«Волшебный карандаш»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Направленность программы: «Волшебный карандаш» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.
Актуальность программы дополнительной общеобразовательной дополнительной общеразвивающей программы «Волшебный карандаш» связана с использованием дополнительных разнообразных возможностей.
Программа «Волшебный карандаш» предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно -практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира
Педагогическая целесообразность в системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Адресат программы Программа рассчитана на 135 часов: 1 Кл. – 33 ч., 2 – 4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 4 до 11 лет
1-й год обучения – 1 класс ( 7-8лет)-33 часа
2-й год обучения –2 класс ( 8-9лет)-34 часа
3-й год обучения –3 класс ( 9-10лет)- 34 часа
4-й год обучения –4 класс (10-11лет)- 34 часа
Продолжительность занятий составляет:
1-й год обучения – 1 класс- 35 минут
2-й год обучения –2 класс – 40 минут
3-й год обучения –3 класс – 40 минут
4-й год обучения –4 класс – 40 минут
Продолжительность выездных занятий аналогична, плюс дополнительное время на дорогу.
Общее количество часов при реализации программы на 4 года
-135 часов.
Формы проведения занятий:
-творческая;
-экскурсионная;
-итоговая.
Формы проведения итогов:
-открытые занятия для родителей и педагогов;
-участие в школьных, районных, городских и международных выставках и конкурсах.
Цель программы
Дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программа «Волшебный карандаш» ( для детей7-11 лет) является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Программа направлена на развитие творческих способностей, нравственно- коммуникативных качеств личности, на адаптацию и социализацию ребенка в культурной среде, гармонизацию его эмоционально- психологического фона посредством художественно- образовательной деятельности.
Цель программы общее гармоническое психическое и духовное развитие ребенка в процессе художественно- творческой деятельности , создание условий для формирования духовно- ценностной и практической ориентации младших школьников. Для раскрытия и развития творческого потенциала ребенка художественно – изобразительными средствами.
Задачи Программы
3.1.Задачи первого года обучения
Обучающие;
- осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи, композиции, лепки).
- осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
- дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;
Развивающие;
- развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
- Воспитательные;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта– восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество,
Воспитательные;
- воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна.
Ожидаемые результаты;
- понимание образной природы искусства;
- названия основных и составных цветов;
понимание значения терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, роспись, линейная и воздушная перспектива
- осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
- эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать
3.2.Задачи второго года обучения
Обучающие;
- осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи, композиции, лепки);
- используя опыт мирового искусства, лучшие традиции петербургской культуры развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, способность искать нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
- сформировать первичные представления об особенностях и целостности художественного мира того или иного художника:
Развивающие;
- Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности;
- Развитие исполнительных навыков в различных видах изобразительной деятельности;
- Развитие внимания и мышления
- Воспитательные;
- Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности– как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории искусства своей страны.
Ожидаемые результаты
- высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству;
- Знакомство с творчеством художников
- знание приемов росписи матрешки
- развитие исполнительных навыков.
3.3.Задачи третьего года обучения
Обучающие;
- осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи, композиции, лепки);
- знакомство с творчеством художников
Развивающие;
- осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
- развитие творческих способностей, памяти , чувства пр5екрасного;
- развитие наблюдения и умения воплощать свои идеи.
- Воспитательные;
- воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна;
- воспитание умения работать индивидуально и в группах;
- воспитание интереса к родной стране и ее культуре.
- Ожидаемые результаты
- знать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство;
- знать основные жанры: икона, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр, батальный, анималистка и их истоки;
- понимать разнообразие выразительных средств: композиция, цвет, колорит, свет, линия, ритм, мазок, штриховка
3.4. Задачи четвертого года обучения
Обучающие;
- осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи, композиции, лепки).
- осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи, композиции, лепки).
- знание основных русских народных промыслов: Дымково, Хохлома, Гжель, Городец, Филимоново;
- владение основами дизайна и прикладной графики;
- знание правил создания экспозиций.
Развивающие;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных знаний, умений и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
Воспитательные;
- продолжение знакомства с мировой художественной культурой;
- воспитание художественного вкуса;
- воспитание активности в художественном творчестве умение воспользоваться плодами мировой культуры адаптивно в своем творчестве.
Ожидаемые результаты
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- названия инструментов, приспособлений.
- различные виды декоративного творчества и изобразительные основы декоративно-прикладного и народного искусства;
- понимание образной природы искусства;
- названия основных и составных цветов;
- понимание значения терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, роспись, линейная и воздушная перспектива;
Условия реализации программы
Набор производится в группы по классам. Занятия проходят на базе прогимназии №677 Для проведения .занятий по программе «Волшебный карандаш используются методические материалы и материальная база кабинета «Изобразительного искусства».
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Коррекционная деятельность для учащихся ОВЗ-ТНР(5.2-1 отделение)
Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработана с учетом рекомендаций ПМПК, направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с задержкой психического развития (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам основного общего
1чащиеся с речевой патологией испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточности формирования речевой функции, психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью и характера проявления вторичных отклонений в физическом и умственном развитии. Учащиеся с ТНР в целом, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, имеют заметное отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Программа разработана для учащихся с ТНР
Изобразительное искусство – важное средство развития личности школьника, формирования его гармоничных отношений с окружающей средой.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на: создание условий для реабилитации и полноценного развития детей с ОВЗ творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося. и полноценного развития детей с ОВЗ творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося. Для адаптации дополнительной общеразвивающей программы для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов используются следующие методы:• проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик детей с ОВЗ в для занятий по программе;
беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о направленностях программ дополнительного образования;
- • проведение консультаций для детей и их родителей о направленностях и особенностях адаптированных программ;
- • мышечная релаксация, комплекс гимнастики для рук;
- • проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях: проведение игровых программ ролевые игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях;
- • организация участия обучающихся по программе в творческих коллективах школы, коллективной творческой деятельности.
- Объем адаптированной дополнительной программы рассчитывается с учетом доступного для его реализации ресурса времени обучающегося, допустимой учебной нагрузки при одновременном освоении программ общего (обязательного) и дополнительного образования, состояния здоровья ребѐнка с ОВЗ.
- • проведение консультаций для детей и их родителей о направленностях и особенностях адаптированных программ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка ФГОС "Волшебный карандаш" 1 класс
ГОУ Средняя (полная) общеобразовательная школа- интернат лечебной педагогики и дифференцированного обучения РТ «Надежда» Утверждаю: ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для 1 класса
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.–...
Внеурочное занятие кружка "Волшебный карандаш"
Внеурочное занятие в 1 классе. Изготовление поздравительной открытки 23 февраля....
Открытое занятие "Волшебный карандаш"
Конспект открытого занятия с фотоотчетом, который расположен в созданном альбоме....
Программа внеурочной деятельности Волшебный карандаш 1-4 классы
Основными видами деятельности обучающихся на занятиях данной программы являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (расс...
Программа курса внеурочной деятельности изостудии "Волшебный карандаш"
Современный ребенок многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать комму...
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления "Волшебный карандаш" 2-3 классы
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Знакомить детей с различными видами изобразите...