Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития
статья по теме

Зрение – важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимосвязь между зрением и способностью использовать окружающие предметы и пониманием мира вокруг нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития

Зрение – важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимосвязь между зрением и способностью использовать окружающие предметы и пониманием мира вокруг нас.

Зрение помогает ребенку понять, как устроено пространство вокруг него, как расположено тело в пространстве. Кроме того, ребенок использует полученный зрительный опыт для общения с другими людьми.

Необходимо выделить основную функцию зрительной системы – зрительное восприятие. Закрыв и открыв глаза, мы ощущаем, что такое зрительное восприятие. Это непрерывный поток информации, исчезающий с опусканием век. Нормально работающий механизм зрительного восприятия, позволяет нам автоматически четко видеть предметы окружающего мира цветными и объемными, оценивать скорость их передвижения, обходить препятствия.

Как же происходит процесс формирования зрительного восприятия?

Сначала ребенок внимательно смотрит в глаза взрослого (контакт «глаза в глаза». Чуть позже улыбающееся лицо побуждает ребенка отвечать на улыбку. Ребенок смотрит на объект, пытается проследить его движение взглядом, если объект медленно перемещается в горизонтальной плоскости. Такое движение носит название рефлекса фиксации.

Далее ребенок наблюдает за всем, что его окружает: смотрит на предметы и игрушки, прослеживает глазами падающий объект, протягивает руки к заинтересовавшей его игрушке. При помощи зрения ребенок формирует большую часть своих представлений об окружающем мире.

Дети с тяжелой умственной отсталостью характеризуются рядом особенностей состояния зрительного анализатора: уплывающий взор, отсутствие прослеживающего движения глазного яблока, снижение остроты зрения и т.д. Все эти особенности зрительного анализатора существенно затрудняют работу воспитателя. Окружающие люди для наших детей являются сильнейшим эмоциональным раздражителем, который дает сразу комплекс сигналов: ощущение близости, зрительные сигналы.

Наиболее привлекательным и интересным объектом для ребенка является человеческое лицо. Работая над темой: «Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия», расскажу о личном опыте в этом направлении. Учитывая, что зрительный контакт жизненно важен для развития детей, постоянно стараюсь поддерживать его. Для этого необходимо помнить, что скучное невыразительное лицо детей не привлекает. Находясь постоянно с детьми, стараюсь постоянно разговаривать с ними ласковым, спокойным голосом. Дети любят слушать сказки, потешки, песенки. В работе с детьми при формировании зрительного восприятия, использую различные музыкальные игрушки. Дети любят играть с игрушками, издающими звуки. Для проведения игр использую шляпы, необычные очки, яркие серьги, бусы, клоунский нос, маски. Если ребенок следует взглядом за предметом, стараюсь тут же вознаградить ребенка ласковым словом, похвалой. Любят дети играть в прятки, использую для этой игры шарфы, свои руки, руки ребенка. Во время игр стараюсь постоянно напевать ребенку детские считалки, потешки. Для проведения игр по различению света и темноты, использую в играх фонарики, светящиеся игрушки. Провожу такую игру, как «Достань игрушку», цель которой развитие умения доставать спрятанную под платок  на глазах ребенка игрушку. Для развития зрительного восприятия провожу с детьми следующие игры: «Карусель», «Занимательная рукавичка», «Неваляшка», «Рассматривание султанчиков», «Игра с колечками».

Таким образом, если детей не обучать, то зрительное восприятие долго останется поверхностным, отрывочным и не создаст необходимой основы для общего умственного развития.

Задача воспитателя – развивать восприятие, чтобы сформировать у детей правильное представление об окружающем мире, предметах и явлениях.

Литература:

  1. Л.В.Фомина «Сенсорное развитие», программа для детей 4-6 лет, Москва, «Сфера», 2001г.
  2. А.С.Галанов «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 до 3-х лет», Москва, «Аркти», 2003г.
  3. Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук», Ярославль, «Академия развития», 1998г.
  4. Т.В.Башаева «Развитие восприятия. Дети 3-7 лет», Ярославль, «Академия развития», 2001г.
  5. Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком». Руководство для родителей. Москва, центр лечебной педагогики, 2004г.
  6. Л.Н.Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3-х лет», «Мозаика», 2003.
  7. М.В.Кузин «Развивающие игры для детей от 0 до года», Ростов – на – Дону, «Феникс», 2007г.
  8. О.Жукова, В.Балобанова «Как помочь ребенку», Санкт-Петербург, «Нева», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

Использование занимательных технологий в формировании вычислительных навыков у школьников с интеллектуальной недостаточностью

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии  и  способностью учащегося, - одна из наиболее важныхв теории специальной педагогики и практики школы...

Коррекционная направленность игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития.

Игры с природным материалом являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». В процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры, направленные на р...

Творческие задания как средство формирования коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение практического опыта использование ттворческих заданий для развития коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью...

"Развитие зрительной памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью".

В данной разработке представлены методические рекомендации, которые включают в себе систему упражнений, направленные на развитие мнемической деятельности, созданы на основе полученных результатов диаг...

Мастер - класс по теме «Использование занимательного геометрического материала в формировании сенсорных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Главными помощниками в восприятии окружающего мира...