Занятие внеурочной деятельности
план-конспект занятия (6 класс)
На занятии использованы приемы смыслового чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
И.С.Тургенев "Нищий" | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие внеурочной деятельности
Понятия милосердия и доброты в произведении И. С. Тургенева «Нищий».
Используемые формы и приемы обучения: беседа, отстроченная загадка, кластер, устное словесное рисование, чтение с остановками, творческие задания, просмотр видеофильма, карта самоанализа.
1-й этап. Работа с текстом до чтения
- Отсроченная загадка.
-На доске записаны лексические значения одного и того же слова. Попробуйте отгадать, что это за слово?
(Милосердие) - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.
(Милосердие) - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.
(Милосердие) - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
- Кластер.
- Какими качествами должен обладать милосердный человек? Начертите кластер: образно представьте качества, которыми должен обладать милосердный человек. (Милосердный человек: доброта, щедрость, понимание, сочувствие, сострадание, любовь к людям.)
- Беседа.
-Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний разговор? Текст, который я выбрала для знакомства на уроке, написан И. С. Тургеневым. А с какими его произведениями вы уже знакомы? О чем они? Какие проблемы в них поднимал И. С. Тургенев? Что вы знаете об этом писателе? Как вы думаете, о чем будет идти речь в тексте с названием «Нищий»? Как соотнести эти два слова: милосердие и нищий? Проверим наши прогнозы.
2-й этап. Работа с текстом во время чтения
1. Чтение текста с остановками.
Я проходил по улице... (Что могло случиться с героем?) Меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо! (Предположите развитие дальнейших событий.)
Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи. (Как отреагировал рассказчик?)
Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала. (Что произошло дальше?)
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...
«Не взыщи, брат; нету меня ничего, брат». (Каковареакция нищего?)
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись - и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
- Что ж, брат, - прошамкал он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
- Работа с репродукцией.
- Обратите внимание на репродукцию картины русского художника XIX века Василия Перова «Чаепитие в Мытищах». Что вы увидели на картине? Попробуйте представить ситуацию, описанную художником. Найдите общее и разницу в стихотворении И. С. Тургенева и картине В. Перова.
- Возврат к названию.
- Обратите еще раз внимание на название. Это слово многозначное.
НИЩИЙ - -ая, -ее; нищ, нища, нище. 1. Очень бедный, неимущий. Н. скиталец. Нищая хибарка. Нищая жизнь (также перен.: бездуховная). 2. Нищий, -его, м. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Подать нищему. * Нищий духом (устар. и книжн.) - лишенный внутренних интересов, духовно опустошенный. // ж. нищая, -ей (ко 2 знач.). // прил. нищенский, -ая, -ое (ко 2-му знач.). Нищенская котомка.
- Как вы думаете, в каком значении употребляется это слово в заглавии стихотворения в прозе?
- Анализ текста. Выявление деталей подтекстовой информации.
- Как выглядит нищий? Каким увидел герой нищего? Зачитайте его описание. Что подчеркивает в его облике писатель?
Выстроим образный ряд:
- руки: «красная, опухшая, грязная рука», «грязная, трепетная рука»;
- одежда: «шершавые лохмотья»;
- состояние здоровья: «нечистые раны»;
- лицо: «воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы»; «воспаленные глаза», «синие губы».
- С помощью каких средств писатель изображает нищего? Чего больше: эпитетов или слов в прямом значении? (Большинство прилагательных употреблено в прямом значении, чтобы зафиксировать жестокую, неприглядную реальность. Поэтому и слова он подбирает простые, лишенные подтекста, двойного толкования. В портрете нищего появится, пожалуй, только один эпитет, выражающий восприятие лирическим героем этого несчастного человека: «трепетная рука».)
- Какие глаголы передают состояние нищего? О чем свидетельствует выбор лексики? (Стонал, мычал, прошамкал. Автор хочет передать состояние героя. Старику трудно говорить, голос героя становится все глуше. Описание помогает увидеть воочию нищего старика, даже услышать его голос, шорох его лохмотьев.)
- Как эти звуки передает автор? (Аллитерации ([ш], [х], [с], [ч], [щ] - нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, несчастное существо, прошамкал, опухшую и т. д.) помогают нам не только увидеть, но и услышать.)
- А как вы представляете героя-рассказчика? Какие художественные детали помогают его представить? (Платок, часы, кошелек.)
-Дорисуйте его портрет. (Это обеспеченный, благополучный человек, интеллигент, дворянин. На нем строгий костюм, шляпа, пальто, белый шарф.)
- Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? Прочитайте их выразительно. (Предложения с многоточиями встречаются 7 раз.)
- Какова функция многоточий в тексте стихотворения И. Тургенева? (С помощью многоточий передано крайнее волнение лирического героя.) Попробуйте их «заполнить».
- Как вы думаете, какой момент в общении героев является главным? (Рукопожатие.)
История ритуала рукопожатия:
- В древности этот ритуал демонстрировал, что человек не прячет оружия.
- В рыцарские времена имел следующее значение: я без оружия, я не буду с тобой воевать.
- В XIX веке рукопожатие стало знаком согласия при заключении коммерческих сделок.
- А в наше время этот ритуал демонстрирует добрую волю его участников, является знаком приветствия и уважения друг к другу.
- В каком значении использовал этот ритуал писатель? (В последнем.)
-Герои называют друг друга братьями. Слово брат употребляется в следующих лексических значениях.
- Сын в отношении к другим детям одних родителей. Например: родной брат, сводный брат.
- Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.).
- Товарищ, единомышленник. Например: братья по духу.
- Свой брат (разг.), близкий, свой человек, а также (обобщенно) близкие, понимающие друг друга люди. Например: свой брат рабочий.
- Какой смысл герои вкладывают в это слово?
- Сведения об авторе текста.
-Как вы думаете, какие черты характера должны быть у человека, написавшего подобное произведение? Могли бы вы рассказать с этой позиции о Тургеневе?
Слово учителя о писателе.
-Это был первый русский писатель, который писал о крепостном праве. …..
3-й этап. Работа с текстом после чтения
- Беседа.
- Что же такое милосердие? В нашем тексте два героя, о каком можно сказать, что он милосердный? (Оба героя милосердны.)
- Творческие задания на выбор (в зависимости от способностей обучающихся):
- Охарактеризуйте душевное состояние рассказчика, расскажите, что он чувствовал во время общения с нищим.
- Напишите сочинение-миниатюру «Как я понимаю слово “милосердие”»?»
- Как вы понимаете слова Хелена Келлера: «Истинное милосердие - это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении»?
- Как вы думаете, является ли произведение И. С. Тургенева современным? (Можно с уверенностью сказать, что, пока будет жить человечество, ему будут необходимы такие произведения, как «Нищий» И. С. Тургенева, чтобы не просто мириться с действительностью, а пытаться ее изменить, а если не в состоянии изменить, то хотя бы постараться сделать это, проявив свое сострадание, милосердие к ближнему.)
- Презентация выполненных работ. Обсуждение.
4. Беседа.
У современного писателя Тимура Зульфикарова есть интересная притча.
- Молодой спросил у старого человека: «В чем мудрость жизни?» Старик ответил: «Когда я был молод, я смеялся над упавшим человеком, когда я стал стариком - плакал!»
- Как вы думаете, можем ли мы соотнести эту притчу с произведениями, написанными Иваном Сергеевичем Тургеневым? Каким образом?
- Закончить нашу работу мне бы хотелось словами самого И. С. Тургенева: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд... Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».
5. Рефлексия.
Карта самоанализа «Я на сегодняшнем уроке...»
Был активен | Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями | Понял смысл стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» и сделал из него выводы | Написал творческую работу и оценил ее на «...» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности (Модуль "Мыльные истории") 5 класс. Тема занятия «В нашей школе Юбилей – у нас множество идей» (Изготовление упаковки для Юбилейного Школьного Мыла)
Данная разработка является авторской. Используется на занятиях внеурочной деятельности (Модуль в 5 класс "Мыльные истории)...
Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений
laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...
ЗАНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 8 «А» КЛАССЕ ТЕМА ЗАНЯТИЯ «СЛАВНЫЙ БАЙКАЛ»
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 8 «А» КЛАССЕТЕМА ЗАНЯТИЯ «СЛАВНЫЙ БАЙКАЛ»...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
Методы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроках и занятиях внеурочной деятельности
Презентация....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельностью «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 10-х классов
Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью «Основы предпринимательской деятельности» составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной програ...
АМО - урок/занятие/образовательное событие. Занятие внеурочной деятельности в кружке "Инструментальный ансамбль" (первый год обучения)
Тема мероприятияНота с точкой. Разбор русской народной песни «Светит месяц»Цели мероприятияЗнакомство с понятием нота с точкой.Проявлять интерес к изучаемой теме.Формировать навыки игры на...