Конспект урока речевой практики для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Моделирование диалогов поздравления и пожелания"
методическая разработка
Цели урока:
Образовательная: способствовать формированию умения составлять новогодние поздравления и пожелания.
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать развитию мыслительной деятельности через выполнение практических работ; мелкой моторики рук; целенаправленного произвольного внимания; памяти; фонематического слуха и зрительного восприятия учащихся.
- Создать условия для развития связной устной речи учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы; обогащать словарный запас.
- Создать условия для развития умения составлять план действий и пользоваться им в процессе работы.
- Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы.
Воспитательные:
- Обеспечить условия для воспитания личностных качеств учащихся; интереса к учебным занятиям; бережного отношения к учебным принадлежностям.
- Способствовать воспитанию доброго и уважительного отношения к окружающим.
- Создать условия для воспитания ценностного отношения к здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_dialogov_pozdravleniya_i_pozhelaniya.docx | 150.81 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
(С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)
Тема урока: Моделирование диалогов поздравления и пожелания
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели урока:
Образовательная: способствовать формированию умения составлять новогодние поздравления и пожелания.
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать развитию мыслительной деятельности через выполнение практических работ; мелкой моторики рук; целенаправленного произвольного внимания; памяти; фонематического слуха и зрительного восприятия учащихся.
- Создать условия для развития связной устной речи учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы; обогащать словарный запас.
- Создать условия для развития умения составлять план действий и пользоваться им в процессе работы.
- Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы.
Воспитательные:
- Обеспечить условия для воспитания личностных качеств учащихся; интереса к учебным занятиям; бережного отношения к учебным принадлежностям.
- Способствовать воспитанию доброго и уважительного отношения к окружающим.
- Создать условия для воспитания ценностного отношения к здоровью.
Средства обучения: карточки с условно-графическими схемами, раскраска «Подарок» (Приложение 1), картонные чашки для дыхательной гимнастики, видеофрагмент (https://disk.yandex.ru/i/glXaeE7nGtAXIA), карточки для рефлексии (солнышко-тучка), мультимедийный проектор, компьютер для учителя.
Ход урока
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
(Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.)
- Здравствуйте, ребята! (Учащиеся здороваются с учителем, садятся за парты. Учитель проверяет посадку, готовность к уроку, настрой учащихся на работу.)
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? (Да!)
Всё готово? (Да!)
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
- Подготовка к усвоению нового материала
- Артикуляционная гимнастика.
- Выполняем упражнения артикуляционной гимнастики. (Учитель говорит название каждого упражнения, контролирует выполнение упражнений учащимися. Один из учащихся показывает, остальные вместе с ним выполняют.)
Упражнение 1. «Окошко».
Цель: учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2-3 пальцев, язык лежит свободно, кончик — у нижних передних зубов, губы сохраняют округлую форму. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5.
Упражнение 2. «Дудочка».
Цель: учить вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Словно трубочка
У нас дудочка.
Подудим мы в дудочку,
Тянем губы трубочкой.
Рекомендации.
Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
Упражнение 3. «Заборчик».
Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Улыбнуться без напряжения, обнажить сомкнутые передние верхние и нижние зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Вышли утром мы во двор
И построили забор.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
А сейчас раздвинем губки
И покажем наши зубки.
Рекомендации.
Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
Упражнение 5. «Орешки».
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Рот закрыт. Напряженный кончик языка поочередно упирается в правую и левую щеки изнутри, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.
- Дыхательная гимнастика.
- Возьмите картонные чашки, выполняем упражнение на дыхание. (Учащиеся берут картонные чашки и выполняют упражнение.)
Упражнение «Остуди чай».
Цель: развитие длительного, плавного ротового выдоха, активизация мышц губ.
Сделать носом глубокий вдох и медленно выдохнуть через рот на картонную чашку.
- Чистоговорки
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Слушаем и повторяем. (Учитель произносит фразу, дети повторяют ее вместе с ним.)
ЛО – ЛО – ЛО – дома нам тепло.
ВОТ – ВОТ – ВОТ – снег идет.
ГУ – ГУ – ГУ – елочки в снегу.
СУ – СУ – СУ – белочки в лесу.
РА – РА – РА – снежная гора.
КА – КА – КА – слепим мы снеговика.
- Актуализация знаний
- Какие задачи поставим перед собой на уроке? (Учиться думать, учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно, учится слушать и слышать другого, учиться говорить.) (Учащиеся раскладывают на парте карточки (Приложение 1) и формулируют задачи урока.)
- Отгадайте загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (зима)
- Какое время года наступило? (Наступила зима.)
- Назовите признаки зимы. (Солнце низко над землей, поэтому на улице морозно. Везде лежит снег. Светлое время суток - короче, а темное время суток – длиннее.)
- Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.)
- Какой сейчас месяц зимы? (Сейчас декабрь.)
- Вам нравится зима? Почему? (Зимой можно кататься на санках, лыжах и коньках. Зимой можно лепить снеговика. Зимой можно играть в снежки и хоккей. Зимой красиво.)
- Отгадайте загадку:
Что за праздник на дворе?
Все во льду и серебре,
Елка важная стоит,
От наряда вся блестит?
В гости Дед Мороз идет,
Наступает... (Новый год)
- Вспомните, как люди готовятся к празднованию Нового года. (Люди наряжают елку. Люди готовят новогодние костюмы. Люди украшают помещения и улицы. Люди готовят подарки. Дети разучивают стихи, песни, танцы.)
- Тему нашего урока вы узнаете, посмотрев фрагмент мультфильма «Дед Мороз и лето». (длительность фрагмента 44 сек.) (Учащиеся смотрят видеофрагмент.)
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем учиться дарить подарки.)
- Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали. (Учащиеся встают из-за парт и повторяют движения за учителем.)
Ножками потопали, (Топают ногами.)
Ручками похлопали. (Хлопают руками.)
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись. (Крутятся сначала в одну сторону, потом в другую.)
Глазки крепко закрываем, (Закрывают глаза.)
Дружно до пяти считаем. (Считают хором до 5.)
Открываем, поморгаем (Открывают глаза, моргают.)
И работать продолжаем.
- Усвоение новых знаний
- Когда дарят подарки? (Подарки дарят на праздник, на день рождение.)
- Кому дарят подарки? (Подарки дарят родным и близким.)
- С каким праздником мы скоро будем поздравлять? (Мы будем поздравлять с Новым годом.)
- Что нужно говорить при преподнесении подарков? (Поздравляю вас с Новым годом. Желаю здоровья.)
(Учитель спрашивает у каждого ребенка, как он будет поздравлять разных людей с Новым годом.)
- Как вы поздравите учительницу с Новым годом? (Поздравляю вас с Новым годом.)
- Как вы поздравите одноклассника? (Поздравляю тебя с Новым годом.)
- Как вы поздравите папу? (Поздравляю тебя с Новым годом.)
- Пожелания являются важной частью поздравления. С какого слова мы начнем пожелание? (Желаю…)
- Как вы думаете, что можно пожелать другим людям? (Можно пожелать им счастья, здоровья, радости...)
(Учитель спрашивает у учащихся, как они будут говорить слова пожелания.)
- Как вы пожелаете здоровья учителю? (Желаю вам здоровья.)
- Как вы пожелаете маме счастья? (Желаю тебе счастья.)
- Как вы пожелаете бабушке здоровья? (Желаю тебе здоровья.)
- Какими словами мы сопровождаем вручение подарка? (Это тебе. Этот подарок тебе. Дарю тебе подарок.)
- Физкультминутка для глаз
- Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть. Повторяйте за мной.
Мы снежинки увидали.
Со снежинками играли.
Снежинки вправо полетели, (Глазки вправо посмотрели.)
Снежинки влево полетели, (Глазки влево посмотрели.)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю пускал (Глазки смотрят вверх и вниз на кончик носа.)
Тут снежинки покружились (Поморгать глазами.)
И на землю опустились. (Глазки закрыть.)
- Применение знаний и умений в новой ситуации
- Вы хотите поздравить друг друга с Новым годом? (Да.)
(Учитель распределяет учеников по парам и выдает каждому раскраску «Подарок».) (Приложение 2).
- Раскрасьте рисунок цветными карандашами. (Учащиеся раскрашивают раскраску.)
- Подумает, что вы хотите подарить своему однокласснику. Теперь обменяйтесь подарками, поздравляя друг друга. Не забудьте сказать, что вы дарите. (Учащиеся дарят рисунки друг другу, сопровождая словами «Поздравляю тебя с Новым годом. Желаю тебе счастья/радости… Я дарю тебе самолет/куклу/машинку/робота…» Учитель слушает поздравления каждого ученика и помогает выполнить задание.)
- Рефлексия
- Давайте вспомним задачи, которые поставили в начале урока.
- Удалось ли нам их выполнить? (Да, удалось.)
- Кто считает, что он со всеми заданиями справился, кому было интересно, кому понравился урок, поднимите солнышко.
- Если вы не довольны своей работой, если вы считаете, что не на все вопросы ответили, поднимите тучку.
Учащиеся поднимают солнышко или тучку.
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование для учащегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II).
Календарно-тематическое планирование для учащегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Конспект урока математики для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Решение простых задач на нахождение суммы и остатка"
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.Цели урока: Образовательная: создать условия для формирования умения решать задачи на нахождение суммы и остатк...
Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса):
Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)...
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...
Рабочая программа по основам социальной жизни 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по основам социальной жизни 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...
Рабочая программа по математике 7а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по математике 7а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)...
Рабочая программа по математике (факультатив) 7а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по математике (факультатив) 7а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...