Программа курса внеурочной деятельности изостудии "Волшебный карандаш"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Современный ребенок многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать коммуникационные и творческие навыки. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом. Свою внеурочную программу изостудии "Волшебный карандаш" я составила на основе программы Б.М. Неменского, обогатив их изучением тем по дизайну, региональному компоненту. Начиная с 5 класса, использую тесты, занимательные игры, беседы на темы искусства, проекты, игровые занятия. Программа внеурочных занятий содержит дизайнерские задания, темы, при изучении которых проводится творческая разработка проектов, являющихся основой изобразительного искусства. В программе представлено тематическое планирование.Творческие внеурочные задания это активный процесс, требующий творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и проявляются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyj_karandash_2023_redakt_1.docx | 81.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
изостудия «Волшебный карандаш»
для обучающихся 7-15 лет (по возрастным группам)
по направлению «Общекультурное»
Программа разработана: Бурцевой Ольгой Борисовной.
Пояснительная записка
Рабочая программа интегрированного курса внеурочной деятельности изостудии «Волшебный карандаш» по направлению «Общекультурное» - эстетическое воспитание, составлена с учетом особенностей современной системы образования направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности одаренных обучающихся и так же адаптирована к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) начального и среднего звена (7 – 14 лет), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования ФГОС ООО, Программе воспитания обучающихся ГБОУ ЛО «Лужская санаторная школа-интернат» и направлена на углубление и расширение теоретической и практической подготовки по учебному предмету «Изобразительное искусство» во внеурочной деятельности.
Программа является модифицированной и в качестве отправного источника используется программы Б.М. Неменского «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс» и «Изобразительное искусство 5-7 класс»
Программа составлена на основе нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция)
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО образовательная область «Искусство»)
- Концепция воспитания Ленинградской области 2015год.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федеральный закон от 18.06.2001 года №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»
-Приказ Минздрава РФ №109 от 21.03.2003 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации» 07 декабря 2009г.
- Устав школы.
Содержание внеурочной деятельности определяет следующий пакет документов:
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №81 от 24 12. 2015);
- СанПиН 2.4.2.3286 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года №26;
- Инструкция по технике безопасности.
Целью данной программы является: Развитие индивидуальности, творческого потенциала каждого обучающегося, средствами взаимодействия различных форм внеурочной художественной деятельности в условиях обогащенной и доступной образовательной среды с многовариантным выбором творческой деятельности.
Основными задачами программы являются:
- Обогащение теоретических и практических знаний обучающихся, умениями и навыками в области декоративного оформления;
-Углубление теоретико-практической подготовки по вопросу одаренных обучающихся;
- Создание особых условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;
- Развитие стремления к углублению знаний по искусству и мировой художественной культуре;
- Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности;
- Развитие образного мышления и творческой активности;
- Формирование чувства коллективизма;
- Развитие аккуратности, опрятности;
- Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Программа педагогически целесообразна и актуальна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающегося, развитию интереса к различным видам художественного творчества, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время и в самом процессе творчества иметь возможность самовыражения. Данная программа рассчитана на детей разного возраста (от 7 до 14 лет), ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по изобразительному искусству Актуальность данной программы строится на приоритетных задачах современного образования выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных обучающихся. Обусловлена программа и практической значимостью и направленностью. Предлагаемая подача материала имеет междисциплинарный контекст, расширенный объем методов и форм деятельности, соответствует разнообразию интересов обучающихся, и имеет дискуссионное содержание с практическим закреплением в создании разнообразных творческих - проектов.
В программе представлено тематическое содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности в системе основного общего и внеурочного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого обучающегося. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет обучающимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом возрастных и особых возможностей здоровья обучающихся. В основе формирования способности к изобразительной и проектной деятельности лежат два главных вида деятельности обучающихся: это художественная творческая практика и проектная деятельность. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью отбором изложения материала в условиях реализации программ для одаренных обучающихся и учетом обучающихся с ОВЗ. Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства и на каждый возрастной период в программе предусмотрено соответствующее возрасту детей учебно-тематическое планирование. Оно составлено таким образом, чтобы уровень содержания программы позволил детям познакомиться с основами изобразительного творчества.
Педагогическая целесообразность
программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через изобразительное мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Основные сведения о программе
Программа изостудии «Волшебный карандаш»-группа 1- рассчитана на детей от 7 до 15 лет. Состав группы постоянный. Количество детей в группах до 13 человек. Первая группа – дети 7-12 лет, вторая группа – дети 12-15 лет. Группы формируются также по уровню художественного развития детей, которое диагностируется в начале года.
- Срок реализации 2 года
68 часов в год – первая группа – младшие)
68 часов - вторая группа –старшие)
Уровень ознакомительный, направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством, приобретением основных навыков рисования, применения различных техник и приемов.
- Режим занятий. Занятия по 2 часа в неделю с десятиминутным перерывом.
В основу разработки программы изостудии «Волшебный карандаш» заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
-Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал.
- Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности как одаренных обучающихся, так и с ОВЗ, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов своей деятельности.
Так в основу методики подачи материала для обучающихся с ОВЗ на занятиях кружка внеурочной деятельности используется «дифференцированный подход» с учетом возрастных, психических особенностей обучающихся.
- Предполагается тщательный отбор при подаче материала демонстрируемых объектов и изображений. Важно, чтобы используемые наглядные средства были достаточно четкими, ярко и рельефно выражали присущие им особенности (работа с опорой на схемы и технологические карты, пособия и т.д.) Они должны оказывать на обучающихся воспитательное воздействие, способствовать развитию у них художественного вкуса и корректировать особенности восприятие.
-Особое значение для развития эстетического восприятия и эстетических чувств имеет систематическая демонстрация доступных для понимания образцов и вариантов оформительской деятельности – визуальный ряд.
- Комбинированные занятия превращают творческую деятельность обучающихся с ОВЗ в осмысленный процесс, побуждающий его активно искать ответы на вопросы, возникшие в ходе изобразительной деятельности. В программе, предусмотрено использование разных художественных материалов и знакомство с различными техниками изображения. Работа с материалами улучшает мелкую моторику мышц рук, развивает чувство пропорции, соразмерности элементов, пространственную ориентировку и др. Творческая деятельность помогает справиться с внутренними трудностями, позволяет обучающемуся выйти из состояния зажатости, негативными переживаниями, способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерантности.
Программа изостудии «Волшебный карандаш» способствует развитию одаренных обучающихся с учетом индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что внеурочная деятельность может осуществляться в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие способностей каждого ребенка. На занятиях происходит формирование диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и обучающимися. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает системно–деятельностный подход (метод проектов) на занятиях изостудии «Волшебный карандаш».
Коррекционная работа предусмотренная в программе внеурочной деятельности это целостная система учебно-воспитательного процесса с учетом личностно – ориентированного подхода в процессе обучения детей с ОВЗ. Коррекционно-педагогическая деятельность по устранению отклонений в развитии и поведении осуществляется на интегративной комплексной основе и диагностико - коррекционной деятельность. Включает - художественные тесты, беседы на темы искусства, игры, творческие занятия («Ассоциации», «Мои эмоции»), проектную деятельность. Такие занятия при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающегося, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Так же в программе предусмотрены часы на подготовку творческих работ для участия в конкурсах различного уровня.
Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого, ребенок.
Задачи реализации программы для обучающихся 7-12 лет
-Приобщать к миру искусства через практическую деятельность
-Развивать воображение и навыки сотрудничества
-Совершенствовать полученные умения и навыки
-Организовать обучение в тесной связи с окружающим миром природы и социума
-Обогащать нравственный опыт детей
-Учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности
-Способствовать проявлению творческой индивидуальности
-Раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества
Ожидаемые результаты
личностные | предметные | метапредметные |
-развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания -умение организовать рабочее место -бережное отношение к инструментам, материалам - развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера -ознакомление с художественными терминами и понятиями -нравственно-эстетическое оценивание своей деятельности - развитие наблюдательности зрительной памяти -развитие художественного вкуса | -овладение основами художественной грамоты -знание цветов и рисовальных материалов -умение передавать форму, величину изображения -умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение -способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета | -приобретение навыка работы в паре, группе -диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях -Участие в коллективном обсуждении -умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества |
Задачи реализации программы для детей 12-15лет
-Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
-Способствовать освоению знаний о мире пластических искусств;
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
-Формировать эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество;
-Способствовать восприятию духовного опыта человечества – как основы приобретения личностного опыта и самосозидания;
-Совершенствовать освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Ожидаемые результаты
личностные | предметные | метапредметные |
|
|
Развитие художественно- образного мышления, фантазии, визуальной памяти |
В результате посещения занятий изостудии «Волшебный карандаш» обучающийся научится:
- понимать отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенностям художественных средств различным видам и жанрам изобразительного искусства;
- закономерностям строения изображаемых предметов, основным закономерностям наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различным приемам работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
- понимать роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.
- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные отношения;
- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;
- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы
- в сюжетных работах передавать движение;
- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно – практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
- выполнять рисунки, композиции, панно, аппликация;
- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;
- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ними.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;
- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить помощи у товарища;
- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно – полезному труду и учебе.
Формы работы:
- беседы;
- практические занятия;
- проектная деятельность;
- индивидуальные и групповые занятия;
- коллективная работа;
- экскурсии;
- предметные недели;
- оформительская деятельность;
- выставки;
- конкурсы.
Формы работы с одаренными детьми:
- Индивидуальный подход на занятиях, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
- Участие в школьных и районных олимпиадах по предмету «Изобразительное искусство»;
- Участие в конкурсах различного уровня, предметная неделя;
- Посещение выставок;
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- Создание портфолио;
- Проектная деятельность.
Критерии оценки устных ответов
-Активность участия.
-Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-Самостоятельность.
-Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа. Чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Виды учебной деятельности обучающихся
- Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
- решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
Содержание курса
(для группы детей 7-12 лет)
недели | № | Темы и содержание работы. Задание. Техника выполнения. | Характеристика деятельности обучающихся | Количество часов |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1 раздел. Как прекрасен этот мир | ||||
1 | 1 2 | Вводное занятие «Чему я научусь» Знакомство с кабинетом и педагогом. Беседа о планах на год. Просмотр лучших работ из фонда. Организация рабочего места. Техника безопасности. Графический тест. | Знакомятся с планом работы, с техникой безопасности, формируют эстетические потребности, проходят диагностический тест | 1-теор. 1 практ. |
2 | 3 4 | Волшебный карандашик (базовые упражнения) Приёмы работы различными графическими материалами. Определение характера линий. Зрительный ряд. Детские работы. Рисунки Н.Рушевой. Задание. Рассказы детей о счастливых событиях в их жизни, изобразить это событие цветными карандашами. | Учатся приёмам работы графическими материалами. Сравнивают различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство) Определяют, что такое линия, пятно; создают графический рисунок | 1 теор. 1 практ. |
3 | 6 7 | Что может кисточка Виды мазков. Проба мазков: «кирпичики», «волна», «столбик», «капелька», «гладкий мазок», «постукивание» Цвет и краски. Проба красок на палитре. Рисунок « Дождь» | Знакомятся со свойствами гуаши, осваивают техники работы кистью, приобретают навыки работы по образцу | 2 практ. |
4 | 8 9 | Листопад (отпечаток с листьев Знакомство с работой в технике «печатание листьями». Упражнения в получении различных цветов и оттенков при смешивании красок. Познакомить с понятием пейзаж. Мир природы: строение листа, сравнение листьев по форме, величине, цвету. Варианты размещения на листе бумаги. Демонстрация творческих работ. Изображение листьев разных пород на листе в виде букета или унесенные порывом ветра. | Овладевают умением изображать линию горизонта; закрепляют понятие о многоплановости картины; сравнивают, обсуждают, делают выводы о законах ограничения в композиции; используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности; передают характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объем | 2 практ. |
ОКТЯБРЬ | ||||
1 | 10 11 | Контраст. «Краски осени» Техника работы масляной пастелью с последующим выполнением фона акварелью Зрительный ряд. Таблицы по цветоведению. Работы учащихся из фонда | Знакомятся с новой техникой работы мелками и акварелью; радуются открытию, делают выводы в ходе эксперимента; Формулируют свое понимание понятия «контраст» в жизни и искусстве, рассуждают о контрасте как о средстве выразительности | 2 практ. |
2 | 12 13 | Холодная цветовая гамма и теплая «Силуэтный натюрморт» из простых форм. Работа гуашью.
«Февральская лазурь», А.Пластов «Первый снег», Б.Кустодиев «Масленица». | Развивают эстетическое чувство, воображение, творчество; Знакомятся с нетрадиционными техниками изображения; Используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности; Знакомятся с понятием пейзаж. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при | 2-практ. |
3 | 15 16 | Хроматические и ахроматические цвета. Работа гуашью. Знакомство с понятиями «ахроматические» и «хроматические» цвета. Натюрморт в технике «гризайль» | Знакомятся с понятиями по цветоведению и техникой «Гризайль» работа в одном цвете (ч\б) | 2 практ. |
4 | 17 18 | Цвет и краски. Три основных цвета Проба красок на палитре. Смешивание основных цветов Зрительный ряд. П.Гоген «Синие деревья», В.Кандинский «Красная церковь», К.Малевич «Уборка ржи». Музыка. Р.Щедрин «Озорные частушки». Литература. Стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч». Задание. Учимся у мастеров.Живописная работа «Синие деревья» | Знакомятся с основными цветами; определяют общую цель и пути ее достижения; | 2 практ. |
НОЯБРЬ | ||||
1 | 19 20 | «Белая фея» Добавление Рисунок «В небе облачко гуляло». Повторение навыков работы кистью. Зрительный ряд. Б.Кустодиев «Волга. Радуга»; Литература. И.Никитин «Радуга», «В небе радуга сияет…». Задание. Изображение радуги тремя основными цветами. | Узнают о том, что все цвета «спрятаны» в радуге, а сама радуга «живет» в солнечном цвете; рисуют радугу любым из предложенных способов Используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности; овладевают практическими умениями и навыками в восприятии и оценке своей работы и работ товарищей | 1-теор. 1-практ. |
2 | 21 22 | Рисование осеннего букета. Свойства масляной пастели, освоение техник «закрашивание», «смешивание», «процарапывание» | Приобретают первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи; Знакомятся с техникой работы пастелью Используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности; | 2 практ. |
3 | 23 24 | Акварель. Материал для работы акварелью Техника работы акварелью «по-сырому». Зрительный ряд. А.Остоумова-Лебедева, А.Фонвизин (акварель); детские работы. Задание. Изображение осеннего пейзажа акварелью в технике «по-сырому». | Знакомятся со свойствами акварели, создают пятно – образ Обсуждают, как лучше передать характер, используя свои наблюдения за птицами, животными | 2 практ. |
4. | 25 26 | Акварель. Материал для работы акварелью. Техника « а ля прима». «Уж небо осенью дышало» | 2 практ. | |
ДЕКАБРЬ | ||||
1 | 27 28 | Линия и пятно. Силуэт и контур. Уголь Знакомство с новым графическим материалом – углем. Характер линий; Рисование деревьев. Умение находить сходство рисунка с предметом. Задние- «Зимний лес» | Овладевают элементарными практическими умениями и навыками в графической технике, радуются полученному результату. Используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности; | 1 теор. 1 практ. |
2. «Искусство вокруг нас» | ||||
2 | 29 30 | Первый снег Урок любования «Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг «Снег кружится, снег ложиться» - зимний пейзаж Знакомство с техникой разбрызгивания капель, «постукивание» | Овладевают практическими умениями в специфических формах художественной деятельности; Используют цвета с добавлением белой краски Учатся аккуратности | 2 практ. |
3 | 31 32 | Линия Царство Снежной Королевы. Колорит холодных цветов. Голубая или белая бумага. Литература. Г.Х.Андерсен «Снежная королева» - сказка с иллюстрациями Б.Дехтерева. Музыка. Э.Григ «Ария». Живопись. Н.Рерих «Сантана», «Калута». . | Определяют, какие цвета характерны для изображения заданной темы; Приобретают первоначальные знания о правилах создания предметной среды и умения применять их для выполнения учебной задачи | 2 практ. |
4 | 33 34 | Свет и тьма «Зимний пейзаж» Работа акварелью. Контраст. Мир, погруженный во мрак и различные источники света, делающие его видимым. Зрительный ряд. А.Куинджи «Ночь на Днепре», В.Поленов «Больная», Рембрандт «Портрет пожилой женщины». Музыка. С.Бах. Соната для скрипки и клавесина №1 си минор. Заданине. Изобразить «Борьбу Света и Тьмы», используя технику «по-сырому» | Образно воспринимают искусство и окружающую действительность; наблюдают, сопоставляют, сравнивают; изображают космический пейзаж по представлению под музыку; самостоятельно подбирают цветовую гамму; используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности | 2 практ. |
ЯНВАРЬ | ||||
3 | 35 36 | Вода и небо Вода и небо. Море. Работа гуашью Живопись И.Айвазовский «Девятый вал», «Черное море»; К.Лоррен «Утро в гавани»; А.Киселев «Морской вид», Г.Курбе «Море». Музыка. М.Чюрленис «Море» | Применяют полученные знания по работе гуашью (виды мазков); Смешивают краски сразу на рисунке, без палитры; Используют свои наблюдения и впечатления Совместно с учителем обсуждают выбор цвета | 2практ. |
4 | 37 38 | Растения Композиция. Объединение по однородным признакам. Свободный выбор художественных материалов Растения (можно использовать как эскиз для росписи ткани) Литература. С.Аксаков «Аленький цветочек» (отрывок: «Цветы цветут распрекрасные, махровые, пахучие, всякими красками расписанные…») | Наблюдают, рассматривают, рассуждают; группируют растения по однородным признакам (деревья, цветы, травы); используют различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы; образно воспринимают искусство и окружающую действительность; выполняют композицию по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами; продумывают и выстраивают композицию рисунка | 2 практ. |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 | 39 40 | Рыбы «Красота подводного мира». Масляная пастель + акварель. Беседа «Морские обитатели» | Продумывают композицию и содержание рисунка; демонстрируют умение работать масляной пастелью с закрашиванием фона акварелью; передают с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости; используют свои наблюдения | 2 практ. |
2 | 41 42 | Композиция. Основа живой и статичной композиции. Птицы.. Свободный выбор художественного материала | Наблюдают, сравнивают, сопоставляют форму предмета, , используют простые формы для создания выразительных образов; знакомятся с вариантами передачи особенностей внешнего вида птиц; делают предварительные карандашные зарисовки, сравнивают, выбирают наиболее характерные изображения; выполняют рисунок в цвете, самостоятельно выбирают художественный материал | 2 практ. |
3 | 43 44 | Животные Рисуем животных. Гуашь. Работа по группам | Осваивают приемы рисования животных; наблюдают и учатся видеть красоту в живой природе; используют свои наблюдения за животным миром в художественно – творческой деятельности; передают характер животных. Решают, что будет рисовать каждая группа; договариваются кто и что вырезает, составляют общую композицию; обсуждают творческие работы одноклассников, дают оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 2 практ. |
4 | 45 46 | Человек Изображение человека. Первоначальные знания о пропорции фигуры и лица Задание: под руководством учителя нарисовать по единой схеме фигуру человека. Зрительный ряд: Таблицы «Пропорции фигуры и лица человека» | Наблюдают, работают по образцу; самостоятельно выбирают сюжет (после рассматривания иллюстраций к Библии для детей), обговаривают с учителем композицию, выбирают художественный материал. Используют различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов человека; Знакомятся с новыми понятиями изобразительного искусства; | 2 практ. |
МАРТ | ||||
Тема № 3 Декоративное рисование | ||||
1 | 47 47 | Декоративное и декоративно-прикладное искусство. Беседа о декоративном и декоративно-прикладное искусство. Техника выполнения изделий. Просмотр фильма о народных промыслах | Сопоставляют, сравнивают, обсуждают, делают выводы о характере декоративно-прикладного искусства и о ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром | 1 теор. 1 практ. |
2 | 49 50 | Декоративная композиция в круге «Цветы». Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма «кистевая роспись». | Наблюдают и учатся видеть красоту в живой природе, откликаться на природную красоту; приобретают опыт работы кистью | 2 практ. |
3 | 51 52 | Ассиметричная композиция «Цветы и травы». Составление узора | Наблюдают и учатся видеть красоту в живой природе; приобретают опыт работы с фломастерами; используют стилизацию форм для создания узора; передают с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. | 2 практ. |
АПРЕЛЬ | ||||
1 | 53 54 | Стилизация Декоративная переработка природных форм, связанная с композицией, живописью стилизация. | Знакомятся с понятием «стилизация»; сравнивают, обсуждают, находят отличительные признаки реалистичного и декоративного изображения, применяют полученные знания в художественно-творческой работе | 2 практ. |
Тема № 4 Творческая мастерская | ||||
2 | 55 56 | Урок –экскурсия в парк Развитие умения видеть, замечать красоту природы; находить в ней прекрасное и получать эстетическое удовольствие от встречи с ним | Учатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; наблюдают и учатся видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту | 2 практ. |
3 | 57 58 | Натюрморт Жанр натюрморта. Освещение и тоновые отношения в натюрморте. Техника «гризайль» Зрительный ряд: Ф.Толстой «Букет цветов», Н.Куприянов «Натюрморт с лампой», Ж.-Б. Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств» Задание: изображение простых по форме предметов с драпировкой одним цветом с передачей светотени (в технике «гризайль») | Понимают и анализируют жанр натюрморта; отмечают общие черты в разных видах изображения натюрморта, отмечают в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. осваивают технику «гризайль», учатся передавать объем предметов краской; обсуждают работы, дают оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности, адекватно воспринимают суждения других людей | 2 пркт. |
4 | 59 60 | Натюрморт в живописи Понятия: светлота цвета, светотень, тень, блик. Зрительный ряд: художественно-дидактическая таблице «Приемы передачи светотени на объемных предметах», «Композиционные схемы построения натюрморта». | Рассматривают разнообразие формы, цвет, размеры осенних плодов в натуре, находят соответствие им в изображенных натюрмортах художников; высказывают свои впечатления и эмоциональную оценку, которые вызвали произведения живописцев, изображающие дары природы. Объясняют смысл понятий: светлота цвета, светотень, тень, блик. Участвуют в обсуждении композиции, особенностей расположения овощей и фруктов в натюрмортах, различии предметов по светлоте и определяют, какова в них роль солнечного света, какие выразительные средства используют художники для передачи восхищения красотой, разнообразием природных форм. Выражать в творческой работе свое отношение к щедрости природы средствами художественного образного языка живописи. | 2 практ. |
МАЙ | ||||
1 | 61 62 | Иллюстрация Сказки | Осуществляют пошаговый контроль своих действий, вносят коррективы в свою работу; пониматют цель выполняемых действий, используют изученные приёмы работы красками; адекватно оценивают правильность выполнения задания; анализируют результаты собственной работы по заданным критериям; решают творческую задачу, используя известные средства; включаются в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную); показывают в рисунке свой эмоционально-личностный подход | 1 теор. 1 практ. |
2 | 63 64 | Мои впечатления Состояние природы. Дождь, гроза, буря. Работа графическими материалами (уголь) Литература. Ф.Тютчев «Как весел грохот летних бурь», А.Майков «Ночная гроза», В.Брюсов «Летняя гроза». Живопись.А.Васнецов «Гроза идет», Маковский «Дети, бегущие от грозы». Музыка. П.Чайковский «Буря» (симфоническая поэма». Выставка работ. | Исследуют свойства нового художественного материала; высказывают свое мнение, сравнивают с другими художественными материалами: вспоминают и обсуждают средства выразительности в графике; самостоятельно выполняют художественно-творческую работу на заданную тему | 1теор. 1 практ. |
3 | 65 66 | Пленэр. Рисование на природе .Впечатление от обозрения окружающего мира. | учатся видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту языком живописи | 2 практ. |
4 | 67 68 | Пленэр. | 2 прак. | |
1вариант.Сказка на асфальте Задание. Рисунок на асфальте цветными мелками на тему любимых сказок. Работа по группам. 2 вариант. Красота природы. Зарисовки в парке. | Выполняют рисунок на асфальте. Учатся работать мелками. Находят общее с рисованием пастелью. Исследуют свойства нового художественного материала; высказывают свое мнение, сравнивают с другими художественными материалами: вспоминают и обсуждают средства выразительности в графике; самостоятельно выполняют художественно-творческую работу на заданную тему | |||
Итого | 68 часов |
Содержание курса
(для группы детей 12-15 лет)
недели | № | Темы и содержание работы. Задание. Техника выполнения. | Характеристика деятельности обучающихся | Количество часов |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1 раздел. Как прекрасен этот мир | ||||
1 | 1 2 | Вводное занятие «Чему я научусь» Знакомство с кабинетом и педагогом. Беседа о планах на год. Просмотр лучших работ из фонда. Организация рабочего места. Техника безопасности. Графический тест. | Знакомятся с планом работы, с техникой безопасности, формируют эстетические потребности, проходят диагностический тест | 1-теорет. 1- практ. |
2 | 3 4 | Графика. Беседа о языке выразительной графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы. Зрительный ряд: А.Дюрер (гравюры), П.Кончаловский «Зарисовка пейзажа» Задание: Графический рисунок «Моя улица» | Продумывают и выстраивают композицию рисунка; применяют знания линейной перспективы; сравнивают, сопоставляют, анализируют, аргументируют свою позицию; выбирают действие в соответствии с поставленной задачей | 2практ. |
3 | 5 6 | Тоновые отношения в графике Средства выразительности графики: линия, пятно. Ритм, контраст, тон, тональные отношения, фактура. Зрительный ряд: Учебный рисунок (из фонда), А.Дейнека «Девочка у окна» Задание: упражнения на зарисовку геометрических фигур с передачей светотени. Творческое задание: «Зажглись фонари» | Выбирают наиболее эффективные способы для решения художественной задачи; сравнивают различные элементы на основе зрительного ряда; применяют полученные знания в решении учебной задачи; задают вопросы, обращаются за помощью к одноклассникам и учителю. | 2 практ. |
4 | 7 8 | Пейзаж в графике. Графические материалы (уголь, сангина, пастель, ручка, карандаши, тушь, перо). Передача состояния природы. Применение выразительных средств графики. Зрительный ряд: Дж. Констебл «Вид на реку Стур», Ван Гог «Море» Задание: Изображение природы в различных состояниях (гроза, туман, дождик, ветер, ясный. солнечный день) | Выбирают наиболее выразительный художественный материал в соответствии с задуманным сюжетом; применяют полученные знания в решении художественно- творческой задачи; обсуждают, анализируют свои работы и работы учащихся; адекватно относятся к высказываниям других; | 2 практ. |
5 | 9 10 | Графика. Подготовка к конкурсу «В мире животных | 2 практ. | |
ОКТЯБРЬ | ||||
1 | 11 12 | Живопись. Цветовой круг Цветоведение. Цветовой круг, основные, составные, дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовая шкала с разными оттенками цвета Зрительный ряд: таблицы по цветоведению, И. Грабарь «Осень», О.Ренуар «Пейзаж» Задание: Выполнить рисунок в одной цветовой гамме (Шоколадный дворец, Осенний букет, Розовая страна и т.д.) | Объясняют смыслы цветоведения; Сравнивают, сопоставляют, анализируют декоративные решения смешанных и основных цветов спектра; отмечают многообразие варьирования трактовок цвета; создают выразительные образные изображения в одной цветовой гамме осваивают навыки смешивания красок, и получения нужного оттенка в процессе практической творческой работы. | 2 практ. |
2 3 | 13 14 15 16 | Урок –экскурсия в осенний парк Развитие умения видеть, замечать красоту природы; находить в ней прекрасное и получать эстетическое удовольствие от встречи с ним. Пейзаж «Золотая осень» Жанр пейзажа. Художники-пейзажисты. Воздушная и линейная перспектива, многоплановость, композиция и линия горизонта, изображение пространства. Зрительный ряд: И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день», П.Синьяк «Желтый парусник» Задание: Изобразить осенний пейзаж. Материал - гуашь | Учатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; наблюдают и учатся видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту Понимают и анализируют жанр пейзажа, дают ему эстетическую оценку в процессе просмотра картин; соотносят особенности строение дерева с характером и ритмом линий, пятен; объясняют общее и особенное в строение дерева, различие рисунка с натуры и по памяти; осознают значение рисунка с натуры и по памяти; создают рисунки в жанре пейзаж; выражают в форме, в цветовом решении рисунка свое мировосприятие | 2 практ. 2 практ. |
4 | 17 18 | Натюрморт.Жанр натюрморта. Освещение и тоновые отношения в натюрморте. Зрительный ряд: Ф.Толстой «Букет цветов», Н.Куприянов «Натюрморт с лампой», Ж.-Б. Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств» Задание: изображение простых по форме предметов с драпировкой с передачей светотени. | Понимают и анализируют жанр натюрморта; отмечают общие черты в разных видах изображения натюрморта, отмечают в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. осваивают технику «гризайль», учатся передавать объем предметов краской; обсуждают работы, дают оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности, адекватно воспринимают суждения других людей | 2 практ. |
НОЯБРЬ | ||||
2 | 19 20 | Натюрморт в живописи «Славный урожай», гуашь. Понятия: светлота цвета, светотень, тень, блик. Зрительный ряд: художественно-дидактическая таблице «Приемы передачи светотени на объемных предметах», «Композиционные схемы построения натюрморта». Караваджо «Ваза с фруктами», М.Сарьян «Натюрморт», И Хруцкий «Цветы и плоды». Задание: выполнить живописный натюрморт с фруктами | Рассматривают разнообразие формы, цвет, размеры осенних плодов в натуре, находят соответствие им в изображенных натюрмортах художников; высказывают свои впечатления и эмоциональную оценку, которые вызвали произведения живописцев, изображающие дары природы. Объясняют смысл понятий: светлота цвета, светотень, тень, блик. Участвуют в обсуждении композиции, особенностей расположения овощей и фруктов в натюрмортах, различии предметов по светлоте и определяют, какова в них роль солнечного света, какие выразительные средства используют художники для передачи восхищения красотой, разнообразием природных форм. Выражать в творческой работе свое отношение к щедрости природы средствами художественного образного языка живописи. | 2 практ. |
2 «Искусство вокруг нас». Образ, цвет и музыка. | ||||
3 | 21 22 | Рисование на темы сказок, иллюстрирование стихов, изображение портрета героев литературных произведений Тематическая (жанровая картина Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Просмотр презентации «Человек в искусстве» | Узнают и называют уже знакомые им жанры изобразительного искусства; участвуют в обсуждении картин художников; замечают изменение картины мира в образных представлениях художников; демонстрируют умения слушать, высказывать свое мнение, уважительное отношение к мнению товарищей; делают вывод о необходимости изображения человека в тематической картине | 2 практ. |
4 | 23 24 | Фигура человека Пропорции, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; совершенствование умений последовательного ведения работы; формирование умения выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека Задание: 1.Лепка фигуры человека (пластилин) 2. рисунок фигуры человека с натуры пятном (уголь) Зрительный ряд: наброски с фигуры человека И.Репина, В.Серова и др.; методические таблицы (скелет, мышечная система, пропорции людей разного возраста)
. | Демонстрируют умение работать по образцу; правильно формулируют вопросы учителю, понимают учебную задачу; осваивают технику лепки «вытяжение». Проявляют заинтересованность в достижении положительного результата; выполняют наброски фигуры человека в движении с натуры, сравнивания с образцом в скульптуре, методическим пособием «фигура человека» и «натурщиком»; обсуждают полученные результаты, анализируют ошибки, уважительно относятся к суждению других. | 2 практ. |
ДЕКАБРЬ | ||||
1 | 25 26 | Пропорции лица человека Жанр портрета. Великие портретисты прошлого. Пропорции лица человека. Зрительный ряд: Презентация «Портрет в изобразительном искусстве» Задание: Изображение портрета литературного героя (меловая пастель) | Рассматривают, обсуждают, делают выводы; находят своеобразие в раскрытии образа человека средствами разных видов изобразительного искусства; Соотносят портрет с эпохой его создания; Выполняют рисунок под руководством учителя (пропорции), самостоятельно передают характерные черты литературного героя | 2 практ. |
2 | 27 28 | Иллюстрация «Дюймовочка»Иллюстрирование сказки Г.Х.Андерсена (белый, розовый, голубой, зеленоватый фоны бумаги). Литература. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» (отрывок). Книжная графика. Иллюстрации Б.Дехтерева, В.Конашевича, Н.Гальц, к сказке. Музыка. С.Слонимский «Дюймовочка», С.Губайдуллин «Дюймовочка». | Осуществляют пошаговый контроль своих действий, вносят коррективы в свою работу; пониматют цель выполняемых действий, используют изученные приёмы работы красками; адекватно оценивают правильность выполнения задания; анализируют результаты собственной работы по заданным критериям; решают творческую задачу, используя известные средства; включаются в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную); показывают в рисунке свой эмоционально-личностный подход | 2 практ. |
3 | 29 30 | Иллюстрация Сказки Иллюстрирование сказки «Царевна-лягушка» Литература. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Зрительный ряд. Иллюстрации И.Билибина, Ю.Васнецова к сказке «Царевна-лягушка»; эскиз костюма «Лель» к опере Н.Римсого-Корсакова «Снегурочка»; В.Васнецов «Царевна-лягушка»; Б.Кустодиев «Московский трактир». Музыка. Русские народные песни: «Камаринская», «Ты заря моя, зорюшка», «Дуня- тонкопряха | Осуществляют пошаговый контроль своих действий, вносят коррективы в свою работу; пониматют цель выполняемых действий, используют изученные приёмы работы красками; адекватно оценивают правильность выполнения задания; анализируют результаты собственной работы по заданным критериям; решают творческую задачу, используя известные средства; включаются в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную); показывают в рисунке свой эмоционально-личностный подход | 2 практ. |
4 | 31 32 | Звучащие стихи Иллюстрирование стихотворения И.Сурикова «Детство» (отрывок). Книжная графика. Иллюстрации В.Топкова к книге (Суриков И. Детство. М.: Малыш, 1992). Использование желтого фона бумаги как художественно-ассоциативного средства. | Участвуют в обсуждении стихотворения; приводят примеры из своего жизненного опыта, сравнивают, анализируют; Используют полученные изобразительные навыки в передаче сюжета | 2 практ. |
ЯНВАРЬ | ||||
3 | 33 34 | Моя семья Рисунок на тему «Моя семья» в бытовом жанре. Зрительный ряд: картины Ю.Пименова | 2 ч. | |
4 | 35 36 | Выставка Оформление вставки. Паспарту. | Оформляют работы для выставки; учатся отбирать лучшие по предложенным учителем критериям; формулируют собственное мнение и позицию; учатся адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками; | 2 практ. |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 | 37 38 | Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства | Учатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; наблюдают и учатся видеть красоту народного искусства | 2 практ. |
Тема № 3 Творческая мастерская | ||||
2 | 39 40 | Природа зимой. Развитие умения видеть, замечать красоту природы; находить в ней прекрасное и получать эстетическое удовольствие от встречи с ним. Рисунок на тему «Зимние забавы» | Учатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; наблюдают и учатся видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту | 2 практ. |
3 | 41 42 | «Туманный день». Интерпретация явлений природы. Свободное рисование | Выполняют эскиз для техники «свободная роспись»; повторяют умения работать акварелью «по сырому»; находят связь этой техники с техникой росписи ткани | 2 практ. |
4 | 43 44 | Рисование на конкурсные темы «Россия –мой дом ,моя жизнь» | Образно воспринимают искусство и окружающую действительность; проработка композиционного решения, оформительская работа. | 2 практ. |
МАРТ | ||||
Тема № 2 «Искусство вокруг нас» | ||||
1 | 45 46 | Свет и тьма Космос. Космический пейзаж (можно использовать как эскиз для росписи ткани). Работа акварелью. Контраст. Мир, погруженный во мрак и различные источники света, делающие его видимым. Зрительный ряд. А.Куинджи «Ночь на Днепре», В.Поленов «Больная», Рембрандт «Портрет пожилой женщины». Музыка. С.Бах. Соната для скрипки и клавесина №1 си минор. Заданине. Изобразить «Борьбу Света и Тьмы», используя технику «по-сырому» | Образно воспринимают искусство и окружающую действительность; наблюдают, сопоставляют, сравнивают; изображают космический пейзаж по представлению под музыку; самостоятельно подбирают цветовую гамму; используют свои наблюдения за природными явлениями в художественно – творческой деятельности; | 2 практ. |
2 | 47 48 | Вода и небо Вода и небо. Море. Работа гуашью Живопись И.Айвазовский «Девятый вал», «Черное море»; К.Лоррен «Утро в гавани»; А.Киселев «Морской вид», Г.Курбе «Море». Музыка. М.Чюрленис «Море» | Применяют полученные знания по работе гуашью (виды мазков); Смешивают краски сразу на рисунке, без палитры; Используют свои наблюдения и впечатления Совместно с учителем обсуждают выбор цвета | 2 практ. |
3 | 49 50 | Растения Композиция. Объединение по однородным признакам. Свободный выбор художественных материалов Растения (можно использовать как эскиз для росписи ткани) Литература. С.Аксаков «Аленький цветочек» (отрывок: «Цветы цветут распрекрасные, махровые, пахучие, всякими красками расписанные…») | Наблюдают, рассматривают, рассуждают; группируют растения по однородным признакам (деревья, цветы, травы); используют различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы; образно воспринимают искусство и окружающую действительность; выполняют композицию по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами; продумывают и выстраивают композицию рисунка | 2 практ. |
АПРЕЛЬ | ||||
1 | 51 52 | Рыбы Беседа «Морские обитатели» Рисование рыб различной техникой | Продумывают композицию и содержание рисунка; демонстрируют умение работать масляной пастелью с закрашиванием фона акварелью; передают с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости; используют свои наблюдения | 2 практ. |
2 | 53 54 | Птицы.Композиция. Основа живой и статичной композиции. Птицы.. Свободный выбор художественного материала | Наблюдают, сравнивают, сопоставляют форму предмета, , используют простые формы для создания выразительных образов; знакомятся с вариантами передачи особенностей внешнего вида птиц; делают предварительные карандашные зарисовки, сравнивают, выбирают наиболее характерные изображения; выполняют рисунок в цвете, самостоятельно выбирают художественный материал | 2 практ. |
3 | 55 56 | Животные Рисуем животных. Свободный выбор художественного материала | Осваивают приемы рисования животных; наблюдают и учатся видеть красоту в живой природе; используют свои наблюдения за животным миром в художественно – творческой деятельности; передают характер животных. Обсуждают творческие работы одноклассников, дают оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 2 практ. |
4 5 | 57 58 59 60 | Мои впечатления Состояние природы. Дождь, гроза, буря. Работа со свободным выбором художественного материала. Литература. Ф.Тютчев «Как весел грохот летних бурь», А.Майков «Ночная гроза», В.Брюсов «Летняя гроза». Живопись.А.Васнецов «Гроза идет», Маковский «Дети, бегущие от грозы». Музыка. П.Чайковский «Буря» (симфоническая поэма». | Исследуют свойства нового художественного материала; высказывают свое мнение, сравнивают с другими художественными материалами: вспоминают и обсуждают средства выразительности; самостоятельно выполняют художественно-творческую работу на заданную тему | 2 практ. 2 практ. |
МАЙ | ||||
1 | 61 62 | Пленэр Впечатления от состояния природы. Творческие работы. Деревья. | Наблюдают и учатся видеть красоту в живой природе; используют свои наблюдения за природой в художественно – творческой деятельности; передают характер природы. самостоятельно выполняют художественно-творческую работу на заданную тему | 2 практ. |
2 | 63 64 | Пленэр Впечатления от состояния природы. Творческие работы. Пейзаж с рекой. | самостоятельно выполняют художественно-творческую работу на заданную тему | 2 практ. |
3 | 65 66 | Пленэр Впечатления от состояния природы. Творческие работы. Пейзаж с домом. | самостоятельно выполняют художественно-творческую работу на заданную тему | 2 практ. |
4 | 67 68 | Тема № 5 Вернисаж Выставка работ. Тематическое деление: «Пейзаж», «Цветы», «Птицы», «Рыбы», «Бабочки», участие в выставках, конкурсах, экскурсии | Оформляют работы для выставки; учатся отбирать лучшие по предложенным учителем критериям; формулируют собственное мнение и позицию; учатся адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками; | 2 практ. |
| Итого | 68 часов |
Методическое обеспечение программы:
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.
Для освоения программы воспитанниками (обучающимися) используются:
Методы организации занятий:
-словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
-наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций скульптур, зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
-репродуктивный метод –метод практического показа.
Методы обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.
Методы. Обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
-коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
-груповой – организация работы по группам (2-5 человек);
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.
Учебно-методическое обеспечение
• Г. Е. Гуров, А. С.Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7—8 классы» под редакцией Б. М. Неменского.
• А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2015
• В.П. Копцев. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2016год.
• Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2014.
• С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2015 год.
• А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2017г.
Интернет-ресурсы
Название ресурса | Ссылка | Краткая аннотация | |
1. | Государственный Эрмитаж | http://www.hermitagemuseum.org/ | Сайт, рассказывающий об Эрмитаже, в котором хранятся настоящие шедевры мировой культуры. Сайт позволяет совершить прогулку по всем этажам этого замечательного музея, а также заглянуть во дворцы Петра I и Меншикова, эрмитажный театр и посетить временные выставки. |
2. | Государственная Третьяковская Галерея | Официальный сайт Государственной Третьяковской Галереи. Мы можем совершить виртуальную экскурсию по экспозиции и временным выставкам галереи, окунуться в мир искусства и насладиться великими шедеврами известных мастеров. | |
3. | Русский музей | Сайт Государственного Русского музея. Подробный рассказ об истории музея и его сегодняшнем дне, возможность знакомства с шедеврами коллекций. | |
4. | Музей Лувр | Официальный сайт музея. История. Описание коллекции. Виртуальная экскурсия. Веб-журнал музея. Программа выставок, лекций, симпозиумов, фильмов, концертов. Библиография, список аудио, видео, интерактивной продукции музея. | |
5. | Искусство России | Галерея шедевров русского изобразительного искусства из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, областных музеев и галерей России. Каталог современных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сведения о художниках. Аукцион. Книги и статьи. Материалы журнала "Искусство России": новости, обзоры, арт-справочник. Форум. | |
6. | МХК и ИЗО (материалы для учителя) Методический центр, Лаборатория общественно- гуманитарных и естественно-математических дисциплин | http://www.metodcenter.ru/LEM/mhk.htm | Материалы по аттестации, планы работы, материалы к экзаменам, олимпиадам, конкурсам, примеры уроков, информация о курсах и сайтах, |
7. | Библиотека изобразительного искусства | ||
8. | История изобразительного искусства. Музеи и галереи | http://www.arthistory.ru/museum.htm | |
9. | Энциклопедия искусства | http://www.artprojekt.ru/Menu.html | |
10. | Портал "Сеть творческих учителей" | http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com | Крупнейший учительский образовательный Интернет-проект России федерального значения. На портале собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок, воспользоваться ими, узнать отзывы коллег, обменяться опытом работы, пройти обучение в мастер-классе, принять участие в Конкурсах на портале можно БЕСПЛАТНО. На портале есть сообщество "Уроки творчества: искусство и технология в школе" которое объединяет учителей МХК, музыки, ИЗО, прикладного труда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для 1 класса
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.–...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлый карандаш» Общекультурное направление В 1 классе
. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Веселый карандаш» разработана для занятий с обуч...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...