Основные направления и формы воспитательной работы с подростками с ОВЗ
статья (9 класс) на тему
Цель воспитательной работы с подростками – создание условий для всестороннего развития личности каждого ребенка и оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_vospitatelnoy_raboty_2016.docx | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления и формы воспитательной работы
с подростками с ОВЗ
Целью воспитательной работы в XIII группе (9 А класс) в 2015 – 2016 учебном году было – создание условий для всестороннего развития личности каждого ребенка и оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Воспитательная работа велась по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека;
- Воспитание социальной ответственности и компетентности;
- Воспитание духовно-нравственных чувств и этического сознания;
- Воспитание экологической культуры;
- Воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни;
- Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни;
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному
В соответствии с данными направлениями были поставлены следующие задачи:
- обеспечить благоприятный нравственный и эмоциональный микроклимат в группе;
- создать условия для воспитания патриотизма, чувств уважения и долга к ветеранам ВОВ и войн современности;
- способствовать формированию правовой грамотности и законопослушного поведения обучающихся;
- воспитывать активную гражданскую позицию, повышать социальную активность воспитанника;
- формировать представление у воспитанников о достойной жизни человека, выстраиваемой на основании добра, истины и красоты;
- помочь осознать человеческой жизни в содружестве с природой;
- наделить воспитанника элементарными умениями по овладению современной культурой;
- способствовать формированию чувства причастности и удовлетворения социальной значимостью личного труда каждого воспитанника; создать условия для профессионального самоопределения каждого воспитанника;
- формировать у воспитанников эмоционально – ценностное отношение к здоровому и безопасному образу жизни;
- оказывать поддержку раскрытию духовного и творческого потенциала, способностей и талантов воспитанников.
Основным критерием успешности организации воспитательной работы в группе является наличие положительных результатов воспитания.
Конкретные результаты, достигнутые в ходе выполнения поставленных задач, таковы:
- Качество знаний по предметам составило 73, 26%;
- Качество знаний – 36,36%
- Степень обученности – 100%;
- Уровень воспитанности – 4,9 балла (рост по сравнению с предыдущим годом на 0,2 балла);
- Охват обучающихся кружковой работой – 100%;
- Уровень благополучного эмоционального состояния воспитанников - 100%;
- Рост уровня социализации воспитанников (за уч.год) - 0,1 балла;
- Удовлетворенность обучающихся результатами обучения и воспитания, жизнью в школе-интернате - 100%;
- Высокая удовлетворенность родителей деятельностью школы-интерната –100%;
- Уровень толерантности воспитанников – 100%.
Ориентиром в организации всей коррекционно- воспитательной работы явилась «Модель выпускника школы – интерната». Какой продукт мы получили на выходе? Моих выпускников отличает:
- успешная сдача основного государственного экзамена, высокие итоговые оценки;
- сформированность ключевых компетенций допустимом уровне;
- высокий уровень воспитанности (средний показатель уровня воспитанности обучающихся в группе -4.9 балла (по пятибалльной системе);
- выпускники 2016 года демонстрируют готовность к продолжению учебы: предварительный показатель трудоустройства – 100%
- мои выпускники – настоящий, сплоченный классный коллектив, лидеры ШДО «Мы вместе», активные участники социально- значимых проектов;
- мои выпускники – постоянные участники и неоднократные победители творческих и спортивных мероприятий различного уровня.
Для достижения положительных результатов и решения поставленных задач была проведена следующая работа:
Главным фактором успешности воспитания является уровень познавательной активности детей. Деятельность по формированию познавательных интересов и сознательного отношения к учебе включала в себя совместную работу с учителями – предметниками по координации усилий в успешном освоении обучающимися учебных предметов, по развитию познавательных способностей каждого ребенка посредством посещения учебных занятий, бесед с учителями, работы с классным электронным журналом и дневниками обучающихся, контролем при выполнении домашнего задания. Постоянное посещение уроков позволяло иметь представление о возникающих проблемах в усвоении учебной программы детьми и намечать пути их решения с целью поддержания интереса к учению, продуктивной организации индивидуальной работы и получения результатов. Старалась способствовать созданию условий для повышения качества знаний, для продвижения воспитанников к более высокому уровню самостоятельности на самоподготовке.
Также в работе велась разнообразная внеурочная деятельность: беседы, игры – путешествия, устные журналы, экскурсии, праздники, занятия – практикумы, разговоры наедине, встречи с интересными людьми.
Результатом повышения познавательной деятельности воспитанников группы является их ежегодное участие в школьной научно – практической конференции, участие в школьных предметных неделях, в областных, городских и всероссийских конкурсах детского творчества. Процент успеваемости составил 100%, общий процент качества знаний - 36,36% (в группе четверо обучающихся окончили учебный год на «4» и «5»).
Важнейшим показателем работы по этому направлению являются результаты государственной итоговой аттестации. Все обучающиеся были допущены к государственной итоговой аттестации и сдавали 2 обязательных экзамена (русский язык, математика) в форме государственного выпускного экзамена. По данным предметам уделялось особое внимание: еженедельные посещения уроков, беседы и консультации с учителями о процессе подготовки обучающихся к экзаменам. Проверка дневников, проводимый промежуточный анализ успеваемости обучающихся позволял своевременно информировать родителей, организовывать контроль за посещением занятий и результатами учебы. Все выпускники 9 «А» класса (11человек) успешно сдали государственную итоговую аттестацию в новой форме и получили аттестат об окончании основной школы.
Изучение уровня воспитанности обучающихся является одним из важнейших компонентов мониторинга воспитательной работы. В 2015-2016 учебном году диагностика уровня воспитанности была проведена дважды согласно перспективному плану воспитательной работы: промежуточный мониторинг (декабрь 2015г.) и в конце учебного года (май 2016г.).
Результаты промежуточного мониторинга - 4,7 балла. Показателям воспитанности являются конкретные действия каждого ученика в различных ситуациях, его поступки, его ориентиры, отношения к одноклассникам, к старшим, а также к самому себе. Промежуточный анализ уровня воспитанности позволил правильно скорректировать работу в воспитательской группе для повышения уровня воспитанности ребят.
Средний показатель уровня воспитанности возрос с 4,7 балла до 4,9 балла в этом учебном году (на 0,2 балла).
Наблюдается динамика уровня воспитанности по параметрам:
«Эрудиция» - на 0,3 балла;
«Прилежание» - на 0,1 балла;
«Трудолюбие» - на 0,1 балла;
«Я и природа» - на 0,1 балла;
«Я и общество» - на 0,2 балла;
«Эстетический вкус» - на 0,2 балла;
«Я (отношение к себе)» - на 0,2 балла.
При анализе уровня воспитанности наблюдается средний уровень по параметрам «Я и природа», «Трудолюбие» и «Прилежание». Наблюдается высокий уровень по параметрам «Эрудиция», «Я и общество» и «Эстетический вкус» и «Я (отношение к себе)».
Улучшение данных показателей были достигнуты при помощи различных педагогических воздействий: бесед, воспитательских и практических занятий на соответствующую тематику, выполнение коллективных и индивидуальных трудовых поручений, обновление содержания воспитания на основе духовно-нравственных ценностей, моральных приоритетов, национальных традиций (реализация «Программы духовно-нравственного развития и воспитания»). Использование в работе коррекционных занятий и упражнений способствует развитию всех сфер деятельности воспитанников, но у каждого в разной степени
Одним из важнейших направлений деятельности является профориентационная работа с обучающимися, поэтому в начале года была разработана серия воспитательских занятий: «Дороги, которые мы выбираем», «Путь в профессию начинается в школе», «Мир профессий большой – труд почетен любой», «Как выбрать будущую профессию», «Куда пойти учиться». В течение года проводились занятия по профессиональному ориентированию, проводимые в игровой и занимательной формах, профдиагностика, различные внеклассные мероприятия, проводились экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий. С родителями обучающихся проводила: консультации, беседы, родительские собрания с целью определения профессии их ребенка.
Школьный библиотекарь регулярно подбирала литературу для обучающихся в помощь по выбору профессии и профориентационной работе; изучала читательские интересы обучающихся и рекомендовала им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывала выставки книг о профессиях: «Все работы хороши», «Кем быть?».
Социальный педагог оказывала педагогическую поддержку детям в процессе их профессионального и жизненного самоопределения, проводила индивидуальные консультации по выбору специальности и учебного заведения; осуществляла консультации обучающихся по социальным вопросам: «Мои перспективы и возможности», «Что я знаю о своей будущей профессии»; были организованы экскурсии в ТОГУНПО «Техникум отраслевых технологий», где дети не только познакомились с профессиями, но и написали заявления о приеме на обучение на заинтересовавшую их специальность.
Мои воспитанники принимали активное участие в реализации Программы дополнительного образования по профориентации и социализации обучающихся интернатных учреждений «Моделирование профессионального самоопределения», разработанной ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий». Координатором взаимодействия между нашими учреждениями является Сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и профессионального самоопределения для обучающихся из числа детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, созданный на базе техникума. А так же активно участвовали в реализации школьной Программы профессионально – ориентационной работы для обучающихся 8-9 классов «Я в мире профессии».
Результатом этой работы стал тот факт. Что все обучающиеся определились, кем хотят стать и выбрали соответствующее учебное заведение.
С данными воспитанниками работаю девятый год, поэтому сплоченный дружный коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для воспитательной работы подбирались мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем. Дети в группе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом, стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждалось, отмечались реальные успехи проведения, не замалчивались и недостатки – это позволило подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне.
Старалась включить воспитанников в различные виды деятельности, творчество, систему отношений, в работу школьной детской организации «Мы вместе», городской детской организацией «Вита», что положительно сказывается на их саморазвитии, формировании социальной позиции личности воспитанника.
Так выпускник нашей школы, каков он?
Елена Б. – учится на «хорошо» и «отлично». Очень старательная, дисциплинированная и трудолюбивая девочка. Она всегда открыта для общения. Активно проявляет себя во внеурочной деятельности: с уверенностью можно назвать ее правой рукой воспитателя. Активно занимается спортом. Она выступала на соревнованиях, как школьного, так и областного уровня и всегда занимала призовые места. Елена участник городской конференции «Человек и природа» (1 место), Международного интернет – проекта «Мосты дружбы», Всероссийского творческого конкурса «Святые заступники Руси».
Андрей Б. – принимал участие в делах класса и школы. Обладает артистическими данными, участвовал в школьных концертах и праздниках. В трудовых десантах группы проявлял трудолюбие и ответственность. Участник областной выставки «Техно – Экспо» (1 место), Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси», областного творческого конкурса «Красота божьего мира».
Степан Ж. – обладает тихим, доброжелательным, покладистым характером, но при необходимости может отстоять собственные взгляды и личную позицию. Всегда демонстрирует культурное поведение, для выпускника характерно единство сознания и поведения.
Участник областного конкурса детских творческих работ о Чернобыльской АЭС «Помним ради будущего» (3 место), Эпистолярного конкурса «Письмо губернатору. Я гражданин Тамбовщины», Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси», областного творческого конкурса «Красота божьего мира».
Анна К. – один из признанных лидеров не только в классе, но и в школе. Активно участвовала в общешкольной жизни школы, класса, в работе ученического самоуправления, в различных мероприятиях, в спортивной жизни. Инициативная, творческая личность. В ней развито чувство коллективизма, взаимной поддержки. Добросовестно и ответственно выполняет обязанности в классном коллективе, радуется успехам товарищей.
Участник Всероссийского творческого конкурса «Безопасность – мой стиль жизни», Эпистолярного конкурса «Письмо губернатору. Я гражданин Тамбовщины», Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси».
Андрей К. – интересный собеседник. За время учебы показал хорошие и отличные знания по всем предметам. Неоднократно являлся участником и победителем школьных олимпиад. Активный участник школьных – научно – практических конференций. Участник Международного творческого интернет – проекта. Номинация «По русски. Правильно», Всероссийского конкурса патриотического рисунка «Я рисую мир», школьного конкурса учебных проектов, посвященного Году литературы (диплом в номинации «За актуальность исследования».
Сергей Л. – в нем развито чувство коллективизма и взаимной поддержки. Он общителен, имеет много друзей, уважительно относится к педагогам. Активный участник классных и школьных мероприятий. Обладает артистическими способностями. Участник добровольной интернет – акции «Безопасность детей на дороге», Международном литературном конкурсе «Купель», областной выставке «Техно – Экспо» (1 место). Активный участник Акций: «Чистый берег», «Зеленая весна».
Дмитрий М. – хорошо развит физически. Любит спорт, посещал футбольную секцию. Призер областных спортивных соревнований. Участник областного конкурса детских творческих работ о Чернобыльской АЭС «Помни ради будущего» (диплом), Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси».
Роман П. – ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к своему здоровью. Призер спортивных областных соревнований. Это непременно участник классных и школьных мероприятий. Участник Международного интернет – проекта. Номинация «По русски. Правильно».
Александр Р. – развитая личность. Демонстрирует социальную взрослость, ответственность за свои поступки, обладает правовой культурой. Александр – коммуникативен, общителен, добросовестный ученик. По всем предметам имеет хорошие и отличные отметки. Занимает активную жизненную позицию, является членом совета старшеклассников при школьной организации «Мы вместе». Принимает активное участие во всех классных и школьных мероприятий. Обладает выраженными способностями к рисованию, оформительской деятельности. Обучался в школе – искусств, успешно сдал выпускные экзамены, защитил работу. Благодаря ему группа неоднократно являлась победителем в различных школьных и областных конкурсах рисунков, плакатов. Участник областного конкурса рисунков «Дети и налоги» (1 место), Международного творческого интернет – проекта «Подросток и закон», областной выставки «Техно – Экспо» (1 место), конкурса рисунков «Безопасное селфи» (благодарственное письмо), Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси», Международного интернет – проекта «Мосты дружбы» (сертификат).
Алексей Т. – активный участник спортивных соревнований по футболу, баскетболу и легкой атлетике. Достигал высоких результатов в этих видах деятельности, в составе команды занимал призовые места в различных городских и областных соревнованиях. Участник областной выставки «Техно- Эскпо», Международного интернет- проекта «Мосты дружбы», Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси».
Людмила Т. – активно занимается спортом. Призер школьных, городских, областных и всероссийских соревнований. Занимает активную жизненную позицию: с готовностью и желанием участвовала в различных классных и школьных мероприятиях. Проявляет интерес к художественной работе. Любит многое мастерить своими руками: шить, вязать, вышивать бисером. Хорошо рисует - увлекается рисованием, причем удовольствие доставляет сам процесс этого занятия. Участник областного конкурса рисунков «Дети и налоги» (1 место), Международного литературного конкурса «Купель», XII областного конкурса детско – юношеского творчества по пожарной безопасности (2 место), городском Пасхальном фестивале семейного творчества «Пасху празднуем семьей» (1 место), Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси».
Сопоставляя желаемый образ выпускника с реальным, можно сделать вывод об успешности проводимой воспитательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления и формы работы с семьей
В ОГБУ СО РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее – Центр) проходят реабилитацию не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и дети с ослабленным здоровьем. ...
Основные направления и формы воспитательной работы ГОУ СПО «Калязинский машиностроительный техникум».
Направления и формы воспитательной работы....
Эффективные формы воспитательной работы с подростками
Правильный выбор эффективных форм работы со школьниками среднего звена играет важную роль в воспитании классного коллектива. Воспитательные мероприятия должны соответствовать интеллектуаль...
Доклад на тему "Основные направления и формы предупреждения деструктивного поведения подростков"
Доклад по теме "Деструктивное поведение подростков"...
Презентация к докладу на тему "Основные направления и формы предупреждения деструктивного поведения подростков"
Презентация "Основные направления и формы предупреждения деструктивного поведения подростков"...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основные направления воспитания в целях всестороннего гармоничного развития личности в условиях учреждений дополнительного образования...
Основные направления и формы работы по формированию нравственных качеств у учащихся младшего подросткового возраста с умственной отсталостью
Основные направления и формы работы по формированию нравственных качеств у учащихся младшего подросткового возраста с умственной отсталостью....