Программа внеурочной деятельности Волшебный карандаш 1-4 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Основными видами деятельности обучающихся на занятиях данной программы являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, музыки, изобразительного искусства и художественного труда и дальнейшее накопление этого опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_volshebnyy_karandash_1-4.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности
«Волшебный карандаш»
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности для начальных классов составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 279 – ФЗ от 29.12.2012г., на основании Устава МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова», требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП НОО/ООО МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова», учебного плана МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова».
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления «Волшебный карандаш» составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования художественно-эстетического направления - «Смотрю на мир глазами художника». Автор программы, взятой за основу, Е.И. Коротеева, УМК «Перспективная начальная школа».
В основу авторской программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Художник и педагог Г.А. Гиппиус утверждал: чтобы научиться рисовать, нужно научиться рассуждать, сравнивать, чувствовать, а это необходимо всем людям, и развивать эти качества желательно с детского возраста. Прав был Дидро, который писал: «Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать, превзошла бы скоро все страны во всех искусствах».
У историков есть такое наблюдение: расцвет науки и искусства в разных странах часто совпадал с периодами, когда рисование занимало одно из ведущих мест в образовании и воспитании. И это можно объяснить: рисуя, ребенок раскрепощается, выражает то, что присуще только ему, то есть развивает свою индивидуальность, становится творческой личностью.
Ребенок может рисовать то, что ему нравиться. Можно дать простор фантазии, придумывать фантастических героев, их приключения. Лучше если ребенок будет рисовать самостоятельно, а не срисовывать – творчество увлекает, развивает.
Детям полезно заниматься рисованием в группе – они могут сравнивать свои рисунки с другими, замечать интересные детали. В дальнейшем это их приучит интересоваться творчеством художников, приобщит к искусству. Рисование приучает к собранности, усидчивости, трудолюбию.
Изображая окружающий мир, ребенок передает свое отношение к нему, те чувства, которые владеют им в настоящий момент. Это ценно само по себе, а кроме того, позволяет проникнуть во внутренний мир ребенка и, если требуется помочь ему.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности обучающихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, музыки, изобразительного искусства и художественного труда и дальнейшее накопление этого опыта.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности, вызвать интерес к изобразительной деятельности.
Учебные задачи программы:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Данная программа ориентирована на разновозрастную группу детей, обучающихся 1-4 классов. Реализация ее рассчитана на 35 часов сроком на 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью в 1 час.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся данного учебного заведения.
Содержание программы
Теоретическая часть
- Начальное представление об основах живописи.
- Изучение основных и составных, теплых и холодных цветов.
- Знакомство с живописными приемами изображения.
- Знакомство с выразительными средствами живописи и графики.
- Знакомство с декоративно-прикладным искусством.
- Освоение техники работы с разными материалами живописи и графики.
Практическая работа
- Изображение пейзажа, натюрморта, портрета.
- Иллюстрирование сказок.
- Изображение животного и растительного мира.
- Изображение рукотворных объектов и объектов природы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы «Волшебный карандаш»
В результате изучения программы «Волшебный карандаш» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:
- эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.
Календарно-тематическое планирование программы
«Волшебный карандаш»
№ | Дата проведения | Тема занятия | |
по плану | по факту | ||
1 | 03.09. | Все мы любим рисовать | |
2 | 10.09. | Наш волшебный карандаш | |
3 | 17.09. | Сказка о грибах. Грибная полянка | |
4 | 24.09. | Экскурсия «Осенний листопад». Бабочка из листьев | |
5 | 01.09. | Изображать можно и то, что невидимо | |
6 | 08.10. | Символ Родины моей «Береза» | |
7 | 15.10. | Родные просторы (Картины хакасской земли) | |
8 | 22.10. | Веселые узоры Хакасии | |
9 | 29.10. | Хоровод дружбы | |
10 | 12.11. | Герои сказок | |
11 | 19.11. | Иллюстрации к сказкам | |
12 | 26.11. | Букет для мамы | |
13 | 03.12. | Моя семья | |
14 | 10.12. | Снежная птица Зимы | |
15 | 17.12. | Елочка - красавица | |
16 | 24.12. | Маска к Новому году | |
17 | 14.01. | На Старый Новый год | |
18 | 21.01. | Узоры снежинок | |
19 | 28.01. | Красота зимней природы. Зимний лес | |
20 | 04.02. | Узоры на стекле | |
21 | 11.02. | Зимние забавы | |
22 | 18.02. | Наши защитники | |
23 | 25.02. | Волшебная птица Весны | |
24 | 03.03. | Портрет мамы | |
25 | 10.03. | Пластилиновая живопись | |
26 | 17.03. | Рисуем настроение | |
27 | 31.03. | Волшебные капельки | |
28 | 07.04. | Весенний апрель улыбнулся, подснежник проснулся | |
29 | 14.04. | Прогулка по звездному небу | |
30 | 21.04. | Бабочка - красавица | |
31 | 28.04. | Животный мир | |
32 | 05.05. | Салют Победы! | |
33 | 12.05. | В гости к нам пришли разные карандаши | |
34 | 19.05. | Игра юных художников | |
35 | 26.05. | «Здравствуй, лето!» |
Список основной литературы
- Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2010.
- Коротеева Е.И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2010.
- Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2010.
- Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2010.
- Лукьянов А.Н. Школа рисования для малышей. – М.: Росмен, 2012. – 96 с.
- Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2010.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт. / Под научной редакцией В.А.Горского.- Изд. 2-е, - М.: Просвещение, 2011.-111с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»
Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР НИТОК»
Программа, тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности«Волшебный мир оригами»5 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Волшебный завиток ». (3-6 классы)
работа с бумагой в технике "квиллинг"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для учащихся 1-4 классов с ОВЗ
Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов с ОВЗ (ЗПР)....
Программа внеурочной деятельности "Волшебная палитра" 1 - 4 класс.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» автор Е. И. Коротеева, Москва, «Просвещение» 2011 год. В...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) для 1-4 классов.
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года...