Лекция для учителей "Применение психолого-педагогических технологий, необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся"
методическая разработка

Бузыкина Надежда Николаевна

Профилактическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_dlya_uchiteley_noyabr_.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для учителей

Тема: «Применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся»

Особенностью инклюзивного образования является то, что, учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии работы.

        В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса.

        Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

        Психолого-педагогическая технология - это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

        

Технологии организации инклюзивного образовательного процесса

        Следуя общим правилам и способам организации учебной деятельности на уроке, учитель инклюзивного класса должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка, у которого отмечаются особенности познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Часто такой ученик не может полностью успевать за темпом всего класса: выполняет задания на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения содержания темы, предмета его одноклассниками.

        Например, учет индивидуальных особенностей можно осуществить, если объединить детей в группы по схожим признакам. Напомним основные формы занятий, зависящие от количества участников процесса:

        Индивидуальное обучение – индивидуальные задания на уроке, задания на дом. При организации индивидуальной работы на уроке – выполнения задания на карточке, индивидуального задания в тетради – необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками. Если учитель дает карточку только одному ученику, создается ситуация искусственного выделения его из общей учебной работы. Ребенок с ОВЗ будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе. Например, когда в процессе устного счета на уроке математики учитель включает задания, доступные ученику с ОВЗ, а карточки с индивидуальными самостоятельными заданиями получает не только он, но еще несколько учеников. При этом содержание и форма задания будут соответствовать уровню освоения материала каждым учащимся. Формированию положительной учебной мотивации способствует и выполнение индивидуальных заданий по выбору, когда ребенок сам определяет их сложность и объем.

        Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) -  объясняют  друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.

        Технология взаимного обучения основана на предположении, что дети могут многому научиться друг у друга.

        Все ученики в классе делятся на пары и выполняют обязанности обучающих и учащихся. Ученики с ОВЗ также могут выступать в роли обучающих, это значительно повышает самооценку.

        Включение ребенка с трудностями в обучении и поведении в парную работу должно происходить постепенно. Вначале с ним в паре могут работать дети, показывающие явно положительное отношение, готовые помочь и поддержать. Это не обязательно самые лучшие ученики, главный признак здесь – лояльность. Однако здесь важно помнить – необходимо быть очень осторожным в использовании одного ученика для поддержки другого. Любой, даже самый добрый ребенок достаточно быстро устает от постоянного груза ответственности. Поэтому по мере формирования у «особого» ребенка умений в области взаимодействия, формирования алгоритма деятельности при работе в паре учитель меняет ее состав. Так весь класс постепенно приобретает опыт взаимодействия с особым учеником. На первых порах учителем отмечается и одобряется не столько сам результат, сколько согласованность, сплоченность, умение сотрудничать и т.д. После этого можно организовывать работу в парах и по иным принципам.

        Групповая работа – обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление.

        Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу также носит постепенный и последовательный характер.

        На первых порах при организации работы в группах можно использовать работу с распределением функций – когда каждый ребенок вносит свой вклад в общий результат,  выполняя свое задание. При этом ребенку с трудностями в обучении можно предложить вспомогательные материалы (например, если нужно составить предложение, ребенок пользуется  заранее заготовленными словами-карточками, которые следует расположить в нужной последовательности, при решении задачи – готовой краткой записью условия).

        Фронтальное обучение всего класса.        

        Технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.

        Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

        Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся.

        Технология проблемного обучения 

        На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

        Метод проектов.

        Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.

        Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

        Используя проектные технологии в работе с детьми ОВЗ, необходимо обязательное соблюдение следующих условий: проект должен быть посильным для выполнения детьми, должны быть созданы условия  для успешного выполнения проектов, в случае выполнения групповых (коллективных) проектов каждый обучающийся вносит свой вклад в выполнение проекта, а также обязательная презентация результатов работы по проекту.  Необходимо помнить, что проект – это продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей и их родителей.

        

Технологии оценки результатов учебной деятельности

        Одним из ключевых вопросов при разработке и реализации адаптированной образовательной программы является проектирование методов и форм оценки результатов учебной деятельности особого ребенка в инклюзивном классе. Важнейшими показателями эффективной работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения будет положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении образовательной программы, формирование социальной компетентности.

        В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдения, анализ продуктов внеучебной деятельности, самооценка, мнение о продвижении ребенка со стороны его родителей, тьютора и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

        Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения.

        В настоящее время по-прежнему не решен вопрос, каким образом нужно оценивать результаты, достигнутые ребенком с ОВЗ, если они не совпадают с планируемыми результатами начального общего образования, предусмотренными Государственным образовательным стандартом. Этот вопрос требует создания нормативных документов.

        

Технологии, направленные на развитие социальной компетентности детей.

        Одним из основных результатов инклюзивного образования является формирование жизненных навыков или социальных компетенций (навыков взаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятельности и т.д).

        Среди технологий, направленных на повышение социальной компетенции, можно выделить три типа:

  • прямое обучение социальным навыкам;  
  • организация групповых видов активности;  
  • формирование социальных навыков через подражание.

        При прямом обучении социальным навыкам учитель обучает детей правильному поведению через правила и примеры. Принятие правил очень важно для всех детей, но оно должно быть осознанным, связанным с их личным опытом. Перед тем как дети приступают к работе фронтально или по группам, учитель может обсудить в классе правила взаимодействия детей друг с другом. Например, «говорить по очереди», «слушать друг друга», «задавать вопросы, если что-то не понятно». Очень важно научить детей договариваться о правилах, если возникает конфликтная ситуация – как вести себя каждому ребенку, что принять за основу. Учитель может регулировать этот процесс взаимодействия.  

        Многие правила можно вводить при помощи символических знаков. Например, чтобы добиться тишины в классе, можно ввести «Знак тишины». Это может быть рисунок кленового листа. Для того чтобы услышать тихий шелест, с которым лист ложится на пол, дети поневоле замолкают. После этого учитель говорит: «А теперь давайте договоримся. Если я показываю на этот листочек, в классе должно быть так тихо, чтобы было слышно, как он падает». И с этого момента учитель начинает пользоваться этим правилом: когда нужно добиться тишины в классе, он молча показывает на «Знак тишины». Если сам учитель выполняет правило, учащиеся тоже быстро его усваивают.

        Что необходимо знать учителям и специалистам, работающим в инклюзивном классе?

  • Правила должны быть просты и понятны ребенку и не противоречить друг другу.
  • Правила нельзя вводить длинным списком.
  • Одновременно можно принять в классе одно–два правила. Следующие можно вводить только после того, как усвоены уже принятые правила.
  • Ребенок лучше усваивает правило, когда контролирует другого человека, будь то взрослый или ребенок.
  • Если правило нарушил взрослый человек, это следует отмечать так же, как если его нарушил ребенок.
  • Надо хвалить учащихся за выполнение правил.  Ребенок обязательно должен получать положительные подкрепления своей деятельности.

        При организации групповых видов активности, таких как дежурство, подготовка к празднику, работа в учебных группах, помощь в выполнении заданий, передвижение по школе и за школой (например, организованное для незрячих детей или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), учитель:

  • планирует групповую активность детей, способствующую их эффективному социальному взаимодействию;
  • выбирает участников для группы (т.е. детей с ОВЗ и социально компетентных сверстников);
  • контролирует и корректирует групповую активность.

        Учитель предлагает здоровым сверстникам по очереди сопровождать ребенка с ОВЗ по школе, сначала он сам выбирает тех детей, которые могут это делать – ответственных и доброжелательно относящихся к ребенку. Потом учитель обучает детей, как надо сопровождать ребенка с ОВЗ по школе. Когда ребенок подготовлен, ему предлагают сопровождение. Сначала учитель контролирует процесс, задает вопросы и подсказывает где необходимо, как и что надо делать. Потом предоставляет детям самим передвигаться по школе. В дальнейшем обученный таким образом сопровождению ребенок может обучить всех остальных.

        Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей: более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания другим детям. Обучение через подражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра. Когда дети могут учиться, например, на физкультуре в одном темпе совершая одни и те же действия, у ребенка с РАС определенный навык сформируется быстрее. Считается, что обучение не в однородных, а в гетерогенных группах более эффективно.

        Технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса.

        Коррекционно-развивающие технологии

        Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

        Основные направления корекционно-развивающей работы, которые используются в обучении детей ОВЗ:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция и развитие отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
  • развитие пространственных представлений ориентации;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

3. Коррекция и развитие основных мыслительных операций:

  • навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • умение планировать деятельность;

4. Коррекция и развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами и явлениями, событиями)

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям)

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащения словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

        Одним из условий правильной организации учебно-воспитательного процесса в работе с детьми с ОВЗ является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи обучения и воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Виды корекционно-развивающих технологий: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, рисуночная терапия, игротерапия.

        Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора.        

Дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.

        Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.

        При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.

        

Здоровьесберегающие технологии, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.         Фомами работы являются: физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, динамическая гимнастика, релаксация.

        Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, на уроках можно проводить физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию

        Использование здоровьесберегающих технологий обучения в образовательном процессе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

        

        Информационно-коммуникационные технологии

        Внедрение ИКТ в инклюзивных школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ОВЗ.

        ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя  уроки с использованием данной технологии, мы пользуемся принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.

        Интересными для учителя и учащихся являются интерактивные игры и тренажеры по определённой теме.

        Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПНПО 7 Критерий " Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся"

Учитель описывает организацию образовательного процесса одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности. Выявление, принципы и формы работы с детьми из социально - неблагополучных семей, вовлечени...

Cоздание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи у ребёнка начинается процесс индивидуального усвоения общественных норм и культурных ценностей.     Для достижения положит...

5.ПНПО-2016 5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями учащихся. Любой и каждый ребенок талантлив и может не подозревать о собственных возможностях, что пропагандирует инклюзивное обра...

Описание опыта адресной работы с различными категориями обучающихся. Опыт работы с обучающимися отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровья.

Проблема  организации физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ,  до настоящего времени не решена. К сожалению, нет адаптивных программ для таких обучающихся четких рекомендаций, фи...

Картотека (база данных) для адресной работы с различными категориями обучающихся.

методы, которые использую в своей работе с детьми из социально - неблагополучных семей...

Применение психолого – педагогических, в том числе инклюзивных технологий, необходимых для адресной работы с различными категориями учащихся

В профессиональном стандарте педагога указано на функцию «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными ...

Адресная работа с различными категориями учащихся

В статье представлен опыт работы учителя с разными категориями учащихс: работа с одаренными детьми;работа с детьми из опекунских и приемных семей; с детьми из семей, попавших в трудные жизненные ...