Робототехника 5-7 класс ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Робототехника» предназначена для обучающихся 5 – 7х классов желающих расширить свои теоретические и практические навыки в моделировании и
конструировании Представленная программа изучается в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robototehnika_5-7_klass.docx | 39.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к образовательной программе
начального образования
Программа курса внеурочной деятельности
«Робототехника» 5 –7
Срок реализации 3 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Робототехника» предназначена для обучающихся 5 – 7х классов МКОУ «Боровская СОШ имени Героя России Тимура Ибрагимова» желающих расширить свои теоретические и практические навыки в моделировании и конструировании.
Представленная программа изучается в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Боровская СОШ имени Героя России Тимура Ибрагимова» с. Боровое.
Цель программы – создание условий для изучения основ алгоритмизации и программирования с использованием робота Lego Mindstorms NXT, развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.
Задачи программы:
Обучающие:
- Дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;
- Научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;
- Сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
- Ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами
Методическая основа курса – деятельный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Для успешного продвижения обучающегося в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
Система оценивания: без отметочная. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы организация выставки лучших работ. Представлений собственных моделей. Защита проектных работ.
Содержание учебного предмета
5 класс
1 раздел «Введение» ( 3 часа)
Вводное занятие.
Лекция. Цели и задачи курса. Что такое роботы. Техника безопасности. Ролики, фотографии и мультимедиа. Знакомство с деталями конструктора, моторами, программами NXT Program(встроенное облако) и NXT 2.0. Programming. Конструкторы и «самодельные» роботы.
2 раздел «Основы конструирования.» (8 часов)
Собираем первую модель робота по инструкции. Разработка программ с использованием датчика касания, датчика звука, датчика освещенности, датчика расстояния. Создание двухступенчатых и трехступенчатых программ. Самостоятельная творческая работа учащихся.
3 раздел «Конструирование и управление сложным роботом.» (7 часов)
На уроке мы делим всех учеников на группы по 2-3 человека.
Изучение блока «Bluetooth». Задача учеников самостоятельно найти и смастерить конструкцию робота, которая сможет выполнять задания соревнований: «Движение по линии», «Кегельринг». Изучение недостатков сконструированных роботов. Работа в Интернете.
6 класс
1 раздел «Введение» ( 8 часов)
Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с техникой более сложного уровня. Также повторение пройденного в прошедшем классе и совершенствование навыков сборки, отладки, модернизации и программирования роботов. Техника безопасности.
2 раздел «Основы конструирования» (6 часов)
На уроке мы делим всех учеников на группы по 2-3 человека.
Измерение звука, скорости. Изучение органов чувств робота. Способы кодирования. Выполнение лабораторной работы. Самостоятельная работа учащихся. Задача учеников смастерить конструкцию робота, которая сможет выполнять задания соревнований: «Танцующие птицы», «Умная вертушка», «Порхающая птица».
3 раздел «Основы программирования» (3 часов)
Придумываем конструкцию, которую бы хотели собрать. Назовём конструкцию роботом. Пусть робот перемещается на 4-х колесах или гусеницах. Пусть он может короткое время (минимум 1 минуту) передвигаться самостоятельно. Начинаем сборку модели. Обсуждаем подробности конструкции и параметры программы.
7 класс
1 раздел «Введение.» (6 часов)
Этот раздел для тех, кто начинает работать с графической средой разработки программ для спортивных робототехнических систем – NXT .
Лекция. Цели и задачи курса. Ролики, фотографии и мультимедиа. Рассказ о соревнованиях роботов: Евробот, фестиваль мобильных роботов, олимпиады роботов. Спортивная робототехника. В ч.т. – бои роботов (неразрушающие). Конструкторы и «самодельные» роботы. Основы программирования соревновательной робототехники.
2 раздел «Базовые основы программирования роботов» (11 часа)
Собираем первую модель робота по инструкции. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий. Количество блоков в программах более 5 штук. Загружаем готовые программы управления роботом, тестируем их, выявляем сильные и слабые стороны программ, а также регулируем параметры, при которых программы работают без ошибок. Разработка программ для выполнения поставленных задач: несколько коротких из 4-5 блоков.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
Результаты школьников распределяются по уровням:
- Краткосрочный (результаты первого уровня):
- приобретение школьником научных знаний - овладение способами самопознания, рефлексии;
- приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- Среднесрочный (результаты второго уровня):
- формирование ценностного отношения к научной реальности - получение школьником опыта естественно научного познания окружающего мира;
- виды передачи информации.
Учащиеся должны уметь:
- компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов; - конструктивные особенности различных роботов;
- как передавать программы в NXT;
- корректировать программы при необходимости.
- Долгосрочный (результаты третьего уровня): получение школьником опыта самостоятельного общественного действия - школьник может приобрести опыт рационального познания мира, общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Учащиеся должны знать:
- порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
- создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель;
- проводить сборку робототехнических средств, с применением LEGO конструкторов;
- создавать программы для робототехнических средств;
- прогнозировать результаты работы;
- планировать ход выполнения задания;
- рационально выполнять задание;
- руководить работой группы или коллектива;
- высказываться устно в виде сообщения или доклада;
- высказываться устно в виде рецензии ответа товарища;
- представлять одну и ту же информацию различными способами.
В результате обучения у обучающихся основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Личностные УУД
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над роботом и программой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ современного и будущего применения роботов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при конструировании и программировании.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Тематическое планирование 5 класс
№ | Раздел темы учебных занятий | Количество часов | Форма занятий | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 3 | 1 | 2 | Познакомится с техникой безопасности в кабинете ИКТ, техника безопасности при работе с ЛЕГО |
2 | Конструирование и управление простым роботом. | 8 | 2 | 6 | Групповая работа, фронтальная работа конструирование по образцу, конструирование по замыслу, конструирование по замыслу |
3 | Конструирование и управление сложным роботом. | 6 | 2 | 4 | Групповая работа, фронтальная работа конструирование по образцу, конструирование по замыслу, конструирование по замыслу |
Всего | 17 | 5 | 12 |
Тематическое планирование 6 класс
№ | Раздел темы учебных занятий | Количество часов | Форма занятий | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение в курс «Робототехника и Lego конструирование» | 8 | 3 | 5 | Познакомится с техникой безопасности в кабинете ИКТ, техника безопасности при работе с ЛЕГО |
2 | Основы конструирования | 6 | 2 | 4 | Групповая работа, фронтальная работа конструирование по образцу, конструирование по замыслу, конструирование по замыслу |
3 | Основы программирования | 3 | 1 | 2 | Групповая работа, фронтальная работа конструирование по образцу, конструирование по замыслу, конструирование по замыслу |
Всего | 17 | 6 | 11 |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Раздел темы учебных занятий | Количество часов | Форма занятий | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 6 | 2 | 4 | Познакомится с техникой безопасности в кабинете ИКТ, техника безопасности при работе с ЛЕГО |
2 | Базовые основы программирования роботов | 11 | 3 | 8 | Групповая работа, фронтальная работа конструирование по образцу, конструирование по замыслу, конструирование по замыслу |
Всего | 17 | 5 | 12 |
Формы контроля.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий контроль;
- промежуточный контроль;
- итоговый контроль.
Положительные отметки за задания: самостоятельная, практическая, лабораторная работа, доклад, презентация, итоговая работа, являются зачетом по изученной теме. По каждой теме учащийся сдает зачет, но срок получения зачета строго не ограничен (н-р до конца триместра). Такое накопительное оценивание учит школьников планировать свои действия, показывает результаты продвижения в условии новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Оценка знаний и умений обучающихся.
Оценка «5»:
- ответ полный, правильный, с использованием терминологии, отражающий основной материал курса;
- правильно и самостоятельно выполнена практическая, самостоятельная или лабораторная работа, с соблюдением последовательности выполнения и техники безопасности.
Оценка «4»:
- ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, но есть неточности в изложении основного материала или выводах. Практическая, самостоятельная, лабораторная работа соответствует требованиям, но выполнена не аккуратно, имеет неточности или нарушение последовательности действий;
Оценка «3»:
- ответ правильный, учащийся в основном понимает материал, но не четко определяет понятия и последовательность работы, не может правильно дать определения используемым терминам;
- практическая, самостоятельная, лабораторная работа выполнена не точно, не аккуратно, нарушена последовательность действий, содержание работы требует дополнительных разъяснений.
Оценка «2»:
- ответ неправильный;
- не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, терминов;
- практическая, самостоятельная, лабораторная работа не соответствует предъявленным требованиям.
Литература:
- Примерные программы начального образования.
- Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы.
- Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.
- С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .
- Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.
- Д. Г. Копосов «Первый шаг в робототехнику» - М.: БИНОМ Лаборатория знаний. 2015
- Л.Г. Белиовская, А.Е. Белиовский «Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEN» М.: ДМК Пресс 2010
Интернет-ресурсы:
http://lego.rkc-74.ru/ - Ассоциация Лего
http://www.rkc-74.ru/Page.aspx?pid=6cb9693c-cc89-41ee-a8eb-3336aa3b3d6e– страница Лего на сайте РКЦ
http://wiki.rkc-74.ru/index.php/%D0%9B%D0%95%D0%93%D0%9E– Wiki страница «Виртуальный клуб ЛЕГО-педагогов»
http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13 – Элективный курс «Лего-ленд» (для детей 1-5 классов)
http://legoclab.pbwiki.com/ - Клуб Лего педагогов
http://www.robosport.ru/ - сайт «Робототехника»
http://www.roboclub.ru/ - Робоклуб. Практическая робототехника.
http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
http://www.lego.com/education/
http://www.int-edu.ru/- институт новых технологий
http://legomet.blogspot.com/ блог филиала МОУ ДПО УМЦ по Металлургическому району
http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/ блог учителя физики МОУ № 14 Лужновой Г.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование технология 5 классФГОС с УУД на каждый урок
Календарно-тематическое планирование технология 5 класс по программа Симоненко, расчитано на 70 учебных часов, на каждый урок расписаны УУД, планируемые результаты....
Календарно-тематическое планирование технология 5 классФГОС с УУД на каждый урок
Календарно-тематическое планирование технология 5 класс по программа Симоненко, расчитано на 70 учебных часов, на каждый урок расписаны УУД, планируемые результаты....
Календарно-тематическое планирование технология 6 классФГОС с УУД на каждый урок
Календарно-тематическое планирование технология 6 класс по программа Симоненко, расчитано на 70 учебных часов, на каждый урок расписаны УУД, планируемые результаты....
рабочая программа к уч. Виленкина 5 классФГОС
рабочая программа к уч. Виленкина 5 класс ФГОС, 210 часов....
календарно-тематическое планирование к учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English"5 классФГОС
календарно-тематическое планирование к учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English"5 класс в соответствии с требовании ФГОС ООО...
календарно-тематическое планирование к учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English"6 классФГОС
календарно-тематическое планирование к учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English"6 класс разработано в соответствии с требованиями ФГОС ООО...
календарно-тематическое планирование к учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English"7 классФГОС
календарно-тематическое планирование к учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English"7 классФГОС...