Адресная работа с различными категориями учащихся
статья по технологии

Кожанова Лариса Павловна

В статье представлен опыт работы учителя с разными категориями учащихс: 

  • работа с одаренными детьми;
  • работа с детьми из опекунских и приемных семей; с детьми из семей, попавших в трудные жизненные ситуации;
  • работа с детьми с девиантным  поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адресная работа с различными категориями учащихся

Одним из направлений своей педагогической деятельности считаю создание благоприятного психологического климата для всех обучающихся, с которыми я работаю как учитель-предметник. За все годы работы не было конфликтных ситуаций с обучающимися и их родителями, отсутствуют  жалобы с их стороны. Индивидуальная работа с обучающимися ведется по следующим направлениям:

  • работа с одаренными детьми;
  • работа с детьми из опекунских и приемных семей; с детьми из семей, попавших в трудные жизненные ситуации;
  • работа с детьми с девиантным  поведением.

В классах, в которых я работаю, нет категории детей из семей мигрантов, инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Работа с одаренными детьми:

«Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий» - Ф. Бэкон.

В современной системе образования одним из приоритетных направлений является работа с одаренными и талантливыми детьми. В работе с такими детьми одной из главных функций учителя становится выявление детских способностей, создание условий для их развития, помощь в формировании таланта обучающихся, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям.

Цель моей работы: помочь учащимся всесторонне развивать свои способности, способствовать личностному росту учеников.

Задачи:

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей;
  • стимулирование познавательной деятельности.

Для успешного развития данного направления мной проводится следующая работа:

- участие учащихся в предметных олимпиадах по технологии, экономике, финансовой грамотности;

- индивидуальная работа (в рамках  консультаций);

- участие в различных предметных и внеклассных конкурсах различных уровней;

-  активное использование проектной методики;

- широкое использование современных информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности, в подготовке к конкурсам, проектам, внеклассным мероприятиям, и т.д.;

- создание Портфолио достижений учащегося;

- чествование призеров и победителей на общешкольной линейке.

Как результат работы в данном направлении – награды моих учеников в олимпиадах и конкурсах.

Работа с детьми из опекунских и приемных семей и  детьми из семей, попавших в трудные жизненные ситуации:

При работе с детьми из социально неблагополучных семей в первую очередь я обращаю внимание на жизненную ситуацию каждого. К каждому такому ребенку необходим индивидуальный подход. Считаю, что в данном случае я не только учитель, но и  своего рода наставник, который в какой-то мере определяет жизненные ориентиры для ребят, у которых не все в порядке дома и нет других образцов для подражания, даже в лице родителей. Главная цель такой моей работы: не просто научить детей чему-то, но и помочь сформировать активную жизненную позицию, показать ученикам, что они творцы своих судеб и от них самих зависит  многое.

Задачи:

  •  привить любовь к обучению, вовлечь в образовательный процесс;
  • помощь в личностном развитии ребенка;
  • воспитание правовой культуры учащихся.

Для успешной работы в  данном  направлении мною проводится следующая работа:

- индивидуальные/групповые дополнительные занятия по технологии, экономике, обществознанию с целью помощи  неуспевающим;

- вовлечение во внеурочную деятельность, участие в проектной деятельности;

- тематические беседы на морально-этические темы.

Результатами моей работы в данном направлении, по моему мнению, можно считать:

1.100% занятость детей из неблагополучных семей в проектной деятельности, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

2 Активное участие детей из семей данной категории в общественной жизни школы: конкурсы, праздники, школьные мероприятия, где ребята могут показать результаты своего труда (поделки, изделия и т.п.).

Работа с детьми с девиантным  поведением:

В течение многих лет я сама была классным руководителем, выпустила шесть выпусков и не понаслышке знаю, как трудно работать с детьми такой категории.

Главная цель такой работы: постоянная поддержка, стимулирование позитивного поведения.

Задачи:

  • сосредоточить внимание учащегося на нахождении  личностного смысла изучаемого предмета;
  • необходимо делать акцент на позитивном в  работе и поведении;
  • не использовать агрессивные методы воспитания.

В основе работы с детьми с девиантным поведением лежит тесное сотрудничество с классным руководителем и психологом школы. Стараюсь изучать индивидуальные особенности ребенка и выявлять его интересы и потребности, трудности и проблемы. Если возникают конфликтные ситуации с участием таких детей, вижу отклонение в поведении, то никогда не пройду мимо, постараюсь определить  их причины, отследить истоки возникновения конфликтных ситуаций и помочь ребенку.  При этом я веду работу с самим ребенком, с классным руководителем, с учителями-предметниками, с родителями, с администрацией школы.

Результаты работы:

1. Активное участие детей в общественной жизни школы (конкурсы, праздники, школьные мероприятия).

2. Благоприятный психологический климат на уроках,  в общении с детьми.

При отборе детей для занятий во внеурочное время, для подготовки к олимпиадам, конкурсам, конференциям я не делю детей на категории: если ребенок проявляет интерес к моим предметам, если у него есть желание и стремление к высокому (индивидуально для него!) результату,  я всегда стараюсь поддержать его.

Таким образом, моя адресная работа как учителя-предметника с различными категориями обучающихся способствует созданию благоприятных условий для обучения и воспитания, самоопределения, саморазвития, нормализации психофизического состояния ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПНПО 7 Критерий " Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся"

Учитель описывает организацию образовательного процесса одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности. Выявление, принципы и формы работы с детьми из социально - неблагополучных семей, вовлечени...

Cоздание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи у ребёнка начинается процесс индивидуального усвоения общественных норм и культурных ценностей.     Для достижения положит...

5.ПНПО-2016 5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями учащихся. Любой и каждый ребенок талантлив и может не подозревать о собственных возможностях, что пропагандирует инклюзивное обра...

Описание опыта адресной работы с различными категориями обучающихся. Опыт работы с обучающимися отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровья.

Проблема  организации физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ,  до настоящего времени не решена. К сожалению, нет адаптивных программ для таких обучающихся четких рекомендаций, фи...

Картотека (база данных) для адресной работы с различными категориями обучающихся.

методы, которые использую в своей работе с детьми из социально - неблагополучных семей...

Создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся с ОВЗ

В статье освещена адресная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната для обучающихся с ОВЗ...

Применение психолого – педагогических, в том числе инклюзивных технологий, необходимых для адресной работы с различными категориями учащихся

В профессиональном стандарте педагога указано на функцию «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными ...