Программа внеурочной деятельности "Пресс-центр"
учебно-методический материал
Программа внеурочной деятельности "Пресс-центр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belyaeva_k.a._programma_vd_press_tsentr.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с. Иглино
муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
«Согласовано» « Утверждаю»
Зам. директора по ВР: Директор школы:
______ Рафикова Т.Г. ______ Ханов Р.Р.
«___»________2019г. «___»_______2019г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное направление)
«Пресс- центр»
на 2019-2020 учебный год
Программу разработала и реализует:
Беляева Ксения Аликовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать детям в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный корреспондент». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа социально-педагогического направления и рассчитана на 1 год обучения. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 11-13 лет. Количество учащихся в учебной группе 15 человек.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Благодаря занятиям в объединении «Юный корреспондент» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.
Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи программы:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Формы и режим занятий:
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- игра,
- чтение и обсуждение статей из газет;
- экскурсии;
- обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;
- выпуск стенных школьных газет;
- подготовка статей для публикации в газетах.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Продолжительность занятий – 2 часа. Занятия проводятся по расписанию.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Формы подведения итогов:
- анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
- участие в презентации «Портфель творческих успехов».
Ожидаемые результаты:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры
Учебно-тематический план
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | ||||
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | |||||||
1 | 2.09 | Вводное занятие. | 1 | 1 | ||||
Журналистика как профессия. 13ч. | ||||||||
2 | 4.09 | Профессиональная этика журналиста. | 1 | 1 | ||||
3 | 9.09 | Обсуждение и выстраивание иерархии профессиональных качеств журналиста. | 1 | 1 | ||||
4 | 11.09 | Профессиональные качества журналиста | 1 | 1 | ||||
5 | 16.09 | Изучение разновидностей СМИ | 1 | 1 | ||||
6 | 18.09 | Журналы | 1 | 1 | ||||
7 | 23.09 | Газеты | 1 | 1 | ||||
8 | 25.09 | Фельетон | 1 | 1 | ||||
9 | 30.09 | Очерк | 1 | 1 | ||||
10 | 2.10 | Заметка | 1 | 1 | ||||
11 | 7.10 | Мастерство журналиста: | 1 | 1 | ||||
12 | 9.10 | Работа со словом | 1 | 1 | ||||
13 | 14.10 | Специфика газетного языка | 1 | 1 | ||||
14 | 16.10 | Анализ текстов | 1 | 1 | ||||
От теории к практике. 19 ч. | ||||||||
15 | 21.10 | Проекты | 1 | 1 | ||||
16 | 23.10 | Проекты | 1 | 1 | ||||
17 | 6.11 | Сбор материала для статьи. | 1 | 1 | ||||
18 | 11.11 | Отбор наиболее важной и интересной информации. | 1 | 1 | ||||
19 | 13.11 | Корректировка. | 1 | 1 | ||||
20 | 18.11 | «Публикация». | 1 | 1 | ||||
21 | 20.11 | Журналистское творчество великих писателей | 1 | 1 | ||||
22 | 25.11 | Аналитическая журналистика | 1 | 1 | ||||
23 | 27.11 | Изучение журналистского творчества великих писателей. | 1 | 1 | ||||
24 | 2.12 | Мастерство журналиста. Аналитическая журналистика | 1 | 1 | ||||
25 | 4.12 | Знакомство с аналитическими жанрами журналистики | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
26 | 9.12 | Статья. Обзор. | 1 | 1 | ||||
27 | 11.12 | Обозрение | 1 | 1 | ||||
28 | 16.12 | Открытое письмо | 1 | 1 | ||||
29 | 18.12 | Рецензия | 1 | 1 | ||||
30 | 23.12 | Аннотация | 1 | 1 | ||||
31 | 25.12 | Психологическая подготовка журналиста. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
32 | 30.12 | Отработка приемов развития и тренировки памяти | 1 | 1 | ||||
33 | 13.01 | Профессиональная этика журналиста. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Журналистская этика, кодексы журналистики. 36 ч. | ||||||||
34 | 15.01 | Журналистика и общество | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
35 | 20.01 | Знакомство с нормативными документами, регламентирующими правовые и этические основы журналистики | 1 | 1 | ||||
36 | 22.01 | Правовые и этические основы журналистики. | 1 | 1 | ||||
37 | 27.01 | Мастерство журналиста: | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
38 | 29.01 | Работа со словом | 1 | 1 | ||||
39 | 3.02 | Изучение особенностей жанра эссе | 1 | 1 | ||||
40 | 5.02 | Зарисовки | 1 | 1 | ||||
41 | 10.02 | Фельетон | 1 | 1 | ||||
42 | 12.02 | Реклама | 1 | 1 | ||||
43 | 17.02 | Журналистика на практике. Проектные работы | 1 | 1 | ||||
44 | 19.02 | Домашняя пресса | 1 | 1 | ||||
45 | 26.02 | Школьная газета | 1 | 1 | ||||
46 | 2.03 | Корректировка текста | 1 | 1 | ||||
47 | 4.03 | Написание критической статьи | 1 | 1 | ||||
48 | 9.03 | Корректирование на практике | 1 | 1 | ||||
49 | 11.03 | Проекты | 1 | 1 | ||||
50 | 16.03 | Проекты | 1 | 1 | ||||
51 | 18.03 | Написание статьи | 1 | 1 | ||||
52 | 30.03 | Написание зарисовок | 1 | 1 | ||||
53 | 1.04 | Написание эссе | 1 | 1 | ||||
54 | 6.04 | Критика | 1 | 1 | ||||
55 | 8.04 | Написание критической статьи | 1 | 1 | ||||
56 | 13.04 | Знакомство с русской критикой | 1 | 1 | ||||
57 | 15.04 | Аннотация | 1 | 1 | ||||
58 | 20.04 | Отзыв | 1 | 1 | ||||
59 | 22.04 | Виды текста | 1 | 1 | ||||
60 | 27.04 | Повествование | 1 | 1 | ||||
61 | 29.04 | Описание | 1 | 1 | ||||
62 | 4.05 | Рассуждение | 1 | 1 | ||||
63 | 6.05 | Написание текста-рассуждения | 1 | 1 | ||||
64 | 11.05 | Стили речи | 1 | 1 | ||||
65 | 13.05 | Рассказ | 1 | 1 | ||||
66 | 18.05 | Написание рассказа. Описание по впечатлениям | 1 | 1 | ||||
67 | 20.05 | Обобщающее занятие | 1 | 1 | ||||
68 | 25.05 | Итоговое занятие. | 1 | 1 |
Содержание курса.
- Введение (1 час). Вводное занятие. Повторение сведений, изученных за предыдущий год. Терминн «журналистика». Кто такой журналист? Обзор прессы.
- Журналистика как профессия. (13 ч). Профессиональные качества журналиста. Журналистская этика. Пресса. Виды прессы.
- От теории к практике. (19 ч) Прикладная журналистика. Практическая журналистика. Написание статей.
- Журналистская этика, кодексы журналистики. (36 ч) Правовые основы журналистики. Правила поведения, права и обязанности журналиста. Написание статей. Изучение редакторов. Основы редактирования.
Методическая литература для педагога.
- Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
- Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
- Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
- Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
- Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
- Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
- Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
- В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Методическая литература для детей.
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Информационные ресурсы.
Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы: 8 штук;
стулья: 16 штук.
Технические средства: компьютеры, фотоаппарат, телевизор, видеомагнитофон.
У каждого ребенка – блокнот, ручка.
Документы и материалы,
с учётом которых составлена программа:
- Закон РФ «Об образовании» от 1992 г.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 7 марта 1995 г. №233.
- Должностная инструкция педагога.
- Инструкция по технике безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...