Программа внеурочной деятельности "Пресс-центр"
учебно-методический материал

Беляева Ксения Аликовна

Программа внеурочной деятельности "Пресс-центр" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belyaeva_k.a._programma_vd_press_tsentr.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 с. Иглино

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан

               «Согласовано»                                                 « Утверждаю»                        

      Зам. директора по ВР:                                             Директор школы:                                    

                  ______ Рафикова Т.Г.                                        ______ Ханов Р.Р.

           «___»________2019г.                                             «___»_______2019г.                                                              

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное  направление)

«Пресс- центр»

на 2019-2020 учебный год

Программу разработала и реализует:

                                                                       Беляева Ксения Аликовна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать детям в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный корреспондент». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Настоящая программа  социально-педагогического направления и рассчитана на 1 год обучения. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 11-13 лет. Количество учащихся в учебной группе  15 человек.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Благодаря занятиям в объединении «Юный  корреспондент» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся;  учащиеся объединения  ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.

Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества. 

Задачи программы:

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

        Формы и режим занятий:

Традиционными видами занятий являются:

- беседа;

- игра,

- чтение и обсуждение статей из газет;

- экскурсии;

- обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;

- выпуск стенных школьных газет;

- подготовка статей для публикации в  газетах.

Формы работы:  коллективная, групповая, индивидуальная.

Продолжительность занятий – 2 часа. Занятия проводятся по расписанию.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Формы подведения итогов:

- анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;

- участие в презентации «Портфель творческих успехов».         

Ожидаемые результаты:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства.            Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры

Учебно-тематический план

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

2.09

Вводное занятие.

1

1

Журналистика как профессия.  13ч.

2

4.09

Профессиональная этика журналиста.

1

1

3

9.09

Обсуждение и выстраивание иерархии профессиональных качеств журналиста.

1

1

4

11.09

Профессиональные качества журналиста

1

1

5

16.09

Изучение разновидностей СМИ

1

1

6

18.09

Журналы

1

1

7

23.09

Газеты

1

1

8

25.09

Фельетон

1

1

9

30.09

Очерк

1

1

10

2.10

Заметка

1

1

11

7.10

Мастерство журналиста:

1

1

12

9.10

Работа со словом

1

1

13

14.10

Специфика газетного языка

1

1

14

16.10

Анализ текстов

1

1

От теории к практике.  19 ч.

15

21.10

Проекты

1

1

16

23.10

Проекты

1

1

17

6.11

Сбор материала для статьи.

1

1

18

11.11

Отбор наиболее важной и интересной информации.

1

1

19

13.11

Корректировка.

1

1

20

18.11

«Публикация».

1

1

21

20.11

Журналистское творчество великих писателей

1

1

22

25.11

Аналитическая журналистика

1

1

23

27.11

Изучение журналистского творчества великих писателей.

1

1

24

2.12

Мастерство журналиста. Аналитическая журналистика

1

1

25

4.12

Знакомство с аналитическими жанрами журналистики

1

0,5

0,5

26

9.12

 Статья. Обзор.

1

1

27

11.12

Обозрение

1

1

28

16.12

Открытое письмо

1

1

29

18.12

Рецензия

1

1

30

23.12

Аннотация

1

1

31

25.12

Психологическая подготовка журналиста.

1

0,5

0,5

32

30.12

Отработка приемов развития и тренировки памяти

1

1

33

13.01

Профессиональная этика журналиста.

1

0,5

0,5

Журналистская этика, кодексы журналистики. 36 ч.

34

15.01

Журналистика и общество

1

0,5

0,5

35

20.01

Знакомство с нормативными документами, регламентирующими правовые и этические основы журналистики

1

1

36

22.01

Правовые и этические основы журналистики.

1

1

37

27.01

Мастерство журналиста:

1

0,5

0,5

38

29.01

Работа со словом

1

1

39

3.02

Изучение особенностей жанра эссе

1

1

40

5.02

Зарисовки

1

1

41

10.02

Фельетон

1

1

42

12.02

Реклама

1

1

43

17.02

Журналистика на практике. Проектные работы

1

1

44

19.02

Домашняя пресса

1

1

45

26.02

Школьная газета

1

1

46

2.03

Корректировка текста

1

1

47

4.03

Написание критической статьи

1

1

48

9.03

Корректирование на практике

1

1

49

11.03

Проекты

1

1

50

16.03

Проекты

1

1

51

18.03

Написание статьи

1

1

52

30.03

Написание зарисовок

1

1

53

1.04

Написание эссе

1

1

54

6.04

Критика

1

1

55

8.04

Написание критической статьи

1

1

56

13.04

Знакомство с русской критикой

1

1

57

15.04

Аннотация

1

1

58

20.04

Отзыв

1

1

59

22.04

Виды текста

1

1

60

27.04

Повествование

1

1

61

29.04

Описание

1

1

62

4.05

Рассуждение

1

1

63

6.05

Написание текста-рассуждения

1

1

64

11.05

Стили речи

1

1

65

13.05

Рассказ

1

1

66

18.05

Написание рассказа.

 Описание по впечатлениям

1

1

67

20.05

Обобщающее занятие

1

1

68

25.05

Итоговое занятие.

1

1

                           

Содержание курса.

  1. Введение (1 час). Вводное занятие. Повторение сведений, изученных за предыдущий год. Терминн «журналистика». Кто такой журналист? Обзор прессы.
  2. Журналистика как профессия. (13 ч). Профессиональные качества журналиста. Журналистская этика. Пресса. Виды прессы.
  3. От теории к практике. (19 ч) Прикладная журналистика. Практическая журналистика. Написание статей.
  4. Журналистская этика, кодексы журналистики. (36 ч) Правовые основы журналистики. Правила поведения, права и обязанности журналиста. Написание статей. Изучение редакторов. Основы редактирования.

Методическая  литература для педагога.

  1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
  2. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
  3. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
  4. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
  5. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
  6. Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
  7. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
  8. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
  9. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.         

Методическая литература для детей.

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

Информационные ресурсы.

http://ru.wikipedia.org/

Методическое обеспечение

Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования

Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы: 8 штук;

                                                                                стулья: 16 штук.

Технические средства: компьютеры, фотоаппарат, телевизор, видеомагнитофон.

У каждого ребенка – блокнот, ручка.

Документы и материалы,

с учётом которых составлена программа:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 1992 г.
  2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 7 марта 1995 г. №233.
  3. Должностная инструкция педагога.
  4. Инструкция по технике безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...