необходима организация школьных мероприятий, где подростки и взрослые могут получить информацию от компетентных лиц. На День профилактики правонарушений и употребления психоактивных веществ должны быть приглашены представители КДН, ОДН, инспектор полиции по работе с несовершеннолетними, врачи-наркологи, медицинские психологи. На День профилактики ВИЧ/СПИД обязательно приглашение специалистов врачей наркологов, венерологов, врачей ВИЧ-кабинетов. Необходимо проведение спортивных мероприятий, культурных мероприятий, психологических акций, направленных на сохранение психического здоровья и повышения интереса к психологии, дней профориентации. Обязательно просвещение родителей и подростков по поводу современных угроз общества – таких как демонстрация насилия в СМИ и сети Интернет, призывы к вступлению в различные группы в социальных сетях, преследующие такую цель как на прерывание жизни подростков.  Необходимо объяснять родителям, что нужно выявлять причины – почему ваши дети интересуются суицидом, почему подростки ведут себя агрессивно, используют девиантные действия. Необходимо, чтобы родители осознавали проблему, ведь осознание – первый шаг на пути к решению.

Важно учить родителей корректно общаться с детьми. Поэтому необходимым является просвещение по поводу возрастных особенностей подростков и освоение техник эффективного общения, такие как техника активного слушания [2, с.61], техника «Я-высказывание» [7]  и др. В качестве площадок для просвещения родителей могут использоваться классные мероприятия, школьные мероприятия и родительские собрания.

Просвещение необходимо и третьим участникам педагогического процесса – учителям. Прекрасная статья «Некоторые вопросы психологии перевоспитания» есть в учебном пособии «Возрастная и педагогическая психология авторов М.В.Гамезо, Е.А, Петровой, Л.М.Орловой. В ней говорится о том, что перевоспитание необходимо, когда у ребенка сложились плохие привычки, сформировалась  отрицательная мотивация и отрицательная направленность личности.

Привычные формы поведения – динамический стереотип. Сложившийся динамический стереотип — цепь реакций, которые осуществляются одна за другой почти без участия сознания. Поэтому при попадании в привычную ситуацию (школьная, семейная или какая-либо другая обстановка) эта система реакций срабатывает, проявляется часто автоматически. Даже если ученик дает слово исправиться, сознает неприглядность своего поведения и хочет его изменить, ему трудно затормозить привычные реакции в привычных условиях. Только длительное не подкрепление этих привычных реакций и создание условий для их не проявления может разрушить старый стереотип. При этом старый стереотип должен быть заменен  новым.

Процесс перевоспитания складывается в том случае, когда воспитатель не только не допускает проявления старых связей, привычек, но и включает подростка в новые связи, делает его полноправным членом коллектива, участником общественной жизни коллектива. Изоляция трудного ребенка от сложившихся коллективов (класс, спортивная команда, кружок) заведомо обрекает его на установление и поддержание связей вне класса, на улице, во дворе.

Если возникают одновременно две доминанты, то они взаимно угнетают друг друга и побеждает, как правило, более сильная. На этом и должна быть построена вся система перевоспитания трудных: в противовес возникшим «дурным» доминантам нужно создавать, вызывать у подростков иные - полезные, «хорошие», укреплять, усиливать их до полного вытеснения ранее сложившихся.

 В связи с этим совершенно недостаточно, чтобы подросток отрекся от старых взглядов, потребностей, идеалов — следует заменить их новыми, чтобы новые вытеснили старые и заняли их место. Переключить его энергию с вредных путей на социально полезные, дать этой энергии новый, полезный с педагогической точки зрения выход, создать новые доминанты, найти пути приложения здоровой энергии — в этом заключается весь основной секрет успеха перевоспитания трудновоспитуемого.

Т.к. внешнее всегда преломляется через внутреннее, недостаточно проведения бесед со ссылками на примеры хорошего поведения с попытками вызвать укоры совести,  желание исправиться. Опора на такие мотивы, как потребность в сочувствии и защите  взрослого, одобрении окружающих, потребность занять конкретное место в коллективе, создает необходимую положительную мотивацию подростка, благоприятные внутренние условия для перевоспитания, для замены старых привычек, взглядов, идеалов новыми.

При работе с трудным ребенком нужно понимать и учитывать его внутренние мотивы.

  • желание выделиться из массы других подростков, утвердиться в коллективе, привлечь к себе внимание и т.п. – грубит и срывает уроки;
  • физическое притеснение одноклассников – хочет пользоваться уважением и привлечь внимание

Одним из способов перевоспитания может быть «замена действия». Успех перевоспитания будет заключаться в том, чтобы найти такую задачу для подростка, которая давала бы ему возможность психологического удовлетворения (обеспечивала ему завоевание достойного места в коллективе, преодолевала его чувство ущемления, способствовала проявлению его взрослости) и вместе с тем не была бы антиобщественной [2, с.363].

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков  достаточно трудна, причём трудности часто возникают и с подростками и с их родителями. Идя сквозь препятствия, очень важно помнить о той благородной цели, о том позитивном результате, к которому мы стремимся, о вкладе в жизнь каждого отдельного подростка, в жизнь семьи и страны в целом.

Литература

  1. Башкатов И.П. Притеснение: обидчики и обиженные. http://ecsocman.hse.ru/data/098/604/1231/005.BASHKATOV.pdf - Дата обращения 14.03.17
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?: ЧеРо, Сфера; Москва; 2003
  4. Макаренко А.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том I. – Москва: изд-во «Правда», 1971. – 431 с.
  5. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/05.php - Дата обращения - 14.03.2017
  6. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность/ сост. И.В.Возняк [и др.]. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2015, - 235 с.
  7. Техника "Я-высказывание": как сделать чтобы вас услышали http://www.b17.ru/article/17026/  - Дата обращения – 19.11.2016
  8. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М. Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с. – (Психологические технологии).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе

В статье раскрывается понятие девиантного поведения подростка в школе и рассматривается комплекный подход для решения проблемы....

Организация,содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе.

Описана разработка системы взаимодействия специалистов,которые занимаются решением проблемы социальной коррекции....

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Современные социальные технологии в работе с подростками девиантного поведения.

Деятельность воспитательно-профилактической системы строится исходя из концепции комплексной социально-правовой, социально-педагогической, медико-психологической помощи, оказываемой обществом девиантн...

Рекомендации по работе с подростками девиантного поведения

Консультация по работе с подростками в образовательном учреждении...

Доклад "Работа с подростками девиантного поведения"

Часто приходится сталкиваться с тем, что решая возрастные задачи развития, подростки используют неадекватные (неконструктивные) стратегии поведения, что приводит к школьной и социальной дезадаптации у...