программа кружка ФГОС "Волшебный карандаш" 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
ГОУ Средняя (полная) общеобразовательная школа- интернат лечебной педагогики и дифференцированного обучения РТ «Надежда»
Утверждаю: Согласовано
ЗД по ВР школы-интерната на педагогическом совете
«Надежда»___________Ч.М.Монгуш. от 2011г
«_____»_____________2011г
Возраст детей: с 7 до 8 лет
Срок реализации: 1 год (2011-2012 учебный год)
Автор программы: Доктугу Л.С.
учитель ИЗО, черчения.
г. Кызыл -2011 год.
Пояснительная записка
Целью преподавания по данной программе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
В задачи преподавания изобразительного искусства входят:
— формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
— формирование художественно-творческой активности школьника;
— овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Данная программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной, которые в первом классе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных способов художественного освоения действительности. Учащиеся на уроках знакомятся с Братьями-Мастерами Изображения, Украшения и Постройки.
В первом классе главные задачи - развивать наблюдательность детей, способность живо откликаться на события жизни и первичное освоение художественных материалов, поэтому тема года так и называется: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя».
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать свое отношение, как в словесной форме, так и художественными средствами. Учитель строит занятия таким образом, чтобы от урока к уроку школьники развивали умение видеть в природе многообразие формы и цвета, ценили красоту простых, обыденных явлений.
Научиться видеть красоту времен года, открывать для себя контрасты цветовых палитр осени и зимы, весны и лета, чувствовать постоянное движение в живой природе, передавать это движение художественными средствами (графическими, живописными, пластическими), слышать его в предложенных учителем музыкальных фрагментах, чувствовать в поэзии, соотнося все это с впечатлениями реального мира, — основная цель первого года обучения.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при обсуждении творческих работ одноклассников. В результате формирования эмоционально-оценочного отношения к работам одноклассников, к собственному творчеству принимает новые формы и художественно-творческая активность учащихся. Дети должны научиться эмоционально, откликаться:
— на красоту осени, на интересные волнующие события этого времени года;
явления зимней природы, на интересные события, связанные с этим временем года (игры, работа, праздник) помогать в подготовке новогоднего праздника;
— красоту пробуждающейся весенней природы, пышную красоту лета;
— явления окружающей жизни, видеть красоту людей, и поступков и т.д.
Формирование творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться овладеть различными приемами творческой деятельности возрасте для ребенка является проблемой овладение элементами письма, и преодолеть эти трудности поможет работа с карандашом, палочкой, тушью, углем и грифелем, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы. Живописное же освоение листа большого формата гуашевыми красками и широкой кистью помогает раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто сам разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, является толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве. Стимулируют рождение художественного образа музыкальный, литературный и визуальный материалы. Дети должны научиться:
— творчески включаться в наблюдение примет времен года;
— проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
— творчески откликаться на события окружающей жизни;
— проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ, выполненных в четверти и в течение года.
Формирование знаний, умений и навыков художественной деятельности
происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусств, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе восприятия способов работы различными художественными материалами, демонстрируемыми учителем на уроке. В работе с учащимися I класса необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением технических приемов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., в первую очередь должны иметь нравственно-эмоциональную нагрузку. Дети должны учиться:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, пластилином, использовать подручный материал;
- изображать особенности разных времен года (выбор соответствующей техники, средств выражения);
- изображать человека во взаимодействии с природой;
- наблюдать и изображать явления окружающей жизни лепить и конструировать, декоративно оформлять свой класс.
На уроках по данной программе вводится игровая драматургия изучаемой темы, прослеживаются связи с музыкой литературой, историей, трудом. С целью накопления опыт; творческого общения в программу вводятся коллективные занятия. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.
Представленные разработки уроков начинаются с организационного момента — проверки готовности к уроку, что для первоклассников является предпосылкой успешной деятельности на протяжении всего урока. Введение в новую тему обязательно сопровождается какими-либо литературными произведениями: сказками, стихотворениями, загадками, что очень увлекает детей, повышает интерес к предмету.
Индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью учащихся. После выполнения самостоятельной работы проходит обсуждение рисунков, панно объемных изделий, где ученики высказывают свои мнения, делятся впечатлениями, учатся давать оценку с позиции художественно-эстетической ценности работ.
Задания, которые даются детям на уроке, можно видоизменять, дополнять по усмотрению учителя и выбора учащихся
Поурочные разработки помогут знакомству детей с такими художественными материалами и инструментами, как акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, цветная бумага; кисти, ножницы, стеки.
К концу учебного года в 1 классе учащиеся должны знать:
- названия цветов и оттенков, три основных цвета;
- правила смешения красок и получения составных цветов;
- начальные сведения о графике, живописи, скульптуре декоративно-прикладном искусстве.
Учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги и, карандаш, кисточку;
- свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого рисунка
- правильно передавать форму, пропорции положение предметов;
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком большое или маленькое изображение, расположенное в центре листа);
- передавать в тематических рисунках пространство (изображать основание более близких, предметов на бумаге ниже, дальних предметов - выше, крупнее - близких мельче - дальних);
- выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного миров, геометрических форм;
- рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы росписи (штрихи, точки, волнистые линии и т.д.).
Тематическое планирование кружка «Веселый карандаш»
№ | Тема урока | часы | Примерные сроки проведения |
1 | Введение в предмет. Все дети любят рисовать. | 1 |
|
2 | Мы знакомимся волшебными красками. | 2 |
|
3 | Какого цвета осеняя листва? Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве». | 1 |
|
4 | Осень - пора плодородия. Овощи, фрукты. | 1 |
|
5 | Работа с пластилином. Лепка « Моя семья» | 1 |
|
6 | Мы готовимся к зиме | 1 |
|
7 | Коллективная работа «Первый снег» | 1 |
|
8 | Наши зимние забавы. | 1 |
|
9 | Морозные узоры | 1 |
|
10 | Мы готовимся к Новому году. | 1 |
|
11 | Мир нашего аквариума. Подводный мир | 1 |
|
12 | Домик для собачки | 1 |
|
13 | Аппликация. Учимся делать из бумаги собачку | 1 |
|
14 | Аппликация. Сделаем подарок нашим папам.
папам | 1 |
|
15 | Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Потрет «Мамина улыбка» | 1 |
|
16 | Мы рисуем своих людей. | 1 |
|
17 | Какого цвета небо? | 1 |
|
18 | Работа с пластилином. Лепка : «Весенний сад» | 1 |
|
19 | Деревья любуются своим отражением | 1 |
|
20 | Птицы прилетели | 1 |
|
21 | Аппликация «Разноцветные букашки» | 1 |
|
22 | Коллективная работа «Танец бабочек-красавиц» | 2 |
|
23 | Здравствуй лето! | 1 |
|
24 | Выставка работ. | 1 |
|
| Итого: | 26 |
|
Литература:
1. Изобразительное искусство 1 класс. Автор В.С. Кузина
2. Сборник программ по изобразительному искусству.
Под редакцией В.С. Кузина.
3. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-8 классы. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой.
4. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Под редакцией Нененский Б.М.
5. Русский орнамент. Соболев Н.Н.
6. Русская игрушка. Дайн Г.Л.
История народного искусства Тувы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_fgos_volshebnyy_karandash.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ Средняя (полная) общеобразовательная школа- интернат лечебной педагогики и дифференцированного обучения РТ «Надежда»
Утверждаю: Согласовано
ЗД по ВР школы-интерната на педагогическом совете
«Надежда»___________Ч.М.Монгуш. от 2011г
«_____»_____________2011г
Возраст детей: с 7 до 8 лет
Срок реализации: 1 год (2011-2012 учебный год)
Автор программы: Доктугу Л.С.
учитель ИЗО, черчения.
г. Кызыл -2011 год.
Пояснительная записка
Целью преподавания по данной программе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
В задачи преподавания изобразительного искусства входят:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Данная программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной, которые в первом классе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных способов художественного освоения действительности. Учащиеся на уроках знакомятся с Братьями-Мастерами Изображения, Украшения и Постройки.
В первом классе главные задачи - развивать наблюдательность детей, способность живо откликаться на события жизни и первичное освоение художественных материалов, поэтому тема года так и называется: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя».
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать свое отношение, как в словесной форме, так и художественными средствами. Учитель строит занятия таким образом, чтобы от урока к уроку школьники развивали умение видеть в природе многообразие формы и цвета, ценили красоту простых, обыденных явлений.
Научиться видеть красоту времен года, открывать для себя контрасты цветовых палитр осени и зимы, весны и лета, чувствовать постоянное движение в живой природе, передавать это движение художественными средствами (графическими, живописными, пластическими), слышать его в предложенных учителем музыкальных фрагментах, чувствовать в поэзии, соотнося все это с впечатлениями реального мира, — основная цель первого года обучения.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при обсуждении творческих работ одноклассников. В результате формирования эмоционально-оценочного отношения к работам одноклассников, к собственному творчеству принимает новые формы и художественно-творческая активность учащихся. Дети должны научиться эмоционально, откликаться:
— на красоту осени, на интересные волнующие события этого времени года;
явления зимней природы, на интересные события, связанные с этим временем года (игры, работа, праздник) помогать в подготовке новогоднего праздника;
- красоту пробуждающейся весенней природы, пышную красоту лета;
- явления окружающей жизни, видеть красоту людей, и поступков и т.д.
Формирование творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться овладеть различными приемами творческой деятельности возрасте для ребенка является проблемой овладение элементами письма, и преодолеть эти трудности поможет работа с карандашом, палочкой, тушью, углем и грифелем, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы. Живописное же освоение листа большого формата гуашевыми красками и широкой кистью помогает раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто сам разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, является толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве. Стимулируют рождение художественного образа музыкальный, литературный и визуальный материалы. Дети должны научиться:
— творчески включаться в наблюдение примет времен года;
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ, выполненных в четверти и в течение года.
Формирование знаний, умений и навыков художественной деятельности
происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусств, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе восприятия способов работы различными художественными материалами, демонстрируемыми учителем на уроке. В работе с учащимися I класса необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением технических приемов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., в первую очередь должны иметь нравственно-эмоциональную нагрузку. Дети должны учиться:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, пластилином, использовать подручный материал;
- изображать особенности разных времен года (выбор соответствующей техники, средств выражения);
- изображать человека во взаимодействии с природой;
- наблюдать и изображать явления окружающей жизни лепить и конструировать, декоративно оформлять свой класс.
На уроках по данной программе вводится игровая драматургия изучаемой темы, прослеживаются связи с музыкой литературой, историей, трудом. С целью накопления опыт; творческого общения в программу вводятся коллективные занятия. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.
Представленные разработки уроков начинаются с организационного момента — проверки готовности к уроку, что для первоклассников является предпосылкой успешной деятельности на протяжении всего урока. Введение в новую тему обязательно сопровождается какими-либо литературными произведениями: сказками, стихотворениями, загадками, что очень увлекает детей, повышает интерес к предмету.
Индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью учащихся. После выполнения самостоятельной работы проходит обсуждение рисунков, панно объемных изделий, где ученики высказывают свои мнения, делятся впечатлениями, учатся давать оценку с позиции художественно-эстетической ценности работ.
Задания, которые даются детям на уроке, можно видоизменять, дополнять по усмотрению учителя и выбора учащихся
Поурочные разработки помогут знакомству детей с такими художественными материалами и инструментами, как акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, цветная бумага; кисти, ножницы, стеки.
К концу учебного года в 1 классе учащиеся должны знать:
- названия цветов и оттенков, три основных цвета;
- правила смешения красок и получения составных цветов;
- начальные сведения о графике, живописи, скульптуре декоративно-прикладном искусстве.
Учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги и, карандаш, кисточку;
- свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого рисунка
- правильно передавать форму, пропорции положение предметов;
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком большое или маленькое изображение, расположенное в центре листа);
- передавать в тематических рисунках пространство (изображать основание более близких, предметов на бумаге ниже, дальних предметов - выше, крупнее - близких мельче - дальних);
- выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного миров, геометрических форм;
- рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы росписи (штрихи, точки, волнистые линии и т.д.).
Тематическое планирование кружка «Веселый карандаш»
№ | Тема урока | часы | Примерные сроки проведения |
1 | Введение в предмет. Все дети любят рисовать. | 1 | |
2 | Мы знакомимся волшебными красками. | 2 | |
3 | Какого цвета осеняя листва? Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве». | 1 | |
4 | Осень - пора плодородия. Овощи, фрукты. | 1 | |
5 | Работа с пластилином. Лепка « Моя семья» | 1 | |
6 | Мы готовимся к зиме | 1 | |
7 | Коллективная работа «Первый снег» | 1 | |
8 | Наши зимние забавы. | 1 | |
9 | Морозные узоры | 1 | |
10 | Мы готовимся к Новому году. | 1 | |
11 | Мир нашего аквариума. Подводный мир | 1 | |
12 | Домик для собачки | 1 | |
13 | Аппликация. Учимся делать из бумаги собачку | 1 | |
14 | Аппликация. Сделаем подарок нашим папам. папам | 1 | |
15 | Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Потрет «Мамина улыбка» | 1 | |
16 | Мы рисуем своих людей. | 1 | |
17 | Какого цвета небо? | 1 | |
18 | Работа с пластилином. Лепка : «Весенний сад» | 1 | |
19 | Деревья любуются своим отражением | 1 | |
20 | Птицы прилетели | 1 | |
21 | Аппликация «Разноцветные букашки» | 1 | |
22 | Коллективная работа «Танец бабочек-красавиц» | 2 | |
23 | Здравствуй лето! | 1 | |
24 | Выставка работ. | 1 | |
Итого: | 26 |
Литература:
- Изобразительное искусство 1 класс. Автор В.С. Кузина
- Сборник программ по изобразительному искусству.
Под редакцией В.С. Кузина.
- Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-8 классы. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой.
- Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Под редакцией Нененский Б.М.
- Русский орнамент. Соболев Н.Н.
- Русская игрушка. Дайн Г.Л.
- История народного искусства Тувы. Вайнштейн С.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Программа кружка в 5 классе
Программа включает в себя пояснительную записку, цели, задачи, формы работы, ожидаемые результаты, тематическое планирование. Программа расчитана на детей 5 класса, изучающих английский язык со второг...
Программа кружка для 5 класса « Знатоки природы».
Программа кружка «Знатоки природы» пытается решить проблему популяризации биолого-экологических знаний, углубить знания по отдельным разделам биологии, привить практические навыки и умения к нау...
Программа кружка для 5 класса
Программа рассчитана на 34 часа. В ней представлены основные разделы занимательной математики....