Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для 1 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
Задачи:
– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
– Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Режим занятий: 2 раза в неделю; 66 часов в год.
Ведутся занятия с использованием нетрадиционной техники ИЗО:
Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск смятой бумагой. Свеча и акварель. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Отпечатки листьев. Монотипия предметная. Монотипия пейзажная. Цветной граттаж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_karandash.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Волшебный карандаш»
1 класс
2013 год
Пояснительная записка
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество . Искусство едино и не раздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты»
Великому французскому энциклопедисту и просветителю Дени Дидро принадлежит изречение : «Нация, которая научит детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства и ремесел». И хоть сказано это два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня.
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с детства, когда ребенок под руководством взрослого овладевает различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с учащимися начальных классов для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, развивающие мелкую моторику рук;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
Задачи:
– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
– Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Режим занятий: 2 раза в неделю; 66 часов в год.
Ведутся занятия с использованием нетрадиционной техники ИЗО:
Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск смятой бумагой. Свеча и акварель. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Отпечатки листьев. Монотипия предметная. Монотипия пейзажная. Цветной граттаж.
Формы работы:
- индивидуальная работа,
- групповая работа,
- коллективная работа.
Методы работы:
- словесные: лекция, рассказ, объяснение, беседа;
- практические: диалоги «учитель – ученик», «ученик – ученик», творческие конкурсы, выставки.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа изобразительной деятельности, включающая социальные, учебно-творческие и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам изобразительного искусства, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебно- творческую задачу;
- планировать свои действия;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
Использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, сформировать познавательные интересы;
- совершенствовать навыки деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- сформировать систему универсальных учебных действий.
Методические рекомендации
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Механизм оценки результатов
Реализация данной программы не предполагает прохождения обучающимися промежуточной и итоговой аттестаций. Однако отслеживание результатов планируется осуществлять путем проведения выставок рисунков и творческих работ, участие в школьных и городских конкурсах.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Формы контроля | Дата | |
план | факт | |||||
1 | Знакомство с королевой Кисточкой. | 1 | Введение в курс занятий Условия безопасной работы. | 04.09 | ||
2 | Что могут краски. | 1 | Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок | 05.09 | ||
3 | Радуга над лужайкой. | 1 | Знакомство со спектром цветов. Рисунок (пейзаж) по памяти и представлению, выполненный акварелью или гуашью, изображающий радугу. | 11.09 | ||
4 | Разноцветные шарики. Акварель. | 1 | Слушание музыки, определение геометрических фигур, работа с красками. Приемы рисования кругов в разных направлениях. Раскрашивание приемом «размыть пятно». | 12.09 | ||
5 | Тепло – холодно. | 1 | Знакомство с теплыми и холодными цветами. Выполнение рисунка только в теплых или только в холодных цветах. | 18.09 | ||
6 | Белое и черное. Знакомство с белой и черной красками. | 1 | Знакомство со свойствами белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет. | 19.09 | ||
7 | Живопись. | 1 | Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования | 25.09 | ||
8 | Жанры. | 1 | Знакомство с жанрами изобразительного искусства. | 26.09 | ||
9 | Пейзаж. | 1 | Знакомство с жанром пейзажа. | 02.10 | ||
10 | Осень. Листопад. | 1 | Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком. | Рисунок (пейзаж) | 03.10 | |
11 | Осенние листья (печатание листьями) | 1 | Знакомство с техникой печатания листьями. Смешивание красок прямо на листьях или тампоном при печати. Рисунок (листья в вазе), выполненный техникой печатания листьями. | 09.10 | ||
12 | Грустный дождик. | 1 | Образ дождя. Смешение цветов, передача настроения. | 10.10 | ||
13-14 | Осенняя сказка | 2 | Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени. Умение работы в группах. | Коллективная работа «Осенняя сказка» | 16.10-17.10 | |
15 | Портрет зайчика – огородника. | 1 | Работа цветными карандашами. Рисование по воображению. | 23.10 | ||
16 | Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой. | 1 | Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки. | 24.10 | ||
17 | Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». | 1 | Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме. | 30.10 | ||
18 | Портрет. | 1 | Знакомство с жанром портрета. Отличие портрета от других жанров изобразительного искусства. | 31.10 | ||
19 | Как рисовать портрет. | 1 | Рисование лица человека. Пропорции человеческого лица. | 13.11 | ||
20 | Мамин портрет. | 1 | Рисование лица человека. Творческая работа. | 14.11 | ||
21 | Натюрморт | 1 | Натюрморт. Отличие натюрморта от других жанров изобразительного искусства. | 20.11 | ||
22-23 | Как рисовать натюрморт. Фрукты в вазе. | 2 | Знакомство с жанром натюрморта. Отличие натюрморта от других жанров изобразительного искусства. | 21.11-27.11 | ||
24-25 | Волшебный лес (рисование + аппликация) | 2 | Наклеивание персонажей вырезанных из журналов. Изобразительные свойства гуаши. | Коллективная работа «Волшебный лес» | 28.11-05.12 | |
26 | Невиданный зверь | 1 | Рисование по представлению на заданную тему. | 06.12 | ||
27 | Портрет Снегурочки | 1 | Фигура человека в одежде. Холодные цвета. | 11.12 | ||
28 | «В гостях у Деда Мороза». | 1 | Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов. | 12.12 | ||
29 | Зимний лес. Характер деревьев. | 1 | Изобразительные свойства гуаши | 18.12 | ||
30 | Узоры снежинок | 1 | Ритм. Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с белилами. | Рисунок. | 19.12 | |
31-32 | Изготовление новогодних карнавальных масок | 2 | Новогодние карнавальные маски, история их возникновения | 25.12-26.12 | ||
33-34 | Конкурс рисунков на тему «Мои любимые сказки» | 2 | Прослушивание отрывков из сказок. Рисование обложи любимой сказки, героев сказок. Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь.. | Рисунок | 09.01-15.01 | |
35 | Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | 1 | Использование печати по трафарету. Рисование деревьев сангиной, рисование пальчиками. | 16.01 | ||
36 | Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами) | 1 | Использование нетрадиционных техник необходимых для работы. Знакомство с райскими птицами. | 22.01 | ||
37 | Снегири на ветке | 1 | Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме. | Рисунок | 23.01 | |
38 | Зимние забавы | 1 | Рисование по теме. Творческий подход, фантазия, композиция. | Рисунок (пейзаж). | 29.01 | |
39-40 | Подводный мир | 2 | Рисование по теме. Творческий подход, фантазия, композиция. | Коллективное панно «Подводный мир» | 30.01-05.02 | |
41 | Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) | 1 | Образ рыбки разными способами. Умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. | Творческая работа | 06.02 | |
42 | Осьминожки (рисование ладошками) | 1 | Выполнение рисунка не только кистью, но и руками, пальцами. | Рисунок | 19.02 | |
43 | Портрет папы (поздравительная открытка). | 1 | Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рисунок | 20.02 | |
44 | Превращение ладошки | 1 | Умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. | Рисунок | 26.02 | |
45 | Рисование насекомых. Бабочки (рисование + аппликация) | 1 | Работа цветными карандашами. Рисование по воображению. | Рисунок | 27.02 | |
46 | Рисование улитки | 1 | Изображение улитки. Рисование по представлению. | 05.03 | ||
47 | Подарок маме | 1 | Создание простого подарочного изделия. | 06.03 | ||
48 | Кузнечик | 1 | Изображение насекомых. Рисование по представлению. | 12.03 | ||
49 | Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) | 1 | Изображение пейзажей родного края. Рисование по воображению. Использование различных изобразительных техник. | Выставка рисунков. | 13.03 | |
50 | Мой маленький друг. Кошка | 1 | Рисование кошек, собак. Домашние животные. Знакомство с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. | Рисунок | 19.03 | |
51 | Мой маленький друг. Собака | 1 | 20.03 | |||
52-53 | Веселый лужок | 2 | Изображение луговых растений разными художественными средствами. | Групповая работа. | 02.04-03.04 | |
54 | Весенние сады | 1 | Изображение цветущих деревьев. Строение дерева. Рисование по теме. | 09.04 | ||
55 | Мы рисуем цветы. | 1 | Видеофильм о цветах. Строение цветка. Изображение цветов. | Рисунок | 10.04 | |
56 | Родина моя | 1 | Передача красоты родного края выразительными средствами. | Рисунок | 16.04 | |
57-58 | Космический коллаж (рисование + аппликация) | 2 | Представление детей о космосе. Рисование. Аппликация. | Коллективная работа. . | 17.04-23.04 | |
59 | Тарантул | Строение пауков. Рисование по представлению. | 24.04 | |||
60 | Мои фантазии. | Рисование по воображению. Использование различных изобразительных техник. Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | 30.04 | |||
61 | Рисунки на тему «Я и моя семья» | Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме. | 07.05 | |||
62 | Мои мечты. | Рисование по воображению. Использование различных изобразительных техник. | 08.05 | |||
63 | Веселые человечки. | Формы предметов и их различия: овал, круг, треугольник, прямоугольник. Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | 14.05 | |||
64-65 | Вот и лето пришло. | Рисование по воображению. Использование различных изобразительных техник. | Коллективная работа. | 15.05-21.05 | ||
66 | Экзамен художника Тюбика | Повторение изученного | Итоговое занятие | 22.05 |
Методическое и материально- техническое сопровождение программы
Методические пособия:
1.Емельянова Т. Рисуем животных: от бабочки до динозавра . – М.: Астрель, 2011г. – 31 с.
2. Сопол Т.Ф. Страна Рисования. – Ростов -на- Дону :Лицей, 2000г. – 60с.
Интернет- ресурсы:
1.Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http//ru/wikipedia.org/wiki
2.Клуб учителей начальных классов. – Режим доступа: http//www. 4stupeni.ru
3.Педсовет.org. Всероссийский Интернет- педсовет. – Режим доступа: http//pedsovet.org
Специфическое сопровождение (оборудование):
- цветные карандаши; акварельные краски, гуашь; свеча; ватные палочки;
– поролоновые печатки; коктельные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти;
-проектная техника; компьютеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности"Волшебный мир оригами"
рабочая программа для учащихся 1-4 классов.ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" ( 5 класс)
Данная программа разработана для занятий по внеурочной деятельгости в 5 классе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок"
Данная программа предназначена для 2-го класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир химии» 7 класс
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса. Программа реализована в рамках &laqu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир химии» 7 класс
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса. Программа реализована в рамках &laqu...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебный клубок » для 7 классов
Программа курса рассчитана на 34 часа в 7 классе. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению творческих проектов. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ», 6 класс
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностног...