Использование элементов песочной терапии в работе по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью
статья по теме
В данной статье предложена система занятий, построенных на основе элементов песочной терапии, которые позволяют вести целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._zenina_n.v.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов песочной терапии в работе по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
(Из опыта работы).
Зенина Наталья Васильевна
Учитель ГБОУ №432
Русский язык в специальной (коррекционной) школе рассматривается как ведущий учебный предмет, направленный на социальную адаптацию и реабилитацию умственно отсталых школьников. Поэтому урокам русского языка, основной задачей которых является развитие речи учащихся, необходимо уделять особое внимание в общей системе обучения, тем более коррекционного.
Русский язык – это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта. Вот почему основополагающим в обучении считают принцип развития речи. Это главное на любом этапе урока.
Нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья имеют сложную структуру, они разнообразны по своим проявлениям, механизмам и требуют дифференцированного подхода к их коррекции. Методики коррекции на протяжении уже многих десятилетий остаются почти неизменными. Тем интереснее осваивать новые педагогические технологии, искать инновационные формы по оказанию логопедической помощи учащимся вспомогательной школы. Так, например, логопедические задания могут сочетаться с элементами песочной игротерапией.
Перенос элементов традиционных логопедических занятий в песочницу даёт большой коррекционный, воспитательный и образовательный эффект. Развиваются представления об окружающем мире, пространственная ориентация, тактильно – кинестетическая чувствительность, совершенствуется координация движений и мелкая моторика. Дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, начинают спонтанно импровизировать, передавая интонацию, темп и ритм речи логопеда. А это, в свою очередь, способствует развитию речи. В играх с песком наиболее гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление. Кроме того, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями. Но главное, занимаясь с песком, ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других. А это является базой для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Игры – задания с песком можно использовать как для индивидуальной
работы, так и для коррекционно - развивающих занятий с группой детей.
Песочная терапия используется не с первого занятия. Для начала необходимо выполнить условия организации качественной работы. Определить уместность и степень эффективности использования песочницы в работе с ребенком. Выявить противопоказания для занятий с песком (это кожные заболевания, аллергия на песок и песочную пыль, порезы на руках). Пройти специальную подготовку и, конечно, творчески подойти к проведению занятий.
Как только ребенок сам будет стремиться к песочнице, следует познакомить его с необходимым для таких занятий материалом. А именно: Песочница (ящик для песка) прямоугольной или овальной формы. Традиционно дно и борта окрашиваются в голубой цвет, что символизирует воду и небо. Песок чистый, просеянный, который предварительно следует промыть и прокалить в духовке. Вода, которая увлажняет песок. Вода должна быть теплой, но с каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать, чтобы одновременно происходило дополнительное закаливание ребенка. Набор игрового материала. Он может быть абсолютно разнообразным, начиная от миниатюрных фигурок на разные лексические темы (подойдут игрушки из киндер - сюрпризов), заканчивая природным материалом в виде веточек, камней, ракушек, шишек, орехов и т.д. А так же салфетки или полотенца для рук и клеенчатые передники.
В начале занятий необходимо вместе с ребенком обозначить некоторые правила поведения в песочнице: Нельзя выбрасывать песок из песочницы. Нельзя бросать песок в других детей. Нельзя брать песок в рот. После занятий с песком надо помыть руки.
Начинать работу следует с введений в логопедические занятия элементов работы с сухим песком. Когда ребенок изучил свойства сухого песка и с охотой выполняет задания с ним, пора приступать к работе с мокрым (смоченным) песком. Начинается работа с прикосновений и заданий на поверхности песка, затем вводятся задания с погружением рук в песок. Логопед может сначала показывать движения на песке сам, а затем ребенок повторять его движения, либо задания выполняются ребенком по инструкции (некоторые движения выполняются «рука в руке»).
Опыт работы показал, что использование элементов песочной терапии на логопедических занятиях в коррекционной школе дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к занятиям. У первоклассников более легко проходит адаптационный период к школе, напряжение и страх быстро исчезают. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Возбужденные, гиперактивные дети быстро успокаиваются. Благодаря тому, что слова и буквы на песке можно писать сначала пальчиком, а потом палочкой, развивается становление руки для письма ручкой. Песок позволяет дольше сохранять работоспособность ребёнка, что немаловажно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным, не бояться допустить ошибку.
Таким образом, любую логопедическую задачу можно реализовать с помощью такой прекрасной коррекционно – развивающей среды, как песочница. Занимаясь в песке вместе с детьми, логопед пытается передать ученикам свои знания и жизненный опыт. Игры с песком обеспечивают процесс обучения чтению, письму, грамоте. Дают возможность узнать детям о многообразии окружающего мира, способствуют развитию пространственных представлений, открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию, что является базой для достижения максимально возможных положительных результатов в развитии школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Список используемой литературы:
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – Спб., 2007.
- Копытин А.И. Теория и практика арттерапии.- СПб., 2002.
- Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольника средствами арттерапии. Москва, 2004.
- Сакович Н.А. Игры в песок. Игры на мосту. Спб., 2006.
- Эль Галина Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия.Спб., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов песочной терапии в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В данной презентации представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал и...
"Использование элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога"
В статье рассматривается практическое применение элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога...
Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
Развитие речи детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью....
Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
Развитие речи детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью....
Доклад из опыта работы «Использование современных нетрадиционных технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы ло...
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы ло...