«Волшебный карандаш»
методическая разработка

ДО программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_karandash.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Направленность программы: «Волшебный карандаш» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.

Актуальность программы   дополнительной  общеобразовательной    дополнительной общеразвивающей программы «Волшебный карандаш» связана с использованием дополнительных  разнообразных возможностей.

 Программа «Волшебный карандаш» предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно -практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира

Педагогическая  целесообразность в системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира  способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности

Отличительные  особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Адресат программы Программа рассчитана на 135 часов: 1 Кл. – 33 ч., 2 – 4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.

Возраст детей, участвующих в реализации  программы с 4 до 11 лет

1-й год  обучения – 1 класс ( 7-8лет)-33 часа

2-й год  обучения –2 класс ( 8-9лет)-34 часа

3-й год  обучения –3 класс ( 9-10лет)- 34 часа

4-й год  обучения –4 класс (10-11лет)- 34 часа

Продолжительность  занятий  составляет:

1-й год  обучения – 1 класс- 35 минут

2-й год  обучения –2 класс – 40 минут

3-й год  обучения –3 класс – 40 минут

4-й год  обучения –4 класс – 40 минут

 Продолжительность выездных занятий  аналогична, плюс  дополнительное время на дорогу.

Общее количество часов при  реализации  программы на 4  года

-135 часов.

Формы  проведения  занятий:

-творческая;

-экскурсионная;

-итоговая.

Формы проведения  итогов:

-открытые занятия для родителей и педагогов;

-участие в школьных, районных, городских и международных выставках и конкурсах.

Цель  программы

Дополнительной  общеобразовательной  -  дополнительной общеразвивающей   программа «Волшебный карандаш» ( для детей7-11 лет) является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Программа направлена на развитие  творческих способностей, нравственно- коммуникативных качеств  личности, на адаптацию и социализацию ребенка в культурной среде, гармонизацию его эмоционально- психологического    фона посредством художественно- образовательной  деятельности.

Цель программы общее гармоническое психическое и  духовное развитие  ребенка в процессе художественно- творческой  деятельности , создание условий для формирования духовно- ценностной и практической ориентации младших школьников. Для раскрытия и развития  творческого потенциала ребенка художественно – изобразительными средствами.

Задачи  Программы

3.1.Задачи первого  года  обучения

Обучающие;

  • осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи, композиции, лепки).
  •  осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
  • дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;

 Развивающие; 

  • развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру  цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
  • Воспитательные; 
  • формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта– восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество,

Воспитательные; 

  • воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна.

Ожидаемые результаты;

  • понимание образной природы искусства;
  • названия основных и составных цветов;

понимание значения терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, роспись, линейная и воздушная перспектива

  • осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

3.2.Задачи второго года  обучения

Обучающие;

  • осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи, композиции, лепки);

  • используя опыт мирового искусства, лучшие традиции петербургской культуры развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, способность искать нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
  • сформировать первичные представления об особенностях и целостности художественного мира того или иного художника:

Развивающие;

  • Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой  деятельности;
  • Развитие исполнительных навыков в различных видах изобразительной  деятельности;
  • Развитие внимания  и мышления
  • Воспитательные;
  • Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности– как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории искусства своей страны.

Ожидаемые результаты

  • высказывать  своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству;
  • Знакомство с творчеством художников
  • знание приемов росписи  матрешки
  • развитие исполнительных навыков.

3.3.Задачи третьего  года  обучения

Обучающие; 

  • осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи, композиции, лепки);
  • знакомство с творчеством художников

Развивающие; 

  • осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
  • развитие творческих способностей, памяти , чувства пр5екрасного;
  • развитие наблюдения и умения воплощать свои  идеи.
  • Воспитательные; 
  • воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна;
  • воспитание умения работать   индивидуально и в группах;
  • воспитание  интереса к  родной стране и ее культуре.
  • Ожидаемые результаты
  •  знать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство;
  • знать основные жанры: икона, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр, батальный, анималистка и их истоки;
  • понимать разнообразие выразительных средств: композиция, цвет, колорит, свет, линия, ритм, мазок, штриховка

3.4. Задачи четвертого  года  обучения

Обучающие;

  •  осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи, композиции, лепки).
  •  осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи, композиции, лепки).
  • знание основных русских народных промыслов: Дымково, Хохлома, Гжель, Городец, Филимоново;
  • владение основами дизайна и прикладной графики;
  • знание правил создания экспозиций.

Развивающие;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных знаний, умений и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

Воспитательные;

  • продолжение знакомства с мировой  художественной культурой;
  • воспитание  художественного вкуса;
  • воспитание активности в художественном  творчестве  умение воспользоваться плодами мировой культуры адаптивно в своем  творчестве.

Ожидаемые результаты 

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
  • названия инструментов, приспособлений.
  • различные виды декоративного творчества и изобразительные основы декоративно-прикладного и народного искусства;
  • понимание образной природы искусства;
  • названия основных и составных цветов;
  • понимание значения терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, роспись, линейная и воздушная перспектива;

Условия реализации программы

  Набор производится в  группы по классам. Занятия проходят  на  базе  прогимназии №677  Для  проведения  .занятий по программе «Волшебный  карандаш используются методические  материалы и материальная  база кабинета «Изобразительного  искусства».

Планируемые  результаты

Личностные, метапредметные  и предметные результаты

В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих  личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной)  сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей  или их украшения.

Метапредметные  результаты  освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

  • умении  видеть  и воспринимать проявления художественной культуры  в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)  художественно-эстетическим содержанием;
  • умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • способности оценивать результаты художественно-творческой  деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты  освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

  • в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  • в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой  деятельности характер, эмоциональное состояние и  свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);  проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
  • в коммуникативной сфере -  способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных  эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере -  умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Коррекционная  деятельность  для учащихся ОВЗ-ТНР(5.2-1 отделение)

Рабочая программа для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья, разработана с учетом рекомендаций ПМПК, направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с задержкой психического развития  (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам основного общего

1чащиеся с речевой патологией испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточности формирования речевой функции, психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью и характера проявления вторичных отклонений в физическом и умственном развитии. Учащиеся с ТНР в целом, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, имеют заметное отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Программа разработана для учащихся с ТНР

Изобразительное искусство – важное средство развития личности школьника, формирования его гармоничных отношений с окружающей средой.

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на: создание условий для реабилитации и полноценного развития детей с ОВЗ творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося. и полноценного развития детей с ОВЗ творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося. Для адаптации дополнительной общеразвивающей программы для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов используются следующие методы:• проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик детей с ОВЗ в для занятий по программе;

беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о направленностях программ дополнительного образования;

  1.  • проведение консультаций для детей и их родителей о направленностях и особенностях адаптированных программ;
  2.  • мышечная релаксация, комплекс гимнастики для рук;
  3. • проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях: проведение игровых программ ролевые игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях;
  4.  • организация участия обучающихся по программе в творческих коллективах школы, коллективной творческой деятельности.
  5.  Объем адаптированной дополнительной программы рассчитывается с учетом доступного для его реализации ресурса времени обучающегося, допустимой учебной нагрузки при одновременном освоении программ общего (обязательного) и дополнительного образования, состояния здоровья ребѐнка с ОВЗ.
  6. • проведение консультаций для детей и их родителей о направленностях и особенностях адаптированных программ;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка ФГОС "Волшебный карандаш" 1 класс

ГОУ Средняя (полная) общеобразовательная школа- интернат лечебной педагогики и дифференцированного обучения РТ «Надежда»   Утверждаю: ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для 1 класса

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.–...

Внеурочное занятие кружка "Волшебный карандаш"

Внеурочное занятие в 1 классе. Изготовление поздравительной открытки 23 февраля....

Открытое занятие "Волшебный карандаш"

Конспект открытого занятия с фотоотчетом, который расположен в созданном альбоме....

Программа внеурочной деятельности Волшебный карандаш 1-4 классы

Основными видами деятельности обучающихся на занятиях данной программы являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (расс...

Программа курса внеурочной деятельности изостудии "Волшебный карандаш"

Современный ребенок многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать комму...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления "Волшебный карандаш" 2-3 классы

Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Знакомить детей с различными видами изобразите...