Мастер - класс по теме «Использование занимательного геометрического материала в формировании сенсорных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью»
методическая разработка

Ижбулдина Мария Викторовна

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Главными помощниками в восприятии окружающего мира, чувственного познания являются органы чувств.

Как известно, у детей с интеллектуальными нарушениями, оказывается дефектной уже самая первая ступень познания – восприятие. Что, соответственно, влияет на восприятие мира в целом, оно искажено…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx62.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 9»

городского округа город Салават  Республики Башкортостан

 «Использование занимательного геометрического материала в формировании сенсорных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью»

f0576611319232e90dbc0405237dec8d

                                                                                                                                     

                                         Подготовила:

учитель - дефектолог

Ижбулдина М.В.

                                        

                                         

2016г.

  1. Вводная часть.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества...

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Главными помощниками в восприятии окружающего мира, чувственного познания являются органы чувств.

Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являясь уже результатом их переработки. Вы можете увидеть на экране, что ощущения и восприятие в познании – первостепенно.

Как известно, у детей с интеллектуальными нарушениями, оказывается дефектной уже самая первая ступень познания – восприятие. Что, соответственно, влияет на восприятие мира в целом, оно искажено…

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормой. Дети не понимают внутренние связи, отмечается узость и избирательность восприятия, характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Они затрудняются в обследовании предметов, в выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Путают названия цветов, либо неуверенно их сличают, затрудняются в узнавании, соотнесении геометрических фигур, временные и пространственные отношения часто бывают недоступны для понимания.

Также с каждым годом все чаще наблюдается сочетанность дефектов развития, воспитанники учреждения – с более сложными диагнозами и нарушениями. Нормой становится не только легкая степень умственной отсталости и нарушение ЭВС, но и слабовидящие дети, дети с ДЦП, с синдромом Дауна, а также все больше детей с аутистическими проявлениями.

Аутичные дети – дети чаще недоступные к контакту, либо контакт с ними затруднен и малопродуктивен.

В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол... Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство.

Поэтому, сейчас чаще всего вопрос встает о возможности хотя бы контакта с детьми, через сенсорику (через сенсорные эффекты).

2. Практическая часть. Игровой практикум.

- Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным. Я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

Уважаемые коллеги, вспомните, что же помогает нам воспринимать окружающий мир?

Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

- Забудем на время, что мы взрослые, станем детьми и вместе поиграем. Я превращусь в Фею, а вас превращу в детей. Давайте встанем в круг.

 Звучит сказочная мелодия. Педагог надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку.

Вот я палочкой взмаху – (действия выполняются по содержанию текста)

Педагогам  помогу

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Подарю вам ленточки,

(раздает резинки, заколки)

Подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся

В поездку собираемся!

- Какие же замечательные детки у нас получились! Ну, а теперь, можно и отправляться в путь, как в одном известном нам мультике, держась руками за веревку.

Звучит динамичная музыка, педагог становится вперед, педагоги, держась за веревку, идут вслед за педагогом.

1. Внимание! Итак, первая остановка «Цветная».

Угадайте, про какой цвет идет речь в загадке?

Он в яйце есть и в цыпленке,

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)

(Выставляются человечки соответствующего цвета)

***

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести (зелёный цвет)

***

Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет (красный цвет)

***

Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом (синий цвет)

Молодцы!

- Жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать.

Пальчиковая игра «Пальчики работают»

1,2,3,4,5 –будем с вами мы играть,

Все цвета ты вспоминай,

И скорее называй.

Красный, синий, голубой, желтый и зеленый,

Повторяй – ка ты за мной

Вот какой способный!

Игра «Разложи по коробочкам».

Перед вами лежат разнообразные предметы, разложите эти предметы в соответствии с цветом к нашим цветным человечкам.

Попрощаемся с человечками.

- А нам пора в путь, едем дальше.

Звучит музыка, педагоги «едут» дальше.

2. Это остановка «Фигурная».

Ребята, попробуем угадать, о чем идет речь.

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины (круг)

***

Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)

***

Три вершины, три угла,

Три сторонки, кто же я? (треугольник)

***

4 угла и 4 сторонки,

Похожи точно родные сестренки.

Фигура знакома для многих ребят.

Его вы узнали? Ведь это…. (квадрат)

***

  • Нас встречают фигуры разной формы. Они тоже хотят с нами поиграть.

Игра «Волшебный мешочек».

- Дети встаньте в круг у меня в руках волшебный мешочек, наши фигуры хотят поиграть с нами в прятки. Назовите их.

Я опускаю их в мешочек, перемешаю. Попробуйте угадать.

Игра «Определи форму».

Каждому обучающемуся раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

Поднимите ту картинку, которая похожа на квадрат (и т.д.)

Едем дальше!

3. Остановка "Искатели"

Узнай по запаху: 

  • Перед вами тарелки, в них знакомые вам продукты.  Сейчас я завяжу глаза, попробуй угадать.

Лук, апельсин, хлеб, конфета.

Узнай по вкусу:

  • Посмотрите, что это лежит на столе? Перечислите. Конфета, лимон, огурец, лук.

Угадай на слух.

  • Дети встают в круг, посмотрите, какие у меня инструменты, Попробуйте отгадать. Поиграйте.

-поедем дальше.

- Вот и закончилось наше путешествие.

Настало время вам превращаться во взрослых.

Звучит сказочная мелодия.

- Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

4. Остановка «Игрушечная». 

 -Вот вы снова взрослые, а мы с вами приехали на остановку «Игрушечную»!

Уважаемые коллеги, посмотрите, что у меня лежит на столах. Все эти пособия активно используются в нашем образовательном учреждении, конечно же, здесь только лишь часть нашей методической копилки.

3. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста.

Вот мы и добрались до остановки «Знаний»!

Не случайно мной выбрана это картинка, так как тут не только наши с вами знания, но и опыт! То, чем мы можем друг с другом поделиться. Сегодня мы  освежили знания о сенсорном развитии и способах воздействия на наше восприятие.

Геометрический материал – это один из способов формирования и развития сенсорных умений. Хочу поделиться с вами одним из пособий с использованием геометрического материала.

Как известно, дидактические игры занимают значимое место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи).

Призываю вас к активному сотрудничеству.

Итак, перед вами лежит набор из геометрических фигур разного цвета и размера. Попробуйте самостоятельно составить картину из предложенного материала.

Педагогом предлагаются шаблоны с разными вариантами на каждый стол (по временам года).

- Какое время года у вас получилось? Почему вы так думаете?

Обратите внимание на слайд. Перед вами один из вариантов работы с геометрическими фигурами по временам года.

- Как вы думаете, на каких занятиях это пособие может быть использовано?

(варианты ответов педагогов).

Если это пособие использовать в развитии речи? Каким образом мы можем его применить?

Если это формирование элементарных математических представлений?

Конструирование?

Итак, данное пособие поможет:

Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.

Развитие счетных навыков.

Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам

(форме, величине, цвету).

Развивать речь детей.

Закрепить и расширить пространственное представление.

В нашем современном мире большое разнообразие дидактических игр и пособий по данной теме, вот некоторые варианты работы с геометрическим материалом.

Решая несложные, развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!

- Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания!

Литература:

  1. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
  2. Громова О.Н. Прокопенко Т.А. : «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.
  3. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
  4. Запорожец И.Ю. «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» М.: Издательство : «Скрипторий 2003». 2010.
  5. Зверева О.Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал : «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.
  6. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
  7. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса по теме «Использование аутентичного музыкального материала в обучении английскому языку»

Данный разработка поможет творческим учителям использовать такой замечательный языковой материал, как песни, на своих уроках...

Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития

Зрение – важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимосвязь между зрением и способностью использовать окружающие ...

Мастер-класс по теме: "Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся"

Задачи моей педагогической деятельности на современном этапе - обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по истории и обществознанию через развитие позна...

Использование элементов песочной терапии в работе по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью

В данной статье предложена система занятий, построенных на основе элементов песочной терапии, которые позволяют вести целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи школьников...

Творческие задания как средство формирования коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение практического опыта использование ттворческих заданий для развития коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью...

Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната VIII вида

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобр...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов  «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...